Напоминание

Образовательная программа для пятилетнего обучения (адаптированная)


Автор: Корнева Анна Васильевна
Должность: Преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: ДМШ им. Э. Т. А. Гофмана
Населённый пункт: Г. Калининград
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Образовательная программа для пятилетнего обучения (адаптированная)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей городского округа «Город Калининград»

«Детская музыкальная школа им. Э. Т.А.Гофмана»

Ленинградского района» г. Калининграда

Утверждено на заседании педагогического

Совета __________________________ года

____________________Т.И. Рыбакина

Образовательная программа

По музыкальному инструменту «Виолончель»

Для пятилетнего срока обучения

(адаптированная)

Составитель: Корнева А.В.

Преподаватель по классу виолончели

Калининград 2010

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………..….2

Учет успеваемости………………………………………………………………..9

Подготовительный класс………………………………………………………..12

1 класс…………………………………………………………...………………..14

2 класс………………………………………………………………….…………16

3 класс…………………………………………………………………………….19

4 класс…………………………………………………………………………….21

5 класс………………………………………………………………….…………23

Школы игры на виолончели…………………………………………………….26

Список методической литературы…………………………………..………….34

2

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание является одной из форм эстетического

воспитания. Музыкальные школы как одно из наиболее массовых звеньев в

системе музыкального образования призваны способствовать развитию

музыкальной культуры в стране, прививать практические навыки и знания,

необходимые для участия в коллективах художественной самодеятельности,

для музицирования в быту. Одновременно детские музыкальные школы

должны выявлять наиболее одаренных в музыкальном отношении детей и

готовить их к поступлению в музыкальные училища.

Перед всем педагогическим коллективом школы и особенно перед

педагогом по специальности, который является основным руководителем и

воспитателем ученика, поставлена ответственная задача музыкального

развития учащегося, формирования его морального облика и эстетических

взглядов.

Исходя из основной задачи детских музыкальных школ: дать учащимся

общее музыкальное образование, научить их играть на инструменте,

грамотно и осмысленно разбираться в музыкальных произведениях, привить

навыки, необходимые для дальнейшего музицирования, — от педагога

требуется большая гибкость, наблюдательность и педагогическое мастерство.

Урок по специальности является основной формой учебной и

воспитательной

работы.

Не

ограничиваясь

узкопрофессиональными

задачами, педагог должен проявлять живой интерес к учебе и всем сторонам

общественной

жизни

учащихся,

развивать

высокую

идейность,

принципиальность, требовательность к себе.

Педагогу

по

специальности

следует

постоянно

наблюдать

за

поведением ученика в школе, поддерживать тесный контакт как с

преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, так и с родителями

учащихся.

В повседневной работе по специальности в классе педагог должен

прививать ученику интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая его

вкус на образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных

классиков, сочинениях советских композиторов и лучших произведениях

современных зарубежных композиторов.

В процессе занятий педагогу следует добиваться гармоничного

развития технических и художественных навыков.

Работа над техникой должна быть подчинена правдивой передаче

художественного замысла изучаемых музыкальных произведений.

С

первых

же

уроков

необходимо

развивать

музыкально-

исполнительские представления, приучать внимательно прочитывать и

воспроизводить

авторский

текст,

вслушиваться

в

свое

исполнение,

добиваться хорошего качества звучания, выразительной фразировки.

Работа

над

выразительностью

исполнения,

развитием

слухового

контроля, качеством звучания, интонацией, ритмом и динамикой должна

последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть

предметом постоянного внимания педагога.

При разучивании музыкальных произведений необходимо знакомить

ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение.

Приступая к занятиям с начинающим учеником, преподаватель должен

подобрать размер инструмента и смычка, а также высоту стула, которые

соответствовали бы физическим данным ученика.

Для успешного развития исполнительских навыков ученику прежде

всего необходимо усвоить правильную постановку (посадка, постановка рук

и свободная координация движений).

Обучение

игре

на

виолончели

следует

начинать

с

овладения

элементарными навыками каждой руки в отдельности.

В первом полугодии следует сосредоточить внимание на изучении

узкого расположения пальцев на грифе (охват малой терции), после чего

можно перейти к изучению широкого расположения (охват большой терции).

Переходы из позиции в позицию являются не только одним из

основных элементов техники, но и важным средством выразительности;

изучение их следует начинать после достаточного овладения первой

позицией, а также предварительного ознакомления с IV и половинной

позициями. В дальнейшем рекомендуется изучать III

и II позиции и

различные приемы их смены.

Для овладения правильными переходами из позиции в позицию

большое значение имеют ясные слуховые представления ученика об

интервале, который требуется сыграть, а также свободные, уверенные

движения левой руки и координация ее движений с действиями правой руки.

Изучение средних и высоких регистров и приемов игры большим пальцем

(ставка) начинается после достаточного закрепления игры на первых

позициях.

Приемы

смены

позиций

следует

совершенствовать

в

связи

с

художественными задачами при изучении музыкальных произведений.

Работу

над

вибрацией,

важнейшим

средством

выразительности

исполнения, следует начинать после достаточного закрепления навыков

звукоизвлечения, интонации, овладения приемами смены позиций.

Характер вибрации должен быть органически связан с содержанием

изучаемого музыкального произведения.

Развитие техники правой руки должно быть направлено на достижение

высокого

качества

звука,

овладение

техникой

исполнения

штрихов,

распределение и смену направления смычка.

Работа над овладением различными штрихами должна осуществляться

постепенно; успешные результаты могут быть достигнуты при условии, если

учащийся будет ясно представлять себе музыкальное своеобразие звучания

каждого штриха и знать приемы, которыми это достигается.

Развитие техники в широком смысле слова должно осуществляться в

процессе работы над всеми изучаемыми музыкальными произведениями;

развитию техники в узком смысле слова (пальцевой беглости, штрихов и т.

д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и

другими упражнениями.

На протяжении всех лет обучения при работе над инструктивным

материалом (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды) необходимо добиваться

интонационной точности, ровности звучания, устойчивого ритма, плавности

движения смычка при чередовании струн и равномерного его распределения,

свободной и уверенной смены позиций, пальцевой четкости.

