Напоминание

"Удивительное путешествие с гномами. Звуки г и гь. Буквы Г, г"


Авторы: Ромашева Татьяна Михайловна, Мищенко Ирина Николаевна
Должность: учитель, логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: г. Колпашево
Наименование материала: сценарий интегрированного занятия
Тема: "Удивительное путешествие с гномами. Звуки г и гь. Буквы Г, г"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

1. Класс: 1А

2. Предмет: обучение грамоте

3. Тема урока: «Удивительное путешествие в лес с гномами» Звуки [г] [г,], буквы Г, г

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с буквами Г.г, учить подбирать слова с заданным звуком; совершенствовать умение

различать звуки и буквы; формировать

умение читать осознанно и выразительно доступные по объему

произведения;

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные. учащийся получит возможность научится:

давать характеристику согласным звукам;

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

читать слова с изученными буквами;

группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

формирование

умения

объяснять

свой

выбор,

строить

фразы,

отвечать

на

поставленный

вопрос,

аргументировать;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация

на

понимание

причин

успеха

в

учебной

деятельности:

самоанализ и

самоконтроль

результатов

Методы и формы обучения

1.

Фронтальная; парная; групповая. наблюдение, поисковый, создание проблемных ситуаций.

Образовательные ресурсы

Интерактивная доска; учебник «Азбука» 1 класс, мультимедийный проектор; магнитная доска;

демонстрационные модели схем.

Основные понятия

Звук, слог, ударение предложение, текст, однокоренные слова

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя и логопеда

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Психологический настрой

Учитель.

-Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Сегодня на уроке мы с вами с вами будем путешествовать, но сначала надо хорошо к нему подготовиться

Развитие речевого аппарата

1.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед - Однажды осенью Язычок собрался в лес за грибами. Он взял большую корзину (упр. Чашечка) и

отправился в лес. По дороге Язычок увидел ручеёк (упр. Ручеёк). Он подставил ладошку и почувствовал,

какая холодная вода в нем. Язычок долго ходил по лесу и, наконец, увидел чудесную полянку (упр.

Лопаточка), а на ней много-много грибов (упр. Грибочек). Язычок перебегал от одного грибочка к другому

(упр. Часики). Набрав полную корзинку (упр. Чашечка), Язычок вернулся домой.

2. Работа над дикцией.

Га-га-га - вот дремучая тайга! (Восхищённо.)

Гу - гу-гу - мы прибыли в тайгу! (Восторженно.)

Ге – ге - ге - заблудились мы в тайге. (Печально.)

Ги –ги -ги - все мы вышли из тайги.(Радостно)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя,

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Учитель Гномики приготовили для вас еще оно испытание .

-Посмотрите на эти две группы букв

Какие это буквы?

Какие гласные буквы “ с секретом” мы изучили?

-Почему мы их так называем?

- Когда гласная я дает нам два звука? А когда один?

Выделяют лишнее по заданному признаку

Обобщают актуализированные знания.

3. Постановка цели и задач урока.

Цель:

организовать постановку цели урока; формировать положительную мотивацию

Учитель

- Ребята, знаете, когда я сегодня шла на работу, то очень замёрзла, ведь на улице мороз и мне так захотелось попасть в лето, хотя бы на денёк, сходить

в лес, отдохнуть, послушать пение птиц, полюбоваться цветами и зеленью деревьев, насобирать грибов. Вам, наверное, тоже хотелось бы оказаться в

лесу? Но мы с вами не можем совершать чудеса, поэтому помогут нам путешествовать по лесу эти два веселых гнома - Густ и Гек. Живут в

подземном государстве маленькие человечки – гномы. Ходят они по узким коридорам, фонарями освещая себе путь. Плечом к плечу борются со

страхом, помогают друг другу. Сегодня мы мудрые гномы научит нас многим премудростям, а мы соберем их в свой багаж знаний.

- Вы должны точно так же, как гномы Густ и Гек, в пути помогать друг другу, быть внимательными

- Какой новый звук вы услышали в именах гномов? – Кто из вас уже догодался, с какой новой буквой мы познакомимся?

