Автор: Кротова Надежда Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №5 Населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Балахоновское Наименование материала: конспект Тема: Твёрдые тела,жидкости, газы Раздел: начальное образование
Цели:
1.
Познакомить учащихся с тремя состояниями веществ и их свойствами. Научить выделять и описывать признаки предметов.
2.
Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
3.
Развивать творческие способности.
4.
Развивать мышление, память, речь.
5.
Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
6.
Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: у рок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, стаканы, вода, кубики, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные кубики, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: у рок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые
проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока.
1
2
Деятельность учителя
№
слайда
Предполагаемая
деятельность учеников
I. Организационный момент. Создание психологической комфортности. «Подари
улыбку»
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им
внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг - другу с улыбкой передайте теплоту своего
сердца.
- Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока.
- И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
слайд 1
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу. На
время наш класс станет лабораторией, а мы - лаборантами.
-Что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)
- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте ознакомимся с
правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен
выполнять:
1 )
1.
Внимательно слушать старшего лаборанта;
2)
2.
Не шуметь, не мешать друг другу;
3)
3.
Выполнять все задания.
слайд 2
слайд 3
Лаборатория - учреждение,
где проводятся опыты,
исследования. Лаборант -
сотрудник лаборатории.
Проговаривают правила
III.Исследовательская работа.
-Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана.
- Что в первом стакане?
- Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?
- Кто знает, как в физике называют твердые предметы, которые нас окружают?
Посмотрите на доску и узнайте это. Их принято называть - твёрдыми телами ( на доске
запись твёрдые тела
Назовите твёрдые тела на слайде. Найдите твёрдые тела в нашей лаборатории.
слайд 4
- Деревянный кубик
- Твердый
Предположение
- Что находится во втором стакане?
- Какая она на ощупь? А как назвать воду по-другому? Узнайте это почитав на доске.
(на доске запись жидкости . Значит вода- это жидкость.
- Уважаемые лаборанты, что вы ещё можете назвать - жидкостью?
слайд 5
- вода
- жидкая
Чай, кофе, молоко и т.д.
А что вы видите в третьем стакане?
- В третьем стакане спрятался невидимка. Отгадайте.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем..
Дыхательная гимнастика.
Встаньте.
- Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) .
«Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?
- Можно ли воздух назвать твёрдым телом?
- Можно ли воздух назвать жидкостью?
-воздух
Ветер
нет
нет
- Тогда что это? Узнайте это прочитав на доске. Сравним ваш ответ с ответом на доске.
(на доске появляется запись газы )
-Кто поинтересовался у родителей, какие бывают газы?
-Как вы думаете. О чём пойдёт речь на уроке?
слайд 6
- Тема нашего урока: «
Твердые тела, жидкости,
газы.»
IV. Постановка проблемной ситуации.
А кто знает, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы?
Давайте поведём исследование и это выясним.
Предположения детей.
V. Совместное открытие нового материала
1 ОПЫТ. –Возьмите кубик, попробуйте изменить его форму? А придать форму круга?
- -Какой вывод можно сделать из этого? Проверим себя.
Твердые тела
↓
не изменяют
форму
слайд 7
Дети выполняют задание
учителя.
- нет, он не сжимается
Изменить форму нельзя
б) Жидкость
– Можно ли изменить форму жидкости? Мнения разошлись .Проведём исследование и
выясним, кто же прав?
– У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в колбу? Что заметили? А затем в
пробирку. Что заметили?
Какое открытие можно сделать? Давайте проверим себя.
слайд 8
Дети высказывают свои
предположения.
– Вода принимает форму
того сосуда, куда её
перелили, а значит не
имеет постоянной формы.
Жидкость
↓
изменяет
форму
в) Газ.
Надуйте шарик.( 2-3 ученика надувают разные по форме шарики)
– Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?
-Какую форму приобрёл газ в шарике?
