Автор: Завьялова Марина Борисовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: г. Ивантеевка Московской области
Наименование материала: ФГОС начального общего образования
Тема: Что надо знать о ФГОС
Раздел: начальное образование
Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность
требований,
обязательных
при
реализации
основных
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного)
общего,
начального
профессионального,
среднего
профессионального
и
высшего
профессионального
образования
образовательными
учреждениями,
имеющими
государственную
аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность
основных
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного)
общего,
начального
профессионального,
среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
требования
к
структуре
основных
образовательных
программ,
в
том
числе
требования к соотношению частей основной образовательной программы и их
объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том
числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени
начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в
начальной школе.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:
требований
к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
начального общего образования;
программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
пояснительную
записку,
в
которой
конкретизируются
общие
цели
начального
общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
конкретного
учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации
основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
в
том
числе
через
такие
формы,
как
экскурсии,
кружки,
секции,
"круглые
столы",
конференции,
диспуты,
школьные
научные
общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной
основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и
структуру
направлений,
формы
организации,
объем
внеурочной
деятельности
для
обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года
обучения)
с
учетом
интересов
обучающихся
и
возможностей
образовательного
учреждения.
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования должны обеспечивать:
преемственность
содержания
и
форм
организации
образовательного
процесса,
обеспечивающих реализацию основных образовательных программ дошкольного
образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование
и
развитие
психолого-педагогической
компетентно сти
педагогических
и
административных
работников,
родителей
(законных
представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и
индивидуализация
обучения;
мониторинг
возможностей
и
способностей
обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными
возможностями
здоровья;
формирование
коммуникативных
навыков
в
разновозрастной
среде
и
среде
сверстников;
поддержка
детских
объединений,
ученического самоуправления);
диверсификацию
уровней
психолого-педагогического
сопровождения
(индивидуальный,
групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность
форм
психолого-педагогического
сопровождения
участников
образовательного
процесса
(профилактика,
диагностика,
консультирование,
коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).