Напоминание

В ГОСТЯХ У МАТЕМАТИКИ


Автор: Просяникова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Подгорная
Наименование материала: конспект
Тема: В ГОСТЯХ У МАТЕМАТИКИ
Раздел: начальное образование





Назад





В ГОСТЯХ У МАТЕМАТИКИ

(коррекционно-развивающее занятие,

дополняющее учебную программу)

Цели и задачи
: закрепление математических понятий (больше – меньше, длинный – короткий, вверху – внизу – посередине, справа – слева, тяжелый – легкий, времена года, дни недели, геометрические фигуры); развитие и коррекция представлений о времени, глазомера, закрепление родовых понятий (обувь, одежда), наглядно-образного и наглядно- схематического мышления, восприятия и образного воображения, восприятия и узнавания, зрительно-моторных координаций и графических навыков, логического мышления; пополнение и расширение словарного запаса, кругозора учащихся; воспитание культуры поведения в природе; формирование навыков социально-бытовой ориентации.
Ход занятия

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели занятия.
Дети стоя приветствуют гостей.
Воспитатель
. Возьмемся за руки и с улыбкой, весело и радостно скажем два раза: «Все будет хорошо! Мы успеем сделать все!» – Дети, сегодня на занятии мы побываем в гостях у королевы наук Математики. Вот она перед вами. Какая она красивая, строгая! – Кто умеет считать? Поднимите руку. Все умеют. Молодцы! А кто знает цифры? Опять все. Вы просто замечательные ребята! – Давайте назовем цифры на плакате. (Один, два, три ... десять.) Но нам нужны еще и математические знаки. Я читаю четверостишие и показываю математические знаки, а вы хором называете их: плюс, минус, равно. Два собрата, Только разные ребята! «Плюс» – мы сразу прибавляем, Если «минус» – вычитаем. Если рельсы вдаль бегут, Знак «равно» мы ставим тут. – Про того, кто умеет хорошо считать, говорят: считает, как электронная машина. Или как компьютер. Вот чтобы и про вас так же говорили, мы сегодня на занятии с вами будем закреплять математические понятия: много – один, пара, длинный – короткий – средний, вверху – внизу, справа – слева, тяжелый – легкий, ближе – дальше. Повторим времена года, дни недели, время суток, геометрические фигуры; узнаем, в чем отличие загадки от задачи; будем решать задачи и примеры; побываем в зимнем лесу, в лесной школе зверей, на Круглом озере на зимней рыбалке.
II. Времена года и дни недели.
Б е с е д а. – Рассмотрите картинки. Что изображено на этих картинках? (На этих картинках изображены времена года.) – Чтобы ответить на вопрос «сколько?», что нужно сделать? (Нужно посчитать.) – Считаем времена года. (Один, два, три, четыре.) – Так сколько времен года? (Четыре.) – Расставьте картинки времен года в определенном порядке. В какое время года вы пришли учиться в школу? (Осенью.) – Какие приметы осени изображены на картинке? (Пожелтели листья, созрели овощи и фрукты, идет дождь, птицы улетают на юг.)
– Правильно, ребята. Какое время года идет за осенью? Назовите приметы. (Зима. Холодно, мороз. Снег покрыл землю. На реках лед. Деревья стоят голые. Люди надевают теплую одежду и обувь.) – Какое время года наступает за зимой? Назовите приметы. (Весна. Снег тает, просыпаются насекомые, зеленеет травка, птицы вьют гнезда и выводят птенцов. Появляются первые весенние цветы.) – Хорошо, правильно. А какое время года больше всего любит детвора? Назовите признаки. (Лето. Светит ярко солнце, дети загорают, купаются. Птицы выкармливают птенцов. Созревают ягоды.) – Умницы! Хорошо отвечали. А кто знает, сколько дней в неделе? Назовите их. (В неделе семь дней: понедельник, вторник ... воскресенье.) – Сколько дней в неделю вы учитесь? Назовите их. (Мы учимся шесть дней в неделю: понедельник, вторник ... суббота.) – Сколько дней в неделю вы отдыхаете? Назовите этот день. (Воскресенье.) – Какое время года сейчас? (Зима.) – Сколько зимних месяцев? Назовите их. – Какой зимний месяц сейчас? – Давайте представим. Зима. Январь. Воскресенье. Утро. Вы проснулись, потянулись. Что нужно делать утром? (Зарядку.) – Повторяем дни недели и делаем разминку.
