Напоминание

Требования ФГОС к системе начального общего образования


Автор: Смирнова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: город Ивантеевка Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Требования ФГОС к системе начального общего образования
Раздел: начальное образование





Назад




Требование ФГОС к системе начального образования

Существуют следующие требования ФГОС начального общего образования:

к результатам освоения программы;

к структуре программы, в том числе к соотношению частей программы, их объему,

а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками

образовательного процесса;

к

условиям

реализации

программы,

в

том

числе

к

финансовым,

кадровым,

материально-техническим и другим условиям.

Требования к результатам, структуре, а также к условиям освоения основной

образовательной программы начального общего образования учитывают индивидуальные

и

возрастные

особенности

воспитанников,

самоценность

ступени

начального

общего

образования как основы всего последующего образования.

Также стандарт принимает во внимание образовательные потребности воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья и является основой объективной оценки уровня

образования детей на ступени начального общего образования.

Срок освоения основной образовательной программы начального общего образования –

четыре года. Стандарт направлен на то, чтобы обеспечить:

равные возможности при получении качественного образования;

духовно-нравственное развитие и воспитание детей на ступени начального общего

образования и становление их гражданской идентичности;

преемственность основных образовательных программ;

сохранение

и

развитие

культурного

разнообразия,

языкового

наследия

многонационального

российского

народа,

права

на

изучение

родного

языка,

возможности овладеть культурой и духовными ценностями народа Российской

Федерации;

единство

образовательного

пространства

в

условиях

многообразия

видов

образовательных учреждений и образовательных систем;

демократизацию образования и всей образовательной деятельности;

формирование

критериальной

оценки

результатов

освоения

воспитанниками

программы

начального

общего

образования,

деятельности

педагогов,

образовательных учреждений и функционирования системы в целом;

условия

для

эффективной

реализации

и

освоения

воспитанниками

программы

начального общего образования.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта

начального

общего

образования

(ФГОС

НОО) основная

образовательная

программа начального общего образования:

определяет

содержание

и

организацию

образовательной

деятельности

при

получении начального общего образования и

направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное,

личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,

создание

основы

для

самостоятельной

реализации

учебной

деятельности,

обеспечивающей

социальную

успешность,

развитие

творческих

способностей,

саморазвитие

и

самосовершенствование,

сохранение

и

укрепление

здоровья

обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит:

обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

При этом от общего объема основной образовательной программы начального общего

образования:

-

обязательная

часть основной

образовательной

программы

начального

общего

образования - составляет 80%,

- а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20%.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется:

- организацией, осуществляющей образовательную деятельность

- через организацию урочной и

- внеурочной образовательной деятельности

- в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать

три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел основной образовательной программы начального общего образования

определяет:

общее

назначение,

цели,

задачи

и

планируемые

результаты

реализации

основной образовательной программы начального общего образования, а также способы

определения достижения этих целей и результатов, и включает:

пояснительную записку;

планируемые

результаты

освоения

обучающимися

детьми

о сновной

образовательной программы начального общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения детьми основной

образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования определяет: общее содержание начального общего образования и программу

формирования

универсальных

учебных

действий

у

обучающихся

при

получении

начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и

курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся при получении начального общего образования; программу формирования

экологической

культуры,

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

программу

коррекционной работы.

Организационный раздел

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

определяет:

общие

рамки

организации

образовательной

деятельности,

а

также механизмы реализации основной образовательной программы и включает: учебный

план

начального

общего

образования;

план

внеурочной

деятельности,

календарный

учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в

соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются

основными

организационными

механизмами

реализации

основной

образовательной

программы начального общего образования.

Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность:

по

имеющим

государственную

аккредитацию

основным

образовательным

программам начального общего образования

разрабатывает

основную

образовательную

программу

начального

общего

образования в соответствии с ФГОС НОО и

с учетом примерной основной образовательной программы начального общего

образования.

Разработанная

образовательной

организацией

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования

должна

обеспечивать

достижение

обучающимися

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной

программы начального общего образования должны:

уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и

предметных

результатов

как

с

позиций

организации

их

достижения

в

образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов;

оценка

результатов

деятельности

системы

образования,

образовательных

организаций,

педагогических

работников

должна

учитывать

планируемые

результаты

освоения

обучающимися

основной

образовательной

программы

начального общего образования.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с

ограниченными возможностями здоровья:

могут

разрабатываться

с

участием

самих

обучающихся

и

их

родителей

индивидуальные учебные планы;

реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора

(наставника) образовательной организации.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при

получении начального общего образования должна содержать:

описание

ценностных

ориентиров

содержания

образования

при

получении

начального общего образования;

связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

характеристики

личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных

универсальных учебных действий обучающихся;

типовые

задачи

формирования

личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных универсальных учебных действий;

описание

преемственности

программы

формирования

универсальных

учебных

действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития

обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной

педагогической

работе

образовательной

организации,

семьи

и

других

институтов

общества;

в основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи,

базовые национальные ценности российского общества;



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники