Автор: Полухина Валентина Степановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1619" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект урока внеклассного чтения Тема: Рассказы Н.Н.Носова Раздел: начальное образование
Тема урока : Рассказы Н.Н. Носова.
Цель урока : познакомить детей с подзаголовком,
учить детей рассказывать по плану ,
учить анализировать иллюстрации,
работать над выразительностью чтения.
Ход урока.
1.
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы посвящаем урок внеклассного чтения произведениям Н. Н.
Носова. Но прежде, чем перейти к ним, поговорим о его биографии
(сообщения учащихся) .
2. Просмотр книжной выставки.
- Есть ли на книжной выставке одинаковые книги?
- Есть на книжной выставке разные книги, но с одинаковым названием?
- Чем они отличаются?
3. Работа с титульным листом .
-Какие данные можно увидеть на титульном листе?
- Что можно сказать о книгах Н. Носова только по заголовкам?
- Что можно сказать о книгах Н. Носова только по иллюстрациям?
4. Словарная работа. Знакомство со словом АННОТАЦИЯ.
АННОТАЦИЯ – Краткое изложение содержания книги, статьи
5. Рассказывание содержания по плану.
ПЛАН.
1.
Какую книгу ты прочитал?
2.
Сколько в ней рассказов?
3.
О чем в этой книге говориться?
«МИШКИНА КАША»
- Кто здесь главные герои?
- Встречались ли вам ещё рассказы, где главный герой МИША?
6. Чтение в лицах рассказ « ФАНТАЗЁРЫ»
Вопросы по содержанию.
-Кто из детей вам понравился?
-Почему?
- Кого нельзя назвать «фантазёрами»?
7. Чтение загадок, в названии которых название рассказа.
Чтобы я тебя повёз,
мне не надо есть овес.
На копыта дай резины ,и,
побежавши вихрем пыль,
побежит (автомобиль).
8. Пересказ произведения « Автомобиль»
Словарная работа.
Капот- кузовная деталь у автомобиля
Бампер- энергопоглощающее устройство автомобиля( на случай легкого
удара)
-Дошло ли письмо милиционеру?
- Правильно ли поступили ребята, что отправили письмо ему?
9. Отгадайте загадку.
Лежит меж грядок
Зелен и гладок. ( Огурец)
Поставьте слово «огурец» во множественное число.
10. Чтение учителем рассказа « ОГУРЦЫ»
Вопрос перед прослушиванием.
Почему Котька пришел домой радостный?
11. Работа над содержанием рассказа.
- Как меняется настроение Котьки во время разговора с мамой? (кричит,
вырывается, сердится, плачет).
-Как мама называет поступок Котьки?
-А сам Котька?
-На чем настаивает мама?
-Почему не согласен Котька?
-Чем еще возмущается мама, кроме того, что он украл огурцы? (подводит
сторожа)
-В чем видна настойчивость мамы?
-Правильно ли она поступает? (да, ведь он украл огурцы)
-Стыдно было Котьке перед дедушкой?
- Когда у Котьки стало радостно на душе?
-Почему?
- Какими людьми были мама и дедушка? ( строгие, добрые)
« Пусть у меня не будет сына, чем сын – вор.»
-Как вы понимаете эти слова? ( любовь матери. Она его любит и не хочет
видеть своего сына вором, плохим человеком).
12. Стол находок. ( презентация. Рисунки).
Кто здесь был и что оставил?
Из какого произведения?
1.
На столе лежит игрушечная машина. ( « Автомобиль» Миша и Стасик)
2.
Нитка и иголка( « Заплатка» Оставил Бобка)
3.
Пистолет « Саша» Сашка
4.
Шляпа « Живая шляпа» ( Вова и Вадик)
5.
Репродуктор. « Федина задача» ( Федя)
Словарная работа
Репродуктор – радио
Советник- гражданский чин в царской России.
Чтение рассказа « Федина задача»
Почему Федя не смог решить задачу?
Как необходимо выполнять задания?
13. Незнайка принес телеграмму.
Кто отправил эту телеграмму?
« Милая мамочка, разреши мне держать щеночка маленького. Он очень
красивый: весь рыженький, а ухо черное, и я его очень люблю. ( Мишка. «
Дружок)
«Васька, миленький. Как же ты
попал под шляпу? ( Вадик. « Живая шляпа»)
« Горка получилась хорошая, скользкая» (Котька «На горке»)
« Нет, голубчик, и не проси. Что за игра с огнем? И слушать ничего не
желаю» (Бабушка. «Шурик у дедушки»)
«Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он закричал: «Ай!»-прыг на диван.
(«Живая шляпа»)
А я один раз купался в море. И на меня акула напала . А я бац кулаком, а она
меня цап за голову – и откусила.» ( Мишутка. « Фантазёры»)
14. Викторина
Герои какого произведения нарушали правила дорожного движения?
Чем доставали воду из колодца герои « Мишкина каша»?
Почему Мишкино письмо из рассказа « Дружок» так долго не могла получить
его мама?
Как могло получиться. Что герой рассказа Мишутка съел ведро мороженого?
Назови рассказ?
Кто произносит эти слова и к кому они обращены? « Вот молодцы, ребятки,
только приехали и сразу за работу»
К какому произведению эти рисунки? ******************
_ Какие произведения у Н. Носова? (веселые, радостные, смешные,
юмористические)
что появляется на лицах у вас, когда вы их читаете?
ВЫВОД:
Герои Н. Носова « неплохие», «нехорошие» . У них нет жизненного опыта, а
иногда и неумение видеть себя со стороны. А это очень важно. Рассказы Н.
Носова вызывают улыбку и смех . А смех – дело серьезное. Ведь не смешно.
Если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем, старым человеком.
Важно научиться видеть по настоящему смешное, понимать шутки
окружающих людей, уметь самому рассказывать о забавном, смешном
случае. Этому нас учил Николай Николаевич Носов. Давайте почитаем
высказывание С.В Михалкова: « Все герои Носова «как живые, а их
фантазии, их поступки и даже проделки учат читателя добру…»