Формулируют учебную задачу, учатся группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков,

узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в

устной и письменной форме

Динамическая пауза «Гномик»

Логопед (Встаньте, мы отправляемся в лес с гномиками)

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым, со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.) Молодцы, вот мы и прищли в лес!

Осуществляют профилактику утомления. Выполняют движения по тексту

4.Открытие нового знания.

Цель: формирование умения поиска информации, формулирования, принятие и сохранение цели. Постановка учебных задач, планирование своей

деятельности.

Знакомство со звуками [г'], [г]. --Откройте азбуку на стр. 119

1.- Отгадайте загадку.

Стоял на крепкой ножке

Теперь лежит в лукошке.

-Что такое лукошко?

(Луко́

шко — небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Возможно изготовление из бересты

(берестяное лукошко[1]). Выделяется из всех видов корзин, прежде всего, своей лёгкостью и возможностями приспособления к другим видам

деятельности, например, посеву)

-Что же лежит в лукошке? (гриб)

-Какой звук услышали в начале слова? Произнесите это слово по слогам. Сделайте звуковой анализ слова и составьте схему (один у доски, все на

партах)

- Идём с гномиками дальше в наш волшебный лес. (Показываю картинку с изображением пенька). Недалеко от гриба находится пень. Если на него

внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву.

Ребята, на что похожи годовые кольца? Проговорим по слогам слово КРУГИ

Кто составит схему слова КРУГИ у доски?

-Сколько слогов? Назовите ударный слог.

-Назовите 1 слог.

-Что можете сказать?

-Постройте схему 1 слога.

-Назовите 2 слог. Обозначьте его в схеме.

- Какой новый звук услышали? [г']

Логопед

_- Что вы можете сказать о звуках [г'], [г].

Дайте им характеристику при помощи? в окошечках на стр 119

(объясняет артикуляцию при произношении новых звуков, положение губ, языка, голос)

- Гномики Густ и Гек предлагают поиграть в игру. « Бантики»

Если звук гь мягкий, поднимите зеленый бант, если твердый – г, то синий.

(Гриб, огород, глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара, гуси, круги, грядки ,Галя снеговик, груздь, гиря, говорушка, )

2.

Знакомство с буквами Г и г. Лента букв.

Учитель

Посмотрите на ленту букв. Назовите место буквы г.

- Наши веселые гномы хотят найти в лесу веточку, похожую на букву Г, но не могут. Ребята, помогите им! Согните мягкую проволочку

так, чтобы получились печатные буквы Г большая и маленькая.

-На что похожа буква?

- Прочитайте слоги с буквой г

-Назовите мягкие слоги – слияния (Слайды со слогами)

Под руководством учителя выявляют и проговаривают проблему урока. Выполняют слого-звуковой анализ слов грибы, круги. Характеризуют звуки

г

,

г’

и букву Г

Находят букву Г на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из проволоки

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

5.Первичное закрепление. Цель: развитие

навыков чтения,

умения выделять

звуки и давать

характеристику

им.

Учитель

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Оказывается, мы с вами не одни путешествуем по лесу.

Вместе с нами в лесу Галя и Гена. Они

сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Но прежде, чем мы узнаем, что делают дети в лесу нужно

прочитать слова в столбиках.

-Объясните, почему некоторые слова написаны с заглавной буквы.

-Назовите родственные слова

Читают слова.

Читают, объясняют смысл слов, находят в предложениях букву Г

Рассматривают картинку, составляют рассказ

Коммуникативные УУД:

построение монологического высказывания

Музыкальная пауза

«Гномы лилипутики»

- В классе у нас тоже есть гномик и он сделает с нами зарядку.

«Гномы лилипутики » - музыкальная зарядка

Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в зарядке

6. Самостоятельная работа.

Цель: применение

нового знания,

формирование

навыка чтения

--Прочитайте текст.

-Сколько грибов набрали Галя и Гена?

