Напоминание

"Особенности развития мышления младших школьников с задержкой психического развития и их проявление на уроках математики."


Автор: Орлова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Барнаульский кадетский корпус"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития мышления младших школьников с задержкой психического развития и их проявление на уроках математики."
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности развития мышления младших школьников с задержкой

психического развития и их проявление на уроках математики.

Дети с особыми образовательными потребностями- это дети, нуждающиеся в получении

специальной

психолого-педагогической

помощи

и

организации

особых

условий

для

обучения и воспитания.

Школьники с ЗПР- это дети с нереализованными возможностями, так как все основные

психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют

качественное своеобразие.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом

обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребёнка (Л.С.Выготский)

и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его

влиянием приобретают произвольный характер.

У детей с ЗПР недостаточно развита мыслительная деятельность. Это выражается в

несформированности

таких

операций,

как

анализ,

синтез,

в

неумении

выделять

существенные

признаки

предметов

и

делать

обобщение,

в

низком

уровне

развития

абстрактного

мышления.

Поэтому

неудивительно,

что

математика

является

для

них

наиболее трудным учебным предметом. Отставание по математике у детей с ЗПР может

быть вызвано следующими причинами:

-недостаточное развитие способности к обобщению вообще и к логическому в частности;

-пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;

-пониженный интерес к математике;

-отсутствие устойчивых навыков счёта;

-трудности перехода из конкретного плана в абстрактный;

-неумение решать задачи.

Анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математикой,

позволил

выделить

следующие

группы

детей

с

особыми

образовательными

потребностями:

Первая группа- трудности при усвоении математики, связанные с несформированностью

понятий числового ряда и его свойств, смысла счётного действия. Такие дети с трудом

определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счётом в обратном порядке.

Вторая

группа-

трудности,

связанные

с

несформированностью

зрительно-моторных

координаций, ассоциативных связей и пространственных представлений. Эти причины

лежат в основе таких затруднений учащихся, как зеркальное написание цифр, трудности

при переводе из словесной формы в цифровую, затруднения в счёте при выполнении

счётных операций при переходе через десяток.

Третья

группа- трудности,

связанные

с

недостаточным

развитием

мыслительной

деятельности индивидуально-психологическими особенностями личности учащихся.

Обучение математике, как и другим предметам, строится на фундаменте элементарных

математических знаний, которые дети приобретают в дошкольном периоде своей жизни,

общаясь

со

сверстниками

и

взрослыми,

действуя

с

различными

предметами

и

множествами.

Важным

разделом

математических

знаний

детей

являются

счётные

операции.

Около

половины детей с ЗПР к моменту поступления в школу умеют прибавлять и вычитать по

одному без опоры на наглядный материал в пределах 3-х, а в пределах пяти- лишь 10%.

Остальные дети могут выполнять сложение и вычитание в пределах пяти с привлечением

наглядного

материала.

При

этом

они

часто

ошибаются,

переспрашивают

задание,

повторяют его ещё раз, иногда отвечают не думая, лишь бы ответить, называют разные

результаты. Серьёзные трудности вызывает у младших школьников с ЗПР счёт в обратном

порядке, и особенно- счёт от одного пункта числового ряда в другой. Вследствие этого

дети слабо ориентируются в последовательности натуральных чисел. Многие учащиеся не

понимают зависимости результата счёта от пространственного расположения предметов.

Особые трудности возникают, когда им предлагается сравнивать близкие по количеству

совокупности, например, пять и четыре предмета.

Младшие школьники с ЗПР испытывают серьёзные трудности при решении простых и

составных арифметических задач, требующих как осуществления сложной аналитико-

синтетической деятельности, так и высокого уровня развития логического мышления(что

является достаточно сложным психологическим моментом для таких детей). Часто дети с

ЗПР называют первый пришедший им на ум ответ, и задача оказывается нерешённой даже

в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею. Эти дети нередко

подменяют

трудную

для

них

задачу

более

лёгкой.

Для

таких

учащихся

наиболее

сложными

являются

задачи

проблемного

характера.

Им

свойственно

поверхностное

мышление, направленное на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно-

логическом уровне.

