Программа летнего оздоровительного лагеря "Кустук" ("Радуга")
Автор: Супиталева Елена Валерьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО" Населённый пункт: г. Удачный Наименование материала: программа летнего оздоровительного лагеря Тема: Программа летнего оздоровительного лагеря "Кустук" ("Радуга") Раздел: дополнительное образование
Супиталева Елена Валерьевна
и.о. директора МБУ ДО «ЦДО»
педагог дополнительного образования
Мелихова О.В.
Федорова Эльвира Николаевна
_________________
педагог дополнительного образования
«____»__________ 2016 г.
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
«Кустук» (Радуга)
Город Удачный
2016 год
1
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Направления образовательно-воспитательного процесса
2.1. «Гражданин»
2.2. «Интеллект. Общение»
2.3. «Нравственность»
2.4. «Экология»
2.5. «Здоровье»
2.6. «Семья»
2.7. «Творчество. Досуг»
3. Ожидаемые результаты реализации запланированных мероприятий
4. План-сетка мероприятий
5. Результативность
6. Поощрения
7. Заключение
8. Литература
9. Приложения
2
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания детей «Кустук» (Радуга) организован на основании:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 283-ФЗ
Устава МБУ ДО «ЦДО» г.Удачный
Расположение лагеря: здание и прилегающая территория МБУ ДО «ЦДО» г. Удачный
В лагерь принимаются дети от 7 до 12 лет на основании заявления от родителей (законных представителей детей)
Подготовительный этап включает ряд мероприятий:
Составление программы
Акт приемки лагеря
Кадровое обеспечение
Медосмотр сотрудников
Организация медкабинета
Правила внутреннего распорядка
Режим дня
Инструктажи по ТБ и ПБ с сотрудниками лагеря
Планы работы воспитателя и вожатых в отряде, общий план-сетка
Методическая копилка
Материально-техническое обеспечение
Срок реализации программы: июнь – июль 2016 года, два сезона
1. Пояснительная записка.
Город Удачный Мирнинского района Республики Саха расположен в западной части Якутии у самого Северного полярного круга (67
параллель).
3
Всё здесь уникально: многонациональный народ, алмазодобывающая промышленность, ярко выкрашенные дома, удивительная
неповторимая природа края…
Летом здесь часто можно наблюдать за вторым по красоте (после северного сияния) природным явлением – радугой , в переводе на
якутский язык «Кустук».
Радуга, ты, Радужка!
В небе задержалась.
Как красиво платьишко,
Что тебе досталось!
Ты, прекрасней, радуга,
Всех чудес на свете!
Объясни, твоя дуга
Почему так светит?
Отвечала Радуга в небе расписная,
Всех хочу я радовать!
Потому такая!
Радужно сияет якутский алмаз, родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и
впечатления.
Пусть
«радуга
заботы,
добра
и
творчества»
радует
и
наших
удачнинских
детей,
для
которых
создана
программа
летнего
оздоровительного лагеря дневного пребывания «Кустук» («Радуга»).
Семь радужных цветов, семь дней недели – семь направлений программы, в которых также неразрывно перекликаются и сочетаются
обычаи, традиции и культуры разных народов земли Олонхо.
4
Цель программы – создание благоприятных условий для социально-оздоровительной работы, направленной на формирование у
детей высокой мотивации к здоровьесбережению и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Исходя из данной цели, нами поставлены следующие задачи:
Раскрыть новое видение организации здорового образа жизни;
Оказать помощь родителям и детям в социальной адаптации, самоопределении и самореализации;
Формировать позитивные взаимоотношения детей с окружающим миром, обществом, самим собой;
Развивать ключевые компетенции личности (коммуникативные, организаторские, познавательные и др.).
