Напоминание

Профессиональная деформация преподавателя ДПО


Автор: Смирнова Анна Леонидовна
Должность: старший методист, преподаватель, психолог
Учебное заведение: СПб ГБУ ДПО "ЦПО СМП"
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная деформация преподавателя ДПО
Раздел: дополнительное образование





Назад





Профессиональные деформации преподавателя ДПО

Смирнова А.Л.

Профессиональная

деформация

личности
– суженое восприятие с е бя , действительности через призму профессии. Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Причины:  Возраст.  Пол.  Профессиональный стаж.  Особенности личности.  Место работы.  Семейное положение.  Нагрузки.  Низкая заработная плата.  Монотонность.  Неблагоприятный психологический климат.  Отсутствие перспектив профессионального роста.  Неадекватная самооценка.
Признаки:
 Снижение способности к рефлексии.  Потеря оперативной памяти.  Регидность.  Профессиональный снобизм.  Тревожность.  Высокая утомляемость (физическая, эмоциональная).  Снижение стрессоустойчивости.  Деме́ нция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых
 Разорванность мышления.  Депрессивное состояние.  Инструкции, назидательность, оценка, поучительность.  Уровни профессиональной деформации: Попадание в профессиональную среду  21-25 «Хочу, но еще не могу».  25-35 «Хочу и могу».  35-40 «Не хочу, но могу».  После 40 «Не вижу, не хочу, не могу»
Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов:
1 ) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно- воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога. 2 ) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, что снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения. 3 ) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет. 4 ) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу. 5 ) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. 6 ) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризует ся эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация). 7 ) Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив
личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей. 8 ) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания. 9 ) Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам, учащимся. Ненормативное поведение учащихся: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения. 10) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого- педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта. 11) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета. 1 2 ) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно- иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет. 1 3 ) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета; 14) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций. 15) Монологизм. Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению
личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира. 16) Формализм – формальное отношение к работе, отсутствие творчества, фантазии, выполнение работы по принципу «лишь бы отстали». 17) Некомпетентность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя. Профилактика: Предлагаем на коллективных собраниях и индивидуально выполнить несколько упражнений
Профилактика:
 Саморегуляция  Рефлексия  Релаксация  Полноценный отдых (отпуск)  Физическая активность  Прогулки на свежем воздухе  Водные процедуры  Хобби и т.п. Спасибо за внимание!!!
Список литературы:
1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2013 2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2014 3. Рыженко С.К. Статья. Профессиональные деформации и пути их преодоления // Курсы тьютеров., 2014 4.Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. – № 10. – С. 22–24.


В раздел образования