Образовательная программа дополнительного образования по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Автор: Кузнецова Ольга Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ "ОКО им. Кима Назаретова" Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону Наименование материала: методическая разработка Тема: Образовательная программа дополнительного образования по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Раздел: дополнительное образование
О
бразовательная программа
дополнительного образования
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Преподаватель Кузнецова О.И.
Ростов-на-Дону
2015
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно-эстетическая программа "Мир и художник" для детей дошкольного
возраста 6-ти лет рассчитана на одногодичный курс обучения.
Содержание художественно-эстетической программы "Мир и художник" нацелено на
формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение
воспитанников к миру искусства, культурным ценностям через их собственное творчество и
освоение художественного опыта прошлого.
Особенностью
системы художественно-творческих заданий программы "Мир и
художник" является формирование у детей целостных представлений о природе как живом
организме. На занятиях по программе "Мир и художник" мир природы выступает как предмет
пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую
деятельность воспитанников.
"Целительная сила природы хорошо известна, но экологию нельзя ограничивать
только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее
важна среда созданная культурой его предков
и им самим. Cохранение культурной среды-
задача
не
менее
существенная
,
чем
сохранение
окружающей
природы.
Если
природа
необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима
для его духовной, нравственной жизни, ... для его социальности " - Д.С.Лихачев.
Знакомясь с произведениями мировой художественной культуры в области живописи,
графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дети создают творческие работы,
преломляя в образной форме свои представления о мире. Происходит расширение горизонтов
познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему, "от родного
порога -в мир общечеловеческих ценностей"
Для формирования у детей устойчивого интереса к творческой художественной
деятельности необходимо создание атмосферы доверия и заинтересованного общения. Педагог
- главный устроитель художественно организованного занятия.
Способы вовлечения дошкольника в процессы восприятия и продуктивного творчества
разнообразны. Сюжетно - игровая форма занятий помогает ребенку адаптироваться к новым
социальным условиям, вызывает ощущение эмоциональной общности и комфортности, чувство
доверия к окружающим, что, в свою очередь, способствует удовлетворению познавательных
потребностей дошкольника.
Природа может выступать в роли Волшебницы, которая творит видимый человеком мир
по
законам
красоты,
добрые
сказочные
феи
Флора
и
Фауна
во
всем
ей
помогают.
Опосредованный характер сообщаемой информации
способствует активному ее усвоению,
эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается.
Использование музыкальных программ классической и народной музыки на занятиях
изобразительной
деятельностью
выполняет
функции
снятия
эмоционально-негативного
состояния и активизирует возникновение ассоциативных связей.
Сказочное
повествование,
игровые
ситуации,
двигательно-пластические
упражнения
придают занятиям динамичность и способствуют развитию эмоционально-образного мышления
и обогащению чувственной культуры ребенка.
2
Классификация программы
Вид деятельности - образовательная область ( дополнительное образование
- изобразительные виды искусства).
Тип программы - рабочая (модифицируемая).
Форма реализации - групповые занятия детей 6-7 лет.
Уровень освоения программы - ознакомительный.
Психологическое обоснование
Ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира
принадлежит
эмоциональной
сфере.
Именно
с
этой
особенностью
психики
маленького
человека
связана
высокая
сила
эмоционально-образного
воздействия
на
него
искусства.
Способность
ребенка
одушевлять
своей
фантазией
неодушевленный
мир
позволяет
ему
"очеловечивать все сущее". Специфика искусства, особенности языка различных его видов
делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития.
Формирование
культуры
творческой
личности
(А.В.
Бакушинский)
предполагает
развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей,
позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой
деятельности.
Цели программы
Общепедагогические – формирующие мировоззрение.
Задачи программы
1.
Создание
условий
для
развития
образного
и
понятийно
-
художественного
мышления ребенка.
2.
Передача и накопление эмоционально-эстетического опыта отношения к миру,
воспитание духовной личности.
Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
- умение одухотворять, «очеловечивать» «живую» и «неживую» природу;
- готовность сопереживать живым существам;
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
3.
Обучение способам деятельности, формирование
умений и навыков детей в
изобразительных,
декоративных
и
конструктивных
видах
творчества,
что
способствует
усвоению
основ
изобразительной
грамоты
и
развитию
мелкой
моторики рук.
Решая
эту
задачу,
педагог
формирует
у
детей
способность
использовать
выразительные
свойства
художественных
материалов
при
реализации
своих
3
замыслов.
4.
Сообщение,
с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
знаний
в
области
изобразительного искусства, что формирует:
- основы эстетического вкуса;
- способность воспринимать произведения различных видов искусства, различать
их специфику.
Структура программы
Структурной
особенностью
программы
является
блочно-тематическое
планирование
содержания
занятий.
Основные
разделы
программы
группируются
вокруг
единой
темы.
Содержание основывается на четырех тематических блоках: "Мир природы", "Мир животных,
"Мир
человека",
"Мир
литературных
образов".
Темы
внутри
каждого
блока
могут
быть
переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.
1-й тематический блок "МИР ПРИРОДЫ" - 12 занятий (образы природы
в жизни, искусстве и детском творчестве)
2-й тематический блок "МИР ЖИВОТНЫХ" -10 занятий (образ человека
и мир его окружения в жизни)
3-й тематический блок "МИР ЧЕЛОВЕКА" - 8 занятий (образ человека
мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве)
4-й тематический блок "МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ" - 5 занятия
(образы из сказок в изобразительном искусстве)
1-й тематический блок "МИР ПРИРОДЫ" - 12 занятий (образы природы в
жизни, искусстве и детском творчестве.
Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель,
уголь, , пластилин, цветная бумага и т.п.) "одухотворенных образов" неба, земли,
деревьев, цветов, овощей, фруктов и т.п. Знакомство с произведениями художников,
работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-
прикладного искусства и др.
2-й тематический блок "МИР ЖИВОТНЫХ" -10 занятий (образ
человека и мир его окружения в жизни, искусстве и детском творчестве)
Изображение различными художественными материалами «одухотворенных
образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п.
Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и
др.
3-й тематический блок "МИР ЧЕЛОВЕКА" - 8 занятий (образ человека мир
его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве)
Изображение
различными
художественными
материалами
"одухотворенных
образов" людей (членов семьи, людей разных возрастов и т.п.), мир фантазий и
увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т.п. Знакомство с
4
произведениями книжных
иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах
и др.
4-й тематический блок "МИР ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ" - 5 занятии ( образы из
сказок, кино в изобразительном искусстве и детском
творчестве)
Изображение
различными
художественными
материалами
сюжетов
на
темы
литературных,
и театральных произведений. Знакомство с произведениями живописцев,
графиков, скульпторов, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.
Каждая
программная
тема
может
быть
реализована
в
изобразительных,
декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному
подходу к осмыслению той или иной развивающей учебно-воспитательной задачи.
Методическое обеспечение программы
Особенности организации учебно-воспитательного процесса:
процесса
восприятия и практической деятельности детей.
Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла
произведений помогает ребенку ощутить себя творцом. Преподаватель активизирует
процесс восприятия-созерцания, знакомит детей с
произведениями различных видов
искусства.
Занятия
могут
проводиться
под
музыку
или
в
игровой
форме
с
использованием кукол –сказочных героев, или в виде игры
Показ приемов работы должен быть вариативным. Преподаватель должен помочь
детям
выявить
свойства
художественных
материалов,
чтобы
ребенок
мог
воспользоваться ими для реализации своего творческого замысла.
Для решения поставленных задач используются принципы общей педагогики:
принцип систематического и последовательного обучения;
принцип доступности обучения;
принцип наглядности;
принцип поощрений
Прогнозируемые результаты
- развитие любознательности,
- развитие творческих способностей,
- формирование образного мышления,
-
формирование
умений
и
навыков
детей
в
изобразительных,
декоративных
и
конструктивных видах творчества,
- развитие трудолюбия и ответственности.
5
Необходимое оборудование:
столы, стулья, планшеты, мольберты;
магнитофон
или
компьютер,
звукозаписи
и
видеозаписи,
наглядные
пособия,
таблицы, муляжи, репродукции работ художников, образцы различных вида искусств,
детские работы прошлых лет.
У обучающихся должны быть все необходимые принадлежности и материалы.