Учащиеся с ЗПР затрудняются в использовании математических терминов в своей речи.

Дети заменяют их универсальными терминами- «большой и маленький», встречаются и

замены

признаков:

вместо

«высокий-

длинный»,

вместо

«тонкий-

худой»,

вместо

«короткий- недлинный». Эти дети не умеют самостоятельно пользоваться и воспринимать

слова «столько же, по одному, ни одного, каждый».

Школьникам

с

ЗПР

достаточно

трудным

оказывается

понимание

пространственных

отношений. Учащиеся плохо ориентируются на листе бумаги: не могут показать верх, низ,

найти левую и правую стороны тетради, её середину. Из геометрических фигур дети легче

всего находят и показывают круг. Остаётся характерная для младшего школьного возраста

замена

геометрических

фигур

названием

предметов,

похожих,

близких

по

форме:

треугольник-крыша; круг-мяч; квадрат-кубик, окошко; прямоугольник-полоска, дощечка;

овал-яйцо, огурец. На трудностях в обучении математике не могут не сказаться и такие

особенности

этих

учащихся,

как

сниженная

познавательная

активность,

колебания

внимания

и

работоспособности,

недостаточное

развитие

основных

мыслительных

операций(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

абстрагирование),

некоторое

недоразвитие

речи.

Например,

узость

и

нецеленаправленность

пространственного

восприятия приводят к тому, что часть детей при вычислениях математических выражений

из 2-3-х действий выполняют лишь одно, опуская остальные, а из текста задач выбирают

отдельные слова и словосочетания, делая их ориентиром для выбора арифметического

действия, часто неверного. Сниженная активность восприятия выражается в том, что дети

не всегда узнают знакомые геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном

ракурсе, перевёрнутом положении. По этой же причине некоторые учащиеся не могут

найти в тексте задачи числовые данные, если они записаны словами, выделить вопрос

задачи, если он стоит не в конце, а в середине или в начале.

Несовершенство

зрительного

восприятия

и

моторики

младших

школьников

с

ЗПР

вызывает повышенные трудности при обучении их написанию цифр: дети гораздо дольше

овладевают

этим

умением,

часто

смешивают

цифры,

пишут

их

зеркально,

слабо

ориентируются в клеточках тетради.

Несовершенство анализа и синтеза не позволяет им при поиске решения арифметических

задач выделять главное, устанавливать связи и зависимости между данными и искомым.

При выборе решения учащиеся часто опираются на внешние, несущественные признаки

условия: отдельные слова и словосочетания, расстановку чисел и т.д.

Недостаточность

обобщения

проявляется

в

механическом

заучивании

правил,

формулировок,

приёмов

вычисления

без

их

понимания

и

применения

на

практике.

Например,

выучив

правило

о

перестановке

слагаемых,

они

продолжают

применять

нерациональный способ вычисления, допуская при этом ошибки, теряя промежуточный

результат.

В

то

же

время

большинство

первоклассников

с

ЗПР

достаточно

хорошо

владеют

элементарными

формами

классификации.

Распределение

по

группам

простых

геометрических фигур на основе выделения одного из признаков(цвета или формы) не

представляет

для

них

трудностей.

Но

при

классификации

сложного

геометрического

материала

и

классификации

по

двум

признакам

продуктивность

выполнения

работы

несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно

осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии

выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с

объектами классификации. Недостатки речевого развития детей, в частности, бедность

словарного

запаса

сказываются

при

решении

задач:

учащиеся

не

всегда

адекватно

понимают

некоторые

слова

и

выражения,

содержащиеся

в

тексте,

что

приводит

к

неверному

решению.

При

самостоятельном

составлении

задач

они

придумывают

шаблонные тексты, содержащие однотипные ситуации и жизненные действия, повторяя

одни и те же вопросы и числовые данные.

Таким образом, рассмотрев трудности усвоения математических знаний детьми с ЗПР,

можно прийти к выводу, что педагог, имеющий в своём классе одного или нескольких

таких учащихся, должен учитывать все особенности развития мышления данных детей и

строить свою работу с ними на индивидуальном подходе.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники