Напоминание

"Формирование здорового образа жизни у воспитанников интерната семейного типа"


Автор: Фрейберг Антонина Тимофеевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МОУ "Социокультурный центр" с. Лопхари
Населённый пункт: село Лопхари
Наименование материала: конспект,
Тема: "Формирование здорового образа жизни у воспитанников интерната семейного типа"
Раздел: начальное образование





Назад





«Формирование здорового образа жизни

у воспитанников интерната семейного типа»
Ставлю перед собой следующие
цели:
Формировать у воспитанников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.
Задачи:
1. Формировать бережное отношение к окружающей среде. 2. Развивать потребность в занятии спортом, развивать подвижность, ловкость, стремление побеждать. 3. Прививать воспитанников к культурно - гигиеническим навыкам, опрятности. 4. Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ. 5. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Эти задачи
решаются через триединую
цель:
 обучающие;  развивающие;  воспитывающие.
Здоровье человека – жизненно важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно. Оздоровительное направление работы российских школ-интернатов всегда составляло одну из наиболее сильных сторон их деятельности. На современном этапе развития системы школьного образования это направление становится всё более значимым: получают дальнейшее распространение программы для часто и длительно болеющих детей, обогащается спектр оздоровительных и закаливающих мероприятий, а также профилактических процедур, способствующих снижению заболеваемости детей, появляются развивающие программы физического воспитания нового поколения». На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: 1. Наследственность – доля влияния составляет 20 процентов; 2. Воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы) – доля влияния 20 процентов; 3. Влияние факторов организации медицинского обслуживания – доля влияния 10 процентов; 4. Социально-экономические факторы и образ жизни – доля влияния составляет 50 процентов. Эти данные заставляют нас обратить самое серьёзное внимание на четвёртую группу факторов. Её составляют отношение ребёнка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах, порождающих такие результаты. Безусловно, они связаны с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как его следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в детстве в условиях школьного образовательного учреждения.
По теме «Формирование здорового образа жизни у воспитанников интерната семейного типа» я работаю с 2010 – 2011 учебного года. Веду работу по плану, который составляла сама. По каждой теме разрабатываю конспекты мероприятий. Мною проводились следующие мероприятия, беседы, анкеты. 1 «Мой организм. Гигиена и здоровье» 2 «В здоровом теле - здоровый дух» - осенний кросс. 3 «Тайга зовёт» спортивная эстафета. 4 «Мы хотим расти здоровыми » - круглый стол. 5 «Почему ты делаешь так?» - анкета 6 «Курение или здоровье - выбирайте сами!» - беседа. 7 «Чистота, опрятность, аккуратность»- беседа 8 «Путешествие в Спортландию» - спортивная эстафета. 9 «Правильно ли ты живёшь?» - анкета. 10 Участие в общепоселковой военно - спортивной эстафете. 11 « О правилах питания» - беседа. 12 «Твой режим дня» - беседа 13 «Найти знамя» - спортивная игра. 14 «Здоровье, спорт, гармония, красота» - лёгкоатлетическая эстафета. 15 «Сформированность программы здорового образа жизни» - анкета. 16 «Не отнимай у себя завтра» - о вреде алкоголя, наркотиков и т.д. Серьёзное внимание уделяю охране жизни и здоровья воспитанников. Дети в интернате живут круглосуточно. Они активны и подвижны, как и всех детей их всюду могут подстерегать опасности. В связи с этим у меня под особым контролем находиться работа по профилактике детского травматизма. Еженедельно или по необходимости провожу работу по противопожарной безопасности, по безопасному поведению на дорогах, в быту, на природе и т. д. Имеется тетрадь, где воспитанники расписываются. Так они подтверждают, что информация ими прослушана и принята к сведению. Для укрепления здоровья и физического развития воспитанников большое значение имеет спорт. Спортивные секции всегда пользовались большой популярностью. И поэтому ребята 5 - 11 классов посещают спортивные секции по волейболу, баскетболу, по