Учебно-тематическое планирование
1 полугодие
1 полугодие
Час
1
1 блок «Мир природы»
Образы неба (солнечный день)
1
2
Образы неба (закат)
1
3
Образы земли (осенняя трава)
1
4
Образы земли (разноцветные горы)
1
5
Образы деревьев (лето)
1
6
Образы деревьев (осенний лес)
1
7
Образы деревьев (лепка)
1
8
Образы моря (аппликация)
1
9
Образы земли и неба (ночь)
1
0
Образы зимней природы
1
1
Образы зимней природы
1
2
Образы зимней природы
1
2 блок «Мир животных»
1
Образы подводного мира
1
2
Образы подводного мира
1
3
Образы птиц
1
4
Образы птиц (лепка)
1
5
Образы рыб (лепка)
1
Общее кол-во часов
17
6
Учебно-тематическое планирование
2 полугодие
2 полугодие
1
Настроение животных (червячок
улыбается)
1
2
Настроение животных
1
3
Настроение животных
1
4
Образы животных (лепка)
1
5
Образы животных (лепка)
1
«Мир человека»
1
Художник – дизайнер (моя буква)
1
2
Художник-дизайнер (необычная рыбка)
1
3
Художник-иллюстратор (портрет)
1
4
Художник-иллюстратор (портрет)
1
5
Художник-иллюстратор (портрет)
1
6
Художник-иллюстратор (сказочный город)
1
7
Художник-иллюстратор
1
4 блок «Мир литературных образов»
1
Волшебные предметы (ковер-самолет)
1
2
Волшебные предметы (волшебный сосуд)
1
3
Декоративные работы
1
4
Декоративные работы
1
5
Декоративные работы
7
Общее кол-во часов
17
Общее кол-во часов за год
34
7
Содержание программы
Задание 1
Образы неба (солнечный день). Анализ картин природы ( К. Юон, К. Коровин) с ярко
выраженным настроением (утро, вечер, сумерки). Приемы работы гуашевыми красками.
Приемы смешивания цвета.
Задание 2
Образы неба (закат). Анализ картин природы (К. Коровин, И. Шишкин) с облаками и ярко
выраженным настроением (радость, грусть, солнце). Изображение одного и того же пейзажа в
разное время суток (утро, закат, ночь).
Смешение цветов с белым – разбеливание цвета.
Задание 3
Образы земли (осенняя трава). Рассматривание произведений художников, на которых осенняя
земля изображена мозаичным мазком (И.Грабарь, Ж.Сера ). Приемы работы красками методом
мозаичного мазка – примакивание. Упал листочек на землю – упал мазочек на лист (рука вверх
– вниз). Мазки нужно наносить до тех пор, пока они не закроют весь лист бумаги.
Задание 4
Образы земли (разноцветные горы). Обратить внимание детей на особенность нашей страны,
которая протянулась на многие километры с севера на юг и с востока на запад. Рассматривание
репродукций
пейзажей
художников
с
горами
/Показ
выразительных
фоторепродукций
с
изображением разнообразных профилей гор на закате и в ночное время. Приемы работы
цветными фломастерами при изображении гор. Чтобы цветной рисунок не был пестрым,
контур гор выполняют черным (серым, коричневым фломастером, а затем раскрашивают).
Задание 5
Образы деревьев. Показ репродукций причудливых по форме лиственных деревьев, угольные
рисунки деревьев И. Шишкина, И. Левитана.
Обратить внимание детей на конструкцию дерева (ствол, ветки, корни, сучки). На необычные
формы стволов (изогнутое, сильно наклоненное к земле, со сломанной веткой, с дуплом в
стволе). Сравнить образ дерева с человеком.
Рассказать сказку о том, как волшебница Природа превратила сломанную веточку березы в
рисовальный уголь и подарила его Художнику.
Приемы работы углем – торцом. Изображение на листе деревьев разного графического облика и
разного характера. Вместе с детьми придумать образные названия.
Задание 6
8
Образы деревьев (осенний
лес). Показ произведений художников-пейзажистов
"Золотая
осень" (Ж.Сера,
И. Левитан). Изображение "подмалевка". На листе цветной бумаги или на
акварельном "подмалевке" изображают разные варианты стволов деревьев (смешивание гуаши:
синий + красный или синий + зеленый). Затем, используя метод "точечной живописи", дерево
украшается "золотой листвой" – желтыми, красными, оранжевыми листьями.
Задание 7
Образы
деревьев
(лепка).
