Автор: Фахретдинова Эльвира Мирзаевна
Должность: преподаватель по классу вокала и хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Томская обл., Верхнекетский р-н, п. Белый Яр
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Физические упражнения на уроке вокала"
Раздел: дополнительное образование
Физические упражнения на уроке вокала
Наверняка, каждый преподаватель задумывается о том, как сделать свои уроки
интересными и продуктивными. И каждый выбирает наиболее удобные формы и
варианты построения занятия, которые кажутся ему более эффективными.
Мне хочется поделиться своим опытом работы с детьми. Я – преподаватель
вокальных дисциплин, и мне часто приходится сталкиваться с тем, что
дети
приходят
на
урок
сонными
(если
занятие
с
утра)
или
уставшими
от
большой
нагрузки
в
общеобразовательной
школе.
Возникает
вопрос:
«Как
быть?
Ведь
образовательный
процесс
очень
страдает
оттого,
что
ребенок
не
в
силах
продуктивно работать по причине усталости?»
Как же избавиться от вялости и сонности на уроках? Здесь на ум приходят
воспоминания из далекого детства, когда мы, проснувшись в 6:00 часов занимались
утренней пробежкой по стадиону перед школой.
Хочется отметить, что спорт с
раннего утра заряжал нас необыкновенной энергией и бодростью духа на весь день.
Учитывая детский опыт положительного влияния физических упражнений на
организм, я решила понемногу прибегать к ним во время обычного урока по…
вокалу.
Также в деле преподавания вокала бывает нелегко объяснить ребенку такое
понятие как проточность
дыхания, а ведь именно на дыхании строится весь
процесс фонации. Здесь на помощь, помимо образных объяснений, идут в ход
физические упражнения. Например, ребенку нужно отработать восходящий скачок
мелодии на кварту, где трудность представляет высокая нота, вызывающая зажим
голосового аппарата. Я предлагаю ученику исполнять этот скачок параллельно с
наклоном корпуса. Одному ученику помогает наклон, другому – приседание. В
любом случае, дети приходят к пониманию того, как нужно правильно выдыхать,
чтобы голосовые связки не перегружались.
Хочется отметить, что эти незамысловатые упражнения также помогают в деле
устранения зажимов при пении, так как ученик, отвлекшись выполнением каких-
либо упражнений, не успевает напрячь корпус или голосовой аппарат.
Важно
помнить,
что
после
активизации
певческого
дыхания
подобными
упражнениями
необходимо, все-таки,
принять классическую вокальную позу и
тщательно следить за качеством звука, чтобы избежать неровности в звуковедении.
Для отработки четкой дикции могут пригодиться хлопки в ладоши или чеканный
шаг на каждый слог. Здесь важно следить за тем, чтобы прием, используемый для
активизации работы вокального аппарата, не превратил исполнение в манерность.
Если, например, ученик пришел на урок в сонном состоянии, то здесь помогут
любые
активные
распевки
с
параллельно
выполненными
энергичными
упражнениями. Через небольшой промежуток времени на лице ученика появляется
улыбка.
Не бывает такого случая, чтобы активные физические упражнения оставили
ученика равнодушным. А когда настроение у ученика хорошее, то и сама работа
выполняется с радостью.
Опытный преподаватель знает, когда и в каком объеме использовать физические
нагрузки в процессе работы над произведением. Нужно всегда помнить, что урок
вокала – это не урок физкультуры, а, прежде всего,
мастерская для создания
произведения музыкального искусства, правда, иногда с помощью специфических
инструментов, но цель оправдывает средства.