лыжам и национальные виды спорта. Дети и коллектив интерната всегда участвуют в поселковых соревнованиях по баскетболу, волейболу и военно - спортивной эстафете ко Дню защитника отечества, где занимают призовые места. Воспитанники интерната это Тояров Тихон, Нахрачёв Гриша, Тоярова Анна входят состав сборной команды школы по спортивным видам спорта, участвуют во всех школьных, сельских, районных и окружных соревнованиях. Нахрачев Григорий входит в состав окружной команды по национальным видам спорта. Он является кандидатом в мастера спорта по национальным видам. В 2010 году на соревнованиях в Нижневартовском районе занял 3 место по метанию аркана. Провожу очень часто с детьми различные анкеты. Например, одна из них «Сформированность программы здорового образа жизни» Цель исследования (анкеты) заключается в изучении условий для формирования здорового образа жизни воспитанников интерната в учебно - воспитательном процессе. Анкета проводилось в интернате семейного типа во время самоподготовки. Участвовали дети разного возраста с 3 по 11 класс, 15 человек. Воспитанникам была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Все участники были открыты и проявили желание участвовать в исследовании. В инструкции были выделены следующие моменты: каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух. Участники имели достаточно времени для обдумывания ответов. Во время проведения анкеты в интернате не было посторонних. Результаты анкетирования по оценке сформированности программы здорового образа жизни (Т.Н. Лукина) занесены в таблицу.
«Сформированность программы здорового образа жизни»
1 Как ты формируешь здоровый образ жизни? Да Нет 2 Чётко выполняю режим дня 5чел. 10 чел. 3 Занимаюсь физической культурой 12чел. 3 чел 4 Регулярно гуляю на воздухе 12 чел. 3 чел. 5 Выполняю закаливающие процедуры 1 чел. 14 чел. 6 Рационально питаюсь 13 чел. 2 чел. 7 Выполняю правило личной гигиены 9. чел 6 чел. 8 Хожу в школу с охотой 12 чел. 3 чел. 9 Имею достаточный по продолжительности сон 9 чел. 6 чел. 10 Как ты узнаёшь о своём здоровье? Да Нет 11 Веду паспорт здоровья 2 чел. 13 чел.
12 Измеряю пульс 3 чел. 12 чел. 13 Провожу хронометраж режима труда и отдыха 3 чел. 12 чел. 14 Получаю информацию:  от учителя  от врача  От родителя 6 чел. 13 чел. 13 чел. 15 Как сохраняешь правильную осанку? 16 Соблюдаю правильную позу 10 чел. 5 чел. 17 Включаю в зарядку упражнения, формирующие правильную осанку 8 чел. 7 чел. 18 Ношу ранец на двух плечах 9 чел. 6 чел. 19 Какие освоил (а) элементы двигательного режима? 20 Умение самостоятельно провести в классе физкультминутку 10 чел. 5 чел. 21 Регулярные занятие в школе и дома 8 чел. 7 чел. 22 Занятие в спортивных секциях 6 чел 9 чел. 23 Психическое здоровье Да Нет 24 Часто ли тебе хочется плакать? 5 чел. 9 чел. 25 Часто ли ты грызёшь ногти, крутишь волосы, покачиваешь ногой. 11 чел. 4 чел. 26 Когда ты вечером лежишь в постели, думаешь ли ты с беспокойством, что будет завтра в школе? 6 чел. 9 чел. Обработка полученных результатов показала недостаточно осознанное отношение детей к формированию здорового образа жизни: 10 человек из 15 воспитанников отметили, что не выполняют режим дня; 14 человек не выполняют закаливающие процедуры. Но, как положительный момент в формировании здорового образа жизни, можно отметить, что учащиеся имеют достаточный по продолжительности сон - 9 человек, выполняют правило личной гигиены - 9 человек, ходят в школу с охотой - 12 воспитанников. Анализ ответов на вопрос «Как ты узнаёшь о своём здоровье?» выявил, что большинство (12 человек ) достаточно информированы о своём здоровье. Получают информацию от родителей, от врачей и учителей. Результаты ответа на вопрос «О правильной осанке» таковы: 10 человек соблюдают правильную позу, 8 человек не включают в зарядку упражнения, формирующие правильную осанку. Но 9 воспитанников, что важно для формирования правильной осанки, носят ранец на двух плечах.
Учащимися плохо освоены элементы двигательного режима: 9 человек не посещают спортивные секции, 7 человек не регулярно занимаются физической культурой в школе и дома, но 10 воспитанников могут самостоятельно провести физкультминутку в классе. Анализ ответов о психическом здоровье учащихся показал, что у большинства воспитанников (9 человек) отмечается устойчивое эмоциональное состояние, но ситуации в школе лишь 6 человек иногда вызывают беспокойство и чувство тревоги. В осенний и весенний период с воспитанниками ходим походы, выполняем путешествие на моторных лодках. Осенью, в