Необходимо развивать в ученике сознательное отношение к изучаемым

техническим приемам, ясное представление о той художественной цели,

которой они служат.

На уроках целесообразно сначала прослушать заданный материал, не

прерывая исполнения, после чего делать необходимые пояснения и указания,

усвоение

которых

проверяется

при

повторном

прослушивании

(проигрывании); полезно иногда изменять последовательность проверки

домашних заданий.

Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является

наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и

активность учащегося.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации

домашних занятий и режима дня.

Педагог специального класса в контакте с родителями должен помочь

ученику составить расписание домашних занятий с учетом времени,

необходимого

для

приготовления

заданий

по

общеобразовательным,

музыкально-теоретическим

предметам

и

специальности,

не

допуская

перегрузки.

Педагог

должен

научить

ученика

самостоятельно

работать

над

художественным

произведением

и

инструктивным

материалом,

анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их преодоления путем

тщательной работы, используя при этом необходимые приемы игры.

Успеваемость

учащегося

во

многом

зависит

от

целесообразно

составленного

индивидуального

плана,

в

котором

должно

быть

предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены

его

индивидуальные

особенности,

уровень

общего

музыкального

и

технического развития и связанные с этим конкретные педагогические

задачи.

Планирование работы с учеником и продуманный выбор учебного

материала

способствует

правильной

организации

учебного

процесса,

успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных

учащегося.

К началу первого и второго полугодия педагог обязан составлять

индивидуальные планы на каждого учащегося. Планы утверждаются

руководителем отделения и заведующим учебной частью (либо директором).

В конце каждого полугодия педагог должен указать в индивидуальных

планах изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки, и

отметить выполнение плана, а в конце года дать развернутую характеристику

музыкальных

данных,

работоспособности

и

успеваемости

учащихся.

Выпускные программы представляются преподавателем к концу первого

полугодия и утверждаются на заседании отдела.

При подборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться

принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо

включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-

исполнительские

возможности

учащегося

и

не

соответствующие

его

возрастным особенностям.

Необходимо помнить, что непосильная эмоциональная задача является

зачастую более вредной, чем чисто техническая, так как приводит к

чрезмерной умственной перегрузке учащихся.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию,

форме, стилю, фактуре.

Помимо инструктивного материала для развития тех или иных

технических навыков, следует проходить с учащимися возможно больше

художественных пьес, всячески поощряя внешкольные выступления в

общеобразовательных школах.

В детских музыкальных школах обучаются дети самые различные по

своему дарованию. Дифференцируя в старших классах направленность

обучения, в отдельных случаях является педагогически оправданным

включение в индивидуальные планы отдельных произведений из репертуара

предыдущего класса. Наряду с этим, в индивидуальные планы учащихся,

обладающих хорошими и отличными музыкальными данными, могут быть

включены отдельные произведения из репертуара следующего класса. При

этом

нельзя

допускать

неоправданного

завышения

или

занижения

репертуара.

Педагог может дополнять индивидуальные планы учащихся по своему

усмотрению и другими музыкальными произведениями, отвечающими

необходимым требованиям и соответствующими по степени трудности

возможностям учащихся.

Для

расширения

музыкального

кругозора

учащихся,

помимо

произведений детально изучаемых в классе, следует знакомить их с целым

рядом

разнообразных

пьес,

допуская

при

этом

различную

степень

завершенности работы над ними и не требуя обязательного заучивания

наизусть.

Одним из важнейших разделов работы в специальных классах является

развитие у учащихся навыка чтения нот с листа, крайне необходимого для

музицирования и игры в ансамблях и оркестрах.

Умение ученика самостоятельно и грамотно разобраться в нотном

тексте значительно активизирует процесс работы и создает необходимые

условия для расширения его музыкального кругозора.

Развитие навыка чтения с листа и воспитание внутреннего слуха

должно носить систематический характер с первого года обучения.

Ученика следует приучить предварительно просматривать текст,

воспитывая у него способность воспринимать мелодию и умение пропевать

ее вслух.

Разбирая в классе новое музыкальное произведение, педагог должен

обращать внимание ученика на ладовую и метроритмическую основу

произведения, штрихи, аппликатуру и т. п.

В процессе разбора музыкального произведения учащиеся не должны

менять взятого темпа, а также научиться просматривать текст на такт или

несколько тактов вперед.

Для чтения нот с листа рекомендуется давать учащимся произведения

более доступные по содержанию и фактуре, чем изучаемые по программе его

класса.

Очень большое значение для развития навыков чтения нот с листа

имеет игра в ансамбле. Умение легко ориентироваться в нотном тексте и

бегло читать с листа во многом зависит от количества и разнообразия

изучаемых

музыкальных

произведений.

Поэтому

не

следует

долго

задерживаться на каком-либо одном музыкальном произведении, а знакомить

ученика с возможно большим количеством новых пьес.

Для сознательного формирования вкуса, правильного понимания

изучаемого произведения (всех его элементов в целом) большую роль играют

регулярные занятия с концертмейстером. Время, назначенное для работы с

концертмейстером,

должно

быть

использовано

очень

рационально.

Аккомпанемент должен быть профессионально грамотным, он должен

подчеркивать форму и стиль исполняемого произведения, увлечь ученика,

помочь ему в освоении музыкальных образов.

Учет успеваемости

В течение учебного года основной формой учета успеваемости

учащегося является четвертная оценка, выставляемая педагогом.

В связи с тем, что четвертная оценка выставляется педагогом на

основании текущих оценок, которые являются

основными,

определяющими

фактическую успеваемость учащихся, ответственность за их полную

объективность, доброжелательность и педагогическую целесообразность

чрезвычайно возрастает.

В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на

основании четвертных и с учетом оценок полученных учащимся на зачетных

академических вечерах в первом полугодии и в конце года.

Не допуская неоправданного завышения оценок, педагог в текущей

классной работе должен всячески поощрять трудолюбие детей, что в свою

очередь будет стимулировать их учебу.