Физкультминутка
В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач. Весь четверг играла в мяч. Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. Дети хором проговаривают слова, а руками выполняют соответствующие движения.
III. Завтрак.
– Как называется утренняя трапеза? (Завтрак.) – Чтобы узнать, что у нас на завтрак, нужно разгадать два ребуса. Для этого надо составить слова из букв и слогов, поставив их в том порядке, как идут цифры. Учащимся предлагаются карточки: – Возьмите карточку с цифрой 1, покажите ее мне, положите на парту цифрой вниз, а буквами вверх, то же самое сделайте с карточкой под цифрой 2, 3, 4. Прочитайте, что получилось. (Молоко. Торт.) – Ах, как вкусно! Ребята, а если мы будем пить молоко, то его в стакане будет больше или меньше? (Молока будет становиться меньше.) Учитель показывает на двух подносах стаканы с молоком разного объема. – Расставьте стаканчики по мере убывания в них молока.
– «Пейте дети молоко – будете здоровы!» А вот вам и торт. На торте нарисуйте такое количество свечей, которое обозначено цифрой на карточке.
IV. Сборы на лыжную прогулку.
– А теперь одеваемся на лыжную прогулку. Посмотрите внимательно на картинки (платье, панама, обувь, шапка, куртка, шарф, варежки). Сколько всего предметов вы видите? Скажите, что здесь лишнее и почему. (Здесь лишняя обувь, все остальное относится к одежде.) – А что лишнее среди одежды? (Платье и панама. Мы идем на зимнюю прогулку, поэтому нужно надевать теплый спортивный костюм.) – Нам осталось повязать шарф и надеть варежки. Что надеваем сначала, а что в последнюю очередь? (Сначала мы завязываем шарф, а потом надеваем варежки, потому что завязывать шарф в варежках неудобно.) – Давайте выберем шарф. Сколько их всего? (Три.) Учитель показывает шарфы трех цветов разной длины. – Какой по цвету самый длинный? (Самый длинный шарф красный.) – Какой шарф по цвету самый короткий? (Белый.) – Какой по цвету шарф средней длины? (Синий.) – Какой шарф вы бы выбрали себе? (Дети отвечают.) – А какой шарф удобнее надеть на прогулку? Почему? (Средней длины, синий. Короткий будет развязываться, а длинный цепляться за ветки и путаться под ногами.) – Какой символ России напоминают вам эти три цвета? (Флаг России.) – Назовите триколор флага России, начиная снизу. (Внизу – красный, посередине – синий, вверху – белый.) – Шарф подобрали. Ребята, какое число обозначает слово «пара»? (Это число 2.) – Что человек носит обязательно парой? (Парой носят носки, чулки, обувь, перчатки, варежки.) – Посмотрите-ка, у нас все варежки перепутались. Найдите каждой варежке пару. (Дети перекладывают варежки и находят пару.) Учитель демонстрирует варежки (или картинки с различными рукавицами). – Какая варежка лишняя? Чем она похожа на пару других? Чем отличается от нее? (Она похожа на пару рисунком, но отличается цветом елочки и резиночкой.) – С этим заданием справились, молодцы! Отгадайте загадки. Что мы еще возьмем с собой? Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.) – А кто-нибудь догадается, от какого слова произошло слово «коньки»? Скажем слово по слогам: конь-ки. (От слова «конь».) – Сейчас коньки делают металлические, раньше же их делали деревянные, а нос конька напоминал голову коня. Оттуда и пошло название «коньки». – Какие спортивные игры проводятся на льду на коньках? (Хоккей, конькобежный спорт, фигурное катание.) – Вот еще одна загадка: Они по снегу парой мчатся И провалиться не боятся. (Лыжи.) – По ширине лыжи какие? (Узкие.) Лыжи узкие, а мы не проваливаемся в снег. Почему? (Потому что вся масса тела человека распределяется на всю длину лыж.)

V. Веселые облака и снежинки.

Воспитатель
. Мы оделись и взяли все необходимое с собой. Давайте посмотрим на небо. Какие веселые облака на нем! (Можно изображение облаков подвесить к потолку.) Сколько облаков вы видите? На что похожи эти облака? (Показывает рисунки-облака.) (На гриб, медузу, ядерный взрыв, домик, маску двух лиц, елочку, коня.) – Как называют зимние облака? Что находится в них? (Снеговые тучи. Снег.) – К вам на парты упали снежинки. (Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги разного размера.) Когда они далеко в небе, какими они кажутся по величине? А когда приблизятся? Расположите снежинки по размеру: от меньшей к большей. (Дети раскладывают снежинки на парте.) – Выберите из пары слов то, которое подходит к снегу: теплый – холодный; пушистый – шершавый; мягкий – жесткий; сыпучий – тянучий; тяжелый – легкий; прозрачный – непрозрачный. белый – черный; – Когда снег бывает липким? А скрипучим? (В оттепель снег липкий, в мороз снег скрипит.) – А почему снег скрипит? (Снег скрипит под ногами, потому что ломаются лучики у снежинок.)
VI. В сказочном лесу.

Воспитатель
. Перед тем как отправиться в лес на прогулку, давайте посмотрим фильм о том, как нужно вести себя в лесу. Вспомните, что нельзя делать в лесу. (Ломать ветки деревьев и кустарников. Разбрасывать мусор. Разводить костры. Гонять и убивать птиц. Ловить и брать домой животных и птиц. Шуметь и кричать.) Послушайте стихотворение. Мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Ну вот и попали мы в сказочный лес. Лес этот полон прекрасных чудес.
Воспитатель
. Ребята, вы что-нибудь видите на снегу? (Нет.) Я сейчас буду волшебником. У меня есть волшебная палочка. Я провожу этой палочкой по снегу. (На белой бумаге парафином рисуем буквы, затем синей гуашью проводим по листу бумаги, и проявляются цифры и буква.) И что же здесь написано? Что лишнее и почему? (Здесь написаны цифры: 1, 2, 3, 4, 5 (показывают); лишняя буква А.)
Воспитатель
(показывает картинку, на которой снеговик изображен с ошибочным расположением элементов). Снеговик похож на себя? Что в нем не так? Давайте сделаем его правильно. Скатаем комья снега (показывают ладошками). Какой ком снега должен лежать внизу? Почему? (Внизу должен лежать самый тяжелый ком снега, иначе он раздавит маленькие комья.) Какой у нас красивый снеговик получился!
Воспитатель
. А вот домик. В нем окошко открыто. Надо закрыть, а то в доме будет холодно. Какой ставней закроем окошко? Подберите крышу для домика. Дети выполняют задание.

