Программа кружковой работы "Школа будущего пятиклассника"
Автор: Новикова Наталья Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: р.п.Красный Яр, Любинского района,Омской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа кружковой работы "Школа будущего пятиклассника" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Красноярская средняя общеобразовательная школа»
Любинского района Омской области
Программа кружковой работы
«Школа будущего пятиклассника»
для выпускников начальной школы
Автор и руководитель: Новикова Наталья Валерьевна
2016 г.
Направленность:
Подготовка учащихся и развитие у них мотивации для обучения и
воспитания
с
элементами
самостоятельности
в
среднем
звене
школы.
Развитие у учащихся коммуникативной компетенции.
Актуальность и педагогическая целесообразность:
Обусловлена
изменением
общественных
и
социокультурных
требований к учащимся, начинающим применять самостоятельные
навыки в период их обучения и воспитания в среднем звене школы.
Того
минимума,
умений
и
навыков,
которыми
до
настоящего
времени
обеспечивались
выпускники
начальной
школы,
уже
недостаточно
для
их
полноценной
адаптации
и
личностной
самореализации. Подготовительный адаптационный период должен
основываться
на
субъектном,
личностно-ориентированном,
творческом,
интерактивном
подходах
и
ориентироваться
на
личностное самоопределение учащихся.
Цель программы:
Создать условия и разработать модель выпускника начальной
школы, которые станут основой для учащихся в процессе обучения и
воспитания в среднем звене школы.
Задачи программы:
Провести интенсивные краткосрочные обучающие занятия,
направленные на создание, развитие и систематизацию
определённых знаний, умений и навыков, необходимых для
выполнения конкретных личностных и учебных занятий.
Первичная диагностика ожиданий учащихся.
Выявление и коррекция мотивации выпускников начальной
школы на обучение и воспитание в среднем звене гимназии.
Обучение навыкам эффективной коллективной и индивидуальной
работы, управления творческим процессом.
Развитие коммуникативных навыков.
Создание позитивного настроения.
Отличительные особенности:
Фундамент
успешного
личностного
самоопределения
закладывается
в
младшем
школьном
возрасте.
Дальнейшая
целенаправленная работа обогащает содержание самоопределения и
таким образом проектирует будущее.
Программа данной кружковой работы позволяет развить умение
видеть
себя,
свои
действия,
отношения
с
людьми,
развивает
мотивацию к самообразованию и самовоспитанию.
Возраст детей:
Учащиеся четвёртых классов, выпускники начальной школы.
Сроки реализации программы:
Апрель и май 2016 учебного года.
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.
Понедельник - 5урок
Пятница - 5 урок
Формы занятий:
1.
Экскурсии по школе.
2.
Встречи и беседы с преподавателями среднего звена гимназии.
3.
Встречи
и
беседы
с
учащимися
среднего
звена
и
членами
школьной группы самоуправления.
4.
Беседы и лекции.
5.
Разбор и моделирование возможных ситуаций.
6.
Деловые и ролевые игры.
7.
Упражнения на выработку определённых навыков.
8.
Тренинги.
9.
Анкетирование.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня мотивации на обучение и воспитание в стенах
школы.
Снижение тревожности при переходе в среднее звено
образования.
Повышение коммуникативной компетенции учащихся.
Совершенствование навыка эффективного общения.
Развитие навыков рефлексии.
Повышение уровня личной ответственности за результат.
Способы определения результативности:
1.
Анкетирование.
2.
Тестирование.
3.
Анализ наблюдений и мнений классных руководителей и, в
дальнейшем, учителей предметников.
4.
Анализ наблюдений и мнений родителей учащихся.
5.
Анализ психологического сопровождения учащихся.
6.
Наблюдение за развитием потенциала школьников по картам
личностного роста.
Формы подведения итогов:
1.
Педагогический консилиум.
2.
Составление таблиц анализа и наблюдений.
3.
Проведение с учащимися «круглого стола».
Тематическое планирование и содержание программы:
№
заня
тия
тема
основное
направление
содержание
1
Знакомство с
группой и
руководителем
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности.
Раскрыть личностные
особенности учащихся.
Выявить цели, которые
ставит перед собой
учащийся.
Учиться строить
взаимоотношения с
другими людьми.
Учиться лучше понимать
себя.
Осваивать эффективные
средства общения.
Развивать навыки
рефлексии.