Основными ценностными ориентирами программы стали:
Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной
ответственностью за выполнения принятого решения);
Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);
Требовательность
к
себе
(это
путь
познания
и
развития
себя;
личностно-ориентированная
компетентность;
достижение
намеченных целей);
Самопризнание
(это
способствует
эмоциональной
уравновешенности,
появлению
и
осуществлению
желания
самореализоваться);
Человеколюбие и толерантность (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
Веселье и сотворчество (радость и удовольствие, получаемые ребёнком от жизни; любое дело и сам процесс труда; построение
индивидуальной
и
коллективной
жизнедеятельности
на
основе
творческих
устремлений
детей
и
взрослых
(педагогов,
воспитателей,
родителей).
2. Направления образовательно-воспитательного процесса
Данные ценностные ориентиры определили направления программы:
1.
«Гражданин».
2.
«Интеллект. Общение».
3.
«Нравственность».
4.
«Экология».
5.
«Здоровье».
5
6.
«Семья».
7.
«Творчество. Досуг».
В программе учитываются:
- личностный подход в воспитании;
- природосообразность воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей;
- непрерывность процесса воспитания;
- дифференциация воспитания: подбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими
особенностями детей;
- гуманизация межличностных отношений: отношения между педагогами и детьми на основе уважения, создание ситуаций успеха;
- культуросообразность воспитания, когда за основу берутся национальные, культурные и этнические особенности народа.
2.1. «Гражданин».
Цель: создание условий для успешной адаптации к новой социальной среде, изучения правовой культуры; самореализации в социуме
детей и их родителей.
Задачи: формирование коммуникативных навыков; толерантности, уважения к традициям, обычаям, обрядам этнокультуры народа
Саха; сохранение семейных традиций и взаимоотношений.
Плановые мероприятия:
- беседы, часы общения по темам: «Мы - жители Удачного», «Уроки безопасности», «Я - пешеход» и другие
- Международный день защиты детей
- День России
- День памяти и скорби
- День российской почты
- викторины, конкурсы рисунков
- консультации для родителей
- мероприятия с участием родителей, городские мероприятия
- праздник устного народного творчества
- аукцион детской одежды, игрушки, книги (акция милосердия)
2.2. «Интеллект. Общение».
Цель: создание условий для интеллектуального развития, самосовершенствования, познавательной активности детей;
Задачи:
6
- формирование культуры интеллектуального самосовершенствования (умственное развитие, креативность, кругозор, познавательный
интерес);
- формирование культуры общения (рефлексия, эмпатия, умение управлять собой).
Плановые мероприятия:
- беседы, часы общения по темам: «Внимание, память, мышление…»; «Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать»;
«Общение без конфликтов»; «Семья – залог успеха»; «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!»;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- участие родителей в интеллектуальных викторинах, конкурсах (разбор материалов, стенгазеты и прочее);
- «Государственные гимны – Российский и Якутский» (КТД);
- «Права ребенка»;
- «Путешествие по лабиринту знаний» (якутский и русский фольклор, традиции, обычаи, обряды);
- «Ленские столбы» (виртуальные путешествия);
- настольные национальные игры;
- «Уроки вежливости»;
- «Уроки этикета»;
- интеллектуальные игры;
- Пушкинский день России. День русского языка; работа читального зала «По произведениям А.С.Пушкина»
- чтение книг по интересу;
- словарно-логические игры «Кто больше составит слов»
- час для любознательных «Конские убранства: чепрак, кычыым, лэпсэ»
- интеллектуально-познавательная игра для старшеклассников «Ума палата».
2.3. «Нравственность».
Цель: нравственное просвещение; приобретение нравственного опыта.
Задачи:
- формирование ценностного отношения к жизни своей и окружающих;
- самоактуализация и самореализация;
- приобретение, воспитание, сохранение жизненных ценностей и правил в кругу семьи.
7
Плановые мероприятия:
- этическая беседа «Чувство взрослости. Что это такое?»;
- посещение краеведческого музея города;
- диспут «А если не получилось? ...Что дальше?»;
- практикум «Конфликт в нашей жизни»;
- День памяти и скорби (беседа);
- День молодежи в России;
- День семьи, любви и верности;
- Литературный полдник «Якутские сказки»;
- почитание этнокультурных наследий (беседа-рассказ, обзор литературы).
