Автор: Королькова Наталия Геннадьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУДО СЮТ Населённый пункт: город Воткинск, Удмуртская Республика Наименование материала: методическая разработка Тема: "Наука "подаркодарения" и "подаркопринятия"" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
имени Героя Социалистического Труда Б.Г. Никитина
города Воткинска Удмуртской Республики
«Наука «подаркодарения» и «подаркопринятия»»
Автор:
педагог дополнительного
образования высшей квалификационной
категории
Королькова Наталия Геннадьевна
г. Воткинск
2016
Понятие «подарок», «дарение, получение, принятие подарка»
Начиная
с
древнейших
ритуалов
одаривания
и
кончая
сегодняшними
новогодними подарками, обмен дарами имеет прежде всего символическое значение:
вещь
как
бы
заменяет
слова,
выражающие
стремление
к
поддержанию
добрых
отношений.
Как гласит старинная английская пословица: "Кто умеет дарить — тот умеет
жить". Мы дарим подарки не только потому, что так принято, но и потому, что это
доставляет
удовольствие
и
дарителю
и
одариваемому,
кажется,
что
у
истории
подарков нет начала, что подарки были всегда. Но у всего есть начало, есть и своя
история традиции дарения. Подарок – вещь очень тонкая, поэтому необходимо знать
что,
когда,
кому
и
как
дарить.
Для
этого
существуют
определенные
правил
преподношения и принятия подарков. О современном этикете в области дарения
подарков будет рассказано во второй главе.
Чтобы говорить об этикете одаривания и подарков необходимо определить, что
же такое «подарок». «Словарь русского языка» С.И. Ожегова дает такое определение
понятию «подарок»: «Подарок - вещь, которую дарят, подарили. «Толковый словарь
русского языка» Б. Волина и Д. Ушакова дает следующее определение: «Подарок -
предмет, вещь, которую по собственному желанию безвозмездно дают, преподносят,
дарят кому-нибудь с целью доставить удовольствие, пользу».
Если подойти к понятию
«подарок»
с точки зрения закона, то подарок -
подношение
или
вещь,
даруемая
безвозмездно.
Условия
обычно
ограничиваются
безвозмездной передачей от одного человека другому недвижимого или личного
имущества. Имеющий законную силу подарок требует:
1) правомочного дарителя;
2) правомочного получателя подарка;
3) существующую определённую вещь или интерес;
4) намерение дарить;
5) доставку, т.е. передачу права собственности получателю и отказ дарителя от права
собственности, контроля и возврата (кроме посмертных подарков, т.е. таких, которые
делаются человеком, полагающим, что он скоро умрёт, и вступающих в силу только в
случае смерти дарителя); и
6) приём получателем. Формальный приём требуется по французским законам, в то
время как англо-американские законы допускают подразумеваемый приём.
Хороший
подарок
—
это
тайный
язык
доступный
лишь
дарящему
и
одариваемому.
История традиции дарения подарков
Как
удалось
выяснить
ученым,
уже
в
глубокой
древности,
во
времена
первобытнообщинного строя существовали особые обычаи и обряды, которые, как
считали люди того времени, помогут им в добыче пропитания, зашите от врагов.
Именно в те далекие времена (35-30 тыс. лет назад) начинали закладываться основы
религии,
искусства,
ремесел.
В
обществе
первобытных
людей
складывались
определенные нормы поведения, в том числе и обычаи дарения. Первые подарки
сначала
являлись
жертвоприношениями
духам
–
покровителям
рода,
племени,
грозным духам огня, воды, ветра. Это могли быть жертвенные животные, плоды
растений, зерно, а иногда и в качестве такого подарка выступали люди, которых
приносили в жертву божествам. И только со временем, с развитием человеческого
общества, стали подарки стали именно тем, о чем мы подразумеваем сейчас, говоря
слово «подарок». Первые «праподарки» стали преподносить в качестве уважения и
почитания
вождю
племени,
старейшинам,
детям.
Своего
рода
подарками
стали
являться «выкупные дары» за невесту или дар-компенсация во время улаживания
конфликтов внутри племени и между ними. Так возникал особый обычай дарения
подарков – так возникали и основы этикета.
