Автор: Смирнова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: город Ивантеевка Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Требования ФГОС к системе начального общего образования
Раздел: начальное образование
Требование ФГОС к системе начального образования
Существуют следующие требования ФГОС начального общего образования:
к результатам освоения программы;
к структуре программы, в том числе к соотношению частей программы, их объему,
а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса;
к
условиям
реализации
программы,
в
том
числе
к
финансовым,
кадровым,
материально-техническим и другим условиям.
Требования к результатам, структуре, а также к условиям освоения основной
образовательной программы начального общего образования учитывают индивидуальные
и
возрастные
особенности
воспитанников,
самоценность
ступени
начального
общего
образования как основы всего последующего образования.
Также стандарт принимает во внимание образовательные потребности воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и является основой объективной оценки уровня
образования детей на ступени начального общего образования.
Срок освоения основной образовательной программы начального общего образования –
четыре года. Стандарт направлен на то, чтобы обеспечить:
равные возможности при получении качественного образования;
духовно-нравственное развитие и воспитание детей на ступени начального общего
образования и становление их гражданской идентичности;
преемственность основных образовательных программ;
сохранение
и
развитие
культурного
разнообразия,
языкового
наследия
многонационального
российского
народа,
права
на
изучение
родного
языка,
возможности овладеть культурой и духовными ценностями народа Российской
Федерации;
единство
образовательного
пространства
в
условиях
многообразия
видов
образовательных учреждений и образовательных систем;
демократизацию образования и всей образовательной деятельности;
формирование
критериальной
оценки
результатов
освоения
воспитанниками
программы
начального
общего
образования,
деятельности
педагогов,
образовательных учреждений и функционирования системы в целом;
условия
для
эффективной
реализации
и
освоения
воспитанниками
программы
начального общего образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования
(ФГОС
НОО) основная
образовательная
программа начального общего образования:
определяет
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности
при
получении начального общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
создание
основы
для
самостоятельной
реализации
учебной
деятельности,
обеспечивающей
социальную
успешность,
развитие
творческих
способностей,
саморазвитие
и
самосовершенствование,
сохранение
и
укрепление
здоровья
обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит:
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
При этом от общего объема основной образовательной программы начального общего
образования:
-
обязательная
часть основной
образовательной
программы
начального
общего
образования - составляет 80%,
- а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20%.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется:
- организацией, осуществляющей образовательную деятельность
- через организацию урочной и
- внеурочной образовательной деятельности
- в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать
три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел основной образовательной программы начального общего образования
определяет:
общее
назначение,
цели,
задачи
и
планируемые
результаты
реализации
основной образовательной программы начального общего образования, а также способы
определения достижения этих целей и результатов, и включает:
пояснительную записку;
планируемые
результаты
освоения
обучающимися
детьми
о сновной
образовательной программы начального общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения детьми основной
образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования определяет: общее содержание начального общего образования и программу
формирования
универсальных
учебных
действий
у
обучающихся
при
получении
начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и
курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся при получении начального общего образования; программу формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
программу
коррекционной работы.
Организационный раздел
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
определяет:
общие
рамки
организации
образовательной
деятельности,
а
также механизмы реализации основной образовательной программы и включает: учебный
план
начального
общего
образования;
план
внеурочной
деятельности,
календарный
учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются
основными
организационными
механизмами
реализации
основной
образовательной
программы начального общего образования.
Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность:
по
имеющим
государственную
аккредитацию
основным
образовательным
программам начального общего образования
разрабатывает
основную
образовательную
программу
начального
общего
образования в соответствии с ФГОС НОО и
с учетом примерной основной образовательной программы начального общего
образования.
Разработанная
образовательной
организацией
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
должна
обеспечивать
достижение
обучающимися
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования в соответствии с требованиями, установленными ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования должны:
уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и
предметных
результатов
как
с
позиций
организации
их
достижения
в
образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов;
оценка
результатов
деятельности
системы
образования,
образовательных
организаций,
педагогических
работников
должна
учитывать
планируемые
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы
начального общего образования.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья:
могут
разрабатываться
с
участием
самих
обучающихся
и
их
родителей
индивидуальные учебные планы;
реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора
(наставника) образовательной организации.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при
получении начального общего образования должна содержать:
описание
ценностных
ориентиров
содержания
образования
при
получении
начального общего образования;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся;
типовые
задачи
формирования
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
описание
преемственности
программы
формирования
универсальных
учебных
действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической
работе
образовательной
организации,
семьи
и
других
институтов
общества;
в основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества;