Напоминание

Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Нравственные уроки народной мудрости в сказке "Морозко".


Автор: Обойщикова Елена Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №6
Населённый пункт: Ярославская обл. г. Тутаев
Наименование материала: конспект
Тема: Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Нравственные уроки народной мудрости в сказке "Морозко".
Раздел: начальное образование





Назад





Обойщикова Е. Д.

учитель начальных классов

МОУ СШ №6

Г. Тутаев

Интегрированный урок литературного чтения и музыки.

Нравственные уроки народной мудрости в сказке

«Морозко».

Цель:
воспитание добрых отношений детей друг к другу на примере русской народной сказки «Морозко».
Задачи:
1. Познакомить детей с нравственными чертами, присущими героям сказки. 2. Способствовать воспитанию лучших нравственных качеств в каждом школьнике. 3. Воспитывать потребность помогать другу в беде, умение отличать плохие поступки от хороших, совершенствовать себя как нравственную личность.
Оборудование:

Ключевые понятия:
Добро, зло, мудрость, злорадство, кроткий, трудолюбивый, благодарность.
1.

Вступительная часть.
(Читает учитель) О чём-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Тихонько скрипит половица, По комнате ходит … сказка. Вот и мы сегодня приоткроем дверь в прекрасный мир сказки.
Звучит «В гостях у сказки».

- Что вы представляете когда слышите слово сказка? 1.Рассказ учителя. Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось. 2.Беседа. - Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка ряба», и другие.) - Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да в ней ...» Продолжите пословицу. (Намёк добрым молодцам урок.) — Ребята, сейчас идёт снежная холодная зима. Вы радуетесь зимним забавам, зимней картине. — А без чего не бывает зимы? (без снега и метели, без мороза и инея, без холода и бурана…)
Физмин.

(Танец снежинок)
— Почему зиму мы называем волшебницей? Волшебником, чародеем зимой является и мороз. Он как живое существо, может все. — А что он может? (вызвать холод, заморозить речки, мосты…) Недаром мороз люди характеризуют словами трескучий, лютый, сильный. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».
Героем сегодняшней сказки является Морозко, который творит и добро, и зло. Мы попробуем выяснить, кого он вознаграждает, а кого наказывает, как волшебник, как настоящий хозяин зимы, постараемся сравнить характеры и поступки героев. 2. Энциклопедия слова «Мороз». Сначала мы поближе познакомимся со словом «мороз» (проверка задания). 1) Лексическое значение:
мороз
– холод, при котором мерзнет вода, а градусник опускается ниже нуля. 2) Пословицы о морозе Мороз велик, стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Осенний мороз не вызовет слез, а зимние морозы – из глаз слезы. Январю – большие морозы, февралю- метели. В феврале два друга – мороз да вьюга. 3. Словарная работа Ребята, обратите внимание на слова, которые встретятся в сказке. –
Мачеха
– неродная мать для детей своего мужа, оставшихся у него от предшествующего брака. –
Падчерица
– неродная дочь для одного из супругов. –
Затужил, заплакал
– опечалился. –
Озноб пробирает
– ощущение холода, замёрзнуть до дрожи. –
Сжалился
– пожалел кого-то. –
Короб
– круглая коробка, сделанная из бересты, для укладки и переноски разных предметов. –
Окостенеть
– замерзнуть до смерти, стать неподвижным, окоченеть. –
Заголосила
– громко закричала, заплакала с причитаниями.
Чтение сказки

- Назовите героев сказки. - Кто из героев вам больше всего понравился и почему? - Что вы можете сказать о мачехе? - Как жилось дочке старика? - А родной дочери мачехи? Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери. (Работа в парах) Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери? Добрая Ленивая Трудолюбивая Грубая Вежливая Вредная Ласковая Сварливая Терпеливая Высокомерна Скромная Неуважительна Почтительна Злая Кроткая - Какое слово вам не понятно?
Кроткий –
незлобивый, покорный, смирный. - Почему старик повёз свою дочь в лес? - Как зимний лес встретил девочку? - Почему Морозко пожалел девочку? - Что говорила собака? - Почему старуха отправила свою дочь в лес? - За что Морозко наказал дочь мачехи? - Как вы думаете, по заслугам получили девочки? Добро вознаграждается, а зло наказывается.
- Кого Морозко делает счастливой? Для кого творит добро? - Что такое добро? (всё положительное, хорошее, полезное) - Кто в сказке является носителем зла? Морозко использует свое волшебство во имя добра. Добро и зло идут рядом. Не будь зла, мы просто не смогли бы узнать, что такое добро.
Физмин.
- Сейчас мы с вами на лошадях с бубенчиками отправимся в мир музыки. Богатый и поэтический мир звуков всегда привлекал слушателей своей выразительностью и красотой. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, заставить задуматься или помечтать. Она может поведать о правдивых и сказочных событиях. Неисчерпаемым источником для вдохновения композитора были литературные произведения. Изображая сказочных героев, музыка звучала, то зачарованно, то зловеще и настороженно, то нежно и ласково. Музыка может подражать звуками природы: пению птиц, журчанию ручейка и даже морозу со снежной бурей и с завыванием ветра. Сейчас мы послушаем музыкальный отрывок из сказки «Морозко», музыку к сказке написал Н. Будашкин, она помогает ярче раскрыть образ того, или иного героя сказки. Послушай и скажите: - Какую картину из сказки Морозко вы представили? - Исполнение каких музыкальных инструментов вы услышали? - В каком темпе прозвучала музыка?
Рефлексия
- На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожими? Почему? Перед вами 2 картинки, на одной нарисована Падчерица, а на другой дочка мачехи. Подумайте, кто из героинь вам больше всего понравилась, разукрасьте её. В сказке добро побеждает зло. Нам с вами нужно сделать так, чтобы и в нашей жизни добра стало больше. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки – в моря добра. Давайте мы с вами совершать
только добрые дела. Не делайте никому зла. Тогда вас обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела. Добрую сказку в душе сбереги. С добрых героев пример ты бери! Сам для других ты волшебником будь! Детство уйдёт, но сказки ты не забудь! Пусть герои сказок вам дарят тепло, Пусть добро на свете побеждает зло! В мир добра и света двери распахни И друзей хороших ты себе найди!

Мороз
– холод, при котором мерзнет вода, а градусник опускается ниже нуля. Мороз велик, стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Осенний мороз не вызовет слез, а зимние морозы – из глаз слезы. Январю – большие морозы, февралю- метели.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Мачеха
– неродная мать для детей своего мужа, оставшихся у него от предшествующего брака.
Падчерица
– неродная дочь для одного из супругов.
Озноб пробирает
– ощущение холода, замёрзнуть до дрожи.
Короб
– круглая коробка, сделанная из бересты, для укладки и переноски разных предметов.
Окостенеть
– замерзнуть до смерти, стать неподвижным, окоченеть.

Заголосила
– громко закричала, заплакала с причитаниями.
Кроткий
– незлобивый, покорный, смирный.


В раздел образования