Напоминание

Изучение процесса коллективообразования в начальной школе


Автор: Дроздова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ "Емецкая средняя школа им. Н.М.Рубцова"
Населённый пункт: Архангельская область, с. Емецк
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение процесса коллективообразования в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Дроздова Екатерина Алексеевна,

воспитатель ГПД.

Изучение процесса коллективообразования

в начальной школе
Важнейший период становления человека приходится на школьные годы, в связи с чем исключительную роль в формировании его личности играет школьный (в том числе классный) коллектив. К настоящему времени теоретически разработаны многие аспекты теории коллектива: даны различные определения понятия «коллектив», выявлены закономерности его развития; определены этапы (уровни, ступени) становления коллектива; показана значимость психологического климата, совместной деятельности в развитии коллектива, коллектива в формировании личности; определена сущность принципа коллективизма как одного из ведущих в педагогической системе и педагогическом процессе и т.д. В работах Л.В. Занкова, А.С. Макаренко, Р.С. Немова, В.А. Сухомлинского отмечается, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей (наиболее референтным человеком в этот период), оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм [3]. Несмотря на значительный вклад в развитие данной проблематики, актуальность проблемы формирования коллектива не может рассматриваться как окончательно завершенная, что объясняется несколькими причинами. Так, например, массовое внедрение в современное общество компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в личном общении друг с другом, а в «общении с машиной» или посредством машины. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении. Всестороннее развитие личности каждого ребенка возможно лишь в коллективе. Нет его – не будет и условий для гармоничных отношений между личностью и всеми окружающими людьми.
Рассмотрев сущность процесса коллективообразования, мы выяснили, что под коллективообразованием понимается стадия группообразования, означающая переход группы в ходе совместной социально значимой деятельности от низкого к более высокому уровню развития, в конечном итоге – к коллективу. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи такие признаки (критерии) как общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей [1]. Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности. Важным условием эффективного управления детским коллективом является системная диагностика. В научной литературе накоплен достаточный материал о способах диагностики процесса коллективообразования. Изучив научно-педагогическую литературу, руководствуясь критериями сформированности коллектива младших школьников, мы обосновали необходимую и достаточную, на наш взгляд, совокупность методов и методик по изучению процесса коллективообразования в начальной школе. Наиболее целесообразным для изучения коллективообразования в начальной школе мы считаем метод наблюдения. С помощью метода наблюдения можно выявить все названные нами выше критерии (признаки) коллектива, т.е. можно узнать существуют ли коллективистские отношения в классе, имеют ли дети навыки совместной, коллективной деятельности, а также есть ли в данном классе наличие общественного мнения. Кроме метода наблюдения можно воспользоваться другим, не менее эффективным методом – методом экспертной оценки (беседа с классным руководителем, завучем школы). Этот метод поможет узнать, какие отношения преобладают в классе, насколько дети активны, участвуют ли в школьной жизни, есть ли традиции у класса. Еще одним из основных методов изучения коллектива, мы считаем социометрический метод, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Суть его заключается в выборе учащимися других членов коллектива для совместной
деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пригласить на день рождения и т.п.). В результате социометрического опыта педагог получает сведения не только о персональном положении каждого ученика в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы – статусную структуру группы. Социометрические данные позволяют получить еще один важный показатель, характеризующий «индивидуальность» класса – коэффициент взаимности отношений. Возможно, применять метод анкетирования. С помощью данного метода можно узнать отношение учащихся к своему классу и, следовательно, выявить на какой стадии развития находится данный коллектив. В экспериментальной части исследования мы апробировали часть из них – методы наблюдения и анкетирования. Так, для того чтобы выявить коллективистские отношения в классе, осуществлялось наблюдение за проявлением заботливости детей по отношению друг к другу в процессе приема пищи, проявляемой в столовой. Для выявления уровня заинтересованности детей друг в друге, проводилось наблюдение за взаимоотношениями между детьми на перемене. Выявление навыков коллективной деятельности осуществлялось через наблюдение за умением помогать друг другу в процессе учебной деятельности на уроке математики. Для определения признаков зарождения в классе общее мнение, проводилось наблюдение за рассуждениями, мыслями, ответами детей на уроке литературного чтения. Метод анкетирования был направлен на выявление уровня сплоченности класса. Анкета содержала 10 вопросов. Вопросы составлены таким образом, чтобы можно было выявить следующие показатели сплоченности класса: 1. эмоциональное отношение личности к коллективу; 2. оценку детьми отношений в классе; 3. заинтересованность одноклассников делами друг друга; 4. уровень взаимодействия учеников внутри класса; 5. эмоциональное отношение внутри класса при совместных делах. Для изучения процесса коллективообразования считаем возможным, использовать и другие методы. Например, можно воспользоваться методом экспертной оценки (мнение классного руководителя, других учителей, работающих в классе). Однако в условиях недостаточного времени для полноценного эксперимента удалось реализовать лишь два метода – наблюдение и анкетирование. Считаем их достаточными для нашего исследования, так как один из методов (наблюдение) позволяет наблюдать за коллективом
в естественных условиях, другой (анкетирование) опросить детей, выявить их мнение о классе в целом. Таким образом, в ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что с помощью данных методов можно изучать процесс коллективообразования, выявляя степень проявления каждого из критериев (признаков) сформированности коллектива в начальной школе.
Библиографический список
1 Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. – Ленинград, 1989. – 83 с. 2 Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 160 с. 3 Степанова Л.Б. Формирование коллектива школьников шестилетнего возраста. Автореф. дис. …кандидата пед. наук. М., 1988. – 18 с. 4 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т. 3 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская, – М.: Педагогика, 1981. – 640 с.


В раздел образования