Напоминание

"Развитие личностных качеств учащихся на уроках и внеурочной деятельности" Портфолио ученика начальных классов


Автор: Романько Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1319
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие личностных качеств учащихся на уроках и внеурочной деятельности" Портфолио ученика начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад





1. Тема выступления

«Развитие личностных качеств учащихся на уроках и внеурочной

деятельности»
Подготовила учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1319 Романько М.Г. (2016г.) 2. Главная цель образования «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». 3. И на первое место мы ставим перед собой формирование личностных качеств учащихся, которые помогут ребенку быть успешным в условиях конкуренции. 4. Новые задачи требуют от нас новых путей решений. - изменение характера взаимодействия учителя с классом -
личностное включение
всех учащихся в
процесс взаимного общения;
- внешняя мотивация вытесняется формированием
осознанного мотива

учения;
- репродукция знаний заменяется
решением творческих учебных и

практических задач
5. Задача учителей создать условия для реализации цели образования ( формирование личностных качеств). 6. Чтобы выпускник начальных классов соответствовал данному портрету. 7. Встает вопрос как и когда реализовывать эту цель. 8. В этом нам с ребятами помогает Портфолио.
Портфолио ученика

начальной школы- средство мотивации личностного развития

.
В моем понимании Портфолио- это рабочий инструмент, который выполняет работу каждый день! Девиз работы с портфолио ученика начальной школы: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»
9. Основные цели портфолио: - создание ситуации успеха - раскрытие индивидуальных способностей - развитие познавательных интересов - развитие мотивации 10. Портфолио объединяет сразу три стороны учебного процесса: учителя, учащихся и их родителей.
Портфолио

помогает учителю

:

:
ü Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию ü Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей ü Сделать оценку работы оптимистичной
Уенику:
 Формировать навык самоконтроля и самооценки  Формирование мотивации
Родителям:
Наблюдать за продвижениями своего ребенка 11. Виды портфолио Существует огромный выбор уже готовых (на печатной основе) портфолио. Но, мне их использовать неудобно. Поэтому, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Т.к. такую папку удобно формировать относительно поставленных задач. 12. Оформление портфолио Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное
.

Единственное,

чего

стоит

опасаться,

так

это

того,

чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель

моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на


передний план раздел, документально

п о д т в е рж д а ю щ и й

э т и

достижения

(всевозможные грамоты и сертификаты)
13. Наша работа Портфолио мы с ребятами ведем с первого класса. В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей . В начале года мы определяем для себя задачи на весь учебный год. Это содержание. Первые страницы стандартные: титульный лист, моя семья… В первом и во втором классах при формировании и фиксации личностных качеств очень помог надпредеметный курс «Мир деятельности». Все над чем мы работали и чего достигли мы фиксируем, анализируем. Ставим перед собой новые задачи.
Каждый

учащийся

это

делает

самостоятельно, относительного своего достигнутого уровня.
На технологических картах можно увидеть различные знаки, пометки. Они указывают на то, как ребенок отрабатывал тот или иной пункт. Вот уже третий год мы работаем с портфолио и многому уже научились. С этого года в содержании появились новые пункты содержания. На уроках мы используем технологические карты (деятельность на уроке), где в первую очередь фиксируются личностные качества: работа в паре или группе, правила поведения на уроке, работа в тетради… За неделю по этим карточкам мы подводим итоги. На стенде у нас есть сводная таблица. В конце триместра подводим итоги. Все это очень стимулирует детей, заметно возрастает успеваемость в классе, а главное формируются личностные качества необходимые для успешного обучения. 14. После уроков начинает работать «Театр». Один из видов групповой работы. Вот, где раскрываются все личностные качества.
Во время занятий учимся взаимодействовать, уважать мнение других, учимся помогать и просить помощи, открываем новые таланты. На следующий год мы уже ставим новые задачи по работе с портфолио. Приятно видеть как меняются дети и я меняюсь вместе с ними.
Спасибо за внимание!
15. Информация для размышления…


В раздел образования