Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики
Автор: Почерняева Наталья АлександровнаДолжность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Березовчанская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Советский район д.Берёзовчик
Наименование материала: статья
Тема: Развитие устных вычислительных навыков на уроках математики
Раздел: начальное образование
Назад
Развитие
устных
вычислительных
навыков
на
уроках
математики
.
В
системе
учебных
предметов
математике
принадлежит
особая
роль
.
Она
вооружает
учеников
необходимыми
знаниями
,
умениями
и
навыками
,
которые
используются
при
изучении
других
школьных
дисциплин
.
При
изучении
данного
предмета
от
обучающихся
требуется
немало
волевых
и
умственных
усилий
,
развитого
воображения
,
концентрации
внимания
.
Математика
развивает
личность
учащегося
.
Кроме
того
,
изучение
математики
существенно
способствует
развитию
логического
мышления
и
расширяет
кругозор
обучающихся
,
а
главное
,
подготавливает
их
к
жизни
,
где
часто
приходится
выполнять
устно
действия
над
числами
,
воспринимаемыми
на
слух
(
например
,
действия
с
деньгами
).
На
уроках
математики
в
результате
взаимодействия
усилий
учителя
и
обучающихся
развивается
математическое
мышление
.
Одним
из
средств
,
способствующих
лучшему
усвоению
математики
,
являются
устные
упражнения
.
Устные
упражнения
активизируют
мыслительную
деятельность
учащихся
,
развивают
внимание
,
наблюдательность
,
память
,
речь
,
быстроту
реакции
,
повышают
интерес
к
изучаемому
материалу
.
Они
дают
возможность
изучить
большой
по
объему
материал
за
более
короткий
промежуток
времени
.
Проводимые
в
начале
урока
устные
упражнения
помогают
ученикам
быстро
включиться
в
работу
,
в
середине
или
конце
урока
служат
своеобразной
разрядкой
после
напряжения
и
усталости
,
вызванных
письменной
или
практической
работой
.
В
ходе
выполнения
этих
упражнений
учащиеся
чаще
,
чем
на
других
этапах
урока
,
получают
возможность
устно
отвечать
,
причем
они
сразу
проверяют
правильность
своего
ответа
.
В
отличии
от
письменных
упражнений
содержание
устных
таково
,
что
их
решение
не
требует
большого
числа
рассуждений
,
преобразований
,
больших
вычислений
.
Устная
работа
на
уроках
математики
в
начальной
школе
,
а
особенно
в
первом
классе
,
имеет
большое
значение
–
это
и
беседы
учителя
с
классом
или
отдельными
учениками
,
и
рассуждения
учащихся
при
выполнении
тех
или
иных
заданий
.
Среди
этих
видов
устной
работы
можно
выделить
так
называемые
устные
упражнения
.
Для
достижения
правильности
и
беглости
устных
вычислений
в
течении
всех
четырёх
лет
обучения
на
каждом
уроке
математики
необходимо
выделять
5-10
минут
для
проведения
упражнений
в
устных
вычислениях
,
предусмотренных
программой
каждого
класса
.
Материал
для
этого
можно
подобрать
из
учебника
,
специальных
сборников
,
математических
энциклопедий
или
книг
,
можно
предложить
учащимся
самим
придумать
задания
.
Устные
упражнения
проводятся
в
вопросно
-
ответной
форме
,
все
обучающиеся
класса
выполняют
одновременно
одни
и
те
же
упражнения
.
А
чтобы
заинтересовать
детей
,
нужно
подбирать
разнообразные
задания
,
рассчитанные
как
на
совсем
слабых
детей
,
так
и
на
наиболее
сильных
.
Чтобы
навыки
устных
вычислений
постоянно
совершенствовались
,
необходимо
установить
правильное
соотношение
в
применении
устных
и
письменных
приёмов
вычислений
:
вычислять
письменно
только
тогда
,
когда
устно
вычислять
трудно
.
Упражнения
в
устных
вычислениях
могут
присутствовать
на
любом
этапе
урока
математики
.
Их
можно
проводить
как
разминку
в
начале
урока
,
объединять
с
проверкой
домашних
заданий
,
включать
в
закрепление
изученного
материала
.
Устные
упражнения
должны
соответствовать
теме
и
цели
урока
и
помогать
усвоению
изучаемого
на
данном
уроке
или
ранее
пройденного
материала
.
