Напоминание

Литературная гостиная по творчеству К.И. Чуковского


Автор: Биталь Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Уярская СОШ № 3"
Населённый пункт: г.Уяр, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная гостиная по творчеству К.И. Чуковского
Раздел: начальное образование





Назад





Составила: Биталь С. Л. учитель начальных классов, МБОУ «Уярская СОШ № 3»

Литературная гостиная по творчеству К. И. Чуковского.
(Биографию рассказывают дети) 1. Корней Иванович Чуковского все знают как доброго весёлого сказочника. Его замечательные сказки «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр» и другие с удовольствием читают и взрослые, и дети. 2. Николай Васильевич Корнейчуков, позже принявший псевдоним Корней Чуковский, родился в Петербурге. Детство он провёл в Одессе и Николаеве. Учился в гимназии, однако гимназию ему закончить не удалось, потому что он был исключён по причине «низкого» происхождения. 3. Мать, происходившая из крестьян, была прачкой и едва сводила концы с концами, а отец с семьёй не жил. Пришлось самостоятельно проходить гимназический курс и дополнительно изучать английский язык. Потом юноша сдал экзамен и получил аттестат зрелости. 4. Он рано начал писать стихи и поэмы. Мечта стать писателем привела Чуковского в Петербург. Он предложил свои произведения нескольким столичным журналам, но получил отказ. Но не терял времени даром: много занимался, совершенствовал свой английский язык, познакомился с известными писателями (показ портретов) А. Куприным, поэтом А. Блоком и другими.
5. Тогда же Чуковский начал записывать свои наблюдения за детьми, что и как они говорят. Он вёл записи до конца жизни и составил из них книгу «От двух до пяти». Книга «От двух до пяти» переиздавалась 21 раз, причём писатель каждый раз дополнял её новыми примерами.
Из книги «От двух до пяти»

(инсценируют дети)
1.- Как ты смеешь драться? - Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня! 2. – Бабушка мылом морду моет! (басом) - У бабушки не морда, а у бабушки лицо. - Нет, всё-таки немножечко морда. 3. Лялечку побрызгали духами. - Я вся такая пахлая, я вся такая духлая. (вертится у зеркала) - Что ты делаешь? - Я, мамочка, красавлюсь! 4. Трёхлетняя Вера, увидев морщинки на лбу у отца, и сказала: - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки! 5. Отец говорит Маняше: - Катись из моей комнаты! Мне надо работать. Маняша возражает: - Не буду катиться. У меня колёсиков нет! 6. - Мамочка крапива кусается? - Да! - А как она лает? 7. – Ой, мамочка, меня под коленкой тошнит! 8. – Мама, сними с меня башмак. У меня на правой ноге ладошка чешется. 9. – У Славы пчела в коробочке. - Зачем ты мучаешь пчелу? Выпусти её. - Как же! Выпусти! Я её доить буду! Она мне будет мёд давать! 6. Но мир детских фантазий, детская непосредственность настолько увлекли его, что писать для детей – стало делом всей его жизни. 7. Произведения К. И. Чуковского воспитывают в детях наблюдательность, сообразительность, развивают воображение. 8. Чтение его стихов – хорошее упражнение для языка ребёнка, насыщен живыми интонациями.
Чтение стихов-«Радость»,«Бутерброд», «Закаляка»,«Ёжики смеются», «Ёлка», «Дженни», «Слониха читает», «Котауси и Мауси», «Котятки». Чтение отрывка сказки «Путаница» Песенки: «Жил на свете человек», «Барабек», «Курица» ( Дети поют песенки) 9. А как же сказки? А сказки родились случайно. Первым появился «Крокодил». Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вёз его домой в ночном поезде, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колёс стал рассказывать: Жил да был Крокодил Он по улицам ходил, Папиросы курил, По-турецки говорил – Крокодил, Крокодил Крокодилович…. 10. Мальчик успокоился и внимательно дослушал сказку. Когда через несколько дней сын поправился, К. И. Чуковский уже и забыл, о чём он ему рассказывал, но оказалось, что мальчик хорошо запомнил сказку и пересказал ее отцу. Так сказка в стихах «Крокодил» и появилась на свет. (Чтение отрывка сказки) 11. Его стихи наполнены яркими необычными образами и словосочетаниями. Достаточно вспомнить «Мойдодыра», где всех нерях воспитывает «умывальников
Начальник и мочалок Командир», или «Муху-Цокотуху – позолоченное брюхо» и др. Благодаря точным, чётким рифмам стихи легко читаются и запоминаются. 12. Многие свои сказки в стихах К. И. Чуковский создал в 20-е годы. В 1923 году он написал «Мойдодыра» (Чтение отрывка сказки) , «Тараканище» (Чтение отрывка сказки), на следующий год « Муху-Цокотуху» (Чтение отрывка сказки) 13. Замечательную сказку « Чудо-дерево» К. И. Чуковский посвятил своей маленькой дочери Муре, которая рано умерла от туберкулёза. (Чтение отрывка сказки) 14. В 1926 году – «Федорино Горе» (Чтение отрывка сказки) и «Телефон» (Чтение отрывка сказки) 15. В 1929 году сказку «Айболит» (Инсценировка сказки.)
Айболит.
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит Приходи к нему лечиться И корова и волчица И жучок и червячок И медведица. Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! И пришла к Айболиту Лиса: - Ой, меня укусила оса! И пришёл к Айболиту Барбос Меня курица клюнула в нос! И прибежала зайчиха И закричала: - Ай! Ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай Он побежал по дорожке И ему перерезало ножки И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой! И сказал Айболит – Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки Он опять побежит по дорожке И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова А с ним и зайчиха – мать Тоже пошла танцевать И смеётся она и кричит Ну, спасибо, тебе «Айболит»! 16. К.И. Чуковский общался с детьми не только посредством сказок. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, он построил загородный дом, где поселился вместе с семьёй. Рядом со своим домом он построил детскую библиотеку. Книги в эту библиотеку по просьбе Корнея Ивановича присылали детские писатели. 17. Давно нет с нами писателя К. И. Чуковского, но стихи и сказки будут с удовольствием читать и слушать, и взрослые и дети. Литература: 1.Корней Чуковский «Сказки» М.,1993г. «Детская литература» 2. В.В. Быкова, Н.Г.Быкова, Г.П. Шалаева «100 великих имён в литературе» М.,1998г 3. Книга «От двух до пяти» М.,1995г.
Составила: Биталь С. Л. учитель начальных классов, МБОУ «Уярская СОШ № 3»


Викторина по сказкам К. И. Чуковского
1.Этап. Узнай сказку по предметам. Предметы - телефон, воздушный шарик, мыло, монета, сито, паук, таракан, подушка солнце. 2.Этап. Назови сказку по следующим строчкам. а) Тут бабочка прилетела, Крылышками помахала, Стало море потухать- И потухло. б) Если топну я ногою, в) Испугался крокодил Позову моих солдат, Завопил, заголосил. В эту комнату толпою А из пасти Умывальники влетят. Из зубастой ? вывалилось В небо выкатилось! г) Смилуйся над нами, Отпусти нас поскорей. К нашей милой маме! Мы от мамы убегать Никогда не будем И по Африке гулять Навсегда забудем! 3. Этап. Загадки. а) Была телега у меня б) Паровоз Да только не было коня Без колёс! И вдруг она заржала, Вот так чудо – паровоз! Заржала, побежала – Не с ума ли он сошёл? Глядите, побежала Прямо по морю пошёл. (Пароход.) Телега без коня. (Грузовик.)
в) Вот иголки и булавки г) Хожу, брожу не по лесам, Вылезают из под лавки, А по усам, по волосам, На меня они глядят, И зубы у меня длинней, Молока они хотят. (Ёж.) Чем у волков и медведей. (Гребешок.) д) Растёт она вниз головою, е) Лежу я у вас под ногами, Не летом растёт, а зимою. Топчите меня сапогами. Но солнце её припечёт – А завтра во двор унесите меня Заплачет она и умрёт. (Сосулька.) И бейте меня, колотите меня, И чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр.) ё) Ах, не трогайте меня. Обожгу и без огня! (Крапива.) 4. Этап. Определи сказку по следующим словам. а) Медведь, кот, комарик, воздушный шарик, волки, львы, зайчики, жаба, воробей. /Тараканище./ б) Свечка, пироги, одеяло, мочалка, мыло. /Мойдодыр./ в) Тараканы, блошки, комар, паук, денежка. /Муха-Цокотуха./ г) Корыто, самоварище, стол, посуда, блюдца. /Федорино горе./ д) Калоши, телефон, перчатки, шоколад, слон, крокодил. /Телефон./ 5.Этап. Вопросы по сказкам. 1. Кто потушил море в сказке Путаница? /Бабочка./ 2. Кто помог Мухе-Цокотухе? / Комар./ 3. Кто спас зверей в сказке Тараканище? /Воробей./ 4. В какой сказке звери менялись голосами? /Путаница./ 5. Кого встретила посуда, когда убегала от Федоры? /Курицу./ 6. Кто помог зверям вернуть солнышко? /Медведь./ 7. Кто напал на зверей в сказке Тараканище? /Таракан./
6.Этап. «Собери картинку». /Разрезное лото - «Краденое солнце», «Айболит», «Мойдодыр»/ Литература: 1. Корней Чуковский «Сказки» М.,1993г. «Детская литература» 2. «Разрезное лото» М.,1998г.


В раздел образования