Следует

иметь

в

виду,

что

критерий

оценок

успеваемости

и

продвижения учащихся в детских музыкальных школах условен, например:

оценки 4 и 5 могут быть в равной мере выставлены учащимся с отличными

музыкальными данными и учащимся с удовлетворительными данными, но

сделавшими в пределах своих возможностей большие успехи. Однако во всех

случаях независимо от степени одаренности детей основным критерием

оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения.

Необходимо, чтобы каждый учащийся по мере готовности выступал в

течение учебного года не менее трех раз: 2-я четверть — с оценкой за

исполнение, 3-я четверть — без оценки за исполнение, 4-я четверть — с

оценкой за исполнение (итоговый академический вечер).

В первом полугодии учащиеся исполняют одно произведение крупной

формы или два произведения кантиленного и технического характера (пьеса

технического характера может быть заменена этюдом). В 3-й четверти —

произведение кантиленного или технического склада, а в конце учебного

года — гаммы, арпеджио и 2-3 произведения соответственно требованиям

для перехода в следующий класс, предусмотренным настоящей программой.

Проверка работы над гаммами проводится либо специальным зачетом, либо

выносится на академические вечера.

Хорошо успевающие учащиеся могут выступать и большее количество

раз. При этом педагогу представляется полная свобода в выборе репертуара

для выступлений учащихся с учетом их возможностей. С другой стороны, в

случаях, когда это диктуется необходимостью (пропуски занятий, перевод к

другому педагогу), педагогу предоставляется право освобождать отдельных

учащихся от выступлений в первом полугодии или в 3-й четверти.

Учитывая, что часть выступлений учащихся в процессе обучения

проходит без оценки за исполнение очень важно, чтобы на протяжении всех

лет обучения педагог воспитывал в учащихся чувство ответственности за

каждое выступление, критическое и требовательное отношение к себе.

Необходимо, чтобы учащихся волновала не столько цифровая оценка,

сколько качество исполнения, а также выполнение поставленных перед ними

задач.

Контроль за успеваемостью учащихся и усвоение ими навыков,

предусмотренных программой, осуществляется как во время выступлений в

течение учебного года, так и на итоговых закрытых академических вечерах и

выпускных экзаменах.

Все выступления учащихся, характер и качество их исполнения,

продвижение и успеваемость, индивидуальные особенности учащегося и

подбор репертуара должны тщательно обсуждаться педагогами данного

отдела. Методические замечания заносятся в индивидуальные планы

учащегося и в методическую книгу.

Проверка навыков чтения нот с листа должна проводиться регулярно

педагогом по специальности на классных занятиях.

В программе приводятся списки основного репертуара детской

музыкальной школы. Списки эти, разумеется, не исчерпывающие, и педагог

должен

пополнять

репертуар

учащихся

другими

музыкальными

произведениями.

Репертуарный список каждого класса состоит из следующих разделов:

1.

Инструктивный материал — гаммы, этюды, упражнения.

2.

Произведения крупной формы — концерты, сонаты, сюиты,

вариации.

3.

Отдельные пьесы — народные песни, пьесы русских, советских и

зарубежных композиторов.

4.

Авторские сборники.

5.

Сборники пьес.

6.

Хрестоматии.

7.

Школы.

Подготовительный класс.

Ознакомление с инструментом. Изучение нотной грамоты, чтение нот в

басовом ключе. С первых же уроков необходимо развивать музыкально -

слуховое представление и музыкально - образное мышление.

Основы постановки: посадка ученика и установка инструмента,

раздельная постановка рук. Изучение I позиции в узком расположении

пальцев.

Развитие

навыков

ведения

смычка

на

пустых

струнах,

распределение смычка. Соединение правой и левой рук на простейшем

материале. Изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и

его частями, легато по две и четыре ноты на смычок, комбинированные

штрихи (во втором полугодии). Развитие слуха и ритма у учащегося.

Примерные годовые требования:

В течение года ученик должен пройти 2-3 мажорные гаммы и арпеджио

в 1 октаву: 8-10 этюдов и 10-12 пьес.

При переходе в I класс исполняются 2 пьесы.

Примерный репертуарный список

Гаммы, арпеджио, упражнения

1.

Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. М., 1960 г.

2.

Мардеровский Л. "Школа игры на виолончели" М., 1962 г.

3.

Сапожников Р.Школа игры на виолончели. М.,1965 г.

4.

Давыдов К. Школа игры на виолончели. М., 1959 г.

Этюды

1.

Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов. М.,

1965 г.

2.

Мардеровский Л. 48 этюдов для виолончели 1-2 кл. ДМШ (1-20).

М.,1956 г.

3.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып I.

Часть 2.Этюды, гаммы и упражнения для I и П классов ДМШ./ Ред. и сост.

Сапожников Р.

4.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1995 г.

Пьесы

1.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.1.

Часть

1.1

и II классы ДМШ./ Ред. и сост. Сапожников Р. М., 1967 г.

2.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1960 г.

3.

Педагогический репертуар. Младшие классы ДМШ. Пьесы

советских композиторов для виолончели и фортепиано./Сост. Ю. Челкаускас.

М., 1984 г.

4.

Шутовская "Вверх по ступенькам"

5.

Пьесы советских композиторов. /Сост. С. Кальянов. М.,1968 г.

Примерные программы для перевода в 1кл.

1.

Бакланова Н. "Песенка"

2.

"На зеленом лугу"

1.

"Ходит зайка по саду"

2.

"Не летай, соловей"

1 класс

Дальнейшая работа над постановкой, звукоизвлечением, интонацией,

соединением струн, распределением смычка, ритмом и фразировкой.

Закрепление навыков игры в первой и четвертой позициях (узкое и широким

расположением пальцев). Изучение штрихов: деташе, легато и их сочетание в

медленном и более подвижном темпе. Нессиметричные штрихи. Акценты.

Начальное развитие навыков в смене позиций. Изучение половинной и III

позиции.

Примерные годовые требования:

За год учащийся должен пройти 2-3 мажорные и 1 минорную гаммы (в

1-2 октавы), арпеджио: 6-10этюдов и 6-10 пьес. В году ученик должен

выступить 2-3 раза Технический зачет (возможен во 2-ом полугодии) 1.