- «Семь цветов радуги» - дискуссия;
- викторины, беседы, консультации: «Доброта вокруг нас», «Жизненные ценности, или Искусство жить достойно», «Совесть – это
нравственная категория…»;
- линейка «Минута молчания»;
- пятиминутки «Внимание, улица!»;
- час общения «Хорошие манеры».
2.4. «Экология».
Цель:
создание
условий
для
социального
становления
и
развития
личности
через
организацию
совместной
познавательной,
преобразовательной,
природоохранной
деятельности
детей
и
взрослых,
осуществление
действенной
заботы
о
себе
через
заботу
об
окружающей среде.
Задачи:
8
- формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью;
- приобретение навыков в защите окружающей среды;
- организация и претворение в жизнь посильных социально-значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению
природного населения;
- улучшение экологического состояния окружающей среды.
Плановые мероприятия:
- Акция «Я - хозяин своего города» (благоустройство территории);
- путешествие по «Экологической тропе»;
- экологическая сказка «В царстве Чудомира»;
- «Кемпендяй» - экокурорт Якутии (виртуальная экскурсия);
- праздник «Стерх – журавли из красной книги»;
- составление гербария лекарственных растений Якутии;
- конкурс букетов «Дары Олонхо»;
- игра-путешествие «По тропинкам отчего края»;
- «Открытый микрофон – я и природа»;
- беседы, часы общения, конкурсы рисунков, плакатов, поделок;
- День эколога. Всемирный день охраны окружающей среды;
- День рыбака. Игра-конкурс «Слови рыбку успеха»;
- национальная кухня – здоровое питание (изучение рецептов);
- Ысыах – якутский национальный праздник;
- «Кинозал» (просмотр документальных фильмов, сюжетов «Пою тебя, моя Якутия»);
9
- посещение краеведческого музея;
- игра «Радуга», «Кладоискатели» (нахождение алмазов);
- конкурс рисунков «Зеленая аптека»;
- «Книга жалоб природы» - природоохранная стенгазета;
- познавательная игра-путешествие «Экологическая кругосветка»;
- «Фиточайная»; «Витаминоежка».
2.5. «Здоровье».
Цель: создание благоприятных условий для самосохранения и здоровьесбережения.
Задачи:
- формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и
совершенствование двигательных навыков;
- формирование навыков по сохранению здоровья семьи и семейных отношений.
Плановые мероприятия:
- соблюдение режима дня; личная гигиена; минутки здоровья – утренняя гимнастика;
- соблюдение правил по ТБ и ПБ; культура поведения;
- «Кушайте на здоровье!» - устный журнал (секреты якутской национальной кухни);
-конкурс «Чемпион скакалки»;
-спартакиада народных игр; - национальные подвижные игры; игры на свежем воздухе «Вышибалы», «Колпак и палочки», «Ниточка с
иголочкой» и другие;
10
- «Семь докторов здоровья» (солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, разум, физические упражнения,
отдых, досуг) познавательно-развивающая игра;
- «Фиточайная»; «Витаминоежка»;
- спортивные конкурсы, состязания, эстафеты;
- акция «Солнце, воздух и вода»;
- беседы, часы общения;
- Всемирный день донора крови; День медицинского работника; конкурс плакатов;
- Правила по электробезопасности; Правила дорожного движения, безопасности на улице;
- подвижные игры, игры на свежем воздухе;
- конкурс рисунков и плакатов «Зеленая аптека»;
- трудовые десанты по благоустройству территории
2.6. «Семья».
Цель: максимальное сближение интересов родителей и воспитателей по формированию личностно-компетентной позиции ребенка;
«Всеобуч» для родителей.
