Напоминание

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников


Автор: Науменко Вероника Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия №8 Красноармейского района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие логического мышления

на уроках математики у младших школьников.

Из опыта работы

учителя начальных классов Науменко В.С.
В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Актуальность данного вопроса определяется: социальным заказом общества на творческую личность учащегося, обладающего логическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи. (Слайд 2) Огромное внимание развитию логического мышления у младших школьников уделял известный советский педагог В. Сухомлинский Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я, - говорит Сухомлинский, - все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями". (Слайд 3) Роль математики в развитии логического мышления очень велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. (Слайд 4) В новых Федеральных образовательных стандартах образования второго поколения сказано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. К логическим универсальным действиям относятся: — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. (Слайд 5) Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Овладевая в процессе обучения такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, учащиеся глубже осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируются умения и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно пользоваться приобретенными знаниями. (Слайд 6) В первую очередь, логика отвечает за упорядочивание мыслей. Отсюда можно сказать, что логические задачи – задачи, в первую очередь, на установление порядка на некотором множестве объектов. На уроках математики для развития логического мышления, используются различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи. Предполагаемые задания предлагаются ученикам на разных этапах урока: в устном счете, при изучении нового материала, при закреплении. (Слайд 7)
На данном слайде представлено задание на развитие одного из качеств логического мышления: сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам; анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. (Слайд 8) Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Необходимо найти закономерность. Почему в 1- ом аквариуме в верхней половине 4, в нижней половине- 2, в круге – 2. Что обозначает это число 2? (разница между количеством рыбок в первой половине и второй.) (Слайд 9) Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - о снование классификации; деление на классы по основанию классификации. (Слайд 10) Размышления одного ученика способствуют развитию умения у других учащихся. Выбранные формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволяет строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни. (Слайд 11) Достичь результативности при работе над развитием логического мышления возможно при включении задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. При решении задач на смекалку на первом этапе в работе часто используются схемы и рисунки. (Слайд 12) Второй год я работаю по учебно - методическому комплексу «Перспектива». В УМК «Перспектива» представлен курс математики «Учусь учиться». Математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности(логического и знаково-символического
мышления), пространственного воображения, умения различать обоснованные и необоснованные суждения. Значительное внимание уделяется формированию алгоритмической, логической и комбинаторной линий. В учебниках математики, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука, специально подобраны упражнения занимательного характера на развитие логики рассуждений. Проанализировав учебники 1-2 класса по математике, я сделала выводы о существенном увеличении заданий на развитие логического мышления. В отличие от учебника для 1 класса, в который задания на сообразительность были включены лишь изредка, в учебнике 2 класса линия задач на смекалку обозначена явно и целостно. Систематическая работа с этими заданиями положительно сказывается на развитии начал критического мышления, умении рассуждать и обосновывать выводы. Так, для развития пространственных представлений учащихся введены специальные задания на построение фигур одним росчерком, на составление фигур из частей квадрата, задачи-лабиринты. (Слайд 13 ) . Вот, к примеру, задание на развитие пространственного воображения. Необходимо закрасить в первом случае треугольник так, чтобы в первом случае он был впереди всех фигур, а во втором позади. Согласно авторской концепции для воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников, помимо алгоритмических умений и навыков, зафиксированных в стандартных правилах и способах действия, вошли эвристические приемы как общего, так и конкретного характера. Такая методика дает возможность более полноценно проводить работу по развитию речи учащихся, формированию навыков логического мышления. (Слайд 14) В учебнике данные задания помечены значком для заданий повышенной сложности. Как правило, первые задания вызывают трудности у учащихся. Читаем задание вместе. Разбираем. Выслушиваются предложения учащихся о возможности решения задачи. Закрываем половину примера ластиком. Какой пример получается: X*5=10. Какое же число нужно умножить на 5, чтобы получилось 10. Используем метод подбора. И т.д. Для более полного усвоения предлагается учащимся составить свою задачу подобного типа дома, задать такое задание родителям. Систематическая работа с этими задачами на уроках математики способствует как более глубокому усвоению знаний, так и закреплению умений пользоваться эвристическими приемами: перебором, методом проб и ошибок, реконструкцией целого по части, рассуждениями по аналогии и т. д.
(Слайд 15) Квадрат «Танграм» - головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складываются определённым образом для получения другой боле сложной фигуры. Это конструктор, тренажёр для мозга. (Слайд 16) Среди задач на сообразительность есть комбинаторные задачи, логические задачи, задачи на классификацию и нахождение числовых закономерностей, а также старинные и занимательные задачи. (Слайд 17) Анализ диагностических работ показал, что ежеурочное включение заданий на развитие логического мышления даёт свои результаты. На сравнительных диаграммах мы можем проследить показатели качества знаний. (Слайд 18) Кроме задач в учебнике, я являясь воспитателем группы продлённого дня, прорешиваю занимательные задачи геометрического содержания и текстовые задачи на смекалку. (Слайд 19) В своем кругу дети называют их «сообразилками». Вот к примеру одно из таких заданий. (Обращаюсь к слайду) (Слайд 20) Развивая логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека, его самореализации и самодостаточности . Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он подвержен любым попыткам манипулирования им извне.

Список литературы.
1. Керова Г. В. Нестандартные задачи по математике 1-4 классы. М.: «Вако», 2008 2. Мельникова Т. А. и др. Математика. Развитие логического мышления 1-4 классы. Комплекс упражнений и задач. Волгоград: « Учитель» , 2011 3. Павлова Т.Л. Диагностика мышления младших школьников. ТЦ «Сфера». 2009 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова.М.: «Просвещение» 2011 5. Холодова О. А. Юным умницам и умникам. Информатика. Логика. Математика.1 класс 6. Математика: учеб. для 1 кл. нач. шк.: в 2 ч . / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова; Рос. а к а д . н ау к , Р о с . акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2007. 7. Комплект учебно-методических пособий по математике для 2 класса начальной школы авторов Г. В. Дорофеева и Т. Н. Мираковой состоит из учебника «Математика. 2 класс» (в двух частях), пособий для учащихся «Математика. Рабочая тетрадь» (№ 1, 2) и пособия для учителей «Уроки математики. 2 класс». .


В раздел образования