Гамма и арпеджио в 1 октаву 2 этюда

Академический зачет в 1-ом и П-ом полугодии 2 пьесы

Примерный репертуарный список

Гаммы, арпеджио, упражнения

1.

Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. М., 1960 г.

2.

Мардеровский JI. "Школа игры на виолончели" М., 1962 г.

3.

Сапожников Р.Школа игры на виолончели. М.,1965 г.

4.

Давыдов К. Школа игры на виолончели. М., 1959 г.

Этюды

1.

Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов. М.,

1965 г.

2.

Мардеровский Л. 48 этюдов для виолончели 1-2 кл. ДМШ (1-20).

М.,1956 г. 4. Этюды для 1кл. /Сост. Волчков. Укр. 1976 г.

4.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып I.

Часть 2.Этюды, гаммы и упражнения для I и П классов ДМШ./ Ред. и сост.

Сапожников Р.

5.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1995 г.

6.

Ли С. Сорок легких этюдов (на I позиции) 1965 г.

Пьесы

1.

Сапожников Р. Школа игры на виолончели. М., 1965 г.

2.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.1.

Часть1.1 и II классы ДМШ./ Ред. и сост. Сапожников Р. М., 1967 г.

3.

Пьесы советских композиторов. /Сост. С. Кальянов. М.,1968 г.

4.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1960 г.

5.

Педагогический репертуар. Младшие классы ДМШ. Пьесы

советских композиторов для виолончели и фортепиано./Сост. Ю. Челкаускас.

М., 1984 г.

6.

Шутовская "Вверх по ступенькам"

Примерные программы для академического зачета в 1кл.

I. Бакланова Н. "Романс" Калинников В. "Журавель"

II. Гайдн Й. "Отрывок из симфонии" Бакланова Н. "Мазурка"

III. Глинка М. "Ты, соловушко, умолкни" Кюи Ц. "Весенняя песенка"

2 класс

Дальнейшая работа над развитием музыкально - исполнительских

навыков учащихся, работа над постановкой, звукоизвлечением, переходами

интонацией,

соединением

струн,

распределением

смычка,

ритмом

и

фразировкой. Закрепление навыков игры в позициях. Изучение более

сложных штрихов: деташе, легато до восьми нот на смычок в медленном и

более

подвижном

темпе.

Начальное

изучение

штрихов

мартеле.

Нессиметричные штрихи. Акценты. Закрепление навыков смены позиций.

Несложные двойные ноты, аккорды, флажолеты.

Изучение более сложных ритмов. Изучение навыков вибрации.

Настройка инструмента.

Примерные годовые требования:

За год учащийся должен пройти 2-3 мажорные гаммы и арпеджио в 2

октавы, 1-2 минорных гаммы, арпеджио: 6-10 этюдов на различные виды

техники и 6-10 пьес.

Примерный репертуарный список

Гаммы, арпеджио, упражнения

1.

Мардеровский JL Гаммы и арпеджио. М., 1960 г.

2.

Мардеровский Л. "Школа игры на виолончели" М., 1962 г.

3.

Сапожников Р.Школа игры на виолончели. М.,1965 г.

Этюды

1.

Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов. М.,

1965 г.

2.

Мардеровский Л. 48 этюдов для виолончели 1-2 кл. ДМШ (1-20).

М.,1956 г.

3.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып I.

Часть 2.Этюды, гаммы и упражнения для I и П классов ДМШ. / Ред. и сост.

Сапожников Р.

4.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1995 г.

5.

Ли С. Сорок легких этюдов (на I позиции) 1965 г.

Пьесы

1.

Сапожников Р. Школа игры на виолончели. М., 1965 г.

2.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.1.

Часть

1 . 1

и II классы ДМШ. / Ред. и сост. Сапожников Р. М., 1967 г.

3.

Пьесы советских композиторов. /Сост. С. Кальянов. М.,1968 г.

4.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1960 г.

5.

Педагогический репертуар. Младшие классы ДМШ. Пьесы

советских композиторов для виолончели и фортепиано./Сост. Ю. Челкаускас.

М., 1984 г.

6. Пьесы для виолончели, I-IV классы ДМШ. /Ред. Стогорского А. М.,

1961

Сонаты

1.

Ромберг Б. Соната си-бемоль мажор

2.

Ромберг Б. Соната ми-минор

3.

Ли С. Сонатина №2 До-мажор

4.

Иордан И. Легкие пьесы в форме вариаций

5.

Гендель Г. Гавот с вариациями.

6.

Вивальди А. Концерт До-мажор

Технический зачет

I. Гамма и арпеджио Этюды: Ли С. №7 №15

П. Этюды: Сапожников Р. №14 Ли С. №8

III. Гамма и арпеджио

Этюды: Дотцауэр Ю. №15 Куммер Ф. №71

Академический экзамен

I. Глинка М. "Испанская песня" Шуберт Ф. "Утренняя серенада"

П. Ромберг Б. Соната ми-минор Бетховен Л "Экосез"

III. Ромберг Б. Соната си-бемоль мажор Кабалевский Д. "Вальс"

3 класс

Продолжение работы над развитием музыкально - исполнительских

навыков. Работа над звуком, переходами из позиции в позицию. Работа над

вибрацией. Дальнейшее развитие штриховой техники: легато (8-12-16 нот на

смычок), деташе различными частями смычка, мартеле, комбинированные

штрихи. Изучение простых двойных нот и аккордов в этюдах. Знакомство с

теноровым ключом.

Примерные годовые требования

За год учащийся должен пройти трехоктавные гаммы до 3-х знаков

(мажорные и минорные), применяя различные штриховые варианты. 8-10

этюдов на различные виды техники, 2 произведения крупной формы, 6-8

пьес.

Примерный репертуарный список

Гаммы, арпеджио, упражнения

2.

Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. М., 1960 г.

3.

Мардеровский Л. "Школа игры на виолончели" М., 1962 г.

4.

Сапожников Р.Школа игры на виолончели. М.,1965 г.