- А какую форму имеет воздух в стакане?
–Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? ( Учитель брызгает туалетной
водой.)
Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи
распылялись только у доски? Узнайте об этом , прочитав свойство на доске.
Газ имеет свойство заполнять всё пространство.
газ
↓
Заполняет всё пространство
слайд 9
– Весь шарик.
- Форму шарика.
-Форму стакана.
– Газ не имеет постоянной
формы.
Запах
Предположение детей
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?
Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, верхний абзац.
(стр. 35 учебника). А о свойствах газа мы найдём на с.36, 3 абзац. Прочитаем первое и
последнее предложение
Физминутка « Снежинка»
.
VI
. Первичное закрепление.
1)
Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1.
Откройте все тетради на с.50 задание 1.
- Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в
какие сосуды её налили. Соедините . Сравните. Поставьте «+», если задание выполнено,
верно.
- Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?
слайд 10
Слайд 11
– Твёрдые тела имеют
постоянную форму, а
жидкости и газы – нет.
Они принимают форму
сосуда, в котором
находятся. У газов есть
ещё одно замечательное
свойство. Он заполняет
собой всю комнату.
Самопроверка по образцу
учителя
Жидкость не имеет
формы.
2 опыт – Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Проведём
исследование.
Высказывания детей
а) Попробуйте сжать твёрдое тело. Удалось это сделать? Какой можно сделать вывод?
– Нет, значит, твёрдые
тела не сжимаются.
б) А можно ли сжать жидкость? Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть
поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.т.е. сжать
– Нет, значит, жидкость не
сжимается.
– Удалось ли сжать жидкость?( выполняет учитель с учениками)
б) – А можно ли сжать газ? Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет
находиться воздух.
– Сжимаем шприц с газом.( Работа в парах)
–Что происходит?
–Выполняют ученики.
Газ сжимается.
. – Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?
Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник ,нижний абзац.
(стр. 35 учебника)
слайд 12
– Жидкость и твёрдые
тела нельзя сжать. А вот
воздух можно сжать, как
и любой газ.
VII. Физкультминутка «Бабочка»
VIII. Постановка проблемы.
-Посмотрите на схему.
Что происходит с водой?
ЛЁД-------- ВОДА--------- ПАР
Дома вы поводили исследования. Кто хочет поделиться своим открытием?
слайд 13
Предположения детей.
IX. Открытие новых знаний.
1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед, используя свою презентацию.
- Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 14-
18
Превращение воды в
лёд (твердое тело)
Вывод: вода при
охлаждении из
жидкости
превращается в
твёрдое тело-лед.
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар, используя свою презентацию.
- Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 19-
23
Вывод: вода при
нагревании
становится газом-
паром.
X. Первичное закрепление знаний.
-Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Попробуйте об этом
рассказать, используя изображения на зкране. Вот послушайте:
Однажды в тёплый день в озере отдыхала вода. Ярко светило солнышко. Вода
разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким,
что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака
по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться,
грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли
дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так вода
оказалась опять дома. А в следующий жаркий день эта история повторилась с самого
начала.
слайд 24
XI. Итог урока. Рефлексия.
Работа в группах.
Каждая группа получила карточки. Прочитайте высказывания. Если вы с ним согласны рядом поставьте «+», если нет
«- ».
А теперь посмотрите на доску, и проверти себя.
Твёрдые тела не сохраняют форму.
-
Жидкости не сохраняют форму.
+
Газ можно сжать.
+
Твёрдые тела не сжимаются.
+
Жидкости сжимаются.
-
Уважаемые лаборанты, вы все хорошо поработали, сделали много открытий. На этом наша лаборатория заканчивает
работу. Большое спасибо за помощь.
А теперь откройте свои дневники, оцените себя за работу.
XII. Домашнее задание (творческое)
- Ребята скажите, а кому захотелось быть лаборантом? Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды,
третью в тепло в воду. Вести наблюдения.