Автор: Льгова Лариса Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ СКШ № 4
Населённый пункт: г. иркутск
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Тема «Дифференциация Г К в слогах, словах
Раздел: начальное образование
Тех карта логопедического занятия
Класс____ _Дата
Тема «Дифференциация Г- К в слогах, словах
Тип: комбинированный
Цель: создать условия для получения умений различать согласные Г-К;
Задачи:
Образовательная : Сформировать у учащихся умение различать согласные Г-К и обозначать их буквами;
Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического восприятия
Воспитывающая: развивать интерес к правильному написанию
Этап логопедического
занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
БУД
1.Орг. момент.
Мотивация учебной
деятельности учащихся
Приветствует учащихся , проверяет их готовность к уроку.
Настраивает на активную работу.
Сядет тот, кто назовёт согласный звук.
Проводит пальчиковую гимнастику
Запись числа и месяца.
Слушают,
выполняют
Личностные результаты
осознание себя как ученика,
формирование интереса
(мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;
формирование положительного
отношения к мнению учителя,
сверстников;
развитие навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения задания,
поручения;
Предметные: дифференциация
звуков
2. Повторение
3.Актуализация знаний
С каким звуками работали на прошлом занятии? В и Ф
Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.
Составь предложение из слов
Вера, Фиолетовые, найти, васильки.
дыхательную гимнастику: «
«Греем руки».
- артикуляционную гимнастику: «Улыбка-Трубочка», «Грибок»,
Отвечают, пишут
«Лошадка», «Чистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье».
Картинки: соловей, туфли, флоксы, фиалки, вафли, вишни,
фартук, кофейник, сова. ваза, светофор, варежки
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно.
Тем, кто в речку угодил.
Нос откусит … (КРОКОДИЛ).
Выделите первый звук из слова КРОКОДИЛ.
Какой это звук, гласный или согласный?
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ... (ГОРОХ).
Выделите первый звук из слова.
Характеристика звука (согласный, звонкий).
5. Выявления места и
причины затруднений
6.Сообщение темы.
Постановка цели и задач
урока
Картинки: Где гора-кора? Калька-галька? Горка -корка?
Как же различать звук К и Г??
Тема урока: Дифференциация Г К в слогах, словах
Цель: учиться различать звуки Г и К и обозначать их буквами
7.Сообщение нового
материала восприятие и
первичное осознание его
учащимися. Первичная
проверка понимания
Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и
различия.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К
губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
зубы разомкнуты;
кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и
средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и
упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба),
боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют —
голос не образуется;
воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая
смычку между задней частью спинки языка и мягким небом,
выдох сильный.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Г
Такая же, как и звука К, с одной отличительной особенностью:
голосовые связки при произношении звука Г сомкнуты и
Произносят
звуки , соотносят
с буквами
вибрируют, образуя голос, воздушная струя слабее, чем при
звуке К.
Сопоставление звуков с их графическим изображением
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Кто справляется в полет,
В клюве веточку несет?
Запись К и Г в тетради
Дифференциация Г-К.
а) Дифференциация Г-К в слогах.
Прочитайте слоги, записанные на таблице:
КА
ГА
КО
ГО
КУ
ГУ
КЕ
ГЕ
КЮ
ГЮ
КИ
ГИ
АКА
АГУ
АКЫ
АКИ
АГИ
АКЯ
б) запись в 2 столбика (К и Г)
КА, ГУ, ГЫ, КИ, ГИ, КО, ГО, КЁ, КЯ, КРА.
КРО, ГРА. ГРЫ, КРИ, КРЕ, ГРЁ, ГРЕ.
б) Дифференциация Г-К в словах.
1) Работа со словами-перевертышами. Прочтите слова слева-
направо, а затем наоборот.
Что получилось?
КОМОК
КАЗАК
КОТУ ТАЩАТ УТОК
ГОРИ ПИРОГ.
Динамическая пауза
Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши)
Раз – грибок, (наклоны вперед)
Два – грибок, (наклоны вперед)
Три – грибок, (наклоны вперед)
Положил их в кузовок. (шагаем на месте)
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника:
идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны
быть неторопливыми, ритмичными.)
8. Первичное закрепление
Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в разные, столбики,
разными пастами.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей (ГАЗЕТА).
Не зверь, не птица,
Носок как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит (КОМАР).
На дворе переполох,
С неба, сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина (ГРАД).
Ящик на коленях пляшет
То поет» то горько плачет (ГАРМОНЬ).
Я под шапкою цветной.
На ноге стою одной,
У меня свон повадки
Я всегда играю в прятки. (ГРИБ).
Закутан ребенок в сто пеленок(КАПУСТА).
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что за диво?
Эта же... (КРАПИВА).
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК).
Измените слова так, чтобы после согласного г или к появился
гласный. '
Утюг — ... молоток — ... когти — ... листок—... берег—... ногти
—... овраг — ... лолог —... локти — ... галстук — ... сапог — ...
легкий — ... стог — ... клубок — ... мягкий — ... .
Запись слов на слух: ( Что такое горка? Корка…Игра –икра,
гости-кости,)
Горка — корка; грот — крот;
гости — кости; икра — игра;
кол — гол; Галина — калина;
калька — галька; ГОЛОС-КОЛОС
1. Закончите слова, добавив слог га или ка.
Ру... нит... ...зета кочер... ма...зин
но... бит... ...ражи соба... ру...ва
ро... сем... ...рета баран... ро...тый
лу... вет... ...питан лопат... ма...роны
ре... нор... ...чели бере... бо...тый.
2.Закончите слова, добавив сдог ги или ки.
Но... кеп... сабель... теле... ве... гор... сапо... уро... ру... вра...
палат... каблу... ре... день... заплат... загад... .
9.Итог урока.
Рефлексия.
Чему учились на занятии?
- Какие задания помогали нам в различении звуков К и Г
Где гора ? кора ?
Где горка ? корка ?
Где калька ? галька ?