В
раннесредневековом
обществе,
на
стадии
складывания
феодальных
отношений, уже существовали развитые формы этикета. Огромную роль в жизни
варварского общества (как, впрочем, и в более поздние эпохи) играл ритуальный
обмен
дарами.
Бракосочетание,
поминки,
посещение
гостей,
совершение
сделки,
заключение мира и многие другие важные вехи в жизни человека сопровождались
взаимным вручением подарков. Эти дары могли иметь значительную материальную
ценность, но могли быть и символическими, поскольку самым важным было то, что
между людьми возникали узы дружбы или служения. Подарки считались важным
средством
поддержания
общественных
связей,
а
подчеркнутая
щедрость
и
гостеприимство обеспечивали человеку положение в обществе. Пригласившего в
гости необходимо было в свою очередь пригласить к себе на пир и отплатить не
менее, а если возможно, то и более щедрым и обильным угощением.
Две тысячи лет назад в Вифлееме в Святой земле родился младенец Иисус.
Волхвы видели как, на востоке в небе зажглась звезда. Узнав по этому знаку о
появлении Спасителя, волхвы отправились для поклонения Христу в Вифлеем. Они
поклонились младенцу и, открывши сокровища свои, поднесли ему золото, ладан и
смирну. (От Матфея. Гл. 2. Стих 11). Золото, обильно поступавшее с золотых копей
царя Соломона, было главным символом богатства и царского достоинства в странах
Древнего Востока.
В
России
издавна
существует
традиция
дарить
новорожденному
младенцу
серебро «на зубок». Почему серебро? Ведь явно истоком этой традиции стало золото,
подаренное
волхвами
младенцу
Иисусу.
Объяснение
достаточно
простое:
Русь
постоянно
испытывала
хроническую
нехватку
золота,
потому
и
в
ее
денежном
обращении на протяжении веков безраздельно господствовало серебро.
На этой основе вырос обычай дарить новорожденному серебро - серебряную
монетку,
серебряное
украшение,
серебряную
ложечку.
Таким
подарком
родные
желали
младенцу
обеспеченной,
богатой
жизни,
отвращали
от
него
бедность
и
нищету.
В
далекие
времена
существовала
своеобразная
дипломатическая
практика.
Члены иноземных посольств являлись в Москву с богатыми подарками. Но это были
подарки лишь по названию. Казна тщательно оценивала их и в соответствии с
оценкой посылала деньги дарителю. Вещи, не представлявшие интереса для великого
князя Московского, возвращались послам.
Личные
подарки
дружественных
королей
не
подлежали
возврату
и
не
предполагали денежной компенсации. Обмен подарками между государями обычно
носил
политический
характер.
Государи,
стремившиеся
склонить
к
союзу
своих
соседей
в
трудных
и
особенно
критических
ситуациях,
одаривали
их
самыми
диковинными и невиданными подарками.
При Иване Грозном Москва впервые увидела живых львов. Их прислала царю
английская королева Елизавета. Царь велел держать львов во рву у стен Кремля.
Персидский шах надеялся вовлечь Россию в войну с Османской империей. Он
прислал в подарок царю исполинского слона. Появление слона на улицах Москвы
было встречено москвичами с величайшим изумлением. Толпы зевак следовали за
слоном
по
улицам
столицы.
Во
время
чумы
погонщик
слона
умер.
Животное
затосковало. В Москве не было человека, который знал бы, как кормить слона. Слон
улегся на могиле погонщика и перестал принимать пищу, которую ему предлагали.
Там он и умер.
Московские ловчие привозили пойманных во мхах в тундре соколов и кречетов,
считавшихся
лучшей
охотничьей
птицей.
В
Западной
Европе
соколы
высоко
ценились.
Иван
IV
неоднократно
посылал
обученных
птиц
в
подарок
соседним
государям.
Послам дружественных стран монарх вручал подарки по случаю отъезда. Посол
Герберштейн получил от великого князя Московского шубу с царского плеча, дорогой
кафтан из золотой парчи, подбитый соболями, шапку, сапоги, связку драгоценных
мехов. При неблагоприятном исходе дипломатических переговоров монарх отпускал
послов без подарка.
Иногда дары становились яблоком раздора. В 1570 г. в ходе Ливонской войны
наступил неблагоприятный для России поворот, и царь Иван Грозный пригласил в
Москву польских и литовских послов для заключения мира. Поляки были не прочь
заключить мир, тогда как литовцы вели дело к разрыву.