сентябре 2010 года,
с воспитанниками ходили на «лоно» природы, совершали этнокультурный двухдневный поход «Далёкое и близкое» на летнюю рыбацкую стоянку Летни Лопхари. Знакомили детей, как правильно ставить чум, рассказывали о нелёгком труде рыбаков и бригадиров, о династии Тояровых, Русмиленко, Яркиных. Рассказали о передовых рыбаках, которые трудились в 60 – 80 годах. Проводили соревнование между детьми по стрельбе, бег 2 километра, конкурс «Лучший рыболов» (кто больше поймает щурогай на удочку), про водила викторину про ЗОЖ, где отгадывали загадки и выполняли различные конкурсы, после всего пили душистый чай в чуме.
В октябре 2010 года
отправились на моторных лодках в деревню Федулки, там слушали рассказ старейшей жительницы Захаровой Лилии Павловны «О жертвах политических репрессий», затем поклонились богам, пили чай, играли различные игры. Канева П.А. рассказала воспоминания матери и отца о жизни в деревне Федулки.
В октябре 2011 года
«поднимались» на моторных лодках вверх по течению реки Куноват. По маршруту следования Лопхари – Самгым – Горт, посетили горты «Хул – юган», «Сором-Логась», «Пошты-Горт», «Асяби-Горт», «Отшам-Горт», «Самгым-Горт». 1 октября поздравили пожилых людей и вручили подарки. Ездили на святое место в Хул–пай, угощали духов и завязали лоскутки с монетами и поклонились. На следующий день ездили в старинную деревню предков Модас – Нёл (на материке) Пырысевых, Тояровых. А после этих путешествий ребята делали видеофильмы: «Путешествие по глухариному краю», «Моя малая Родина – Федулки», «Прошлое и настоящее рыбаков нашего края».
Осенью с воспитанниками любим, ходить в экскурсии в лес. Собираем природный материал, делаем из них различные поделки, лекарственные травы их употребляем во время болезни и собираем ягоды, грибы, шишки. Выходные дни с детьми занимаемся художественной гимнастикой. Воспитанники умеют выполнять несколько элементов гимнастики это стойка на лопатке, мостик, лягушку, кувырок вперёд, назад. Во время самоподготовки с ребятами начальных классов делаем физкультминутки. Например:
«Метёлки»
Выполнять частое моргание без напряжения глаз 10 – 15 раз. Упражнение можно выполнять с приговариваем текста: Вы, метёлки, усталость сметите, Глазки нам хорошо освежите. Упражнение повторять 4 - 5 раз. Воспитанников приучаю самостоятельности. Они могут самостоятельно сделать уборку в комнате, заправить кровать, вымыть своё дежурство посуду. Старшие ребята стирают себе вещи, в банный день могут помыть младших детей, заплетают девочкам косички, а парни подстригают мальчиков. Большое внимание уделяю внеклассным мероприятиям. Провожу различные конкурсы, викторины, КВНы, спортивные состязания. Участвуем с детьми в окружных и районных конкурсах, фотоконкурсах. Например: в октябре 2010 года участвовали в окружном конкурсе детской фотографии «Россия - Родина моя», посвящённая 80 летию ЯНАО. В номинации «Твой город» призёрами стали два воспитанника Русмиленко Люба, Мулда - Фрейберг Игорь. В апреле 2011 года принимали участие во всемирном конкурсе детского рисунка «Покорение космоса» - «Дети рисуют свой мир». По результатам работ были вручены Благодарственные письма. Работы воспитанников были отправлены организаторам конкурса в город Карлсрух (Германия). Тему по самообразованию
«Формирование

здорового

образа

жизни

у

воспитанников

интерната

семейного

типа»
выбрала, потому что проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Последнее время наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последние десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием,
угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. В будущем хочу разработать программу «Формирование здорового образа жизни у воспитанников интерната семейного типа». Программа будет предусматривать физическое развитие и укрепления здоровья воспитанников, привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдение правил личной гигиены, различные беседы про алкоголизм, о вреде курения и т.д.


В раздел образования