Воспитатель
. Что это? (Елочка.) (Показывает рисунок, на котором елка украшена шариками и колокольчиками.) – Елочка выросла с игрушками – просто чудеса. Чем она украшена? (Шариками и колокольчиками.) – Сколько всего шаров? Установите последовательность цвета шаров. Каким по цвету должен быть шестой шар, если считать слева направо? (Шестой шар должен быть красным.) – Сколько колокольчиков? (Четыре.) – Какой колокольчик отличается от других? Почему? (Третий колокольчик слева отличается от других тем, что у него нет язычка.)
Воспитатель
. Сейчас проверим, кто из вас внимательный. Посмотрите на рисунки. – Кто вышел из-за елки? Что изменилось? Из каких гео-метрических фигур состоит? (Мы видим животное. Оно состоит из треугольника, прямоугольника, математического знака «–». На 1-м плакате смотрит вперед (слева), а на 2-м – назад.)
Воспитатель
. А вот заколдованное яблочко висит на рябине. Что это за яблочко? (На картине мы видим снегиря.) – Где живет снегирь? (Он живет в лесу.) – Сколько елочек в лесу? А рябин? А снегирей? (Елочек в лесу много, а рябина одна, и снегирь один.) – Назовите, что существует в единственном числе. (Солнце, луна.) – А кто для вас единственный самый близкий человек? (Мама.) – Назовите ласковые слова о своей маме. (Красивая, забот-ливая, добрая, умная, ласковая, нежная, единственная, хорошая, строгая, необыкновенная и т. д.) – Вы знаете, что зимой птицам тяжело приходится, потому что им холодно и трудно добывать корм. Стихотворение А. Чепурова расскажет нам, как мы должны помогать птицам зимой. Трудно птицам зимовать, Прилетают птицы в сад Надо птицам помогать! Посидят, поговорят, Распилить я попросил Им бояться нечего: Досточку еловую, Пусть мороз трещит сердито – Вместе с папой смастерил Их столовая открыта Птичкину столовую. От зари до вечера. Дети насыпают корм в кормушку.
VII. Урок в лесной школе.

Воспитатель
. Трудно птицам и животным добывать себе пищу зимой. Поэтому птицы улетают в теплые края, а животные залегают в зимнюю спячку. Назовите таких животных. (Зимой спят медведи, ежи, сурки, барсуки.) – Из-под снега идет пар. Кто там залег под снегом? (Это берлога медведя.)
Воспитатель
(смотрит под стол). Это медведь, но он не один, там много зверей. Вы должны угадать их по описанию: 1) Большой, коричневый, косолапый (медведь). 2) Маленький, серенький, колючий (еж). 3) Длинноухий, трусливый, белый (заяц). 4) Хитрая, рыжая, пушистая (лиса). 5) Маленькая серенькая, пугливая, писклявая (мышь). 6) Зеленая, пупырчатая, прыгучая, живет на болоте (лягушка).
7) Ушастая, коричневая, непоседливая, прыгает с дерева на дерево, любит бананы (мартышка). – Сколько животных собралось в берлоге? Давайте посчитаем. (Семь животных.) – Звери собрались в берлоге не просто так. Еж проводит урок математики. Давайте поможем им считать.
Сценка
«Урок в лесной школе». Воспитатель читает и манипулирует игрушками. Дети слушают и помогают считать, отвечают хором.
Еж
. Здравствуйте, дети, садитесь! Начинаем наш урок: Повторять мы будем счет. Зая, заинька, скажи, Сколько будет два плюс три. (Пять.)
Заяц
. Ой не знаю, ой, боюсь, Почему-то весь трясусь!
Еж
. Отвечать ты должен смело, А робеть – плохое дело. Два плюс три будет пять – Это надо твердо знать. А теперь ответь, лиса: Сколько будет два плюс два? Лиса как бы хвостом перелистывает тетради и подсматривает. Не подсматривай, лиса! Ты куда косишь глаза? Надо четко отвечать, Не подсматривать в тетрадь. Сядь, подумай обо всем И ответишь мне потом.
Воспитатель
. Ребята, сколько будет два плюс два? (Четыре.)
Еж
. Ты, мартышка, ну-ка встань, Отвечай скорее нам: Сколько будет три плюс три? Мартышка скачет и твердит: «Три плюс три...». Долго думаешь, друг, ты. И так резво не скачи. Ты учись быстрей считать, Поскорей соображать.
Воспитатель
. Дети, помогите мартышке. Сколько будет три плюс три? (Шесть.)
Еж
. Пропищит теперь нам мышка, Лета красного подружка, Сколько будет пять плюс пять.
Воспитатель
. Мышка пищит, а вы считайте.
Еж
. Ты отлично отвечала, На пятерку пропищала. Пусть проквакает лягушка, Сколько будет три плюс два. Лягушка квакает три раза. Очень ты поторопилась, Потому со счета сбилась.
Ты подумала б сначала, А потом уж отвечала.
Воспитатель
. Сколько будет три плюс два? (Пять.)
Еж
. Молодцы, мои зверушки. Вы, друзья, должны стараться Все прилежно заниматься, Чтоб иголки все мои Сосчитать вы вмиг могли... До свидания, друзья, Наш урок окончил я.
Воспитатель
. Ребята, понравилось вам в лесной школе? Давайте поблагодарим хозяина и его друзей за гостеприимство.
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой: Папа был совсем большой, Мама с ним поменьше ростом, А сынок – малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. Динь-динь-динь, Динь-динь-динь.
Воспитатель
. Мартышка что-то хочет сказать. (Игрушкой-мартышкой, говорящей «Я тебя люблю», поглаживает каждого ребенка по голове.)
VIII. Решение задач.

Воспитатель
. Ребята, мы с вами отдохнули, но нам надо попасть на Круглое озеро. Чтобы туда попасть, нужно решить две задачи. Скажите, чем загадка отличается от задачи. (Ответом в загадке будет слово, а в задаче – число. Еще в задаче есть вопрос «Сколько?».) Саша с Колей – два дружка, Их добыча велика: Два веселых рыбака. Один сом, два окунька. Два часа на речке были, Хороша была рыбалка! Много рыбы наловили. Сколько рыбок, сосчитай-ка. (Три.) Сколько ребят С горки покатились? Двое в саночках сидят, Двое в снег свалились. (Четыре.)
IX. Зимняя рыбалка на Круглом озере.

Воспитатель
. Мы с вами на Круглом озере. Девочки катаются на коньках. Мальчики ловят рыбу. При помощи удочки вы должны поймать рыбку, решить пример, записанный на ней. Если вы решите правильно, то забираете рыбку себе, если нет – отпускаете обратно. И г р а «Я ловлю золотую рыбку». Озеро сделано из серебряной фольги. Рыбки – из картона, ко рту прикреплена канцелярская скрепка. Удочки – из палочки, нитка плотная, на конце – магнит. На рыбках записаны арифметические действия: 1 + 1; 4 – 2; 2 – 2; 3 – 3 и др. Уже вечер. Рыбы наловили, отдохнули, пора возвращаться домой и подводить итоги.
X. Подведение итогов.

Воспитатель
. Вот и закончилось наше занятие.
– Какие математические понятия мы повторяли? – Что решали? – Что разгадывали? – У кого побывали в гостях? – Понравилось вам занятие? Мне тоже. Все были молодцы! И вот что хочет сказать вам на прощание королева наук Математика: Я желаю вам, ребята, В школе не лениться, Вычитать и прибавлять, Хорошо учиться! С математикой дружить, Школьной дружбой дорожить! Вместе с зайчиком давайте споем песню «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковского, муз. П. Савельева). Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит – Вот что значит Настоящий верный друг! Мы поссоримся – и помиримся. «Не разлить водой», – шутят все вокруг. В полдень или в полночь Друг придет на помощь – Вот что значит Настоящий верный друг! Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то В трудную минуту – Вот что значит Настоящий верный друг!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение_ «Средняя общеобразовательная школа №20 ст. Подгорной»
В ГОСТЯХ У МАТЕМАТИКИ

(коррекционно-развивающее занятие,

дополняющее учебную программу)

Просяникова Надежда Александровна


В раздел образования