Литовский
посол
преподнес
в
дар
царю
чистокровного
арабского
скакуна.
Получив,
изрядную
сумму
денег,
посол
заявил,
что
предложенная
цена
его
не
устраивает. Грозный велел заплатить деньги, затребованные литовцем, после чего
стрельцы изрубили лошадь на глазах у послов. Война продолжалась еще 12 лет.
Традиция дарения подарков легла в основу поговорки «Остаться с носом».
Смысл поговорки понятен: «Уйти ни с чем». Но почему «с носом»? Причем тут нос -
приметная часть лица? Конечно же, поговорка «Остаться с носом» не имела никакого
отношения к лицу просителя. Словом «нос» обозначали то, что некогда называлось
«поклон», т.е. подношение или дар.
Ни
одно
дело
в
московских
Приказах
не
обходилось
без
даров.
Дары
воспринимались
общественным
сознанием
как
способ
установить
дружеские
отношения с чиновником, от которого зависело решение по иску или жалобе.
Подношения были весьма разнообразными. Бедняк являлся в приказ с дюжиной
яиц,
курицей
или
другой
незамысловатой
снедью.
Крестьянин
побогаче
нес
поросенка. Дворяне несли помимо всевозможной снеди деньги, иногда довольно
круглую сумму, если дело было важным. Народ по большей части нес в приказы
натуральный продукт. Это отвечало состоянию их кошелька и наличным статьям
дохода. Низшие государственные служащие кормились за счет таких даров.
Общение
с
чиновниками
требовало
совсем
особого
искусства,
впрочем,
соответствовавшего некоторым чертам русского национального характера. Церемония
подношения даров была древним обычаем народа. При этом главное было угадать
претензии дьяка, чтобы не уронить его честь несоответствующим подарком. Скудные
дары могли быть восприняты как унижение представителя власти. Самое худшее
было,
когда
дьяк
или
подьячий
не
брал
«нос»
-
подношение,
и
таким
образом
проситель оставался с «носом», т.е. с отвергнутым подарком. Это равнозначно было
отказу, проигрышу всего дела.
История и правила дарения подарков в России и Воткинске.
На Руси подарки всегда были выражением особого смысла, поэтому к их
преподношению
относились
со
всей
ответственностью.
Считалось,
что
вещь,
подаренная от чистого сердца, приносит удачу, а если за ней стоит неприязнь — вред.
Не зря в многочисленных русских сказках говорится о подаренном мече или платке,
на которых проявляется кровь, если даритель попадал в беду. Или о том, как по
подаренному
кольцу
жених
узнает
свою
невесту.
Также
не
случайно
в
сказках
большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок,
указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания
К сожалению, в последнее время стало забываться слово «гостинец» - синоним
подарка. Это слово произошло от существительного «гость». На Руси, по обычаю,
человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме одарить.
Не
зря
говорят,
что
лучший
подарок
-
сделанный
своими
руками.
На
Руси
рукодельные подарки жениху, свекру и свекрови от будущей невесты были хорошей
традицией.
Издавна,
одним
из
желанных,
нужных
и
важных
подарков
были
домотканые вещи, которые невеста начинала делать своими руками. Одарить новую
родню она должна была «до третьего колена».
В Воткинске в ХIХ веке сложились также своеобразные традиции
дарения.
Учитывая достаточно высокий жизненный уровень мастеровых металлургической
промышленности Урала, каждый мастеровой завода «мог позволить себе дорогой
гостинчик» для близкого человека. Невесте молодой мастеровой дарил, как правило,
золотую
цепочку
с
тремя
подвесками
-
золотой
крестик
(символ
православной
христианской веры); золотой якорек – древний символ веры и надежды, сердечко –
символ любви.
Женившись, через год, молодой муж должен был сделать своими руками какую-
либо домашнюю «нужную» вещь, которая должна была отличаться изяществом и
красотою – литой чугунный стол, резной шкаф, изящную вешалку, крючки для
одежды, красивые наличники для дома – в зависимости от «умения» мастерового.
Женщина, как правило, украшала вышивкой и кружевом постельное белье, дарила
мужу «именные» носовые платки с монограммой.
К концу ХIХ века в среду мастеровых завода все больше проникают «покупные
гостинчики», которые становятся очень желанными. Что это за модные подарки –
прежде всего различные альбомы для фотографий, сувенирные письменные приборы,
дамские альбомы, хорошим и дорогим подарком считалась книга. Но, поскольку по
своей сути
Воткинск являлся городом – заводом, то желанным подарком были
сувениры,
изготовленные
на
заводе
–
сувенирные
мерные
инструменты,
миниатюрные молоточки, клещи и наковальни. Изящным и красивым (а главное
оригинальным) подарком были чугунные
литые самобытные вещи. Некоторые из
которых
по
качеству
отделки
не
уступали
знаменитым
каслинским
чугунным
сувенирам.
Отдельный разговор о детских подарках того времени, как правило, это были
«рукотворные
и
рукомесленные»
вещи
изготовленные
детьми
под
руководством
старших. Это, прежде всего, различные изящные вещи, украшенные вышивкой или
кружевом, которые делали девочки под руководством старших в гимназии, церковно-
приходской школе или просто дома, и затем дарили своим близким. Мальчики, по уже
сложившейся воткинской традиции, делали подарки более «серьезные». Это могли
быть
резные
фигурки
зверей,
изящно
выточенные
или
выпиленные
рамки
для
фотографий или маленькие полочки, которые вполне могли украсить интерьер дома.
Это могли быть плетеные корзины или короба, изящные дверные накладки и крючки.
Как правило, особенных, необычных поделок из бумаги или картона дети в качестве
подарка не делали, по той простой причине, что этот материал
стоил достаточно
дорого.
Но при изготовлении взрослого или детского подарка, воткинцы следовали простой
истине:
«Подарок на Руси — выражение особого смысла. Вещь, подаренная от
чистого сердца, приносит удачу, а если за ней стоит неприязнь — вред».
Пояснительная записка
Я 20 лет работаю педагогом дополнительного
образования по программе
«Начальное
техническое
моделирование
и
художественное
конструирование»
с
детьми младшего школьного возраста. У многих детей развит художественный вкус и
умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения
поставленных задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо
своими
руками,
особенно
если
несложная
поделка
по
окончании
процесса
изготовления выглядит красиво и привлекательно или ёё можно использовать в играх
или соревнованиях. И, конечно, все дети мечтают сделать приятный, необычный
подарок к празднику для своих близких и друзей.
Поэтому,
один
из
любимых
детьми
разделов
программы
«Начальное
техническое
моделирование
и
художественное
конструирование»
–
изготовление
подарков к праздникам – 8 марта – для мамы и бабушки; 23 февраля – для папы,
дедушки или других мужчин в семье. Недавно стали популярными праздники – 14
февраля – День святого Валентина и 1 октября – День пожилых людей. Если день
святого Валентина имеет уже давно сложившуюся символику – сердечки, сладости,
цветы, то День пожилого человека мы только учимся отмечать правильно, поэтому
мы
вместе
с
детьми
много
экспериментируем,
пытаясь
вывести
универсальную
символику этого праздника, выполненную нашими руками, получилось бы очень
оригинально,
самобытно,
по-воткински.
Изготовление
этих
подарков
–
всегда
радостное событие для юных мастеров, причем оно носит элемент таинственного
приключения,
потому
что
до
поры
до
времени
подарок
не
должны
видеть
одариваемые. Практически не было случаев, чтобы дети не проявляли интереса к этой
работе.
Родители
с
пониманием
относятся
к
детскому
творчеству,
а
потому
на
совместных
праздниках
родителей
и
детей,
в
момент
вручения
подарков
они
радуются
не
меньше
своих
«младшеньких».
И,
поскольку,
дети
очень
чутко
улавливают
малейшую фальшь
в отношениях, то такие совместные встречи
помогают понять, что интересно детям и родителям, в каком направлении необходимо
работать. Даже, в конце концов, какую технику моделирования лучше использовать,
т.к. порой, сами родители с удовольствием, глядя на детские подарки, «берут на
заметку» детское творчество.
В апреле 2012 года впервые в городе прошел первый городской Пасхальный
фестиваль «Пасхальный благовест», где мы мои воспитанники приняли активное
участие,
изготовив
своими
руками
огромное
количество
самых
разнообразных
ангелочков.
Вся
эта
«ангельская
армия»
была
подарена
прихожанам
церкви
св.
Георгия Победоносца, и участвовала в благотворительной лотерее «Ангел добра»,
весь сбор от которой пошел на лечение больного ребенка - Филатова Даниила.
Дети очень активно приняли участие в этой акции, и может быть, некоторые из
них впервые получили удовольствие, радость от того, что их подарок оказался в руках
незнакомых людей, и по-настоящему помог больному мальчику.
Учитывая
все
эти
обстоятельства,
возникла
необходимость
обсуждения
с
детьми и родителями особенностей дарения подарков и их принятия, т.е. был просто
необходим разговор об истории этой доброй традиции и разговор об этической
стороне дарения. Так от чисто «технической работы» - моделирования и изготовления
подарка, мы перешли к его философскому осмыслению, а также к разговору о его
нравственном и психологическом аспекте.
История подаркодарения объединения «Непоседы»
На
любой
праздник
принято
дарить
подарки
и
сопровождать
их
теплыми
пожеланиями. Слова, которые так часто сложно сказать, можно заранее продумать и
написать на открытке. Сейчас в магазинах большой выбор уже готовых поздравлений,
но
пожелание,
написанное
на
самодельной
открытке
сделанной
собственными
руками, будет по- настоящему личным и от чистого сердца. Поэтому и мы начинали
нашу историю подаркодарения с изготовления открытки - аппликации.
С повышением у детей мотивации к данной деятельности, мы начали делать
подарки в более сложной технике, так мы стали изготавливать подарки для своей
семьи на праздник Нового Года, Рождества, Пасхи. Многие подарки мы выполняли в
технике квилинг
,
бумагопластика, декупаж, папье-маше и др.
Hand
made
–
ручная
работа
-
становится
все
более
модным
увлечением.
Изготавливая наши подарки, мы стараемся придерживаться и еще одного принципа –
безотходной технологии, мы стараемся использовать для работы бытовые отходы,
внося посильный клад в борьбе за чистоту окружающей среды.
Как
педагогу
мне
было
необходимо
выяснить,
насколько
наша
работа
необходима и нужна, а также для выявления мотивации школьников, занимающихся в
объединении, мною были разработаны анкеты. (Приложение №1)
Я выбрала этот метод для изучения
результатов и эффективности воспитательного
процесса, потому что он один из самых сложных вопросов педагогической теории и
практики.
Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и
эффективность
воспитательного
процесса
влияют
не
только
условия
работы
в
объединении,
но
и
внешняя
по
отношению
к
нему
среда.
В
«чистом
виде»
определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных
педагогических задач невозможно, здесь имеют место множество объективных и
субъективных
факторов,
вплоть
до
настроения
и
здоровья
ребенка
в
момент
проведения
тестирования.
Но,
анкетирование,
как
мне
кажется,
наиболее
объективный метод в данном случае, который позволяет провести исследование этой
проблемы, не спеша, углубленно. Результаты его достаточно объективны.
Первый раз анкетирование было проведено в начале учебного года (сентябрь
2011г.). Многие из участников только начинали заниматься в объединении, и их
мотивация была еще не вполне четко определена, но было выявлено большое желание
детей получить высокую оценку своей работы. Это хорошо видно из результатов
опроса.
В анкетировании участвовало 50 школьников, из них только 10 человек, заявили,
что они пришли заниматься в объединение, потому что им это интересно, 8 человек
ответили, что этого требует классный руководитель, 3 – «все ходят и я тоже», 4 -
желали
участвовать
в
конкурсах
и
соревнованиях;
5
–
потому
что
заставляют
родители; 6 - для общения с друзьями в кружке. 2 ответили, что таким образом
зарабатывают похвалу педагогов и родителей, 6 человек мечтали научиться делать
подарки своими руками, остальные 6 человек даже не могли определиться с ответом.
После года обучения, мною было проведено повторное анкетирование, детям
были предложены анкеты с теми же
пунктами, что и в начале года. Мотивация
школьников
изменилась.
Из
50
опрошенных
14
человек
заявили,
что
пришли
заниматься
в
объединение,
потому
что
им
это
интересно;
8
человек
мечтают
научиться
делать
подарки
своими
руками,
7
желали
участвовать
в
конкурсах
и
соревнованиях; 5 – ходят для приобретения знаний, умений и навыков; 6 – для
общения с друзьями в кружке; 8 – «мне это интересно» и только двое участников
анкетирования не смогли точно сформулировать свою позицию.
Таким
образом,
четко
прослеживается
тенденция
изменения
мотивации
школьников, занимающихся в объединении. (Диаграмма 1)
По результатам второго анкетирования так же видны значительные изменения в
отношении
родителей
к
принятию
детских
подарков,
что
значительно
повышает
мотивацию
детей
к
дальнейшей
деятельности.
Немалую
роль
в
этом
сыграли
тематические беседы на родительских собраниях (Приложение 2), акцентирование
внимания к процессу изготовления и дарения подарков.
Общепринято
считать
интегральным
показателем
школьного
воспитания
общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях,
ценностных
ориентациях
личности.
Направленность
детей
проявляется
через
ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам
социальной
активности,
через
отношение
к
окружающему
миру.
Выделяют
три
главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей».
Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»:
наличие
интересного
дела,
увлеченность
занятием;
«на
других
людей»:
желание
помочь окружающим, наличие друзей.
В данном случае, работая по программе
объединения, создавая подарки для своих друзей и близких, мы задействуем сразу
все три главных вида направленности воспитания социальной активности - «на себя»,
«на
объект»,
«на
других
людей».
Дети
развиваются,
получают
новые
умения
и
навыки,
изучают
историю,
традиции
подаркодарения,
с
обязательным
учетом
регионального компонента (краеведение, изучение обычаев родного края). Подарки
делают не только для своих родных и близких, но и, как в случае участия в акции
«Ангел добра» учатся сопереживанию, милосердию бескорыстию (ангелы, сделанные
их руками были переданы чужим людям), толерантности (в акции участвовали дети
разных
национальностей,
их
родители
принадлежат
к
разным
традиционным
конфессиям).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета №1
Почему ты посещаешь объединение? Подчеркни наиболее соответствующий этому
вопросу ответ и допиши свои предложения.
1.
Это мой долг
2.
Хочу научиться самостоятельно работать, создавать оригинальные вещи
3.
Все ходят, и я тоже
4.
Хочу научиться делать подарки своими руками
5.
Чтобы похвалил педагог и родители
6.
Классный руководитель требует, чтобы я ходил в какой-нибудь кружок
7.
Для приобретения знаний, умений и навыков
8.
Родители заставляют
9.
Мне это интересно
10. Для общения с друзьями в кружке
11.Хочу участвовать в конкурсах, выставках, соревнованиях
Анкета №2
1.
Любите ли вы дарить подарки?
2.
Какими словами благодарят вас за подарки?
3.
Какие слова благодарности вы хотели бы слышать за свои подарки?
4.
Обсуждают ли родители вместе с вами ваш подарок?
5.
Что родители делают с вашим подарком?
6.
Где хранятся подарки в вашей семье?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Наука подаркодарения и подаркопринятия
У большинства детских поделок есть один недостаток - они
бесполезны. Конечно, никто не утверждает, что любая вещь
должна быть полезной. К тому же, важна не польза подарка,
а любовь и старания ребенка, который сделал для родителей
подарок своими руками.
Скоро,
совсем
скоро
наступит
23
февраля
и
8
марта.
Эти
праздники
ассоциируется с приходом весны, с ласковым солнышком, с маячащим не за горами
долгожданным
летом...
Прекрасно,
если
близкие
умеют
радовать
друг
друга
желанными подарками. Тогда и настроение праздничное, и хочется поделиться им со
всеми. Если в семье все именно так, то это очень здорово. А чтобы дети выросли
людьми добрыми и щедрыми, умели делать подарки с легкостью и радостью, надо
помочь им освоить непростую науку "подаркодарения". А их родителям освоить
науку "подаркопринятия".
Подарок - дело непростое
Спросите у детей, а что же такое - подарок. Если вы специально не говорили с
ним на подобную тему очень вероятно, что они не смогут ответить на этот вопрос.
Или скажут что-то вроде: "Подарок - это то, что дарят". Да, подарок дарят. Но для
чего это делают, зачем? Что говорить о детях, ведь часто даже взрослые считают
подарки - лишь традицией, ритуалом. И часто мы забываем, что подарок для близкого
человека - это, прежде всего, желание доставить радость, удовольствие, сделать
неожиданный и приятный сюрприз.
Умение делать подарки не приходит само собой. Детей нужно непременно
этому учить. Как? Есть много способов. Прежде всего, ребенок должен видеть, что
все
члены
семьи
относятся
к
выбору
подарка
ответственно,
с
фантазией
и
творчеством, а не покупают очередную безделушку в соседнем магазине в последний
момент. Хорошо, если папа вместе с сыном или дочуркой отправляется в поход по
магазинам, чтобы выбрать для мамочки самый лучший подарок, а потом помогает
детворе
смастерить
праздничную
открытку.
Здорово,
когда
мама
говорит
крохе:
"Скоро у папы праздник! Давай подумаем вместе, чем мы сможем его порадовать?"
Радуйтесь подаркам сами и учите этому своего ребёнка. Донесите до него важную
мысль: ценность подарка определяется не его стоимостью, а вниманием дарителя,
желанием
порадовать.
Порой,
даже
очень
дорогая
вещь
не
доставляет
никакого
удовольствия, если подарена без души. А крохотные подснежники, выращенные на
подоконнике в середине зимы, могут стать настоящим чудом.
Самый распространенный детский подарок - это подарок сделанный своими
руками. Именно таким дарам имеет смысл отдавать предпочтение до тех пор, пока у
ребенка
не
появятся
собственные
карманные
деньги,
на
которые,
сэкономив,
он
сможет купить что-нибудь приятное для близких людей. Пусть неумело нарисован
рисунок,
не
совсем
аккуратно
и
красиво
наклеена
аппликация.
Главное,
чтобы
сделано это было от всего сердца. Увы, знаю многих мам, которые относятся к
подобным
детским
знакам
внимания
весьма
невнимательно.
Короткий
взгляд
на
бумажную мимозу, сделанную в детском саду к маминому празднику, рассеянная
фраза "Да-да, милый, спасибо, замечательная картинка" - и вот уже открытка валяется
в самых разных местах квартиры, перекладывается с места на место и, в конце концов,
отправляется в мусорное ведро. Если кто-то из мам и пап думает, что ребенок ничего
этого не замечает и не понимает, то они глубоко ошибаются. Ему бесконечно обидно
подобное невнимание со стороны самых близких и любимых людей. Ведь он делал
работу,
думая
о
них,
желая
их
порадовать, сделать
приятный
сюрприз.
Он
представлял,
как
обрадуется
мама,
как
поставит
его
работе на
видное
место
и,
конечно, будет хранить ее, как что-то очень ценное. Иногда нам, родителям, не
хватает
элементарной
мудрости
относиться
к
детским
подаркам
с
должным
уважением. Этому стоит поучиться у бабушек. Один мальчик-подросток как-то с
горечью
рассказывал
о
том,
что
родители
никогда
не
хранили
его
детских
самодельных открыток и подарков. Зато бабушка бережно складывала все рисунки,
аппликации, салфеточки в папку и всякий раз, когда внук приезжал к ней в гости,
бережно
перебирала
все
эти бесценные
сокровища
вместе
с
ним.
Что
же
удивительного в том, что парень не стремится ничем одаривать родителей? Он твердо
уверен, что все равно не сможет подарить им ничего стоящего и нужного. Зачем же
зря напрягаться? Я призываю всех мам и пап: давайте бережнее относиться к детской
любви, вниманию, заботе о нас. Пусть наши ребятишки никогда не сомневаются в
том, что именно это для нас куда важнее самого ценного подарка. Тогда в будущем
желание дарить подарки, доставлять радость ближнему будет для ребёнка приятным и
естественным стремлением.
Мудрая бабушка, хороший воспитатель или учитель школы непременно оценят
детский подарок, сделанный своими руками. Поделка не оставит их равнодушными,
ведь
в
таком
подарке
живет
крохотная
частичка
доброй
детской
души.
Дети
естественны и неподкупны и никогда не станут мастерить подарок человеку, который
им
не
приятен.
И
если
на
самодельной
открытке
воспитательнице
неумелыми
буквами написано трогательное поздравление, а на рисунке улыбаются все, даже
солнышко и цветы, разве это не доказательство любви маленького человечка?
Ваша задача — быть чуткими, с благодарностью принимать детские подарки и
беречь
их. Взрослым
это
дается
с
большим
трудом.