Хочу
поделиться
своим
опытом
по
организации
работы
на
уроках
математики
,
направленной
на
формирование
навыков
устного
счёта
,
повышение
познавательного
интереса
к
уроку
математики
при
помощи
упражнений
,
включающего
в
себя
различные
по
содержанию
и
сложности
задания
по
формированию
навыка
устного
счёта
на
разных
этапах
урока
математики
в
1
классе
.
Учитывая
особенности
класса
,
возрастные
особенности
первоклассников
и
содержание
программного
курса
математики
была
организована
целенаправленная
работа
по
проведению
устного
счёта
на
уроках
математики
.
Подобранные
упражнения
для
устного
счёта
состоят
из
различных
по
содержанию
и
сложности
заданий
,
направленных
не
только
на
формирование
вычислительных
навыков
,
но
и
на
активное
развитие
мыслительных
операций
.
Упражнения
для
устного
счёта
были
предъявлены
учащимся
в
форме
различных
игр
,
шифровок
,
математических
диктантов
,
карточек
с
примерами
,
таблиц
для
заполнения
на
разных
этапах
урока
математики
.
Кроме
этого
,
упражнения
для
устного
счёта
предлагались
первоклассникам
так
,
чтобы
они
способствовали
развитию
различных
анализаторов
,
т
.
е
.
воспринимались
детьми
либо
зрительно
,
либо
на
слух
,
либо
зрительно
и
на
слух
.
Прочность
и
автоматизм
навыков
достигается
в
процессе
разнообразных
индивидуальных
,
групповых
упражнений
,
игровых
ситуаций
,
дидактических
игр
.
Всевозможные
формы
и
методы
уже
изобретены
и
опробированы
ни
на
одном
поколении
школьников
.
А
нам
учителям
остаётся
ни
лениться
,
а
пользоваться
наработками
и
варьировать
задания
в
зависимости
от
целей
уроков
.
Вычислительные
навыки
делятся
на
две
группы
:
устные
и
письменные
.
Остановлюсь
на
некоторых
,
излюбленных
мною
и
моими
учениками
.
Итак
,
я
включаю
в
урок
математики
игры
и
игровые
упражнения
.
Среди
них
«
Мяч
по
кругу
» .
Я
бросаю
детям
мяч
,
а
они
должны
правильно
решить
заданный
пример
.
Следующее
задание
-
найди
закономерность
в
записи
данного
ряда
и
запиши
ещё
5
чисел
,
реши
ребусы
и
закрась
правильным
цветом
.
Ещё
ученикам
очень
нравится
игра
«
Лото
».
У
каждого
ученика
имеется
карточка
с
записанными
на
ней
числами
.
Я
диктую
задание
,
ученик
считает
и
закрашивает
полученное
число
,
в
результате
,
если
все
задания
выполнены
верно
,
получается
цифра
.
А
какая
цифра
,
мы
сейчас
узнаем
поиграв
в
«
Лото
».
1. 5
х
7
2.
Увеличь
9
в
5
раз
3. 1
множитель
8 , 2
множитель
5.
Найди
произведение
.
4. 9
х
9
5.
Какое
число
надо
умножить
на
6 ,
чтобы
получить
42
6.
Уменьши
32
в
4
раза
.
7.
Во
сколько
раз
5
меньше
50.
8.
Делимое
35 ,
делитель
7.
Чему
равно
частное
.
9.
Увеличь
8
в
8
раз
10.
Уменьши
48
в
8
раз
11. 8
х
4
Итак
,
у
кого
получилась
цифра
5,
за
устный
счёт
получает
оценку
5.
И
последняя
игра
«
По
цепочке
».
Перед
вами
лежат
карточки
с
примерами
и
ответами
.
Первый
ученик
называет
пример
,
а
ответ
к
примеру
называет
другой
ученик
,
у
которого
записаны
цифры
во
втором
столбике
,
подходящие
к
ответу
.
После
названия
ответа
,
этот
ученик
читает
свой
пример
,
а
остальные
смотрят
в
свои
карточки
нет
ли
у
них
во
втором
столбике
ответа
к
этому
примеру
.
И
так
играем
пока
цепочка
не
замкнётся
по
кругу
.
Такая
работа
оживляет
устный
счёт
и
способствует
выработке
навыков
беглого
счёта
.
У
ребят
создаётся
определённый
эмоциональный
настрой
.
В раздел образования