2
Знакомство со
школой и
учащимися
среднего звена
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности
Раскрыть личностные
особенности учащихся.
Выявить цели, которые
ставит перед собой
учащийся.
Учиться строить
взаимоотношения с
другими людьми.
Учиться лучше понимать
себя.
Осваивать эффективные
средства общения.
Развивать навыки
рефлексии
3
Знакомство с
кабинетами и
преподавателям
среднего звена
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности
Раскрыть личностные
особенности учащихся.
Выявить цели, которые
ставит перед собой
учащийся.
Учиться строить
взаимоотношения с
другими людьми.
Учиться лучше понимать
себя.
Осваивать эффективные
средства общения.
Развивать навыки
рефлексии
4
Душевная погода
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности.
Личностный рост.
Создание
работоспособности,
позитивного настроя и
сплоченности группы.
Установление контакта
между участниками
группы, развитие
тактильных ощущений.
Учить эмоциональному и
мышечному расслаблению.
Развитие познавательных
интересов, преодоление
неуверенности в себе.
5
Творчество в
нашей жизни
Развитие
коммуникативных
навыков.
Личностный рост.
Развитие
креативности.
Развитие осознания
творчества как свойства
личности.
Развитие гибкости,
оригинальности, точности
и беглости мышления и
воображения.
Преодоление привычного
восприятия окружающего.
Развитие способности к
преобразованию
имеющейся информации.
6
Мой внутренний
мир
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности.
Личностный рост.
Создать условия для
развития у детей пути к
реализации творческого
потенциала.
Учить описывать свой
внутренний мир.
Изучить персональные
стили поведения и выявить
их ограничения.
Вырабатывать навыки
уверенного поведения.
Развитие самооценки.
7
Эффективное
общение
Развитие
коммуникативных
навыков.
Личностный рост.
Развитие
креативности.
Выработать представление
о сущности общения.
Развивать умение работать
в группе.
Формирование
чувствительности к
невербальным средствам
общения.
Снять напряжение при
общении.
8
Все мы чем-то
похожи
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности.
Личностный рост.
Формирование чувства
близости между учащимися
и учителями.
Создание атмосферы
единства.
Формирование умения
подчиняться требованиям
другого – произвольный
контроль.
Преодоление
неуверенности.
Развитие навыков общения.
Развитие нравственных
взаимоотношений.
Развитие
наблюдательности, памяти,
внутренней свободы,
умения подстраиваться под
другого.
9
Как я вижу,
чувствую и
понимаю других
Развитие
коммуникативных
навыков.
Личностный рост.
Развитие
креативности.
Расширять сферы
осознаваемого в поступках
другого.
Освоение умений
адекватного личностного
поведения.
Формирование умения
вести себя в соответствии с
принципом «здесь и
теперь».
Формирование умения
анализировать себя и
другого в ситуации
общения.
Осмысление различий
реального и желаемого «Я».
10
Опыт моей
жизни:
затруднения и
барьеры
Развитие
коммуникативных
навыков.
Личностный рост.
Развитие
креативности.
Развивать гибкость
мышления, принятия
решений, решения
проблем.
Осознание барьеров в
проявлении творчества и
принятия ситуации.
Осознание учащимися
своего опыта жизни.
11
Обида – ущерб
себе
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности.
Личностный рост.
Учиться защищать и
отстаивать свои права,
выражение чувств.
Учиться отстаивать себя,
избавляться от
застенчивости и
тревожности.
Учиться навыкам
самоконтроля.
12
Развиваем
гибкость наших
мыслей
Развитие
коммуникативных
навыков.
Личностный рост.
Развитие
креативности
Многократная проработка
проблемы логическими
средствами.
Развитие беглости
мышления, скорости
извлечения информации из
памяти.
13
Почувствуй себя
нужным
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности.
Создание позитивного
настроя.
Развитие чувства доверия
друг к другу.
Создание атмосферы
Личностный рост
взаимной поддержки.
Развитие способности к
самовыражению.
Переживание чувства
радости, волнения,
ожидания.
Создание атмосферы
принятия.
Развитие возможности
выразить свою любовь,
поддержку.
14
Я – уверенный
человек
Развитие
коммуникативных
навыков.
Снижение
тревожности.
Личностный рост
Выработка умений
уверенности в себе.
Признание качеств успеха в
себе и других.
Мотивировать на
достижения.
Развитие понятия, что
любое обучение – это
форма достижения.