Напоминание

Разделительный мягкий знак


Автор: Барсукова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 им. С.Ф. Романова"
Населённый пункт: г.Жуков,Калужской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Разделительный мягкий знак
Раздел: начальное образование





Назад





Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: Разделительный мягкий знак

УМК «Перспектива»

Учитель: Барсукова Ольга Владимировна
Тип урока: введение нового знания Технология: проблемно-диалогическая Метод: деятельностный Предметная цель урока:  познакомить с местом разделительного мягкого знака в словах  учить читать и анализировать слова с разделительным мягким знаком Познавательные УУД:  знаково-символическое моделирование  совместный выбор оснований и критериев для сравнения  создание алгоритма определения места разделительного мягкого знака в слове и работа по алгоритму Регулятивеые УУД:  самоконтроль и коррекция  определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока Коммуникативные УУД:  учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками  работа в парах ХОД УРОКА 1. Мотивация к учебной деятельности - Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении? -А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое? -Сегодня у вас появится такая возможность! 2. Актуализация знаний На доске слова (или картинки?)(слайд 2)
голубь рысь лебедь воробей гусь
-Задание: найти лишнее слово. Но сначала давайте вспомним, что значит, найти лишнее? Остались слова :
голубь лебедь гусь
-Посчитайте в словах звуки и буквы -Почему несовпадение? -Зачем же нужен Ь? -Какие еще буквы выполняют эту работу? (Буквы выставляются на доску) -Сейчас мы с вами вспомнили те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке.
3. Создание проблемной ситуации -Назовите одним словом тех, кто остался у нас на доске. -А чем похожи все птицы? Что есть общего у всех птиц? -Давайте остановимся на перьях. - Составьте звуко-буквенную схему этого слова. -Запишите это слово буквами. -Я вижу у вас разные варианты. Кто-то написал это слово так: ПЕРЯ. Сравним его со схемой. Правильно ли? -Кто-то записал так: ПЕРЙЯ. Как вы смотрите на эту запись? -Знаем ли мы какое-то правило, которое могло бы нам помочь при написании этого слова? -Получается, перед нами возникла проблема. (Поняли, что не наем и сами должны найти способ) - У некоторых ребят я увидела правильный вариант ПЕРЬЯ. -В этом слове нужен мягкий знак, но он выполняет новую, незнакомую нам работу. И даже название у него появляется особое. Кто-нибудь знает какое? Разделительный Ь 4. Постановка учебной задачи -Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? (читать и писать слова с разделительным Ь) -А какая тема урока? Как вы думаете, какой вариант будет более точным? 1. Мягкий знак 2. Разделительный мягкий знак 3. Новая работа мягкого знака - Кроме этого мы сегодня будем продолжать учиться: (слайд 3) o сравнивать o наблюдать o работать со схемой o проверять и оценивать свою работу ФИЗМИНУТКА 5. Открытие нового знания - Начнем мы с вами с наблюдения. Предлагаю вам прочитать пары слогов. Но не просто прочитать, а наблюдать и попробовать понять, какую же работу выполняет в этих словах Ь.(слайд4) МЯ-МЬЯ ВИ-ВЬИ ЛЁ-ЛЬЁ ПЮ-ПЬЮ РЕ-РЬЕ Вывод: (слайд5)буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак
называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. На доске появляется схема: Ь Е Ё Ю Я И -А что происходит с нашими хитрыми буквами? Сколько звуков они обозначают, когда стоят после Ь? Дополним нашу схему новой строчкой. Итак, кто же может рассказать по схеме о новой работе Ь? 6. Первичное закрепление -Попробуем применить наши новые знания на практике. Будем читать слова и объяснять, какую работу выполняет Ь.(слайд6) ВОРОБЬИ, ПЬЁТ, ВЬЮТ, У СОЛОВЬЯ, ДЛЯ ПЕРЕВЬЕВ «В слове ПЬЁТ Ь разделяет согласную П, подчеркиваю, и букву Ё. Буква Ё после разд. Ь обозначает два звука, подчеркиваю ее двумя чертами. Ь обвожу в кружок» 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. -Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание. На каждой парте лежит один листок со словами. Если перед вами только один лист, что это значит, как мы будем работать? А как надо работать в паре? _Возьмите листы. Вам нужно прочитать слова и разделить их на две группы. Что значит разделить на группы? Слова одной группы обведите в кружок, остальные оставьте без изменений. СОЛОВЬИ, ГУСЬ, КРЫЛЬЯ, ДЕНЬКИ, ПЬЮТ, СНЕГИРЬ Самопроверка. Как мы проверяем себя? 8. Работа с Азбукой Какие бывают перья? Что мы скажем об этом слове? Сравните слова павлинье и стальное. Одинаковую или разную работу выполняет в них Ь? Когда мы скажем зубы, а когда зубья? листы и листья? Прочитайте предложения, которые у нас получатся. Сколько их? Как доказать? 9. Рефлексия  Какую цель мы ставили сегодня?
 Достигли ли мы ее?  Чему еще мы учились? (сравнивать и т.д.) Где мы этому учились?  А теперь посмотрите на свои лесенки успеха. Что обозначает первая часть лесенки? Те, кто твердо уверен, что хорошо знает о новой работе Ь, нарисуйте человечка на верхней ступеньке, кто еще сомневается, разместите его чуть ниже.  Что обозначает вторая часть лесенки? Те, кто сегодня правильно выполнил самостоятельную работу в парах, кто отвечал, не допуская ошибок, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. Остальные разместите его ниже, вспомнив, сколько ошибок вы допустили.


В раздел образования