Напоминание

"Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"


Автор: Фролова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: с. Новоселовка Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Новоселовка «Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе» Учитель начальных классов: Фролова С.Г.
Деятельностный подход лежит в основе любого современного учебно-методического комплекта. Во всех системах и учебно- методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Системно-деятельностный подход перспективен в качестве средства ре ализации новой концепции Ф е д е р а л ь н ы х государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования. Ведущим методом в моей работе является деятельностный метод. Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю, и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание. Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком. Для ребёнка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками. Ученики на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим
руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание. Я пришла к выводу: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием. Особое внимание уделяю развитию учебно-познавательных мотивов. Содержание УМК «Школа России», по которому я работаю, доступно каждому ученику. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех. Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Словарная работа», «Работа по развитию речи». Содержание текстов, иллюстраций, заданий в ызывает эмоционально-положительное отношение учеников - удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае свою деятельность направляю на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся и классифицируются по преобладающему каналу восприятия: В результате использования проблемно-диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно
ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий. Первая ступень деятельностного обучения - 1 класс. Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы, учатся работать в группе (в парах). Далее - групповая работа. Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения. Данная форма работы требует определённой подготовки учителя к уроку, но результат работы оправдывает себя. При правильном педагогическом руководстве и управлении реализовываются основные условия коллективности: ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль. Таким образом, дети приобщаются к важным навыкам жизни: действенному общению, умению слушать, умению соглашаться с точкой зрения другого, умению разрешать конфликты, умению работать сообща для достижения общей цели. Умение управлять как собственной, так и совме стной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому уч ебн о- методическому комплекту.


В раздел образования