Автор: Вовкодав Ирина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Пушкинский лицей №1500 Населённый пункт: москва Наименование материала: статья Тема: Новые технологии в начальной школе Раздел: начальное образование
Особенности организации
уроков чтения в период обучения грамоте в 1 классе
Любить – значит желать другому того,
что считаешь за благо, и желаешь
притом не ради себя, но ради того кого
любишь, и стараешься по возможности
доставить ему это благо.
Аристотель.
«… Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство
отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей
духовной стороной только через посредство той же среды– отечественного языка.»
Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развивать в детях ту
врождённую душевную способность, которую называют даром слова, во-вторых, ввести
детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям
логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе …
Дар слова есть сила, врождённая душе человека, и, как всякая сила, телесная или
духовная, крепнет и развивается не иначе, как от упражнений.
Упражнения дара слова должны быть изустными и письменными, и притом изустные
должны предшествовать письменным …», - так Константин Дмитриевич Ушинский
определил задачи обучения родному языку для начального этапа
Для современной школы подготовка в области родного языка – центральная проблема
обучения. Язык – цель и средство обучения, способ существования и развития личности.
Мышление и логика, эмоции и чувства, культура непосредственной и опосредованной
коммуникации, освоение наследия и взгляд в будущее – всё это языковая подготовка.
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными
функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли,
во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая людей в их общении между собой, и,
наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Школа должна обеспечивать детей знаниями по русскому языку и научить применять их в
речевой практике.
Основной задачей начального обучения языку является организация регулярного,
интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка.
Содержание и объём учебного предмета «Русский язык» определено программой –
государственным документом, обязательным для выполнения; программа также указывает
требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Программа начальной школы по русскому языку состоит из трёх разделов:
обучение грамоте и развитие речи,
грамматика, правописание и развитие речи,
чтение и развитие речи.
Помимо этого она содержит подразделы: «Внеклассное чтение», «Чистописание».
Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот
период ребёнок учится расчленять речь на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из
звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического речевого слуха, то есть
умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки.
Параллельно в это время научить детей правильно писать буквы, читать и списывать с
печатного и письменного текстов, писать под диктовку и так далее.
Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. В дальнейшем умение
читать и писать совершенствуется, укрепляются навыки, растёт степень их автоматизации.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» определяет начальную
школу как самостоятельное звено в системе обязательного общего образования, что
позволяет начальной школе функционировать и как самостоятельное учреждение, и как
первая ступень основной или средней общеобразовательной школы, что соответствует
традициям российского образования.
Анализ статистических данных позволяет определить следующие тенденции в развитии
сети образовательных учреждений: число начальных школ в России сокращается (с 18.688 в
1985 году до 16.990 в 1996 году). При этом часть начальных школ реорганизована в
средние, однако большинство из них закрыто, особенно на селе.
Это обусловлено недостаточным финансированием образовательных учреждений,
дефицитом педагогических кадров, отсутствием ученических мест для одновременного
обучения детей 6 и 7 лет, нежеланием некоторых родителей отдавать шестилетних детей из
детского сада в школу. Помимо этого, жесткая регламентация требований к организации
школьной среды для шестилетнего первоклассника (три отдельных помещения для игр,
занятий, сна) создали большие трудности для их реализации в массовой школе.
Справочно: по результатам международных сравнительных исследований, проведённых
в 46 странах мира, начинают обучение с 6 и 7 лет. Продолжительность начального обучения:
3 года – 1 страна (Россия);
4 года – 7 стран (Литва, Румыния, Болгария, Латвия, Словения, Австрия, Германия);
в других странах продолжительность обучения в начальной школе больше.
За последние годы отмечается рост числа таких общеобразовательных учреждений,
как школа – детский сад. Обучение в них детей начальной школы создаёт комфортные
условия для ребёнка. В школе – детском саду обеспечивается преемственность в
организации учебной деятельности детей от 6 до 9 лет.
С 1985 года происходят серьёзные изменения в структуре и содержании начального
образования. В связи с переходом на четырёхлетнее начальное образование содержание
трёхлетнего образования было трансформировано в соответствии с увеличением
продолжительности обучения в начальной школе на год и приходом детей шестилетнего
возраста.
В начале 90-х годов начался процесс образования. В начале 90-х годов начался
процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное
изменение приоритетов целей обучения, на первый план выдвигается развивающая
функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего
школьника и раскрытие его индивидуальных способностей.
За последние годы произошло значительное обновление содержания образования в
начальной школе. Первоклассники обучаются грамоте по новым курсам, которые построены
на коммуникативно- деятельной основе и ориентированы не только на овладение детьми
навыками чтения, письма, но и на развитие познавательных и речевых способностей,
формирование у детей интереса к родному языку как важнейшему средству речевого
общения.
Комплексный анализ действующей в России системы начального образования,
проведённый коллегией Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации, свидетельствующей о том, что в последние годы проведена
значительная работа по развитию содержания образования в начальной школе, созданию
новых учебников, внедрению новых образовательных систем.
Исследования специалистов Института возрастной психологии показали, что
четырёхлетняя система обучения в большей мере соответствует возрастным
функциональным возможностям развития детей, состоянию их здоровья и
работоспособности.
Четырёхлетняя школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка в школе,
позволяет снять негативные эффекты школьного стресса, способствует плавному переходу
ребёнка из дошкольного детства к систематическому обучению.
Переход нашей системы образования на четырёхлетний цикл обучения в большинстве
школ России позволит решить ряд важных педагогических задач:
обеспечить оптимальное распределение материала по годам обучения, что предполагает
некоторую перестройку систематизирующих заключительных (вводных) разделов программ
для каждого класса;
устранить некоторые несоответствия между предусмотренными программами развивающего
обучения знаниями, умениями и навыками и современнным стандартом начального
образования;
выделить дополнительное время для решения специфических задач развивающего
обучения, обеспечить более плавное вхождение ребёнка в учебную деятельность через
игровую;
создать более широкую базу для дифференциации обучения в соответствии с фактическим
уровнем развития уровнем развития учащихся путём переноса части обязательного
материала в разделы для факультативного изучения;
увеличить количество и разнообразить типы упражнений, обеспечивающих более
тщательную и постепенную отработку основных учебных действий, особенно на начальных
стадиях обучения.
Исходя из сказанного, классическая четырёхлетняя начальная школа – школа родного
языка, материнская по направленности учебно- воспитательного процесса, должна
соединить в себе наиболее рациональные идеи и подходы, выработанные с учётом
специфики обучения шестилетних детей.
Чтение и письмо – сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так
называемым «полем чтения», то есть может охватить зрением значительную часть текста (2
–3 слова). При этом читающий схватывают слова по их общему виду. И лишь незнакомые
слова взрослый прочитывает по слогам.
«Поле чтения» начинающего читателя ограничено, он охватывает лишь одну букву:
чтобы её узнать, нередко приходится сравнить её с другими. Прочтение буквы вызывает у
ребёнка желание сразу назвать звук, но мы требуем читать целый слог, поэтому приходится
читать следующую букву, удерживая в памяти предыдущую, слить два или три звука и
воспроизвести то сочетание, которое составляет единую звуковую структуру слова или
слова. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Для прочтения нужно
произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слов в слове.
Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как глаз не приучен
двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное,
поэтому повторяет слоги или слова по два и более раз. Иногда ребёнок пытается угадать
слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно
исчезают, по мере того, как увеличивается «поле чтения».
Письмо – сложное речевое действие. Взрослый человек пишет не замечая
элементарных действий, автоматически. У первоклассника этот процесс распадается на
множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением ручки и тетради,
вспомнить письменную букву, соответствующую звуку или печатной букве, разместить её на
строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребёнка
умственно и физически. В связи с этим на уроках следует проводить специальные
упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными упражнениями.
Кроме того, у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено
окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Не закончено формирование и развитие
мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна ещё нервная регуляция движений.
Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и
быстроту выполнения движений, трудность завершения движений по сигналу. Очень важно
отметить, что при выполнении движений у детей этого возраста основной контроль
принадлежит зрению и при этом фиксируется не просто «поле чтения», а прослеживается
всё движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят
буковки, срисовывают рисунки, так трудно им провести даже несколько параллельных
линий, ещё труднее «на глаз» определить наклон, величину букв. Вот почему легче писать и
рисовать крупные буквы, большие фигуры.