5.

Давыдов К. Школа игры на виолончели. М., 1959 г.

6.

Педагогический репертуар ДМШ. Избранные упражнения для

виолончели. /Сост. и ред. И. Волчков. М., 1987 г.

Этюды

1.

Сапожников Р. Избранные этюды для виолончели. 1-4 классы

ДМШ.

2.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып

II./ Ред. и сост. Сапожников Р.

3.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1995 г.

4.

Ли С. Соч. 31. 40 мелодических этюдов. М.-Л., 1940 г.

5.

Ли С. Избранные этюды 1960 г.

Пьесы

1.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы

для 3-4 кл. ДМШ./Ред. и сост. Р. Сапожников. М., 1961.1965 г.

2.

Пьесы советских композиторов. /Сост. С. Кальянов. М.,1968 г.

3.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1960 г.

4.

Хрестоматия для виолончели. ДМШ. М., 1962, 1967 г.

Концерты и сонаты

1. Гольтерман Г. Концерт №4 1ч. Марчелло Б. Соната C-dur

2.

Ромберг Б. Соната C-dur

3.

Смирнов "Детский концерт"

4.

Бреваль А Соната C-dur

5.

Фитценгаген Вариации

Технический зачет

I.

Гамма мажорная в 3 октавы, арпеджио Этюды: Дотцауэр И. №52

Ли С. №9

II.

Гамма минорная и арпеджио Этюды: Куммер Ф. №57

Мардеровский Л. №54

Академический зачет

I. Ромберг Б. Соната C-dur Евлахов О. "Романс"

II. Гольтерман Г. Концерт №41ч. Шуман Р. "Дед мороз"

j

4 класс

Развитие музыкального мышления, самоконтроля и художественного

представления. Работа над штрихами: легато, деташе, мартеле, стаккато.

Укрепление навыков в смене позиций. Изучение двойных нот в гаммах

(терции, сексты). Изучение хроматической гаммы. Развитие беглости.

Примерные годовые требования

В течение года учащийся должен пройти 3-х октавные гаммы и

арпеджио до 3-х - 4-х знаков различными штрихами, 6-8 этюдов, 4-6 пьес, 2

произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список

Гаммы, арпеджио, упражнения

1.

Мардеровский JI. Гаммы и арпеджио. М., 1960 г.

2.

Мардеровский Л. "Школа игры на виолончели" М., 1962 г.

3.

Сапожников Р.Школа игры на виолончели. М.,1965 г.

4.

Педагогический репертуар ДМШ. Избранные упражнения для

виолончели. /Сост. и ред И. Волчков. М., 1987 г.

Этюды

1.

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. М., 1967 г.

2.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып

II./ Ред. и сост. Сапожников Р.

3.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1995 г.

4.

Ли С. Соч. 31. 40 мелодических этюдов. М.-Л., 1940 г.

5.

Ли С. Избранные этюды 1960 г.

Пьесы

1.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы

для 5кл.ДМШ./Ред. сост. Р. Сапожников. М., 1962.1967 г.

2.

Пьесы советских композиторов. /Сост. Стогорский А. М.,1962 г.

3.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1960 г.

4.

Хрестоматия для виолончели. ДМШ. М., 1962, 1967 г.

5.

Пьесы советских композиторов для виолончели. М., 1965 г.

Концерты и сонаты

1.

Ли С. Тема с вариациями

2.

Ромберг Б. Соната е-шо11 Рондо

3.

Бреваль Ж. Концертино

4.

Вивальди А. Соната a-moll I и II ч.

5.

Вивальди А. Концерт a-moll

6.

Гольтерман Г. Концерт №4 Шч.

7.

Гольтерман Г. Концерт №5 1ч.

Технический зачет

I.

Гамма мажорная в 3 октавы, арпеджио Этюды: Грановский №4

Куммер Ф №19

II.

Гамма минорная и арпеджио Этюды: Ли С. №4

Дотцауэр Ю. №14

Академический зачет

I. Ромберг Б.Соната e-moll "Рондо" Букиник "Юмореска"

П. Гольтерман Г. Концерт №5 1ч. Чайковский П. "Грустная песенка"

Ш. Бреваль Ж. Концертино Рахманинов С. "Романс"

5 класс

Продолжение работы над музыкально - исполнительскими навыками.

Дальнейшее развитие пальцевой беглости и штриховой техники. Знакомство

с искусственными флажолетами. Развитие навыков игры в позициях ставки.

Совершенствование штрихов деташе, легато, стаккато, штрих спикатто.

Хроматическая гамма. Гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы).

Доминантсептаккорд с обращениями.

Самостоятельное разучивание учащимися музыкального произведения.

Развитие навыков чтения с листа. Подготовка выпускной программы

Примерные годовые требования

В течение года учащийся должен пройти 4-6 3-х октавных гамм и

арпеджио (трезвучия с обращениями, доминантсептаккорд) с применением

различных штрихов, 2 гаммы в четыре октавы, двойные ноты (терции,

сексты, октавы), 5-6 этюдов, 4-6 пьес, 2 произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список

Гаммы, арпеджио, упражнения

1.

Мардеровский JL Гаммы и арпеджио. М., 1960 г.

2.

Мардеровский Л. "Школа игры на виолончели" М., 1962 г.

3.

Сапожников Р.Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели.

М.,1963 г.

4.

Педагогический репертуар ДМШ. Избранные упражнения для

виолончели. /Сост. и ред. И. Волчков. М., 1987 г.

Этюды

1.

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. М., 1967 г.

2.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып

П./ Ред. и сост. Сапожников Р.

3.

Мардеровский Л. Школа игры на виолончели. М., 1995 г.

4.

Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов. М.,

1974 г.

5.

Ли С. Соч. 31. 40 мелодических этюдов. М.-Л., 1941 г.

6.

Ли С. Избранные этюды 1960 г.

7.

Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели, Краков, 1964 г.

Пьесы

1.

Пьесы русских композиторов 6-7 класс ДМШ./Сост. и ред.

Сапожников Р. М., 1968 г.

2.

