Напоминание

Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики


Автор: Почерняева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Березовчанская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Советский район д.Берёзовчик
Наименование материала: статья
Тема: Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие



устных



вычислительных

навыков

на



уроках



математики

.

В

системе

учебных

предметов

математике

принадлежит

особая

роль

.

Она

вооружает

учеников

необходимыми

знаниями

,

умениями

и

навыками

,

которые

используются

при

изучении

других

школьных

дисциплин

.

При

изучении

данного

предмета

от

обучающихся

требуется

немало

волевых

и

умственных

усилий

,

развитого

воображения

,

концентрации

внимания

.

Математика

развивает

личность

учащегося

.

Кроме

того

,

изучение

математики

существенно

способствует

развитию

логического

мышления

и

расширяет

кругозор

обучающихся

,

а

главное

,

подготавливает

их

к

жизни

,

где

часто

приходится

выполнять

устно

действия

над

числами

,

воспринимаемыми

на

слух

(

например

,

действия

с

деньгами

).

На

уроках

математики

в

результате

взаимодействия

усилий

учителя

и

обучающихся

развивается

математическое

мышление

.

Одним

из

средств

,

способствующих

лучшему

усвоению

математики

,

являются

устные

упражнения

.

Устные

упражнения

активизируют

мыслительную

деятельность

учащихся

,

развивают

внимание

,

наблюдательность

,

память

,

речь

,

быстроту

реакции

,

повышают

интерес

к

изучаемому

материалу

.

Они

дают

возможность

изучить

большой

по

объему

материал

за

более

короткий

промежуток

времени

.

Проводимые

в

начале

урока

устные

упражнения

помогают

ученикам

быстро

включиться

в

работу

,

в

середине

или

конце

урока

служат

своеобразной

разрядкой

после

напряжения

и

усталости

,

вызванных

письменной

или

практической

работой

.

В

ходе

выполнения

этих

упражнений

учащиеся

чаще

,

чем

на

других

этапах

урока

,

получают

возможность

устно

отвечать

,

причем

они

сразу

проверяют

правильность

своего

ответа

.

В

отличии

от

письменных

упражнений

содержание

устных

таково

,

что

их

решение

не

требует

большого

числа

рассуждений

,

преобразований

,

больших

вычислений

.


Устная

работа

на

уроках

математики

в

начальной

школе

,

а

особенно

в

первом

классе

,

имеет

большое

значение



это

и

беседы

учителя

с

классом

или

отдельными

учениками

,

и

рассуждения

учащихся

при

выполнении

тех

или

иных

заданий

.

Среди

этих

видов

устной

работы

можно

выделить

так

называемые

устные

упражнения

.

Для

достижения

правильности

и

беглости

устных

вычислений

в

течении

всех

четырёх

лет

обучения

на

каждом

уроке

математики

необходимо

выделять

5-10

минут

для

проведения

упражнений

в

устных

вычислениях

,

предусмотренных

программой

каждого

класса

.

Материал

для

этого

можно

подобрать

из

учебника

,

специальных

сборников

,

математических

энциклопедий

или

книг

,

можно

предложить

учащимся

самим

придумать

задания

.

Устные

упражнения

проводятся

в



вопросно

-

ответной

форме

,

все

обучающиеся



класса

выполняют

одновременно

одни

и

те

же

упражнения

.

А

чтобы

заинтересовать

детей

,

нужно

подбирать

разнообразные

задания

,

рассчитанные

как

на

совсем

слабых

детей

,

так

и

на

наиболее

сильных

.

Чтобы

навыки

устных

вычислений

постоянно

совершенствовались

,

необходимо

установить

правильное

соотношение

в

применении

устных

и

письменных

приёмов

вычислений

:

вычислять

письменно

только

тогда

,

когда

устно

вычислять

трудно

.

Упражнения

в

устных

вычислениях

могут

присутствовать

на

любом

этапе

урока

математики

.

Их

можно

проводить

как

разминку

в

начале

урока

,

объединять

с

проверкой

домашних

заданий

,

включать

в

закрепление

изученного

материала

.

Устные

упражнения

должны

соответствовать

теме

и

цели

урока

и

помогать

усвоению

изучаемого

на

данном

уроке

или

ранее

пройденного

материала

.

