Формы, методы и приёмы работы по формированию УУД на уроках в начальной школе
Автор: Николаева Марина Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" Населённый пункт: Татищевский район, Саратовская область Наименование материала: Статья Тема: Формы, методы и приёмы работы по формированию УУД на уроках в начальной школе Раздел: начальное образование
школе
(из опыта работы)
Подготовила: учитель начальных классов
Николаева М.Е.
Методы, приёмы, формы работы по формированию универсальных
учебных действий в начальной школе.
Многие ученые, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль
в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится
читать, писать, считать, слышать, говорить, сопереживать. Научиться учить
себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Перед современной школой стоит задача – формирование личности, готовой
жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределенности
будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения
определенной
суммы
факторов
на
формирование
умения
и
потребности
самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем
потоке
информации,
а
также
на
развитие
коммуникативной
готовности
сотрудничать друг с другом.
Начальная
школа–фундамент
образования
каждого
человека.
Новое
поколение–это
граждане
России,
обладающие
новым
мышлением,
мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать
у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».
Важнейшей
задачей
современного
начального
образования
является
формирование Универсальных учебных действий – совокупность способов
действия обучающихся, то есть способность обучающегося к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений.
Учащийся
сам
должен
стать
«архитектором
и
строителем»
образовательного
процесса.
Достижение
этой
цели
становиться
возможным
благодаря формированию системы УУД. Универсальные учебные действия –
это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Сам
факт использования ребенком УУД в повседневной практике является важным
индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности
Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на
в с е х
э т а п а х
р а б о т ы . В о т
н е к о т о р ы е
и з
н и х :
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и
учебной
деятельностью
посредством
постановки
целей,
планирования,
контроля,
коррекции
своих
действий,
оценки
успешности
усвоения.
Русский язык
При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы
подвести
детей
к
самостоятельной
постановке
задач,
при
этом
учащиеся
должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На уроке русского
языка во 2 классе по теме «Развитие умения писать слова с проверяемыми
буквами согласных в конце слова», после словарной работы определяют в каких
из записанных слов есть орфограмма «Проверяемые буквы согласных в конце
слова»,
доказывают,
что
в
этих
словах
нужно
писать
именно
эти
буквы.
Получают задание сформулировать тему и составьте план действий на уроке.
(«Орфограмма -проверяемая буква согласного в конце слова».)
1. Находить слова с этой орфограммой.
2. Подбирать проверочные слова.
3. Писать букву согласного в конце слова.
4. Обозначать (подчёркивать) орфограмму.
2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные
или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой
и
к о н т р о л и р у ю т
с в о ю
р а б о т у
с а м о с т о я т е л ь н о .
На уроках математики и
окружающего мира это задания, в которых
ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой
результат с выводом в рамке.
Пример проблемной ситуации:
Учебник 2 класса, ч.1, &10 «Где на земле теплее?»
Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.
Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!
- А как ты думаешь: где теплее?
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
контролировать
действия
друг
друга,
уметь
договариваться,
вести
дискуссию,
правильно
выражать
свои
мысли,
оказывать
поддержку
друг
другу
и
эффективно
с о т р у д н и ч а т ь
к а к
с
у ч и т е л е м ,
т а к
и
с о
с в е р с т н и к а м и .
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава .
Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке. Групповая
поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные
дети преодолевают страх.
На
уроках
математики
–
все
задания
содержащие
инструкции:
«Расскажите…», «Объясните…», «Обоснуй свой ответ»
Литературное чтение
1)
Подготовка
устных
рассказов
(о
литературных
героях,
о
личных
впечатлениях по следам прочитанного);
2)
Инсценирование и драматизация;
3)
Устное словесное рисование;
4)
Творческий пересказ от лица разных героев-персонажей;
5)
Интервью с писателем;
6)
Письмо авторам учебника и др.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их
с
реальными
жизненными
целями
и
ситуациями.
Личностные
действия
направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,
позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать
свою жизненную позицию в отношении мира.
Работа над проектами.
Творческие задания на уроках. Ребята очень любят эти задания. Творчество их
безгранично. При изучении стихотворений использую, например, такие:
1. Пересказать.
2. Спеть.
3. Написать мини-сочинение.
4. Придумать загадку.
5. Сыграть мини-спектакль.
6. Составить тест.
7. Написать отзыв.
Русский язык
Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысли, работая с
ними
нельзя
пройти
мимо
нравственной
оценки
поступков
героев.
Например, 2 класс, упр.32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к
тексту? Почему? Докажи». Задания, которые формируют умение доказывать
свою позицию.
Математика
Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй свой
мнение…», «Сравни свою работу с работами других ребят».
Окружающий мир
Задания на объяснение своего отношения к миру.
3 класс -Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина – Россия!»
4 класс – Сформулируй свои собственные правила здорового питания и
объясни их смысл.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и
структурирования
необходимой
информации,
моделирование
изучаемого
содержания. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке
учебной
информации,
перерабатывать
и
усваивать
её,
осмысливать
тексты;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия,
контроль
и
оценку
процесса
и
результатов
деятельности;
ставить
и
ф о р м у л и р о в а т ь
п р о б л е м ы .
На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных
видов
задач.
Такие
схемы
хорошо
использовать
при
составлении
краткой
записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником.
Использование данных схем приносит результаты. Все задания на установление
закономерностей,
последовательностей,
арифметические
ребусы
и
головоломки, арифметические лабиринты.
На уроках русского языка использую различные символы, схемы, таблицы,
алгоритмы.
Карточка-алгоритм
изучения
имени
существительного. Подобные
карточки
и с п о л ь з у ю
п р и
и з у ч е н и и
д р у г и х
ч а с т е й
р е ч и .
На уроках окружающего мира это продуктивные задания, т.е. задания,
правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом
виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие
выполнить задание.
Учебник 2 класса, ч.1
- Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без
часов?
Как
ты
определишь
стороны
света?
(Наблюдать
и
делать
самостоятельные выводы.)
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их
п р о и с х о д и т
н а
п р о т я ж е н и и
в с е г о
у р о к а .
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам,
предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Выбрать из
нового
главное
и
приемлемое
для
себя,
научиться
и
научить
пользоваться
новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в
старой
школе
–
вот
задача
современного
творчески
работающего
учителя
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для
формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут
почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.
Они
сами
себя
стараются
научить,
самостоятельно
добывая
знания,
учат
других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель
может
им
помочь,
направить
их
действия.
Главным
на
уроке
становится
сотрудничество,
возникает
взаимопонимание
между
всеми
участниками,
повышается
работоспособность
и
мотивация
к
учению.
Работать
в
этом
направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из
начальной школы, а затем в средних и старших классах.