Пьесы советских композиторов. /Сост. Стогорский А. М.,1962 г.

3.

Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. М., 196 г.

4.

Хрестоматия для виолончели. ДМШ. М., 1962, 1967 г.

5.

Пьесы советских композиторов для виолончели. М., 1965 г.

6.

Бах И.С. Пьесы

7.

Моцарт В. Пьесы

8.

Чайковский П. Пьесы

9.

Пьесы зарубежных композиторов. /Ред. Сапожникова Р. М., 1968

г. Пьесы 5-6-7 классы ДМШ /под общ. Ред. Л.С. Гинзбурга

10.

Форе Г. Пьесы для виолончели и фортепиано. М., 1965 г.

11.

Айвазян А. "Грузинский танец"

12.

Арутюнян А. "Экспромт", "Ноктюрн"

13.

Бах И. "Ария", "Сицилиана"

14.

Глазунов А. "Испанская серенада", "Песня менестреля"

15.

Гольтерман Г. Каприччио

Концерты и сонаты

1.

Бах

ИХ. Концерт C-moll

2.

Ромберг Б. Концетино d-moll, I, II, Ш части

3.

Гайдн Й. Концерт C-dur (малый) I часть

4.

Вивальди А. Концерт G-dur

5.

Вивальди А. Концерт a-moll

6.

СтамицК. Концерт C-dur

7.

Эккельс Дж. Соната G-dur

8.

Ариости А. Соната ми-бемоль мажор

9.

Бони П. Ларго и аллегро

10.

Самартини Дж. G-dur мажор

11.

Капоралле А. Соната d-moll

12.

Корелли А. Соната G-dur

Примерная программа выпускного экзамена

I. Трехоктавная гамма и арпеджио (двойные ноты). Этюд Дотцауэр Ю.

№69 Бах И. Концерт c-moll I часть Арутюнян А. "Экспромт" Гендель Г.

"Ария"

II. Трехоктавная гамма и арпеджио Этюд Грюцмахер Ф №29

Гольтарман Ф. Концерт №3 I часть Корелли А Соната I, П части Айвазян А.

"Грузинский танец"

Ш. Трехоктавная гамма и арпеджио Этюд Грюцмахер Ф. №5 Ромберг

Б. Концертино I часть Бони П. Ларго и аллегро Рамо Ж. Менуэт

Школы игры на виолончели

1.

Борисяк А. Школа игры на виолончели. М.- JL, 1949

2.

Давыдов К. Школа игры на виолончели. М., 1959

3.

Мардеровский JI. Уроки игры на виолончели. М„ 1962, 1986

4.

Ли С. Школа игры на виолончели. М.- Л., 1940

5.

Садло К. Школа этюдов. М., 1958

6.

Сапожников Р. Школа игры на виолончели. М., 1965

7.

Сапожников Р. Школа игры на виолончели (для начинающих),

М., 1987

8.

Тактакишвили Г. Школа дли виолончели в 2-х томах. Тбилиси,

1959

Гаммы, арпеджио, упражнения

9.

Кальянов С. Виолончельная техника. М., 1968

10.

Мардеровский Л. Гаммы и арпеджио. М., 1960

11.

Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч. 11. М., 1927

12.

Педагогический репертуар ДМШ. Избранные упражнения для

виолончели. (Сост. и ред. И. Волчков), М., 1987

13.

Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели

(система упражнений), М., 1963 14. Ямпольский М. Виолончельная техника.,

М.- Л., 1939

Этюды

14.

Бакланова Н. Методические упражнения в соединении позиций

(для виолончели в сопровождении фортепиано), М„ 1955

15.

Грановский Н. Этюды средней трудности. М„ 1958, 1968

16.

Грановский Н Этюды для виолончели. М., 1967

17.

Грюцмахер Ф. 24 этюда. Соч. 38. Тетр. I. М.,- Л., 1941

18.

Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. Под ред. А.

Лазько. М., 1967

19.

Дотцауэр Ю. Избранные этюды. М.- Л., 1947 1. Дотцауэр Ю.

Избранные этюды (Тетрадь I) М,-Л., 1947

20.

Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели. I тетрадь. Краков, 1964

21.

Дотцауэр Ю. Этюды для виолончели (тетрадь II). Краков, 1962

22.

Дюпор Ж. 21 этюд для виолончели. Краков, 1967 5. Кабалевский

Д. Мажорно-минорные этюды. М., 1962

26.

Кальянов С. Избранные этюды. М,- Л., 1951

27.

Козолупов С. и Гинзбург Л. Сборник этюдов. М,-Л., 1946

28.

Козолупов С., Ширинский С., Козолупова Г. и Гинзбург Л.

Избранные этюды для виолончели., М., 1968

29.

Куммер Ф. 10 мелодических этюдов. М., 1937

30.

Ли С. Соч. 31. Избранные этюды для виолончели. Краков, 1967

31.

Ли С. Соч. 31. 40 мелодических и прогрессивных этюдов. М.- Л.,

1941

32.

Ли С Соч. 113. 12 мелодических этюдов. М,- Л., 1940

33.

Ли С. Соч. 70. Сорок легких этюдов (на I позиции). Краков, 1965

34.

Мардеровский Л. 48 легких этюдов для виолончели. 1 и 2 классы

ДМШ. М., 1956

35.

Мардеровский Л. 25 этюдов для виолончели. М,- Л., 1950

36.

Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов

М„ 1966 '

37.

Мардеровский Л. 32 избранных этюда. М., 1954

38.

Мерк И. Соч. 11. 20 этюдов. Краков, 1959

39.

Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели.

Тетрадь I / Сост. А. Никитин, С. Ролдугин. Л., 1984

40.

Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов. М,- Л.,

1949, 1960

41.

Сапожников Р. (ред.) Избранные этюды для виолончели. 1 - 4

классы ДМШ. М„ 1957

42.

Сапожников Р. Избранные этюды для виолончели, (старшие

классы ДМШ). Вып. 2. М., 1955

43.

Струев Б. Сборник этюдного материала для виолончели (на I

позиции) М,- Л., 1948

44.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.

