Напоминание

Повышение профессиональной компетентности концертмейстера дополнительного образования


Автор: Черникова Любовь Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МКУДО "ДШИ д. п. Кудряшовский"
Населённый пункт: Новосибирская область, Новосибирский район, д. п. Кудряшовский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Повышение профессиональной компетентности концертмейстера дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств д. п. Кудряшовский»

Методическая разработка

"Повышение профессиональной компетентности концертмейстера

дополнительного образования"

Концертмейстер

Черникова Любовь Владимировна

г. Новосибирск

2021 год

Содержание

Аннотация...................................................................................................................3

Введение.....................................................................................................................4

Основные профессиональные компетенции концертмейстера дополнительного

образования и способы их развития........................................................................6

Заключение...............................................................................................................18

Список литературы...................................................................................................19

2

Аннотация

Данная

методическая

разработка

посвящена

проблеме

повышения

профессиональной

компетентности

концертмейстера

дополнительного

образования. Она раскрывает специфические особенности данной профессии,

расширяет и структурирует профессиональные компетенции концертмейстера и

даёт общие рекомендации по их развитию. Данная работа может быть полезна

молодым специалистам-пианистам, выбравшим профессию концертмейстера.

3

Введение

Концертмейстер — самая распространённая профессия среди пианистов.

Это музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета

разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах.

Хороший концертмейстер востребован в любом специальном классе (кроме

фортепиано), в оперном театре, в хореографии и в хоровом коллективе. В

обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера почётное место

занимает работа в сфере дополнительного образования. Нет задачи благороднее,

чем совместно с педагогом приобщить ребёнка к миру прекрасного, развить его

музыкальность.

Работа концертмейстера дополнительного образования предполагает не

только узконаправленную деятельность (музыкальное сопровождение занятий),

но и необходимость тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятия

«концертмейстер» и «педагог». В связи с этим одной из важнейших задач в

современном музыкальном образовании является целенаправленное развитие

компетенций концертмейстера, основанных на его готовности использовать

усвоенные знания в реальной жизни для практических задач. В исследованиях,

посвящённых

концертмейстерской

деятельности,

освещаются

некоторые

аспекты его работы, однако требуется более детальное рассмотрение её с

разных сторон — исполнительской, педагогической и психологической, а также

структуризация основных профессиональных компетенций концертмейстера

дополнительного образования. Этим обуславливается актуальность темы

данной методической разработки.

Цель данной работы — помочь молодым специалистам-концертмейстерам

в повышении их профессиональной компетентности. В связи с этим встают

следующие

задачи.

Изучив

и

обобщив

информацию

из

имеющейся

4

методической литературы, а также исходя из собственного практического опыта

работы концертмейстера,

·

выявить

специфику

работы

концертмейстера

в

сфере

дополнительного образования;

·

описать музыкальные способности, умения и навыки, а также

психологические качества, необходимые для работы концертмейстера

дополнительного образования;

·

структурировать

основные

профессиональные

компетенции

концертмейстера

дополнительного

образования

и

дать

общие

рекомендации по их развитию.

5

Основные профессиональные компетенции концертмейстера

дополнительного образования и способы их развития

Компетентность

способность

применять

знания,

умения

и

практический опыт в определённой области. Понятие «профессиональная

компетентность» подразумевает способность действовать на основе имеющихся

знаний,

умений,

практического

опыта

в

определённой

области

профессиональной деятельности.

В исследованиях и работах, посвящённых деятельности концертмейстера,

чаще всего освещаются такие аспекты его компетентности, как умение читать с

листа, транспонировать, владение навыками игры в ансамбле и другие. Список

их может варьироваться в зависимости от направления, в котором работает

концертмейстер — с вокалистами, хором, инструменталистами или танцорами.

При несомненной важности этих моментов, некоторые значимые вопросы

формирования

профессиональной

компетентности

концертмейстера

в

педагогической науке недостаточно освещены.

Например, способность

концертмейстера свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-

педагогический процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи

и технологии обучения.

Понятие «концертмейстер» многогранное. Оно подразумевает не только

аккомпанирование на концертах, но и разучивание с солистами их партий,

умение контролировать качество их исполнения, знание причин возникновения

трудностей в исполнении и умение подсказать правильный путь к исправлению

тех или иных недостатков. Концертмейстер должен обладать не только

разносторонними музыкально-исполнительскими навыками, артистизмом, но и

постоянной

творческой

собранностью,

мобильностью,

умением

при

необходимости

переключаться

на

работу

с

учащимися

различных

специальностей. Для солиста он и помощник, и наставник, для педагога —

6

«правая рука», единомышленник, главный помощник.

На основе информации из различной методической литературы, а также

собственного опыта работы концертмейстером можно выделить четыре

основные профессиональные компетенции концертмейстера дополнительного

образования:

1.

Музыкально-исполнительская компетенция;

2.

Психолого-педагогическая компетенция;

3.

Научно-исследовательская компетенция;

4.

Информационная компетенция.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Музыкально-исполнительская компетенция

Данная компетенция является ядром профессиональных компетенций

концертмейстера.

Это

поддерживание

своей

исполнительской

«формы»,

владение роялем как в техническом, так и музыкальном плане: обладание

хорошим музыкальным слухом, чувством ритма, художественно-образным

мышлением, артистизмом.

Выделим основные навыки, входящие в данную компетенцию.

·

Умение читать нотный текст с листа.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является

способность

бегло

«читать

с

листа».

Чтобы

стать

профессиональным

концертмейстером, пианисту необходимо обладать данным навыком. В учебной

практике

часто

бывает

так,

что

у

концертмейстера

нет

возможности

предварительно ознакомиться с текстом нового произведения, поэтому от него

требуется быстрота ориентировки в нотном тексте. Навык чтения с листа

развивается благодаря практике, занятиям, поэтому концертмейстер должен

постоянно тренироваться в чтении с листа, чтобы довести этот навык до

автоматизма.

Существуют некоторые методы, помогающие овладеть данным навыком.

Один из них — мысленный охват нотного текста, когда пианист перед чтением

7

с листа просматривает его, определяя основные моменты — тональность, темп,

размер, форму, нюансировку. Другой метод — метод поэтапного овладения

данным навыком. Например, на первых этапах пианист может исполнять только

сольную и басовую партии (таким образом он учится следить за партией

солиста, а не только охватывает свою), или может играть трёхстрочную

партитуру не в буквальной фактуре произведения, а только с сохранением

гармонического плана.

Читая музыкальный текст с листа, пианисту не обязательно исполнять

всю фактуру, судорожно «цепляясь» за все ноты, а достаточно играть звуковыми

комплексами. Нужно уметь расчленять фортепианную фактуру, оставляя лишь

самую минимальную основу фортепианной партии, осознавая при этом

основные моменты (характер, темп, динамику произведения) и не допуская

остановок и искажений баса, чтобы не дезориентировать солиста.

·

Умение транспонировать в пределах кварты музыкальный текст средней

сложности.

Концертмейстеру дополнительного образования, помимо чтения с листа,

необходимо также умение транспонировать музыкальный текст. Больше всего

данный навык требуется в работе с вокалистами, где в любой момент могут

попросить сыграть произведение в другой тональности. Это объясняется

тиссетурными

возможностями

голосов,

а

также

состоянием

голосового

аппарата учащегося в данный момент. Транспонирование обычно проводится на

интервал увеличенной примы, малой или большой секунды либо терции.

Транспонирование на кварту в концертмейстерской практике встречается

крайне редко.

Существует разные методы, с помощью которых можно облегчать

процесс

транспонирования.

Например,

в

случае

транспонирования

музыкального текста на интервал увеличенной примы достаточно мысленно

проставить другие знаки при ключе и по ходу исполнения производить подмену

случайных знаков. Транспонирование на малую секунду в некоторых случаях

8

можно представить как переход в тональность, смещённую на увеличенную

приму, и использовать вышеуказанные рекомендации. На интервал большой

секунды транспонировать сложнее — здесь решающую роль приобретает

внутреннее

слышание

транспонируемого

произведения,

осознание

всех

модуляций

и

отклонений,

структуры

аккордов

и

их

расположения,

интервальных соотношений. Поэтому пианист должен хорошо разбираться в

гармонии, видеть и слышать не отдельные изолированные звуки, а их

комплексы, гармонический смысл, функцию аккордов. Он должен уметь

мгновенно

определять

тип

аккорда,

его

разрешение

или

интервал

мелодического скачка. Также очень важно знать аппликатурные формулы

диатоноческих и хроматических гамм, арпеджио, аккордов — это значительно

облегчает процесс транспонирования. Транспонируя музыкальный текст на

терцию,

пианист

может

использовать

следующий

приём.

При

транспонировании на терцию вверх, ноты скрипичного ключа читаются как

если бы они были написаны в басовом ключе, но с обозначением «на две

октавы выше». Соответственно, при транспонировании на терцию вниз ноты

басового

ключа

читаются,

будто

они

написаны

в

скрипичном,

но

с

обозначением «на две октавы ниже». Используя на практике данные методы,

постепенно можно доводить данный навык до автоматизма.

·

Подбор по слуху и импровизация.

Специфика работы концертмейстера предполагает желательность, а

иногда и необходимость обладания такими навыками, как подбор по слуху

музыкального

сопровождения

к

мелодии,

импровизация

вступления,

проигрышей, заключения. Например, они могут понадобиться в вокальном

классе при разучивании народных, а также популярных детских песен, так как

часто таких нот с полной фактурой не имеется.

Импровизация

аккомпанемента

по

слуху

осуществляется

после

обязательной мысленной подготовки. Такого рода мысленная творческая работа

относится к высшим проявлениям внутреннеслуховых способностей. Поэтому

9

предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого мелодического и,

особенно, гармонического слуха.

·

Владение навыками игры в ансамбле.

Важнейшим навыком

профессионального

концертмейстера является

навык игры в ансамбле. Аккомпанируя, ему нужно устремлять своё внимание

не только на свою партию, но и на партию солиста. Без этого никогда не

обрести внутреннего, единого ансамбля. Концертмейстер должен обладать

мобильностью и быстротой реакции, так как для воплощения единства

художественного замысла его внимание распределяется не только между двумя

руками, но и солистом.

Играя в ансамбле, пианист должен постоянно интонировать «про себя»

мелодию солиста, предчувствуя заранее его действия. На любые агогические и

динамические изменения в партии солиста он обязан быстро реагировать

(особенно сконцентрировано должно быть внимание в местах, которые

являются

сложными,

критическими

для

солиста).

Вместе

с

тем

от

концертмейстера требуется ритмическая воля, направляющее чувство ритма,

которое называют «дирижёрским началом». Он должен не только стараться

сохранять единый темп, но и в некоторых случаях даже «вести» за собой

солиста, направлять общее движение.

В плане динамического диапазона фортепианной партии, концертмейстер

должен исходить из возможностей голоса или инструмента, которому он

аккомпанирует, соизмеряя звучность фортепиано с ними. Профессиональный

концертмейстер не будет аккомпанировать одинаково басу и сопрано, скрипке и

виолончели. Каждый аккомпанемент следует играть по-иному: с разной силой

звучания, фразировкой, плотностью выделения низких или высоких регистров

фортепиано.

Подавляющее большинство музыкальных произведений построено так,

10

что начинает их именно пианист. Поэтому во вступлении ему необходимо сразу

проявить инициативу, показав характер и настроение произведения. Вообще,

интерпретация сольных моментов вступления и заключения, а также сольных

отыгрышей фортепиано, имеет большое значение. Сольные фортепианные

эпизоды обычно написаны более сложно, фортепианная фактура в них

насыщена,

что

требует

от

концертмейстера

хорошей

технической

оснащённости.

Для

того,

чтобы

учитывать

все

эти

ансамблевые

моменты,

концертмейстеру необходимо достаточное количество времени заниматься над

аккомпанементом самостоятельно. Во время таких занятий можно использовать

следующие рекомендации.

Приступая к изучению нового произведения, нужно сначала пропеть

мелодию

солиста

голосом,

определить

её

общий

характер,

найти

кульминационные моменты, цезуры, моменты смены дыхания. После этого

следует

приступать

к

изучению

фортепианной

партии,

определить

её

особенности, художественные и технические задачи. При ознакомлении с

новым произведением также можно поиграть сначала левой рукой свою

партию, а правой — партию солиста. Затем уже пианисту следует заниматься

над аккомпанементом, как при изучении сольной фортепианной пьесы, но с

учётом партии солиста.

·

Умение правильно соотносить звучание фортепиано с тембрами

различных музыкальных инструментов.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой уникальный тембр,

определённую громкость звучания и возможности. В отличие от фортепиано,

низкий

регистр

которого

звучит

наиболее

массивно,

у

большинства

инструментов низкие регистры более приглушённые, а высокие, наоборот,

более пронзительные. В связи с этим, концертмейстер должен уметь соизмерять

звучность фортепиано с возможностями сольного инструмента. Так, при

аккомпанировании скрипке сила звука фортепиано может быть больше, чем при

11

аккомпанировании альту или виолончели. Яркость фортепианного звучания в

ансамбле с флейтой, кларнетом, трубой может быть больше, чем в ансамбле с

гобоем, фаготом, валторной, тубой. Также нужно учитывать, что подвижность

определённых музыкальных инструментов, таких как струнные и деревянно-

духовые, значительно выше подвижности человеческого голоса. Учитывая все

эти рекомендации, концертмейстер путём постоянной практики игры с разными

инструментами может развивать в себе данный навык.

·

Знание основных дирижёрских жестов и приёмов.

Данный навык нужен концертмейстеру в работе с хором. В хоровом

классе пианисту необходимо всегда следить за жестами дирижёра, он обязан

знать

основы

дирижёрской

техники,

уметь

играть

«по

его

руке»

и

трансформировать звучание музыки в зависимости от его жестов.

Жест — главное средство выражения музыки дирижёром. Это движение,

определяющее темп, счётные доли такта, динамику, характер музыки. Жесты

дирижёра можно разделить на тактирующие (правая рука) и выразительные

(левая рука). Чередование жестов правой, тактирующей руки происходит по

системе,

которая

называется

«дирижёрская

сетка».

Каждый

удар

руки

соответствует одной счётной доле такта, концертмейстеру необходимо знать

силу и значимость этих долей. Важнейшим жестом, о котором пианист должен

знать при работе с хором, является ауфтакт — предварительный взмах

дирижёра, показывающий взятие дыхания и вызывающий ответную реакцию,

звучание хора.

Через дирижёрский жест музыкальные образы, внутренне слышимые

дирижёром, становятся «видимыми» для концертмейстера и хора. Умение

играть «по руке дирижёра», одновременно следя за нотным текстом и стараясь

исполнять качественно и образно, приходит к концертмейстеру не сразу, а

появляется в процессе занятий.

·

Знание основ вокала.

Концертмейстеру, работающему с вокалистами, необходимо знать основы

12

вокала: постановку голоса, тонкости артикуляции, дыхания, нюансировки.

Особенно нужны эти знания на самостоятельных репетициях пианиста с

учениками-вокалистами,

без

присутствия

педагога.

Он

должен

знать

особенности развития голоса учащихся и в соответствии с предъявляемыми к

ним требованиями учитывать их возрастные возможности.

В связи с физическим и нервно-психическим развитием учащихся, за

период обучения их голос изменяется и проходит несколько стадий. В младшем

возрасте голос ещё неокрепший, его форсирование может привести к

нежелательным результатам. По мере роста ребёнка меняется механизм

голосового аппарата, развивается голосовая мышца, постепенно усложняясь и

приобретая упругость. Важно следить внимательно за ребёнком в подростковом

периоде, чтобы не пропустить признаки наступающей мутации, связанной с

формированием гортани, и правильно строить занятия. В этот период

концертмейстеру и педагогу необходимо заботиться о соблюдении певческих

норм и певческого режима. Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру

профессионально подходить к вопросу образования звукового баланса и

здоровьесберегающих технологий.

Работая с вокалистами, концертмейстер также должен в совершенстве

владеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией. Он

особенно необходим при аккомпанировании начинающим вокалистам, которые

часто ещё не имеют устойчивой интонации, а также на начальном этапе

разучивания произведений. Помимо этого, концертмейстер должен быть готов

при необходимости быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это

нужно, темп, характер, в случае надобности — незаметно подыграть мелодию.

·

Знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно

организовывать музыкальное сопровождение танцорам.

На занятиях в классе хореографии концертмейстеру нужно знание школ и

направлений танцевального искусства, традиционных форм и этапов обучения

детей хореографии, форм построения занятий, а также хореографической

13

терминологии. Движения танцоров должны раскрывать содержание музыки,

соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. В

связи с этим задачей концертмейстера, работающего в классе хореографии,

является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам

народной, классической и современной музыки. Таким образом формируется их

музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление,

которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и

хореографию в единстве. Пианист, работающий в классе хореографии,

посредством аккомпанирования учит детей отличать произведения разных эпох,

стилей, жанров.

Для подбора музыкального сопровождения на занятиях хореографии

концертмейстер

должен

учитывать

предъявляемые

к

нему

требования,

касающиеся таких моментов, как характер, темп, метроритм (размер, акценты и

ритмический рисунок), а также форма (одночастная, двухчастная, трёхчастная,

вступление,

заключение).

Музыку

для

сопровождения

танцевальных

упражнений необходимо пополнять и разнообразить, это помогает избежать

механического, неэмоционального выполнения упражнений танцорами.

Чтобы наполнить музыкой каждое занятие в соответствии с возрастом

танцоров, репертуаром и танцевальным направлением, необходим серьёзный

творческий подход к работе. Результат такой работы во многом зависит от

творческого

тандема

концертмейстера

и

педагога-хореографа.

В

таком

содружестве педагог программирует и планирует работу в хореографических

классах, а от концертмейстера, подобранной и предложенной им музыки

зависит, какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне будут проходить

занятия.

Психолого-педагогическая компетенция

В педагогическую компетенцию концертмейстера входит реализация

образовательных программ учреждения дополнительного образования, особая

14

роль

в

которых

в

настоящее

время

уделяется

внедрению

в

процесс

инновационных педагогических технологий и личностно-ориентированному

обучению.

Совместно

с

педагогом

концертмейстер

работает

над

формированием духовно-нравственной личности подрастающего поколения,

осознанием ценности музыкальной культуры. Посредством исполнения музыки

концертмейстер побуждает обучающихся к творческим поискам наиболее

выразительных способов передачи художественного образа.

Психолого-педагогическая

компетенция

предполагает

знание

особенностей каждого этапа жизни и развития ребёнка, умение контролировать

свои эмоциональные проявления, что помогает правильно подобрать методы и

формы обучения в соответствии с возрастным этапом. Ученикам, особенно в

младшем школьном возрасте, свойственна застенчивость и неуверенность.

Концертмейстер же помогает им преодолеть эти черты, которые препятствуют

самовыражению юного музыканта.

Пианисту, работающему концертмейстером, также необходимы навыки

коммуникации с учащимися. Каждый ученик обладает своим характером,

темпераментом, привычками, и, в силу своего возраста, не всегда может

контролировать свои действия и речь. Поэтому концертмейстер, как и педагог,

должен проявлять педагогический такт, выдержку, терпение, доброту, уметь

разбираться в настроении учащихся. От степени комфорта в общении между

ними, от качества межличностных отношений меняется психологический фон

на занятиях и во многом зависит окончательный результат концертного

выступления.

Большое

значение

также

имеет

характер

общения

концертмейстера и педагога. В процессе урока, репетиций педагог нередко

высказывает концертмейстеру пожелания, замечания. Реакция пианиста на них

имеет важное значение для воспитания ученика, он должен чувствовать

заинтересованность концертмейстера.

В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных

концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле

15

выполняет функцию психолога, который умеет снять излишнее напряжение и

волнение солиста, настроить его позитивно. В случае неудачи концертмейстер,

всегда находясь рядом, помогает пережить её, разъяснить её причины, тем

самым предотвращая в дальнейшем страх сцены и повторение прежних

ошибок. Такая помощь особенно важна при работе с детьми, имеющими

неокрепшую психику и подверженными влияниям окружающего мира. Не

менее значима роль концертных выступлений и для самого концертмейстера.

Чем чаще он играет на сцене, тем меньше у него страх и волнение перед

большой аудиторией.

Научно-исследовательская компетенция

Без знаний, которые нам даёт наука, невозможно движение вперёд.

Научно-исследовательская работа даёт концертмейстеру умение анализировать

и

вести

экспериментальную

деятельность.

Данная

компетенция

концертмейстера дополнительного образования включает в себя следующие

пункты:

·

чтение научной литературы;

·

изучение передового опыта коллег;

·

анализ собственной работы;

·

подготовка публикаций, методических разработок, исследовательских

работ;

·

участие

в

семинарах-практикумах,

конференциях,

педагогических

советах, выступления с докладами.

Всё это формирует умение анализировать, сравнивать, систематизировать

диагностику получаемых результатов и выявлять оптимальные методы, а также

формирует навык грамотного формулирования своих мыслей.

Информационная компетенция

К

этой

компетенции

относится

использование

современных

информационных и коммуникационных технологий: компьютера, интернета,

мультимедиа.

16

Участвуя в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах, иногда

концертмейстер готовит нотный материал, создаёт фонограммы, музыкальное

оформление мероприятий. В этом ему помогают компьютерные технологии:

медиасредства,

интернет-ресурсы,

программы

записи

нотного

текста.

Например, с помощью программ Sibelius и Finale можно не только записать, но

и сразу прослушать записанное произведение и при необходимости даже

транспонировать его в другую тональность, что значительно экономит

затраченные усилия и время.

В связи с отсутствием в некоторых образовательных учреждениях

фортепиано, приветствуется владение концертмейстера игрой на синтезаторе. В

этом случае он становится ещё и своего рода аранжировщиком, так как

экспериментирует с тембрами.

Современные

информационные

и

коммуникационные

технологии

обогащают традиционные формы обучения, делают образовательный процесс

более эффективным. Они дают возможность концертмейстеру получить доступ

к большому объёму учебной и научной информации и применять её в своей

профессиональной деятельности. Использование таких технологий повышает

творческую перспективу, формирует эмоционально-положительное отношение

учащихся к занятиям, повышает их мотивацию к обучению.

Таким образом, работа концертмейстера дополнительного образования

предполагает многофункциональность его деятельности. В связи с этим его

профессиональная компетентность представляет собой единую целостную

структуру, которая не может существовать без входящих в неё компонентов.

Приведённый набор компетенций является довольно общим, но в современных

условиях

именно

он

определяет

профессиональную

целостность

концертмейстера дополнительного образования.

17

Заключение

Изучив

методические

материалы,

связанные

с

деятельностью

концертмейстера

дополнительного

образования,

а

также

опираясь

на

собственный опыт работы концертмейстером в данной сфере, можно сделать

следующий

вывод.

Деятельность

концертмейстера

дополнительного

образования подразумевает нечто большее, чем аккомпанирование солистам на

концертах и конкурсах. В ней объединяются творческие, психологические и

педагогические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных,

концертных

и

конкурсных

ситуациях.

В

связи

с

этим

очень

важно

целенаправленное развитие компетенций концертмейстера и его готовность

использовать усвоенные знания в работе для практических задач.

Рассматриваемая

в

данной

работе

проблема

повышения

профессиональной

компетентности

концертмейстера

дополнительного

образования, в силу своей сложности и многогранности, не может быть

ограничена рамками одного исследования. Она требует дальнейшего изучения

данного вопроса в психолого-педагогическом и методическом контекстах. Тем

не

менее

представленная

структура

компетенций

концертмейстера

дополнительного

образования

с

практическими

рекомендациями

по

их

развитию позволяет повысить эффективность его деятельности.

18

Список литературы

1. Бабюк В.Л. Становление концертмейстерской деятельности в России

XVIII−XX веков: Автореф. дис. канд. искусствоведения. – Магнитогорск, 2003.

2. Горошко Н.Н. Формирование мастерства пианиста-концертмейстера:

учебно-метод. пособие по курсу «История и теория концертмейстерского

искусства». – Магнитогорск, МаГК им. М.И. Глинки, 2007.

3. Коробова О.Я., Варламов Д.И. Концертмейстер в современной

музыкальной практике // Диалогическое пространство музыки в меняющемся

мире. – Сб. материалов конференции. − Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009.

− С.

4. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор- Воспоминания. Размышления о

музыке/Дж. Мур//Перевод с англ. Предисловие В.И.Чачавы. Москва: Радуга,

1987.

5. Сидорова М.И. О формировании профессионально-педагогических

умений будущих учителей музыки в концертмейстерском классе / М.И.

Сидорова

//Детство

в

эпоху

трансформации

общества:

материалы

международной научно-практической конференции. - Т. 2. - Мурманск: МГПИ,

2002.

6. Сидорова М.И. Педагогические условия, способствующие развитию

концертмейстерской компетентности педагога-музыканта / М.И. Сидорова

//Сборник научных статей аспирантов. — Мурманск: МГИ, 2005.

19

7. Смирнов М. От составителя // О работе концертмейстера / Под ред. М.

Смирнова. – М.: Музыка, 1974.

8. Чачава В.Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров //

Фортепиано. – 2003.

9. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка. –

1969.

20



В раздел образования