Автор: Григорьева Любовь Ивановна Должность: преподователь Учебное заведение: СПБ ГБУ ДПО "Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля"" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Деловая игра Раздел: дополнительное образование
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Эдгар Дейл, британский физиолог и исследователь нервной системы экспериментально
исследовал способы обучения людей. Свои выводы он отразил, в так называемом, конусе
обучения, конусе опыта. Дейл пришел к выводу, что через две недели у нас в памяти
обычно остается 10% прочитанного (чтение), 20% услышанного (слушание), 30%
увиденного (просмотр картин), 50% увиденного и услышанного (просмотр видео,
наблюдение за презентацией, наблюдение за реальным процессом), 70% проговоренного
(участие в дискуссии, выступление с речью) и 90% сделанного и проговоренного
(инсценировка, моделирование реальной деятельности, выполнение реального действия).
Таким образом, проблемно-ориентированная деловая игра является одним из наиболее
эффективных способов обучения слушателей.
Деловая игра – средство моделирования различных условий профессиональной
деятельности и социального взаимодействия.. Она позволяет моделировать проблемные
ситуации и наметить пути из оптимального решения. Деловые игры позволяют получить
представление о том, как человек будет вести себя в команде, кто из членов команды
станет лидером, кто генератором идей. С помощью такой игры можно определить уровень
деловой активности слушателей, наличие у них тактического и стратегического
мышления, скорости адаптации к новым условиям, способности анализировать
собственные возможности, выстраивать соответствующую линию поведения,
прогнозировать развитие ситуации. Анализировать мотивы других людей и влиять на их
поведение. [1]
Перед началом игры преподаватель определяет степень подготовленности учатников по
данной тематике методом выборочного опроса, поскольку в деловой игре нельзя играть в
тоо о чем слушатели не имеют представления. Затем озвучивается сценарий, который
является базовым элементом деловой игры. Как правило в сценарии задается
определенная проблемная ситуация и отображается общая последовательность игры
(этапы, шаги), которая должна привести слушателей поиску ее успешного решения.
Заранее устанавливаются временные рамки для решения проблемных ситуаций.
Непосредственно игровой этап, представляет симуляцию проблемной ситуации, в
условиях максимально приближенных к реальным. Для этого на этаке озвучивания
сценария среди участников распределяются роли, чтобы участники успели продумать их
исполнение. Начало игрового этапа может быть организованно неожиданно для остальных
участников. Их задача быстро оценить ситуацию и приступить у оперативному решению
выявленных проблем. На этом этапе преподаватель наблюдает за поведением всех
участников, но не вмешивается непосредственно в процесс. «Чем меньше вмешивается
преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше ее
обучающая ценность».
Заключительный этап представляет собой обсуждение действий участников игры, разбор
их ошибок и акцентирование внимания на правильных, и оперативных действиях. Данный
этап включает в себя не только выводы преподавателя, но и коллективное обсуждение
слушателями результатов игры, действий участников по решению проблемных ситуаций, а
также и самоанализ каджого из участников своих действий при принятии решений.
Деловая игра позволяет алгоритмизировать действия слушателей при возникновении
конкретных проблемных ситуаций, систематизировать ранее полученные знания и навыки
участников игры, получить опыт командной работы и сформировать процессиональное и
творческое мышление.
Список использованных ресурсов
1. Портал hr-portal , статья «Деловая игра»
Григорьева Л.И.