1. Часть 2. Этюды, гаммы и упражнения для I и II классов ДМШ. / Ред. и

сост. Р. Сапожников. М., 1963, 1969

45.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.

2. / Ред. и сост. Р. Сапожников. М., 1961

46.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. / Сост.

Р. Сапожников. Вып. 3, часть 2. Этюды для V класса ДМШ. М„ 1961

47.

Франком О. Соч. 35. 12 этюдов для виолончели. М., 1938

48.

Этюды для виолончели на различные виды техники. I класс

ДМШ. Киев, 1976

49.

Этюды для виолончели на различные виды техники. II класс

ДМШ. Киев, 1977

50.

Произведения

композиторов

Казахстана

для

виолончели

и

фортепиано. / Сост. и ред. Д. Васпаев. М., 1971

Пьесы

51.

Пьесы для виолончели и фортепиано. / Собрал и переработал Т.

М. Тактакишвили. Грузинская ССР.

52.

Пьесы советских композиторов. / Сост. А. Стогорский.

53.

Пьесы советских композиторов. / Сост. А. Стогорский. Вып. 3.

М., 1960

54.

Пьесы для виолончели и фортепиано. / Сост. и ред. А.

Стогорский. Вып. 2, I - IV кл. ДМШ М., 1962

55.

Пьесы советских композиторов. Младшие классы ДМШ. /

Переложение С. Кальянова. М., 1968

56.

Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. /

Сост. и педагогическая ред. С. Кальянова. М., 1974

57.

Пьесы советских композиторов для виолончели, фортепиано и

ансамбля виолончелистов / Сост. и педагогическая редакция Ю. Челкаускаса.

М., 1972

58.

Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано. /

Сост. и педагогическая ред. А. Стогорского. М., 1971

59.

Пьесы советских и современных зарубежных композиторов для

виолончели и фортепиано. / Сост. и ред. А. Васильева. М., 1978

60.

Пьесы советских композиторов для виолончели и фортепиано.

Вып. 2 / Ред. и сост. А. Стогорский. М., 1962

61.

. Пьесы советских композиторов. Ред. и сост. А. Стогорский. М.,

1963

62.

Пьесы советских композиторов. II - V классы ДМШ / Ред,- сост.

А. Стогорский. М., 1965

63.

Пьесы для виолончели и фортепиано. Выи. 3. Для младших

классов / Ред. и сост. А. Стогорский. М., 1963

64.

Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. 2. I - IV классы ДМШ.

/ Сост.-ред. А. Стогорский. М., 1962

65.

Пьесы

советских

композиторов.

Младшие

классы

ДМШ.

/Переложение С. Кальянова. М., 1968

66.

Пьесы. / Сост. JI. Стогорский. Вып. 2. V - VII классы ДМШ.

М„ 1960

67.

Пьесы для виолончели и фортепиано. Вып. 3. V – VII классы

ДМШ. / Сост.-ред. А. Стогорский. М., 1962 и. Пьесы. Вып. 4. Старшие

классы ДМШ. / Ред.- сост. Л Стогорский. М., 1963 2.

68.

Пьесы русских и советских композиторов для виолончели и

фортепиано. V - VII классы ДМШ. М., 1975 '3.

69.

Пьесы узбекских композиторов для виолончели и фортепиано. /

Ред.- сост. Г. Бострем. М., 1983 4. Пьесы советских композиторов. /

Переложение С. Кальянова. М., 1967

70.

Пьесы.

5 - 6 - 7

классы ДМШ. / Под общ. ред. Л. Гинзбурга.

М„ 1955 - 1956.

71.

Пьесы советских композиторов. 6 - 7 классы ДМШ. / Ред.- сост.

А. Васильева. М., 1967 Пьесы. Вып 4. / Сост. А. Стогорский. М., 1963

72.

Пьесы. Вып. 5. / Сост. А. Стогорский. М., 1964

73.

Пьесы русских композиторов для виолончели и фортепиано.

Старшие классы ДМШ. / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1976

74.

Пьесы русских и советских композиторов. / Переложение Р.

Сапожникова. М., 1962

75.

Пьесы русских и советских композиторов. / Под. ред. Л.

Гинзбурга М., 1954

76.

Пьесы зарубежных композиторов. Педагогический репертуар

музыкального училища. М., 1967

77.

Пьесы для виолончели и фортепиано. 6 - 7 классы

ДМШ

. М.

;

1958

78.

Пьесы узбекских композиторов для виолончели и фортепиано.

М., 1983

79.

Пьесы. 5 - 6 - 7 классы ДМШ / Под общ. ред. Л. Гинзбурга. М.,

1955, 1956

80.

Пьесы русских композиторов. 6 - 7 классы ДМШ. / Сост. и ред.

партии виолончели Р. Сапожников. Ред. партии контрабаса Р. Азархин. М.,

1961, 1968, 1974

81.

Пьесы советских композиторов. / Переложение С. Кальянова. М.,

1967

82.

Пьесы русских и советских композиторов для виолончели и

фортепиано. 6 - 7 классы ДМШ. М., 1975

83.

Пьесы зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано.

М., 1971

84.

Пьесы зарубежных композиторов XIX века, сб. I / Ред. и сост. Р.

Сапожников, подготовил к печати А. Федорченко. М., 1961,1968

85.

Пьесы зарубежных композиторов XIX века, сб. 2 / Ред. и сост. Р.

Сапожников. Подготовил к печати А. Федорченко. М., 1961, 1968, 1975

86.

Раков Н. Весна пришла. Пьесы для юных виолончелистов. / Ред.

партии виолончели С. Кнушевицкого. М., 1964

87.

Раков Н Три пьесы М., 1953

88.

Раков Н. Девять пьес. М., 1961

89.

Рахманинов С. Прелюд. Соч. 23, № 10, М., 1983

90.

Рахманинов С. Прелюдия. Соч. 23, Ms 1 0 / Обр. А. Власова. М,-

Л., 1950

91.

Педагогические! репертуар ДМШ. 5 - 6 - 7 классы. М„ 1955

92.

Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано.

Вып. 1 / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1977

93.

Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано,

Вып. 2. / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1978

94.

Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано.

Вып. 3 / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1979

95.

Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано.

Вып. 4. / Сост. и ред. В. Тонха. М., 1980

96.

Русская виолончельная музыка для виолончели и фортепиано.

Вып. 7 / Сост. и ред. В. Тонха М., 1983

97.

Рязанов П. Три пьесы на мотивы белорусских песен. М.- Л., 1940

98.

Салманов В. Ария. Л., 1962

99.

Сборник пьес для виолончели. / Под ред. Чат Э. Будапешт, 1965

100.

Сборник пьес для виолончели и фортепиано (на первых семи

позициях), собранных и переработанных Г. М. Тактакишвили. Муз фонд

Груз. ССР.

101.

Сборник пьес советских композиторов. / Сост. и ред. К. Ва-

сильевой. М., 1967

102.

Сборник пьес для виолончели и фортепиано. М., 1970

103.

Сборник пьес. / Ред. и сост. Я. Смолянский. М., 1959

104.

Сборник пьес советских композиторов. 6 - 7 классы ДМШ / Сост.

Р. Сапожников, подготовил к изданию А. Федорченко. М., 1961

105.

Сборник пьес "Музыка отдыха". / Сост. Я. Смолянский. М., 1954

106.

Сборник пьес для виолончели и фортепиано. / Под ред. Я.

Смолянского. М., 1957

107.

Сборник пьес. Педагогический репертуар ДМШ. 6 - 7 классы. /

Ред. и сост. Р. Сапожников. М., 1961, 1968, 1974

108.

Сен-Санс К. Аллегро аппассионато. Педагогический репертуар

ДМШ. М„ 1954

109.

Скрябин А. Соч. 9. Прелюд. Обработка А. Власова. М., 1963

110.

Старинная музыка. Переложение для виолончели и фортепиано. /

Сост. и ред. Г. Бострем. М., 1982

111.

Спендиаров

А.

Полное

собрание

сочинений.

Т.

3.

Инструментальные сочинения. / Под ред. Г. Будагяна. Ереван. 1956

112.

Фрид Г. Восемь пьес. М„ 1967

113.

Франкер Ф. Гавот. Обработка Г. Стучевского и И. Галера. Пьесы

зарубежных композиторов для виолончели и фортепиано. "Музыка". М., 1971

114.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып.

2, часть I. Пьесы для 1 и 2 классов ДМШ / Р. Сапожников М., 1967

115.

Хрестоматия для виолончели. 1 и 2 классы ДМШ. / Ред. и сост. И.

Волчков. М., 1972, 1977, 1985

116.

Хрестоматия дли виолончели. Вып. 2. III класс ДМШ. / Сост.

Куус И., Оликова И., Полупан Н. М., 1974

117.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели Вып. 2,

часть I. Пьесы для 3 и 4 классов ДМШ. / Р. Сапожников. М., 1961, 1965, 1967,

1974

118.

Хрестоматия для виолончели. 4 класс ДМШ. / Сост. И. Куус, Н.

Полупан. М., 1981

119.

Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. / Сост.

Р. Сапожников. Вып. 3, часть 1. Пьесы для 5 класса ДМШ. М„ 1962, 1967

120.

Хрестоматия для виолончели. Педагогический репертуар. Пьесы,

ансамбли. Детская музыкальная школа, 3 класс. / Сост. И. Куус, И. Оликова,

Н. Полупан. М., 1974, 1987

121.

Чайковский П. Пьесы. / Сост. и ред. Ю. Чел М., 1984

122.

Чайковский П. Соч. 5. Романс. / Переложение . М., 1937

123.

Чайковский П. Соч. 194. Ноктюрн. /Переложение Фитценгагена,

М. - Л., 1950, 1967, 1984

124.

Чайковский П. Соч. 51, № 6 Романс/ Обр. А. Власов М„ 1948,

1962

125.

Чайковский П. Пьесы. / Сост. и ред. Ю. Челкаускас. М„ 1984

126.

Чичерина

С.

Соч.

29,

Четыре

пьесы

для

виолончели

и

фортепиано. Л., 1960

127.

Шапорин Ю. Шесть романсов в обработке для виолончели

фортепиано. В. Кубацкого. М., 1953

128.

Шапорин Ю. Пять пьес для виолончели и фортепиано. >. 1959

129.

Шостакович

Д.

Пьесы

для

виолончели

и

фортепиано.

/

Переложение Л. Атовмяна. М., 1962

130.

Шуберт

Ф.

Пьесы.

/

Переложение

для

виолончели

и

фортепиано. /Ред. и сост. Ю. Челкаускас. М., 1983

131.

Шуберт Ф. Адажио. / Обр. А. Власова. М,- Л., 1951

132.

Шуберт Ф. Пьесы. / Ред. и сост. Ю. Челкаускас. М., 1983

Список методической литературы

1.

Вопросы

методики

начального

музыкального

образования:

Сб.статей / Под ред. В. Руденко, В. Натансона. М., 1981

2.

Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты /

Сост. и ред. М. Берлянчика и А. Юрьева. Новосибирск, 1973

3.

Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2 / Под ред. В. Руденко.

М., 1980

4.

Запросы совершенствования преподавания игры на оркестровых

инструментах: Учебное пособие по курсу методики. М., 1978

5.

Гинзбург

Л.

Работа

над

музыкальным

произведением.

Методические очерки. М., 1981

6.

Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. М., 1978

7.

Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели.

М., 1967

8.

Сапожников

Р.

Первоначальное

обучение

виолончелиста.

Методика развития первоначальных навыков игры на виолончели. М., 1962

9.

Степанов

В.

Основные

принципы

применения

смычковых

штрихов. Л., 1971

10.

Струве Б. Вибрация как исполнительский навык игры на

смычковых инструментах. М.- Л., 1933

11.

Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и

виолончелистов. М., 1952

12.

Струве Б. Типовые формы постановки рук инструменталистов.

13.

Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя.

14.

Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. М., 1983

15.

Яньшинов А. Техника смычка. Руководство для выработки

штрихов. М., 1933



В раздел образования