Автор: Ардашева Галина Викторовна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: БПОУ УР "Глазовский технический колледж" Населённый пункт: Удмуртская республика город Глазов Наименование материала: статья Тема: Формирование патриотизма через посещение музеев Раздел: дополнительное образование
Формирование патриотизма через посещение музеев
Арадашева Галина Викторовна,
преподаватель истории БПОУ УР
«Глазовский технический колледж»
«Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь даёт воспитанию верный ключ
к сердцу человека и могущественную опору
для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями».
К.Д. Ушинский
Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу (словарь С.И. Ожегова).
Патриот - это человек, который всем сердцем
любит Родину, человек, способный защитить её. Патриотизм проявляется не в
словах,
а
в
конкретных
поступках
и
действиях.
Патриотические
чувства
зарождаются в раннем детстве, крепнут и развиваются в юности и формируются
в зрелое осознание любви к своей Родине.
История
нашего
государства
свидетельствует
о
том,
что
без
чувства
патриотизма невозможно создать могучую державу, невозможно привить людям
понимание их гражданского долга и уважения к закону. Как заявил Президент РФ
Владимир Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров»: «У нас нет никакой
и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма».
Патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения
всегда
являлось
одной из важнейших задач общества. Именно детство и юность - самое лучшее
время
для
привития
священного
чувства
любви
к
Отечеству.
Под
патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование любви к
своей Родине, гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и
достойным страницам прошлого.
Педагогический коллектив БПОУ УР «Глазовский технический колледж»
уделяет
пристальное
внимание
патриотическому
воспитанию
студентов.
Наибольший
вклад
в
этот
процесс
вносят
преподаватели
гуманитарных
дисциплин. В роли хорошего помощника в деле привития патриотических чувств
студентам выступает музейная комната нашего колледжа, которая существует с
1969 года. Её деятельность в контексте формирования ключевых компетенций
студентов
была
подробно
описана
в
статье
Ардашевой
Г.В.
«Организация
деятельности
музейной
комнаты
в
условиях
формирования
ключевых
компетенций студентов» в журнале «Профессиональное образование в УР» (№ 2,
2012 год).
В своей работе мы регулярно используем экспонаты музейной комнаты.
Одна из экспозиций музейной комнаты посвящена истории гражданской войны в
России. Дело в том, что в годы гражданской войны была образована партийно-
следственная комиссия в составе И. В. Сталина и Ф. Э. Дзержинского для
выяснения причин сдачи отрядами Красной Армии г. Перми. В 1918 году И. В.
Сталин и Ф. Э. Дзержинский приезжали в Глазов, в штаб 3-ей армии, который
находился в здании мужской гимназии, в комнате, ставшей в настоящее время
музейной. До наших дней сохранились предметы того времени. Студенты всегда
испытывают интерес к раритетным экспонатам, им нравится «прикоснуться к
истории».
В
последнее
время
наши
педагоги
начали
активно
сотрудничать
с
городскими
музеями.
Глазов
-
небольшой
город,
у
нас
всего
два
музея:
Глазовский
краеведческий
музей
и
историко-культурный
музей-заповедник
Удмуртской Республики «Иднакар».
В
настоящее
время
музей
-
не
только
научно-просветительское
учреждение, но и центр культуры, способствующий гармоничному развитию и
воспитанию человека. Музейные экспонаты имеют уникальную возможность
оказать
воздействие
на
познавательные,
умственные
и
эмоциональные
составляющие
личности
студента.
Каждый
экспонат,
каждая
экспозиция
оставляет
свой
отпечаток,
передает
определенные
чувства
и
эмоции.
Музей
формирует в юном гражданине чувство сопричастности к тому, что происходило
и происходит в мире.
На
первом
курсе
при
изучении
эпохи
средневековья
на
дисциплине
«История»
мы
со
студентами
всегда
посещаем
экспозицию,
посвященную
городищу Иднакар, в историко-культурном музее-заповеднике УР «Иднакар».
Городище существовало в IX-XIII вв. н.э. Это уникальный памятник чепецкой
археологической культуры, оставленный предками современных удмуртов. Его
площадь составляет 4 га. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30
августа 1960 года №1327 городище Иднакар включено в список памятников,
подлежащих
охране
как
памятник
археологии,
истории
и
культуры
государственного значения.
В экспозиции представлены около 500 экспонатов, характеризующих быт,
ремесла, культуру и искусство средневековых жителей городища. Студенты с
любопытством осматривают музейные комплексы "Средневековое жилище" и
"Средневековая кузница". Наибольший интерес всегда вызывает реконструкция
средневекового погребения. Ребята понимают, что у наших предков были связи с
Волжской Булгарией и русскими княжествами.
Большую
роль
место
во
всей
этой
работе
играет
рефлексия.
После
посещения
музея
обязательно
осуществляется
обратная
связь.
На
учебных
занятиях
информация,
полученная
во
время
проведения
экскурсии,
анализируется.
Студенты
рассказывают
о
своих
впечатлениях.
Несколько
их
высказываний: «В начале я не очень хотел идти в музей, думал, что там будет
скучно. Но придя в музей, я увидел много необычных экспонатов. Экскурсовод
подробно рассказала нам о каждом из них. У меня возникло странное чувство
какой-то связи с людьми, которые в прошлом жили совсем недалеко от Глазова».
«В музее меня больше всего поразило погребение… Я живу в Глазове, у нашей
семьи огород находится недалеко от того места, где располагалось городище
Иднакар. Летом обязательно схожу туда погулять». «Я заядлый рыбак. В музее
мне
было
интересно
посмотреть
на
рыболовные
приспособления
людей,
проживающих
на
территории
городища.
Еще
я
узнал,
какая
рыба
раньше
водилась в реке Чепце, даже немного позавидовал нашим предкам, потому что
сейчас рыбы стало намного меньше».
Особое значение в формировании патриотизма имеет военная история.
Соприкасаясь
с
историей
Великой
Отечественной
войны
1941-1945
годов,
студенты
приобщаются
к
героическому
прошлому
своего
народа,
узнают
о
ратном подвиге наших предков. Наша республика в годы войны была надежным
тылом, обеспечивала фронт всем необходимым, жители Удмуртии, как и все
граждане СССР, жили и работали под лозунгом «Все для фронта! Все для
победы!». Одна из экспозиций музейной комнаты колледжа посвящена истории
Великой
Отечественной
войны.
Многие
преподаватели
и
студенты
нашего
учебного заведения с первых дней войны были отправлены на фронт. Среди них
был Логинов А.П., ставший Героем Советского Союза. В годы войны учебный
корпус техникума был отдан под эвакуационный госпиталь № 4, прибывший из
города Череповца. При изучении истории Великой Отечественной войны 1941-
1945 годов мы активно используем материалы музейной комнаты.
На
протяжении
нескольких
лет
администрация
нашего
колледжа
договаривается
с
руководством
Глазовского
краеведческого
музея
об
организации передвижной выставки, посвященной военной тематике, на базе
учебного заведения. Сотрудники музея оформляют экспозицию в актовом зале
колледжа.
Студенты
первого
курса
посещают
выставку
на
занятиях
по
дисциплине
«История»,
старшекурсники
–
на
классных
часах.
В
этом
году
Глазовский краеведческий музей назвал экспозицию «Четыре года в шинелях».
Историко-культурный
музей-заповедник
УР
«Иднакар»
также
как
и
краеведческий музей, ежегодно в канун празднования Дня Победы обращается к
истории Великой Отечественной войны. В апреле этого года нас пригласили на
открытие выставки «71 патрон». В своей экспозиции сотрудники этого музея
сделали акцент на историю военной техники. После окончания экскурсии все
студенты получили в подарок гильзы с пожеланиями.
Посещение
подобных
мероприятий
всегда
вызывает
живой
интерес
у
ребят. Студентам было предложено написать эссе о своих чувствах и эмоциях,
которые у них возникли во время экскурсий. Выдержки из нескольких работ: «На
выставке я понял, что война была кровопролитной, тяжелой, мучительной и
долгой. В начале войны нашим прадедушкам было очень тяжело. Также я много
узнал про героев, которые стояли до конца, несмотря ни на что. В тылу работали
также как на фронте. На заводах работали дети, а их отцы воевали. Эти дети
почти не отдыхали, некоторым подставляли ящики, потому что они не доставали
до станков. Также я понял, что русский дух не победить! Таким образом, можно
сказать, пока есть такие мужественные люди - будет Родина, счастье, семья и
добро!». «У меня появилось чувство гордости за собственную Родину и за
солдат, которые освобождали нашу страну. Я узнал сколько солдат-героев с
нашей малой родины воевало на фронте. Я прочел письма, которые отправляли
военные своим родным и могу отметить то, что советские солдаты не падали
духом. Приближается День Победы, и мы должны помнить и чтить совершенные
нашими солдатами подвиги, мы должны быть миролюбивы. Мы должны быть
патриотами
своей
страны,
предотвращать
войны,
ни
в
коем
случае
их
не
развязывать».
Сотрудничество
с
музеями
имеет
огромное
значение
в
деле
патриотического воспитания. Музей - это своеобразная «машина времени», с
помощью которой за небольшой промежуток времени студент может совершить
путешествие
в
прошлое,
увидеть
подлинные
предметы
того
времени,
познакомиться
с
историей
своих
предков,
почувствовать
гордость
за
свою
Родину.
Важность патриотического воспитания в современных условиях сложно
переоценить. Только человек, любящий свое Отечество и преданный своему
народу,
способен
строить
и
развивать
гражданское
общество
и
правовое
государство.
Мы
в
своей
деятельности
стремимся
к
воспитанию
наших
студентов в этом направлении.