-Какие грибы в корзине у Гали? Каких грибов набрал Гена?

-Чем опасны поганки?

- Как можно назвать Гену? ( Горе- грибник).

- А ведь наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал съедобные грибы с поганками. Несъедобные грибы

очень опасны. Поэтому можно собирать только съедобные грибы.

-Какой гриб красив и велик?

- Прочитайте об этом на стр.119 азбуки (Слайд)

Ученик у доски классифицирует грибы на группы: съедобные и

несъедобные.

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со

знаками препинания.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике,

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

7.Включение в систему знаний и повторение

Цель: применение

нового знания,

формирование

навыка составления текста на заданную тему

Учитель.

-Гномы готовы отправиться дальше.

- Приглашаем вас, ребята,

Прогуляться, порезвиться,

Вместе с Галей, вместе с Геной

По тропинке мы пошли,

На грибную полянку пришли

- Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов!

Логопед

- Ребята, а какую погоду любят грибы, как вы думаете? – Молодцы (включается звук дождя). Вот и у нас в лесу дождь пошел.

Самомассаж.

Вдруг закрыли небо тучи – (ребром ладони растирают лоб)

Начал капать дождь колючий – (кончиками пальцев массаж щек)

Долго дождик будет плакать – (массажируем ушки)

Разведет повсюду слякоть – (кулачками потирают крылья носа)

Учитель

- А теперь посмотрите в учебник стр.118

_- Что изображено на иллюстрации?

- Чем необычен этот город?

- В форме чего построены дома?

- Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

- Чем занимаются жители города?

Это город грибов. Здесь живут грибные жители. Их домики – грибы. Дедушка Мухомор выходит из дома. Мальчик Боровик копает землю.

Девочка Груздь катает коляску. Город очень красивый. Вокруг домов много травы, цветов и ягод. Всем хорошо!

- Какие цвета выбраны для того, чтобы показать, что жители города счастливые, аккуратные, трудолюбивые?

-Дома придумайте свою сказку по этой картинке, используя те слова, которые мы проговорили.

Логопед.

- Сейчас я буду читать стихотворение Т. В. Куликовой «По грибы», а вы подсказывайте мне хором нужные словечки:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь ... грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился ... грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для ... грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал ... грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький ... грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый ... грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле — … грибница.

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные ... грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп ... грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и ... грибище.

Логопед выставляет картинки по теме «Родственные слова от слова гриб» на наборное полотно и задаёт по картинкам вопросы:

- Как называется человек, который собирает грибы? – Грибник.

- Как называется поляна, на которой много грибов? – Грибная.

- Как называется маленький гриб? – Грибок, грибочек.

- Как называется огромный гриб? – Грибище.

- Как называется суп из грибов? – Грибной.

- Как называется подземная часть гриба? – Грибница.

- Как называется дождь, после которого растут грибы? – Грибной.

Логопед: Все слова, которые вы назвали, немного похожи на слово «гриб». Как называются такие слова?

(они его «родственники»)

Выполняют задание на закрепление полученных знаний. Построение связного высказывания

Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.

Придумывают сказку.

Соблюдают логику изложения текста

Подбирают родственные слова

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной и письменной форме;

8.Контроль и оценка

Цель: оформление своей мысли в устной речи

Учитель

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

-Какие звуки она обозначает?

-Какие звуки являются его глухой парой?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что

узнали, знают, смогли.

Дают самооценку

(Личностные УУД).

9.Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности

-Как вы думаете, гномы довольны вашей работой на уроке?

-Оцените свою работу смайликом.

- Гномы надеются, что на следующем уроке, вы будете работать ещё лучше и не забудете о том, чему они вас научили.

-А мне гномы прошептал, что вы им очень понравились и на прощанье мудрые гномы дарят каждому свой портрет, который вы раскрасите дома

- А теперь, поднимите смайлик, который передает ваше настроение на уроке. Всем спасибо за урок!

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Личностные УУД

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результатов



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники