Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Нравственные уроки народной мудрости в сказке "Морозко".
Автор: Обойщикова Елена Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СШ №6 Населённый пункт: Ярославская обл. г. Тутаев Наименование материала: конспект Тема: Интегрированный урок литературного чтения и музыки. Нравственные уроки народной мудрости в сказке "Морозко". Раздел: начальное образование
Интегрированный урок литературного чтения и музыки.
Нравственные уроки народной мудрости в сказке
«Морозко».
Цель: воспитание добрых отношений детей друг к другу на примере
русской народной сказки «Морозко».
Задачи:
1.
Познакомить детей с нравственными чертами, присущими
героям сказки.
2.
Способствовать воспитанию лучших нравственных качеств
в каждом школьнике.
3.
Воспитывать потребность помогать другу в беде, умение
отличать плохие поступки от хороших, совершенствовать себя как
нравственную личность.
Оборудование:
Вступительная часть.
(Читает учитель)
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … сказка.
Вот и мы сегодня приоткроем дверь в прекрасный мир сказки.
Звучит «В гостях у сказки».
- Что вы представляете когда слышите слово сказка?
1.Рассказ учителя.
Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать,
рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими
ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки
появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или
рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая,
добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и
передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора
не запоминалось.
2.Беседа.
- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
(«Репка», «Колобок», «Курочка ряба», и другие.)
- Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои
мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.
В каждой народной сказке содержится мудрая мысль.
Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка ложь да в ней ...»
Продолжите пословицу. (Намёк добрым молодцам урок.)
— Ребята, сейчас идёт снежная холодная зима. Вы радуетесь зимним
забавам, зимней картине.
— А без чего не бывает зимы? (без снега и метели, без мороза и инея,
без холода и бурана…)
Физмин.
(Танец снежинок)
— Почему зиму мы называем волшебницей?
Волшебником, чародеем зимой является и мороз. Он как живое
существо, может все.
— А что он может? (вызвать холод, заморозить речки, мосты…)
Недаром мороз люди характеризуют словами трескучий, лютый,
сильный.
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».
Героем сегодняшней сказки является Морозко, который творит и добро, и
зло. Мы попробуем выяснить, кого он вознаграждает, а кого наказывает, как
волшебник, как настоящий хозяин зимы, постараемся сравнить характеры и
поступки героев.
2. Энциклопедия слова «Мороз».
Сначала мы поближе познакомимся со словом «мороз» (проверка
задания).
1) Лексическое значение: мороз – холод, при котором мерзнет вода, а
градусник опускается ниже нуля.
2) Пословицы о морозе
Мороз велик, стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Осенний мороз не вызовет слез, а зимние морозы – из глаз слезы.
Январю – большие морозы, февралю- метели.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
3. Словарная работа
Ребята, обратите внимание на слова, которые встретятся в сказке.
– Мачеха – неродная мать для детей своего мужа, оставшихся у него от
предшествующего брака.
– Падчерица – неродная дочь для одного из супругов.
– Затужил, заплакал – опечалился.
– Озноб пробирает – ощущение холода, замёрзнуть до дрожи.
– Сжалился – пожалел кого-то.
– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты, для укладки и
переноски разных предметов.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти, стать неподвижным, окоченеть.
– Заголосила – громко закричала, заплакала с причитаниями.
Чтение сказки
- Назовите героев сказки.
- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
- Что вы можете сказать о мачехе?
- Как жилось дочке старика?
- А родной дочери мачехи?
Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери. (Работа
в парах)
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной
дочери?
Добрая
Ленивая
Трудолюбивая
Грубая
Вежливая
Вредная
Ласковая
Сварливая
Терпеливая Высокомерна
Скромная Неуважительна
Почтительна Злая
Кроткая
- Какое слово вам не понятно?
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
- Почему старик повёз свою дочь в лес?
- Как зимний лес встретил девочку?
- Почему Морозко пожалел девочку?
- Что говорила собака?
- Почему старуха отправила свою дочь в лес?
- За что Морозко наказал дочь мачехи?
- Как вы думаете, по заслугам получили девочки?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
- Кого Морозко делает счастливой? Для кого творит добро?
- Что такое добро? (всё положительное, хорошее, полезное)
- Кто в сказке является носителем зла?
Морозко использует свое волшебство во имя добра. Добро и зло идут
рядом. Не будь зла, мы просто не смогли бы узнать, что такое добро.
Физмин.
- Сейчас мы с вами на лошадях с бубенчиками отправимся в мир
музыки.
Богатый и поэтический мир звуков всегда привлекал слушателей своей
выразительностью и красотой.
Музыка может поднять настроение или навеять грусть, заставить
задуматься или помечтать. Она может поведать о правдивых и сказочных
событиях.
Неисчерпаемым источником для вдохновения композитора были
литературные произведения. Изображая сказочных героев, музыка звучала, то
зачарованно, то зловеще и настороженно, то нежно и ласково.
Музыка может подражать звуками природы: пению птиц, журчанию
ручейка и даже морозу со снежной бурей и с завыванием ветра.
Сейчас мы послушаем музыкальный отрывок из сказки «Морозко»,
музыку к сказке написал Н. Будашкин, она помогает ярче раскрыть образ
того, или иного героя сказки.
Послушай и скажите:
- Какую картину из сказки Морозко вы представили?
- Исполнение каких музыкальных инструментов вы услышали?
- В каком темпе прозвучала музыка?
Рефлексия
- На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожими? Почему?
Перед вами 2 картинки, на одной нарисована Падчерица, а на другой
дочка мачехи. Подумайте, кто из героинь вам больше всего понравилась,
разукрасьте её.
В сказке добро побеждает зло. Нам с вами нужно сделать так, чтобы и в
нашей жизни добра стало больше. Капельки добра, сливаясь, превращаются в
ручеёк, ручейки - в реку, реки – в моря добра. Давайте мы с вами совершать
только добрые дела. Не делайте никому зла. Тогда вас обязательно
отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.
Добрую сказку в душе сбереги.
С добрых героев пример ты бери!
Сам для других ты волшебником будь!
Детство уйдёт, но сказки ты не забудь!
Пусть герои сказок вам дарят тепло,
Пусть добро на свете побеждает зло!
В мир добра и света двери распахни
И друзей хороших ты себе найди!
Мороз – холод, при котором
мерзнет вода, а градусник опускается
ниже нуля.
Мороз велик, стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Осенний мороз не вызовет слез, а
зимние морозы – из глаз слезы.
Январю – большие морозы,
февралю- метели.
В феврале два друга – мороз да
вьюга.
Мачеха – неродная мать для детей
своего мужа, оставшихся у него от
предшествующего брака.
Падчерица – неродная дочь для
одного из супругов.
Озноб пробирает – ощущение
холода, замёрзнуть до дрожи.
Короб – круглая коробка, сделанная из
бересты, для укладки и переноски
разных предметов.
Окостенеть – замерзнуть до смерти,
стать неподвижным, окоченеть.