"Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"
Автор: Фролова Светлана Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СОШ Населённый пункт: с. Новоселовка Саратовская область Наименование материала: статья Тема: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе" Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Новоселовка
«Технология
деятельностного
метода
обучения на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов: Фролова С.Г.
Деятельностный
подход
лежит
в
основе
любого
современного
учебно-методического
комплекта.
Во
всех
системах
и
учебно-
методических комплектах на первом месте стоит не накопление у
учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а
становление
личности,
ее
«самостроительство»
в
процессе
деятельности
ребенка
в
предметном
мире,
причем
не
только
в
индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Системно-деятельностный
подход
перспективен
в
качестве
средства
ре ализации
новой
концепции
Ф е д е р а л ь н ы х
государственных
образовательных
стандартов,
доступен
для
освоения
в
массовой
практике
всеми
звеньями
системы
образования.
Ведущим методом в моей работе является деятельностный
метод. Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода.
Уметь
учиться
-
это
значит
понимать,
чего
я
не
знаю,
и
самостоятельно
находить
способ
справиться
с
затруднением,
получить знание.
Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в
учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков:
с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим
человеком.
Для ребёнка таким источником, как правило, оказывается
учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот
тот начальный уровень развития умения учиться, который должен
быть достигнут младшими школьниками.
Ученики на уроках работают в соответствии со своими
возможностями,
участвуют
в
равноправном
диалоге,
осознают
ценность своего участия в решении самых разных учебных задач.
Данная технология требует от учащихся умения высказать своё
мнение,
обосновать
его,
выстроить
цепочку
логических
рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда
я
говорю
меньше,
чем
мои
ученики.
Даю
детям
возможность
развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек
зрения,
прислушиваться
к
мнению
окружающих,
делать
собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения.
Технология
деятельностного
метода
означает,
что
постановку
учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в
ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим
руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на
вопросы, открывают для себя новое знание.
Я пришла к выводу: то, что «открыто» самими детьми, требует
меньших
затрат
на
отработку,
и
эти
знания
отличаются
более
высоким
уровнем
качества,
чем
полученные
традиционным
преподаванием.
Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных
мотивов.
Содержание
УМК
«Школа
России»,
по
которому
я
работаю,
доступно
каждому
ученику.
Это
сохраняет
у
детей
устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость,
удовольствие
и
успех.
Формированию
учебно-познавательных
мотивов
способствует
работа
со
специальными
рубриками
учебников:
«Словарная
работа»,
«Работа
по
развитию
речи».
Содержание
текстов,
иллюстраций,
заданий
в ызывает
эмоционально-положительное
отношение
учеников
-
удивление,
сопереживание, радость открытия и желание учиться.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели –
осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти
ответ. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как
прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником
с помощью учителя. В этом случае свою деятельность направляю
на создание условий для формирования активного целеполагания
на
уроке.
В
связи
с
этим
возникает
необходимость
разработки
приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на
уроке.
Все
приёмы
основываются
на
активной
мыслеречевой
деятельности учащихся и классифицируются по преобладающему
каналу восприятия:
В результате использования проблемно-диалогического
метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик
учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности,
интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому
их
применению.
Всё
это
способствует
развитию
творческих
способностей школьников, устной речи, умения формулировать и
высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Процесс
обучения
есть
всегда
обучение
деятельности
-
либо
предметно-практическим
действиям
(например,
простейшим
трудовым
действиям,
практическому
общению
на
иностранном
языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит
делать учение мотивированным,
учить ребенка самостоятельно
ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения
(т.е.
оптимально
организовывать
свою
деятельность),
помогать
ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля,
оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать»
ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции
должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь
самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения
учебных
задач,
а
в
идеале
-
находить
свои
собственные,
не
встречавшиеся в его практике способы действий.
Первая ступень деятельностного обучения - 1 класс. Дети
учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы
на вопросы, учатся работать в группе (в парах).
Далее - групповая работа. Групповая работа – одна из форм
деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует
определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы
оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и
управлении реализовываются основные условия коллективности:
ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности,
осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда
между
членами
группы;
осуществляется
взаимообучение
и
взаимоконтроль.
Таким
образом,
дети
приобщаются
к
важным
навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению
соглашаться
с
точкой
зрения
другого,
умению
разрешать
конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели.
Умение
управлять
как
собственной,
так
и
совме стной
деятельностью
в
группе
дает
возможность
учащимся
быть
активными участниками учебной деятельности.
У обучающихся формируются основные учебные умения,
позволяющие
им
успешно
адаптироваться
в
основной
школе
и
продолжить
предметное
обучение
по
любому
уч ебн о-
методическому комплекту.