Напоминание

Формы, методы и приёмы работы по формированию УУД на уроках в начальной школе


Автор: Николаева Марина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок"
Населённый пункт: Татищевский район, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формы, методы и приёмы работы по формированию УУД на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Формы, методы и приёмы работы по

формированию УУД на уроках в начальной

школе
(из опыта работы) Подготовила: учитель начальных классов Николаева М.Е.

Методы, приёмы, формы работы по формированию универсальных

учебных действий в начальной школе.
Многие ученые, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слышать, говорить, сопереживать.
Научиться учить

себя
– вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Перед современной школой стоит задача – формирование личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределенности будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определенной суммы факторов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативной готовности сотрудничать друг с другом. Начальная школа–фундамент образования каждого человека. Новое поколение–это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование
Универсальных учебных действий
– совокупность способов действия обучающихся, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становиться возможным благодаря формированию системы УУД. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Сам факт использования ребенком УУД в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на в с е х э т а п а х р а б о т ы . В о т н е к о т о р ы е и з н и х :
Регулятивные УУД
обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Русский язык
При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На уроке русского языка во 2 классе по теме «Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова», после словарной работы определяют в каких из записанных слов есть орфограмма «Проверяемые буквы согласных в конце
слова», доказывают, что в этих словах нужно писать именно эти буквы. Получают задание сформулировать тему и составьте план действий на уроке. («Орфограмма -проверяемая буква согласного в конце слова».) 1. Находить слова с этой орфограммой. 2. Подбирать проверочные слова. 3. Писать букву согласного в конце слова. 4. Обозначать (подчёркивать) орфограмму. 2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и к о н т р о л и р у ю т с в о ю р а б о т у с а м о с т о я т е л ь н о . На
уроках математики и

окружающего мира
это задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с выводом в рамке. Пример проблемной ситуации: Учебник 2 класса, ч.1, &10 «Где на земле теплее?» Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко. Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида! - А как ты думаешь: где теплее?
Коммуникативные УУД
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно с о т р у д н и ч а т ь к а к с у ч и т е л е м , т а к и с о с в е р с т н и к а м и . Это работа в
парах или группах временного и постоянного состава
. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. На уроках математики – все задания содержащие инструкции: «Расскажите…», «Объясните…», «Обоснуй свой ответ»
Литературное чтение
1) Подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); 2) Инсценирование и драматизация; 3) Устное словесное рисование; 4) Творческий пересказ от лица разных героев-персонажей; 5) Интервью с писателем; 6) Письмо авторам учебника и др.
Личностные УУД
позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия
направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Работа над проектами. Творческие задания на уроках. Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. При изучении стихотворений использую, например, такие: 1. Пересказать. 2. Спеть. 3. Написать мини-сочинение. 4. Придумать загадку. 5. Сыграть мини-спектакль. 6. Составить тест. 7. Написать отзыв.
Русский язык
Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысли, работая с ними нельзя пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, 2 класс, упр.32 «Ленивая старуха». «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи». Задания, которые формируют умение доказывать свою позицию.
Математика
Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй свой мнение…», «Сравни свою работу с работами других ребят». Окружающий мир Задания на объяснение своего отношения к миру. 3 класс -Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина – Россия!» 4 класс – Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
Познавательные УУД
включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и ф о р м у л и р о в а т ь п р о б л е м ы . На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником.
Использование данных схем приносит результаты. Все задания на установление закономерностей, последовательностей, арифметические ребусы и головоломки, арифметические лабиринты. На уроках русского языка использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Карточка-алгоритм изучения имени существительного. Подобные карточки и с п о л ь з у ю п р и и з у ч е н и и д р у г и х ч а с т е й р е ч и . На уроках окружающего мира это продуктивные задания, т.е. задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Учебник 2 класса, ч.1 - Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как ты определишь стороны света? (Наблюдать и делать самостоятельные выводы.) Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их п р о и с х о д и т н а п р о т я ж е н и и в с е г о у р о к а . Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.


В раздел образования