Напоминание

Формирование патриотизма через посещение музеев


Автор: Ардашева Галина Викторовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: БПОУ УР "Глазовский технический колледж"
Населённый пункт: Удмуртская республика город Глазов
Наименование материала: статья
Тема: Формирование патриотизма через посещение музеев
Раздел: дополнительное образование





Назад





Формирование патриотизма через посещение музеев
Арадашева Галина Викторовна, преподаватель истории БПОУ УР «Глазовский технический колледж» «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». К.Д. Ушинский Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (словарь С.И. Ожегова). Патриот - это человек, который всем сердцем любит Родину, человек, способный защитить её. Патриотизм проявляется не в словах, а в конкретных поступках и действиях. Патриотические чувства зарождаются в раннем детстве, крепнут и развиваются в юности и формируются в зрелое осознание любви к своей Родине. История нашего государства свидетельствует о том, что без чувства патриотизма невозможно создать могучую державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Как заявил Президент РФ Владимир Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров»: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общества. Именно детство и юность - самое лучшее время для привития священного чувства любви к Отечеству. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование любви к своей Родине, гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Педагогический коллектив БПОУ УР «Глазовский технический колледж» уделяет пристальное внимание патриотическому воспитанию студентов. Наибольший вклад в этот процесс вносят преподаватели гуманитарных дисциплин. В роли хорошего помощника в деле привития патриотических чувств студентам выступает музейная комната нашего колледжа, которая существует с 1969 года. Её деятельность в контексте формирования ключевых компетенций студентов была подробно описана в статье Ардашевой Г.В. «Организация деятельности музейной комнаты в условиях формирования ключевых компетенций студентов» в журнале «Профессиональное образование в УР» (№ 2, 2012 год).
В своей работе мы регулярно используем экспонаты музейной комнаты. Одна из экспозиций музейной комнаты посвящена истории гражданской войны в России. Дело в том, что в годы гражданской войны была образована партийно- следственная комиссия в составе И. В. Сталина и Ф. Э. Дзержинского для выяснения причин сдачи отрядами Красной Армии г. Перми. В 1918 году И. В. Сталин и Ф. Э. Дзержинский приезжали в Глазов, в штаб 3-ей армии, который находился в здании мужской гимназии, в комнате, ставшей в настоящее время музейной. До наших дней сохранились предметы того времени. Студенты всегда испытывают интерес к раритетным экспонатам, им нравится «прикоснуться к истории». В последнее время наши педагоги начали активно сотрудничать с городскими музеями. Глазов - небольшой город, у нас всего два музея: Глазовский краеведческий музей и историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики «Иднакар». В настоящее время музей - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, способствующий гармоничному развитию и воспитанию человека. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность оказать воздействие на познавательные, умственные и эмоциональные составляющие личности студента. Каждый экспонат, каждая экспозиция оставляет свой отпечаток, передает определенные чувства и эмоции. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности к тому, что происходило и происходит в мире.
На первом курсе при изучении эпохи средневековья на дисциплине «История» мы со студентами всегда посещаем экспозицию, посвященную городищу Иднакар, в историко-культурном музее-заповеднике УР «Иднакар». Городище существовало в IX-XIII вв. н.э. Это уникальный памятник чепецкой археологической культуры, оставленный предками современных удмуртов. Его площадь составляет 4 га. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 городище Иднакар включено в список памятников, подлежащих охране как памятник археологии, истории и культуры государственного значения. В экспозиции представлены около 500 экспонатов, характеризующих быт, ремесла, культуру и искусство средневековых жителей городища. Студенты с любопытством осматривают музейные комплексы "Средневековое жилище" и "Средневековая кузница". Наибольший интерес всегда вызывает реконструкция средневекового погребения. Ребята понимают, что у наших предков были связи с Волжской Булгарией и русскими княжествами. Большую роль место во всей этой работе играет рефлексия. После посещения музея обязательно осуществляется обратная связь. На учебных занятиях информация, полученная во время проведения экскурсии, анализируется. Студенты рассказывают о своих впечатлениях. Несколько их высказываний: «В начале я не очень хотел идти в музей, думал, что там будет скучно. Но придя в музей, я увидел много необычных экспонатов. Экскурсовод подробно рассказала нам о каждом из них. У меня возникло странное чувство какой-то связи с людьми, которые в прошлом жили совсем недалеко от Глазова». «В музее меня больше всего поразило погребение… Я живу в Глазове, у нашей семьи огород находится недалеко от того места, где располагалось городище Иднакар. Летом обязательно схожу туда погулять». «Я заядлый рыбак. В музее мне было интересно посмотреть на рыболовные приспособления людей, проживающих на территории городища. Еще я узнал, какая рыба раньше водилась в реке Чепце, даже немного позавидовал нашим предкам, потому что сейчас рыбы стало намного меньше». Особое значение в формировании патриотизма имеет военная история. Соприкасаясь с историей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, студенты приобщаются к героическому прошлому своего народа, узнают о ратном подвиге наших предков. Наша республика в годы войны была надежным тылом, обеспечивала фронт всем необходимым, жители Удмуртии, как и все граждане СССР, жили и работали под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». Одна из экспозиций музейной комнаты колледжа посвящена истории Великой Отечественной войны. Многие преподаватели и студенты нашего учебного заведения с первых дней войны были отправлены на фронт. Среди них был Логинов А.П., ставший Героем Советского Союза. В годы войны учебный корпус техникума был отдан под эвакуационный госпиталь № 4, прибывший из
города Череповца. При изучении истории Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов мы активно используем материалы музейной комнаты. На протяжении нескольких лет администрация нашего колледжа договаривается с руководством Глазовского краеведческого музея об организации передвижной выставки, посвященной военной тематике, на базе учебного заведения. Сотрудники музея оформляют экспозицию в актовом зале колледжа. Студенты первого курса посещают выставку на занятиях по дисциплине «История», старшекурсники – на классных часах. В этом году Глазовский краеведческий музей назвал экспозицию «Четыре года в шинелях». Историко-культурный музей-заповедник УР «Иднакар» также как и краеведческий музей, ежегодно в канун празднования Дня Победы обращается к истории Великой Отечественной войны. В апреле этого года нас пригласили на открытие выставки «71 патрон». В своей экспозиции сотрудники этого музея сделали акцент на историю военной техники. После окончания экскурсии все студенты получили в подарок гильзы с пожеланиями. Посещение подобных мероприятий всегда вызывает живой интерес у ребят. Студентам было предложено написать эссе о своих чувствах и эмоциях, которые у них возникли во время экскурсий. Выдержки из нескольких работ: «На выставке я понял, что война была кровопролитной, тяжелой, мучительной и долгой. В начале войны нашим прадедушкам было очень тяжело. Также я много узнал про героев, которые стояли до конца, несмотря ни на что. В тылу работали также как на фронте. На заводах работали дети, а их отцы воевали. Эти дети почти не отдыхали, некоторым подставляли ящики, потому что они не доставали до станков. Также я понял, что русский дух не победить! Таким образом, можно сказать, пока есть такие мужественные люди - будет Родина, счастье, семья и добро!». «У меня появилось чувство гордости за собственную Родину и за солдат, которые освобождали нашу страну. Я узнал сколько солдат-героев с
нашей малой родины воевало на фронте. Я прочел письма, которые отправляли военные своим родным и могу отметить то, что советские солдаты не падали духом. Приближается День Победы, и мы должны помнить и чтить совершенные нашими солдатами подвиги, мы должны быть миролюбивы. Мы должны быть патриотами своей страны, предотвращать войны, ни в коем случае их не развязывать». Сотрудничество с музеями имеет огромное значение в деле патриотического воспитания. Музей - это своеобразная «машина времени», с помощью которой за небольшой промежуток времени студент может совершить путешествие в прошлое, увидеть подлинные предметы того времени, познакомиться с историей своих предков, почувствовать гордость за свою Родину. Важность патриотического воспитания в современных условиях сложно переоценить. Только человек, любящий свое Отечество и преданный своему народу, способен строить и развивать гражданское общество и правовое государство. Мы в своей деятельности стремимся к воспитанию наших студентов в этом направлении.


В раздел образования