Напоминание

Программа кружковой работы "Школа будущего пятиклассника"


Автор: Новикова Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: р.п.Красный Яр, Любинского района,Омской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа кружковой работы "Школа будущего пятиклассника"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа» Любинского района Омской области Программа кружковой работы
«Школа будущего пятиклассника»
для выпускников начальной школы Автор и руководитель: Новикова Наталья Валерьевна 2016 г.

Направленность:
 Подготовка учащихся и развитие у них мотивации для обучения и воспитания с элементами самостоятельности в среднем звене школы.  Развитие у учащихся коммуникативной компетенции.
Актуальность и педагогическая целесообразность:


Обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к учащимся, начинающим применять самостоятельные навыки в период их обучения и воспитания в среднем звене школы. Того минимума, умений и навыков, которыми до настоящего времени обеспечивались выпускники начальной школы, уже недостаточно для их полноценной адаптации и личностной самореализации. Подготовительный адаптационный период должен основываться на субъектном, личностно-ориентированном, творческом, интерактивном подходах и ориентироваться на личностное самоопределение учащихся.
Цель программы:
Создать условия и разработать модель выпускника начальной школы, которые станут основой для учащихся в процессе обучения и воспитания в среднем звене школы.
Задачи программы:
 Провести интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определённых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных и учебных занятий.  Первичная диагностика ожиданий учащихся.  Выявление и коррекция мотивации выпускников начальной школы на обучение и воспитание в среднем звене гимназии.  Обучение навыкам эффективной коллективной и индивидуальной работы, управления творческим процессом.  Развитие коммуникативных навыков.  Создание позитивного настроения.

Отличительные особенности:
Фундамент успешного личностного самоопределения закладывается в младшем школьном возрасте. Дальнейшая целенаправленная работа обогащает содержание самоопределения и таким образом проектирует будущее. Программа данной кружковой работы позволяет развить умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, развивает мотивацию к самообразованию и самовоспитанию.
Возраст детей:
Учащиеся четвёртых классов, выпускники начальной школы.
Сроки реализации программы:
Апрель и май 2016 учебного года.
Режим занятий:
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. Понедельник - 5урок Пятница - 5 урок
Формы занятий:
1. Экскурсии по школе. 2. Встречи и беседы с преподавателями среднего звена гимназии. 3. Встречи и беседы с учащимися среднего звена и членами школьной группы самоуправления. 4. Беседы и лекции. 5. Разбор и моделирование возможных ситуаций. 6. Деловые и ролевые игры. 7. Упражнения на выработку определённых навыков. 8. Тренинги. 9. Анкетирование.
Ожидаемые результаты:
 Повышение уровня мотивации на обучение и воспитание в стенах школы.
 Снижение тревожности при переходе в среднее звено образования.  Повышение коммуникативной компетенции учащихся.  Совершенствование навыка эффективного общения.  Развитие навыков рефлексии.  Повышение уровня личной ответственности за результат.
Способы определения результативности:
1. Анкетирование. 2. Тестирование. 3. Анализ наблюдений и мнений классных руководителей и, в дальнейшем, учителей предметников. 4. Анализ наблюдений и мнений родителей учащихся. 5. Анализ психологического сопровождения учащихся. 6. Наблюдение за развитием потенциала школьников по картам личностного роста.
Формы подведения итогов:
1. Педагогический консилиум. 2. Составление таблиц анализа и наблюдений. 3. Проведение с учащимися «круглого стола».
Тематическое планирование и содержание программы:



заня

тия

тема

основное

направление

содержание
1 Знакомство с группой и руководителем Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности.  Раскрыть личностные особенности учащихся.  Выявить цели, которые ставит перед собой учащийся.  Учиться строить взаимоотношения с другими людьми.  Учиться лучше понимать себя.  Осваивать эффективные средства общения.  Развивать навыки рефлексии.
2 Знакомство со школой и учащимися среднего звена Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности  Раскрыть личностные особенности учащихся.  Выявить цели, которые ставит перед собой учащийся.  Учиться строить взаимоотношения с другими людьми.  Учиться лучше понимать себя.  Осваивать эффективные средства общения.  Развивать навыки рефлексии 3 Знакомство с кабинетами и преподавателям среднего звена Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности  Раскрыть личностные особенности учащихся.  Выявить цели, которые ставит перед собой учащийся.  Учиться строить взаимоотношения с другими людьми.  Учиться лучше понимать себя.  Осваивать эффективные средства общения.  Развивать навыки рефлексии 4 Душевная погода Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности. Личностный рост.  Создание работоспособности, позитивного настроя и сплоченности группы.  Установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.  Учить эмоциональному и мышечному расслаблению.  Развитие познавательных интересов, преодоление неуверенности в себе. 5 Творчество в нашей жизни Развитие коммуникативных навыков. Личностный рост. Развитие креативности.  Развитие осознания творчества как свойства личности.  Развитие гибкости, оригинальности, точности и беглости мышления и воображения.
 Преодоление привычного восприятия окружающего.  Развитие способности к преобразованию имеющейся информации. 6 Мой внутренний мир Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности. Личностный рост.  Создать условия для развития у детей пути к реализации творческого потенциала.  Учить описывать свой внутренний мир.  Изучить персональные стили поведения и выявить их ограничения.  Вырабатывать навыки уверенного поведения.  Развитие самооценки.  7 Эффективное общение Развитие коммуникативных навыков. Личностный рост. Развитие креативности.  Выработать представление о сущности общения.  Развивать умение работать в группе.  Формирование чувствительности к невербальным средствам общения.  Снять напряжение при общении. 8 Все мы чем-то похожи Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности. Личностный рост.  Формирование чувства близости между учащимися и учителями.  Создание атмосферы единства.  Формирование умения подчиняться требованиям другого – произвольный контроль.  Преодоление неуверенности.  Развитие навыков общения.  Развитие нравственных взаимоотношений.  Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы, умения подстраиваться под другого.
9 Как я вижу, чувствую и понимаю других Развитие коммуникативных навыков. Личностный рост. Развитие креативности.  Расширять сферы осознаваемого в поступках другого.  Освоение умений адекватного личностного поведения.  Формирование умения вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь».  Формирование умения анализировать себя и другого в ситуации общения.  Осмысление различий реального и желаемого «Я». 10 Опыт моей жизни: затруднения и барьеры Развитие коммуникативных навыков. Личностный рост. Развитие креативности.  Развивать гибкость мышления, принятия решений, решения проблем.  Осознание барьеров в проявлении творчества и принятия ситуации.  Осознание учащимися своего опыта жизни. 11 Обида – ущерб себе Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности. Личностный рост.  Учиться защищать и отстаивать свои права, выражение чувств.  Учиться отстаивать себя, избавляться от застенчивости и тревожности.  Учиться навыкам самоконтроля. 12 Развиваем гибкость наших мыслей Развитие коммуникативных навыков. Личностный рост. Развитие креативности  Многократная проработка проблемы логическими средствами.  Развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти. 13 Почувствуй себя нужным Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности.  Создание позитивного настроя.  Развитие чувства доверия друг к другу.  Создание атмосферы
Личностный рост взаимной поддержки.  Развитие способности к самовыражению.  Переживание чувства радости, волнения, ожидания.  Создание атмосферы принятия.  Развитие возможности выразить свою любовь, поддержку. 14 Я – уверенный человек Развитие коммуникативных навыков. Снижение тревожности. Личностный рост  Выработка умений уверенности в себе.  Признание качеств успеха в себе и других.  Мотивировать на достижения.  Развитие понятия, что любое обучение – это форма достижения.


В раздел образования