Психологическое изучение процесса чтения и письма начинающего показывает, что
ребёнок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может
услышать произносимые звуки учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе
собственным проговариванием к нему.
Ведущая роль во взаимодействии организма ребенка с окружающей средой
принадлежит центральной нервной системе. Изучение функциональной зрелости мозга и
других отделов центральной нервной системы показала, что дети 6 – 7 лет уже готовы к
восприятию и переработке значительного потока информации. В этом возрасте возможно
устойчивое внимание, однако оно непрочно, и если появляется что – то интересное, то
внимание тут же переключается. Вот почему так активно реагируют дети на новое, яркое.
Именно поэтому такое большое значение имеет для шестилеток не словесное объяснение,
а показ, яркая картина. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ
учителя.
Педагогикой определяются содержание и методы обучения, которые должны
соответствовать возрастным возможностям учащихся.
Вниманию первоклассников отличается неустойчивостью, колебанием во время урока,
ребенок еще не умеет его концентрировать или распределять.
Отличительная особенность памяти ребенка – преобладание наглядных образов над
словесными, поэтому словесный материал запоминается им механически, и без
осмысления.
Восприятие в этом возрасте характеризуется тем, что дети воспринимают предмет в
целом, не расчленяя его. И в слове они воспринимают прежде всего смысл, а не состав. В
первые недели ребенок часто смешивает понятия “слово”, “слог’’, “звук”, и “буква”, путают
буквы, сходные по форме, и звуки, близкие по звучанию.
Первоклассник мыслит конкретными образами, абстрактное практически отсутствует.
В связи с этими особенностями психических процессов обучения грамоте организуется с
помощью приемов и методов, помогающих реализовать принципы доступности и
посильности, наглядности и индивидуального подхода.
Важное место на уроке занимает игра.
Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовительный (14 дней у
семилеток и 54 дня у шестилеток) и основной (букварный): (у шестилеток до середины
апреля и до середины декабря у семилеток).
Границы между подготовительным и основным периодами – переход к согласным
звукам и буквам.
Подготовительный период имеет свои цели:
приобщение детей к учебной деятельности;
усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;
подготовка к чтению и письму;
выявление степени готовности учащихся к обучению.
В подготовительном периоде выделяются две ступени: безбуквенная и изучение
гласных звуков. На первой ступени дети овладевают такими понятиями и терминами, как
речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог- слияние. В
это же время происходит знакомство с учебной книгой – «Русской азбукой», со средствами
письма.
На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы],
[у], и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу.
Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами
обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой Э знакомятся
гораздо позже, так как она редко встречается в речи; с йотированными гласными Е, Я, Ё, Ю
также на более позднем этапе, так как эти буквы обозначают гласные в особых условиях или
слияние согласного с гласным.
Основной период характеризуется постепенным усложнением материала,
увеличением объёма читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка
чтения и письма, улублением анализа содержания прочитанного.
Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные
задачи основного периода:
изучение все буквы;
усвоить сочетания букв;
практически усвоить правила графики;
выработать навык плавного слогового с переходом на целые слова чтения;
развивать интерес к чтению, к литературе;
развивать речь и мышление.
Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательных
ступени. На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приёмами чтения в
слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки.
Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.
На второй ступени учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слого-звуковой
структуре слова, закрепляют основные приёмы чтения слов, включающих слияния в разных
позициях. Обучаются приёму выборочного чтения, правильному построению ответов на
вопросы, последовательному пересказу прочитанного.
На третьей ступени значительно возрастает объём чтения (несколько текстов на
одной странице), появляются стихотворные тексты. Главное внимание уделяется
совершенствованию техники чтения. Большое внимание уделяется развитию связной речи,
высказываниям по картинке, активизации и обогащению словаря.
На четвёртой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа
приближается к той, которая будет присутствовать на уроках классного чтения.
В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 мин. от урока обучения
грамоте отводится на проведение занятия внеклассным чтением.
Речевые навыки чтения и письма имеют неоспоримо большое значение в жизни и
деятельности культурного человека.
В младшем школьном возрасте дети 6-7 лет обучаются грамоте (чтению и письму),
однако выработка автоматизированности этих сложных речевых действий происходит в
течение последующего, более длительного периода при условии систематических
упражнений с целью качественного совершенствования. От степени овладения этими
навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и
его психическое и интеллектуальное развитие.