Показ
декоративных
работ
детей
прошлых
лет
с
изображением
осенних деревьев пластилином на плоскости. Приемы раскатывания, вырезания, защипывания
пластилина.
Задание 8
Образы моря. Знакомство
с работами художников- маринистов, работающих в различных
техниках. Приемы работы в аппликации. Изображение заката на море.
Задание 9
Образы
земли
и
неба
(ночь). Демонстрация
фоторепродукций
работ художников -
пейзажистов (И Левитан, А. Куинджи). Обратить внимание детей на действие черной краски:
смешиваясь с другими, она вносит в картину темные, контрастные или тревожные интонации.
Изображение ночного пейзажа.
Задание 10
Образы зимней природы. Показ изображений
гор высоких и низких, репродукций
работ
художников с изображением разнообразных профилей го освещенных лунным светом или
сверкающих на солнце заснеженных вершин. Приемы работы гуашевыми красками "по-фону".
Работа плотным "пастозным" мазком. Изображение заснеженных вершин.
Задание 11
Образы зимней природы. Показ репродукций с изображением зимней природы.
Стихи М. Лермонтова "На Севере диком..." и картина И. Шишкина. Обратить внимание детей
на конструкцию елей, сосен.
Приемы работы гуашевыми красками для изображения хвои: молодых деревьев используется
смешение синей и желтой красок, для изображения старой – желтую и черную, зеленую и
черную гуашь. По-разному накладывая живописные мазки можно изобразить мохнатую ель,
строгую сосну, взъерошенную елочку.
Задание 12
Образы зимней природы. Показ репродукций с изображением зимней природы в солнечный
день. Изображение зимнего солнечного дня в лесу.
9
Задание 13
Образы подводного мира. Синий кит в синем море. Обратить внимание детей на особенности
оттенков одного цвета, при добавлении белой или черной гуаши.
Задание 14
Образы подводного мира. Изображение различных по размеру, по форме, по окраске рыб и
подводных "жителей". Обратить внимание детей на то, что водоросли могут перекрывать
изображение рыб, если они расположены перед ней.
Задание 15
Образы
птиц.
Рассматривание
изображений
вороны,
воробья,
голубя,
зарисовок
птиц,
выполненных В.Серовым, В.Ватагиным.
Приемы изображения птиц от яйца-туловища. Обратить внимание на изображение шеи, ног и
клюва.Изображение птиц клюющих зернышки, любующихся солнышком.
Задание 16
Образы
рыб.
Лепка.
Изображение
подводного
мира
на
плоскости
пластилином.
Приемы
изображения: контурная линия, раскатанная в тонкий жгут или накладывание на нарисованный
контур коротких мазков. Выполнение фигурок "лепешечкой".
Задание 17
Образы
птиц.
Лепка.
Объемная
лепка.
Скатывание
шариков
-
туловищ
и
головок
птиц.
Расплющивание шариков в лепешку для крыльев. Украшение перьев и горлышка, хвостика.
Задание 18
Образы насекомых. Настроение животных. Рассматривание репродукций рисунков животных
В.Ватагина и М. Крикунова. Аппликации различных положений червячка - демонстрирующих
его настроение, или аппликация "беседующих" божьих коровок.
Задание 19
Образы животных.
Настроение животных. " Кто на
себе
дом
носит?" Рассматривание
изображений улиток, раковин, черепах.
Приемы работы фломастером. Изображение Домика - раковины в виде спирали.
10
Задание 20
Образы животных. Настроение животных. Лепка. Лепка из пластилина больших и маленьких
черепах, улиток, ежей. Составление индивидуальных работ в общую композицию и сочинение
- фантазия с детьми сказки-рассказки по этих животных.
Задание 21
Образы
животных.
Лепка.
Зайчик.
Обратить
внимание
на
форму
головы
и
туловища,
расположение их относительно друг друга при различных состояниях зайчишки: бежит,
прыгает, стоит, присев на задние лапки или стоит, опершись на пенек, лежит, сжавшись в
комочек от холода или страха.
Задание 22
Образы животных. Лепка. Котенок. Обратить внимание на форму головы
и
туловища,
расположение их относительно друг друга при различных состояниях котенка: бежит,
прыгает, стоит, присев на задние лапки или стоит, опершись на стенку, лежит, сжавшись в
комочек, стоит, выгнув спинку.
Задание 23
Художник - дизайнер. Художники бывают разные. Одни рисуют красками, другие строят
дома, третьи украшают стены этих домов. Показ произведений, выполненных различными
материалами мастерами декоративного искусства.
Показ возможных украшений, например, вазы.
Задание 24
Художник
-
дизайнер.
Рассматривание
образцов
буквиц.
Показ
возможных
приемов
украшения буквы: орнамент, рисунок, буква-витраж-каркас рисунка выполняется черным
фломастером,
а
затем
расцвечивается,
словно
цветными
стеклышками,
разными
фломастерами.
Задание 25
Художник - иллюстратор. Гуашь.
Рассматривание красиво иллюстрированных детских книг. Два - три примера одного и того
же произведения, но иллюстрированного разными авторами.
Изображение портрета тигренка на фоне деревьев и цветов.
11
Задание 26
Художник - иллюстратор. Восковые мелки. На примере иллюстраций в разных книгах
показать, как один и тот же герой по-разному изображается разными художниками.
Изображение портрета Незнайки - веселого человечка с взъерошенными волосами на фоне
цветов, солнца. Обратить внимание на правильное изображение его шляпы.
Задание 27
Художник - иллюстратор. Восковые мелки. По аналогии с предыдущим занятием, познакомить
детей с еще одним литературным персонажем, жителем сказочного цветочного города -
доктором Пилюлькиным. На примере иллюстраций в разных книгах показать, как один и
тот же герой по-разному изображается разными художниками. Изображая на доске вместе
с детьми портрет доктора Пилюлькина, обратите внимание на выражение лица доктора, на
медицинские инструменты и лекарства, на его одежду: белый халат и шапочку.
Задание 28
Художник - архитектор. Восковые мелки и аппликация, цветные фломастеры. Рассматривание
иллюстраций в разных детских книжках о веселых человечках. Изображение домика для
любого сказочного персонажа из кубиков-кирпичиков, квадратиков-окон, треугольников-
крыш. Возможна коллективная работа.
Задание 29
Волшебные
предметы. Вырезание. Все дети любят
сказки. Перемещаться
в пространстве
сказочным героям помогают волшебные предметы (сапоги-скороходы, волшебная палочка,
ковер-самолет). Рассматривание картин художников В.Васнецова "Ковер - самолет", Н Рериха.
Анализ разных способов украшений ковров разными мастерами прикладного искусства в
разных частях света (сетчатый узор, украшение каймы, пустой центр или, наоборот,
заполненный.).
Складывание бумаги методом " гармошки" и вырезание на ребрах жесткости простых, но
разных по форме дырочек-узоров. Приклеивание коврика на цветной лист бумаги.
Занятие 30
Волшебные предметы. Вырезание. Вспомнить с детьми сказки, в которых особую роль
играет волшебный сосуд (ваза, горшок, лампа Алладина). Анализ различных способов
украшений сосудов мастерами прикладного искусства в разных частях света (греческих,
восточных, славянских.). Обратить внимание на средства художественного выражения - цвет,
форму, ритмические узоры.
12
Показать этапы изготовления сказочного сосуда.
Задание 31
Декоративная работа. Работа с применением природных материалов: песка или манной
крупы на Новогоднюю тему.
Задание 32
Декоративная работа. Работа с применением природных материалов: крупа пшена, гречки
или каких либо семян (на Новогоднюю тему).
Задание 33
Декоративная работа с применением гофрированной бумаги, салфеток, с использованием
различных техник их обработки для изготовления подарков - поздравлений на мамин
праздник.
Задание 34
Декоративная работа с использованием техники процарапывания по воску.
Литература
1.Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изменениями)
2.Алексеева В.В."Что такое искусство?"М.1991г.
3. Бакушинский А.В. "Исследования и статьи" М.1991
4. Лихачев Д.С. "Земля родная " . М.1983
5. Левин С.Д. «Ваш ребенок рисует». М., 1980.
6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.М. « Ступеньки к творчеству». М.,1995.
7. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Ветлугиной Н.А. М., 1972.
Для детей
1 Репродукции, звукозаписи, видеозаписи. наглядные пособия.
2. "Про все на свете" сборник стихов и загадок М. 1991
3. Энциклопедия искусства для детей М.2000
13