Примером
могут
служить
грустные события, случающиеся 1 января, 24 февраля и 9 марта, когда ребенок вдруг
обнаруживает в помойном ведре свои скомканные рисунки или горки пластилиновых
шариков — то, что накануне праздника было его подарком родителям. И какая
фальшь звучит в словах взрослого: «Лучший подарок — сделанный своими руками!»
Помните: дети копируют ваше поведение. И чего толку возмущаться, если
ребенок не бережет подарки взрослых. А разве не вы сами его этому научили? Еще
нужно
понимать, что детям довольно трудно делать подарки друг другу, поскольку
многие из них не имеют денег на карманные расходы, а их богатая фантазия не всегда
адекватна. Если вы хотите избежать конфликтов, заранее задумайтесь над тем, как
ребенок сможет поздравить своих друзей с Новым годом. Яркие, красочные мешочки
или:
коробочки
для
подарков
можно
смастерить
вместе,
а
небольшой
сувенир,
посоветовавшись,
выбрать
в
магазине.
Включите
свое
воображение:
совместное
изготовление подарков не только сблизит вас с ребенком, но и поможет разглядеть в
нем что-то новое, интересное, важное. Мечта каждого родителя — это конечно умный
и здоровый ребенок, который будет уметь не только хорошо гонять мяч, но и сможет
что-нибудь смастерить и с охотой помогать маме с папой по дому...
Дело
как
всегда
за
малым
—
научить
малыша
тем
полезным
навыкам,
с
которыми у него все начнет получаться без слез и обид.
Речь идет о самых простых вещах, без которых не обходится ни одна сложная
работа: умение правильно держать ножницы, клеить, не разлив клей, и чтобы детские
пальчики научились выполнять любую работу.
Хорошо, когда ребёнок умеет не просто вырезать или плести на тот случай,
если ему это пригодится когда-нибудь в жизни, а создает какую-нибудь красивую
вещь, которую потом будет не стыдно подарить маме или бабушке. Вырезай, клей,
складывай — себе на пользу, маме с папой на радость
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диаграммы
Подготовка исследования
Приготовить необходимые материалы для изготовления поделок
Предварительно дети должны быть обучены операциям, (в зависимости от техники
исполнении), которые потребуются в процессе выполнения заданий. (работа с иглой,
ножницами, картоном, клеем и т.д.)
Проведение исследования
Детям предлагается через определенные промежутки времени выполнять одну и ту
же работу. Назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить
два предмета из бумаги и картона – новогоднюю гирлянду и открытку – приглашение
на новогодний утренник. Перед выполнением задания с детьми договариваемся, что
они будут делать, для чего и кому предназначен результат их труда – готовое изделие
или «новогодний гостинчик».
Одно и тоже задание предлагается выполнить при
разном целевом содержании мотива:
1.
Сделать подарок малышам (дошкольникам, первоклассникам);
2.
сделать подарок маме;
3.
подготовиться
к
предстоящему
празднику
в
школе
(оформление
классной
комнаты, приглашения на праздник)
Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 3 гирлянды и 3 открытки-
приглашения.
Фиксируя,
при
каких
мотивах
ребенок
взялся
за
выполнение
задания, а при каких – нет, с каким желанием он выполнял задание при том или
ином мотиве. Из этого делается вывод о том, какой из мотивов более значим для
ребенка.
Недаром, Конфуций сказал однажды: «Скажи мне – и я это забуду.
Покажи мне – и я, может, запомню это, позволь мне сделать – и я это буду знать»
Материалы,
представленные
в
работе,
помогут
в
организации
учебно-
воспитательного процесса педагогам дополнительного образования, учителям
начальных классов и технологии.
Умение делать подарки не приходит само собой. Детей нужно непременно
этому учить. Как? Есть много способов. Один из них развивать мотивацию
ребенка к занятиям в объединениях дополнительного образования, желание
научиться новому и интересному, получать удовлетворение от проделанной
работы и дарения подарка. И очень важна
позиция родителя – именно они
первые получатели детских творений,
их поддержка
важна
не только для
ребенка, но и для педагога дополнительного образования.
Взаимосвязь
между
ребенком,
родителями
и
педагогом
повышает
ответственность к работе в объединении, качество усвоения ЗУНов.