Напоминание

Твёрдые тела,жидкости, газы


Автор: Кротова Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Балахоновское
Наименование материала: конспект
Тема: Твёрдые тела,жидкости, газы
Раздел: начальное образование





Назад





+

Учитель: Кротова Н.В.

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: "Твердые тела, жидкости, газы"

Цели:
1. Познакомить учащихся с тремя состояниями веществ и их свойствами. Научить выделять и описывать признаки предметов. 2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы. 3. Развивать творческие способности. 4. Развивать мышление, память, речь. 5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество. 6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: у
рок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:

Демонстрационное:
компьютер, проектор, экран, стаканы, вода, кубики, шприц, салфетка, духи
Раздаточное:
3 стакана на каждую парту, вода, деревянные кубики, воздушные шары
Используемые ЦОР:
Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: у
рок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока.
1
2

Деятельность учителя
№ слайда
Предполагаемая

деятельность учеников

I. Организационный момент. Создание психологической комфортности. «Подари

улыбку»
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг - другу с улыбкой передайте теплоту своего сердца. - Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока. - И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы. слайд 1
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу. На время наш класс станет лабораторией, а мы - лаборантами. -Что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) - Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте ознакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1
)

1.

Внимательно слушать старшего лаборанта;

2)

2.

Не шуметь, не мешать друг другу;

3)

3.

Выполнять все задания.
слайд 2 слайд 3
Лаборатория
- учреждение, где проводятся опыты, исследования.
Лаборант
- сотрудник лаборатории. Проговаривают правила

III.Исследовательская работа.
-Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана. - Что в первом стакане? - Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? - Кто знает, как в физике называют твердые предметы, которые нас окружают? Посмотрите на доску и узнайте это. Их принято называть - твёрдыми телами ( на доске запись
твёрдые тела
Назовите твёрдые тела на слайде. Найдите твёрдые тела в нашей лаборатории. слайд 4
-
Деревянный кубик - Твердый Предположение - Что находится во втором стакане? - Какая она на ощупь? А как назвать воду по-другому? Узнайте это почитав на доске. (на доске запись
жидкости .
Значит вода- это жидкость.


-
Уважаемые лаборанты, что вы ещё можете назвать - жидкостью? слайд 5 - вода - жидкая Чай, кофе, молоко и т.д. А что вы видите в третьем стакане? - В третьем стакане спрятался невидимка. Отгадайте. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем..
Дыхательная гимнастика.

Встаньте.

-
Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? - Можно ли воздух назвать твёрдым телом? - Можно ли воздух назвать жидкостью? -воздух Ветер нет нет
- Тогда что это? Узнайте это прочитав на доске. Сравним ваш ответ с ответом на доске. (на доске появляется запись
газы
) -Кто поинтересовался у родителей, какие бывают газы? -Как вы думаете. О чём пойдёт речь на уроке? слайд 6 - Тема нашего урока:
«

Твердые тела, жидкости,

газы.»

IV. Постановка проблемной ситуации.
А кто знает, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы? Давайте поведём исследование и это выясним. Предположения детей.
V. Совместное открытие нового материала

1 ОПЫТ.
–Возьмите кубик, попробуйте
изменить
его форму? А придать форму круга? - -Какой вывод можно сделать из этого? Проверим себя.
Твердые тела



не изменяют

форму
слайд 7 Дети выполняют задание учителя. - нет, он не сжимается Изменить форму нельзя
б) Жидкость


Можно ли
изменить
форму жидкости? Мнения разошлись .Проведём исследование и выясним, кто же прав? – У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в колбу? Что заметили? А затем в пробирку. Что заметили? Какое открытие можно сделать? Давайте проверим себя. слайд 8 Дети высказывают свои предположения. – Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.

Жидкость



изменяет

форму

в) Газ.
Надуйте шарик.( 2-3 ученика надувают разные по форме шарики)

Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть? -Какую форму приобрёл газ в шарике? - А какую форму имеет воздух в стакане? –Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? ( Учитель брызгает туалетной водой.) Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылялись только у доски? Узнайте об этом , прочитав свойство на доске. Газ имеет свойство заполнять всё пространство.
газ



Заполняет всё пространство
слайд 9 – Весь шарик. - Форму шарика. -Форму стакана. – Газ не имеет постоянной формы. Запах Предположение детей
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов? Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, верхний абзац. (стр. 35 учебника). А о свойствах газа мы найдём на с.36, 3 абзац. Прочитаем первое и последнее предложение
Физминутка « Снежинка»

.

VI

. Первичное закрепление.
1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1. Откройте все тетради на с.50 задание 1. - Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедините . Сравните. Поставьте «+», если задание выполнено, верно. - Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи? слайд 10 Слайд 11 –
Твёрдые тела имеют

постоянную форму, а

жидкости и газы – нет.

Они принимают форму

сосуда, в котором

находятся. У газов есть

ещё одно замечательное

свойство. Он заполняет

собой всю комнату.
Самопроверка по образцу учителя Жидкость не имеет формы.
2 опыт
– Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Проведём исследование. Высказывания детей а) Попробуйте сжать твёрдое тело. Удалось это сделать? Какой можно сделать вывод? – Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются. б) А можно ли сжать жидкость? Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.т.е. сжать – Нет, значит, жидкость не сжимается.
– Удалось ли сжать жидкость?( выполняет учитель с учениками) б) – А можно ли сжать газ? Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. – Сжимаем шприц с газом.( Работа в парах) –Что происходит? –Выполняют ученики. Газ сжимается. . – Какое открытие мы сделали после проведённых опытов? Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник ,нижний абзац. (стр. 35 учебника) слайд 12
– Жидкость и твёрдые

тела нельзя сжать. А вот

воздух можно сжать, как

и любой газ.

VII. Физкультминутка «Бабочка»

VIII. Постановка проблемы.
-Посмотрите на схему. Что происходит с водой? ЛЁД-------- ВОДА--------- ПАР Дома вы поводили исследования. Кто хочет поделиться своим открытием? слайд 13 Предположения детей.
IX. Открытие новых знаний.

1 ребенок
рассказывает о превращении воды в лед, используя свою презентацию. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? слайд 14- 18 Превращение воды в лёд (твердое тело)
Вывод: вода при

охлаждении из

жидкости

превращается в


твёрдое тело-лед.

2 ребёнок
рассказывает о превращении воды в пар, используя свою презентацию. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? слайд 19- 23
Вывод: вода при

нагревании

становится газом-

паром.

X. Первичное закрепление знаний.
-Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Попробуйте об этом рассказать, используя изображения на зкране. Вот послушайте: Однажды в тёплый день в озере отдыхала вода. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так вода оказалась опять дома. А в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала. слайд 24
XI. Итог урока. Рефлексия.

Работа в группах.
Каждая группа получила карточки. Прочитайте высказывания. Если вы с ним согласны рядом поставьте «+», если нет «- ».
А теперь посмотрите на доску, и проверти себя. Твёрдые тела не сохраняют форму. - Жидкости не сохраняют форму. + Газ можно сжать. + Твёрдые тела не сжимаются. + Жидкости сжимаются. - Уважаемые лаборанты, вы все хорошо поработали, сделали много открытий. На этом наша лаборатория заканчивает работу. Большое спасибо за помощь.

А теперь откройте свои дневники, оцените себя за работу.
XII. Домашнее задание (творческое)
- Ребята скажите, а кому захотелось быть лаборантом? Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу? Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.


В раздел образования