Задачи:
- организация психолого-медико-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей;
- просветительская деятельность по вопросам защищенности ребенка в семье и социуме;
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Плановые мероприятия:
- родительское собрание «Организация летнего отдыха и оздоровления детей»;
- часы общения «Культурные ценности семьи», индивидуальные консультации, беседы;
11
- участие родителей в подготовке мероприятий;
- участие в творческих мастерских, конкурсах, праздниках, спортивных состязаниях;
- «Осуохай»;
- Международный день защиты детей; интеллектуально-спортивная игра для семей «Дружная семья»;
- День молодежи в России;
- День семьи, любви и верности;
- соблюдение режима дня, правил ТБ и ПБ, обеспечение жизнедеятельности по сохранению здоровья и здоровых семейных
взаимоотношений;
- участие в обеспечении работы «Фиточайной»;
- конкурс плакатов «Я и моя семья»; «Вся семья вместе – и душа на месте»;
- «День открытых дверей».
2.7. «Творчество. Досуг».
Цель: создание условий для организации активного досуга; реализации индивидуальных и коллективных устремлений взрослых и
детей в коллективно-творческих мероприятиях.
Задачи:
- способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе;
- развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности;
- формирование навыков в разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности
Плановые мероприятия:
- конкурсы рисунков по темам, на асфальте;
- трудовые десанты;
12
- «Праздник моего города» игра-конкурс;
- работа студий «Легогород», «Ловкие пальчики», творческая мастерская «Чороон» (волшебный кубок народа Саха)
- устный журнал «Наш друг - кино»;
- конкурсная развлекательная программа «В гостях у улыбки и смеха»;
- аукцион-выставка «Час творчества»;
- «Музыкальная радуга» (отгадай песню, караоке);
- викторина по сказкам Пушкина;
- «Обугэлэр оонньуулара» игры предков;
- настольные игры «Хабылык», «Тырыынька»;
- конкурс «Шляпок» для маленьких модниц; «лучший Самоделкин»;
- театральная гостиная «Старые сказки на новый лад»;
- эстафета веселых задач, пословиц и поговорок, загадок и шарад;
- виртуальные экскурсии и путешествия;
- фотоконкурсы «Удивительный миг», «Мои любимые четвероногие»;
- конкурс творческих семей «Город счастливых надежд»
3. Ожидаемые результаты реализации запланированных мероприятий:
- осознанное отношение к своему здоровью: способность противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям
окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни;
- повышение коммуникативной и информационной культуры детей;
- улучшение социально-психологического климата в детских коллективах (отрядах)
- обретение знаний о традициях, обрядах, обычаях, символике и их значении якутского народа;
- удовлетворенность родителей летним отдыхом и занятостью детей; укрепление семейных отношений между родителями и детьми;
13
- приобретение взрослыми и детьми комплекса социально-оздоровительных знаний и навыков, применение их в быту.
4. План-сетка мероприятий (примерная)
июнь
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскресенье
1
День защиты
детей
Подвижные
игры
Конкурс
рисунков
2
Открытие
лагеря
3
День
безопасности
4
День хорошего
настроения
5
Всемирный день
охраны
окружающей
среды
Конкурс
семейных
рисунков,
плакатов
6
День эколога
Пушкинский день
России
7
День познания и
творчества
8
День конкурса и
эстафет
9
День здоровья
10
День творчества
11
День
Самоделкиных
День России
12
День России
13
14
Всемирный день
донора крови
День здоровья
15
День ценителя
книги
16
День
вежливости
17
День сказок
18
День веселья и
творчества
19
День
медицинского
работника
20
День музыки и
танца
21
Национальный
праздник
«Ысыах»
22
День памяти и
скорби
Акция «Свеча
23
Закрытие лагеря
24
День игры
14
Хоровод Осуохай
памяти»
2 сезон
Июнь-июль
27
Организационны
е мероприятия
Подвижные игры
28
Подготовка к
открытию
лагеря
Отрядные дела
29
Открытие
лагеря
30
День
безопасности
1
День творчества
2
День хорошего
настроения
3
День семьи
4
День вежливости
5
День здоровья
6
День познаний и
творчества
7
День здоровья
8
День семьи,
любви и
верности
9
День веселья и
развлечений
10
День Российской
почты
11
День эрудитов
12
День игры
13
День экологии
14
День сказок
15
День конкурсов
и эстафет
16
День
Самоделкиных
17
День семьи
18
День творчества
19
День здоровья
20
День творчества
21
Закрытие лагеря
5. Результативность.
Подводя итоги дня, оценивается личное и общее участие в каждом деле. Общая оценка складывается из мнений каждого и может быть
выражена рисунком:
- отлично - хорошо
- соблюдение культуры
общения, безопасности
жизнедеятельности
15
® ®
® ®
® ®
® ®
® ®
- можно лучше
- плохо
- так себе - не выполнено
Могут использоваться «аплодисменты» - обычные, ленивые, восторженные, овации, «на бис».
Здесь
принципиально
важно,
чтобы
ребенок
смог
увидеть,
в
какой
деятельности
он
реализовался,
какие
препятствия
для
самореализации ему удалось снять, что этому помогло.
6. Поощрения.
Активное
участие
в
коллективно-творческих
делах
отряда
и
лагеря
в
целом,
культура
общения,
соблюдение
правил
здоровьесбережения и другая индивидуальная активная позиция ребенка, дает право на его поощрение сертификатом, дипломом, подарком
или вручением приза. Награждения могут проводиться по номинациям: «Самый вежливый», «Самый аккуратный», «Чемпион отряда»,
«Знаток Этно», «Юный эколог», «Мастер», «Добрая душа». Для каждого ребенка подбирается поощрение: создать ситуацию и условия
успеха .
7. Заключение.
Социальная сфера, культурно-оздоровительная сфера, творческая среда лагеря «Кустук» (Радуга), особое отношение к ребенку,
развитию и совершенствованию его творческих и личностных качеств, буквально преображают всех участников воспитательного процесса –
от детей до взрослых (воспитателей, вожатых, родителей).
И восходит «Радуга успеха»:
16
® ®
® ®
17
8.
Литература
Журнал «Классный руководитель», №2, 2009, Москва.
Журнал «Классный руководитель», №3, 2009, Москва.
Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников/ Ирина Артюхова. – М.: Чистые пруды, 2008 – 32 с. –
(Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 21).
Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
Каникулы: игра, воспитание: О пед. руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя / О.С. Газман, З.В. Баянкина,
В.М. Григорьев и др.; Под ред. О.С. Газмана – М.: Просвещение, 1998. – 160 с.
Физкультурно-оздоровительные программы для детей 7-10 лет (региональный опыт) – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 64 с. / И.А.
Кошеварова. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей».
Рекомендации организаторам экологических игр. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005 – 64 с. / Н.А. Бирюкова, О.В. Шишкина. (Серия
«Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006 – 64 с. / Т.М. Есипова. (Серия «Библиотечка для
педагогов, родителей и детей»).
Журнал «Классный руководитель», №3, 2008, Москва.
Журнал «Классный руководитель», №7, 2005, Москва.
Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2004
– 64 с. / И. И. Фришман, Л.В. Спирина. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
18
9.
Приложения.
Режим дня
Должностные инструкции
Инструкции по ТБ и ПБ
Структура педагогических условий самоопределения и самореализации ребенка в летнем оздоровительном лагере дневного
пребывания детей «Кустук» («Радуга»)
Цели Задачи Принципы
Средства педагогической деятельности
Объективность реализации детских проектов
19
Наличие вариантов воспитательной деятельности
Целеполагающие аспекты
Процессуальные аспекты
Содержание программного обеспечения
Воспитатель Ребенок
Направленность на взаимодействие Готовность к саморазвитию
Корпоративность деятельности Готовность к самодемонстрации
Профессиональный опыт, педагогическая техника Опыт коммуникативного взаимодействия
Коммуникация педагога (воспитателя), направленность на саморазвитие Наличие положительной самооценки
Ценностно-рефлексивное отношение к деятельности
Организация летнего отдыха и досуга
20
Летний оздоровительный отдых
Формы, содержание работы
Походы «Солнце, воздух
и вода»
Путешествия
Игровые программы
Конкурсы,
Работа с родителями
Художественное
творчество
Тематические акции
Спартакиады, соревнования
Викторины
Творческие мастерские
Видеозал
Беседы, часы общения
Информационные стенды
Творческий труд
Дискуссионные