Хочу

поделиться

своим

опытом

по

организации

работы

на

уроках

математики

,

направленной

на

формирование

навыков

устного

счёта

,

повышение

познавательного

интереса

к

уроку

математики

при

помощи

упражнений

,

включающего

в

себя

различные

по

содержанию

и

сложности

задания

по

формированию

навыка

устного

счёта

на

разных

этапах

урока

математики

в

1

классе

.


Учитывая

особенности

класса

,

возрастные

особенности

первоклассников

и

содержание

программного

курса

математики

была

организована

целенаправленная

работа

по

проведению

устного

счёта

на

уроках

математики

.

Подобранные

упражнения

для

устного

счёта

состоят

из

различных

по

содержанию

и

сложности

заданий

,

направленных

не

только

на

формирование

вычислительных

навыков

,

но

и

на

активное

развитие

мыслительных

операций

.

Упражнения

для

устного

счёта

были

предъявлены

учащимся

в

форме

различных

игр

,

шифровок

,

математических

диктантов

,

карточек

с

примерами

,

таблиц

для

заполнения

на

разных

этапах

урока

математики

.

Кроме

этого

,

упражнения

для

устного

счёта

предлагались

первоклассникам

так

,

чтобы

они

способствовали

развитию

различных

анализаторов

,

т

.

е

.

воспринимались

детьми

либо

зрительно

,

либо

на

слух

,

либо

зрительно

и

на

слух

.

Прочность

и

автоматизм

навыков

достигается

в

процессе

разнообразных

индивидуальных

,

групповых

упражнений

,

игровых

ситуаций

,

дидактических

игр

.

Всевозможные

формы

и

методы

уже

изобретены

и



опробированы



ни

на

одном

поколении

школьников

.

А

нам

учителям

остаётся

ни

лениться

,

а

пользоваться

наработками

и

варьировать

задания

в

зависимости

от

целей

уроков

.

Вычислительные

навыки

делятся

на

две

группы

:

устные

и

письменные

.

Остановлюсь

на

некоторых

,

излюбленных

мною

и

моими

учениками

.

Итак

,

я

включаю

в

урок

математики

игры

и

игровые

упражнения

.

Среди

них

«

Мяч

по

кругу

» .

Я

бросаю

детям

мяч

,

а

они

должны

правильно



решить

заданный

пример

.

Следующее

задание

-

найди

закономерность

в

записи

данного

ряда

и

запиши

ещё

5

чисел

,

реши

ребусы

и

закрась

правильным

цветом

.

Ещё

ученикам

очень

нравится

игра

«

Лото

».

У

каждого

ученика

имеется

карточка

с

записанными

на

ней

числами

.

Я

диктую

задание

,

ученик

считает

и

закрашивает

полученное

число

,

в

результате

,

если

все

задания

выполнены

верно

,

получается

цифра

.

А

какая

цифра

,

мы

сейчас

узнаем

поиграв

в

«

Лото

».

1. 5

х

7

2.

Увеличь

9

в

5

раз

3. 1

множитель

8 , 2

множитель

5.

Найди

произведение

.

4. 9

х

9

5.

Какое

число

надо

умножить

на

6 ,

чтобы

получить

42

6.

Уменьши

32

в

4

раза

.

7.

Во

сколько

раз

5

меньше

50.


8.

Делимое

35 ,

делитель

7.

Чему

равно

частное

.

9.

Увеличь

8

в

8

раз

10.

Уменьши

48

в

8

раз

11. 8

х

4

Итак

,

у

кого

получилась

цифра

5,

за

устный

счёт

получает

оценку

5.

И

последняя

игра

«

По

цепочке

».

Перед

вами

лежат

карточки

с

примерами

и

ответами

.

Первый

ученик

называет

пример

,

а

ответ

к

примеру

называет

другой

ученик

,

у

которого

записаны

цифры

во

втором

столбике

,

подходящие

к

ответу

.

После

названия

ответа

,

этот

ученик

читает

свой

пример

,

а

остальные

смотрят

в

свои

карточки

нет

ли

у

них

во

втором

столбике

ответа

к

этому

примеру

.

И

так

играем

пока

цепочка

не

замкнётся

по

кругу

.

Такая

работа

оживляет

устный

счёт

и

способствует

выработке

навыков

беглого

счёта

.

У

ребят

создаётся

определённый

эмоциональный

настрой

.


В раздел образования