Автор: Авдеева Наталия Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Троицко-Сунгурская средняя школа" Населённый пункт: с. Троицкий Сунгур Наименование материала: конспект Тема: Вода и воздух. Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Вода и воздух»
УМК Планета знаний
Цель: создать условия для ознакомления с правилами постановки опытов по
выявлению свойств воды.
Задачи : Раскрыть значение воды в жизни человека и необходимости бережного
отношения к ней.
Вырабатывать умения анализировать и делать выводы. Воспитывать любовь к
природе и родному краю.
Планируемые результаты:
Определяют значение воды в природе.
Самостоятельно делают простейшие опыты.
Овладевают чувством личной ответственности за свои поступки в мире.
Универсальные учебные действия: .
Познавательные: различают методы познания окружающего мира
по его
целям(наблюдение, экспериментирование)
Логические: анализируют результаты опыта и делают выводы .
Коммуникативные: ведение диалога
Оборудование:
Интерактивный комплекс
Лабораторное оборудование
Лабораторный материал (лед,
водопроводная вода, соль, сахарный песок,
акварельные краски)
Дидактический материал картинки для индивидуальной работы,
прозрачные стаканы с водой, ложки, мисочка с сахаром , воздушные шарики
трех цветов: красный, желтый и зеленый, , ручки, цветные карандаши.
Ход урока.
I.Орг.момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Учитель: Ребята,
скажите
мне,
пожалуйста,
вы
любите
искать
ответы
на
трудные вопросы?
Дети: Да!
Учитель: А эти ответы интереснее искать одному или с друзьями?
Дети: С друзьями!
Учитель: Я с вами полностью согласна. Так давайте сегодня на уроке будем
дружными, не будем мешать друг другу плохим поведением . Давайте вспомним
правила школьника.
Слайд 1.
Не отвлекаться
Внимательно слушай учителя
Не выкрикивай, поднимай руку.
Помогай товарищу.
Учитель: - Ребята, сегодня мы поговорим
об одном веществе, без которого
жизнь на нашей планете была бы невозможна. Послушайте загадку:
Я и льдинка голубая
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же Я? (вода)
Слайд 2
Учитель: - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: О воде.
Учитель: Правильно. Тема нашего урока «Вода.» Слайд 3
- Как вы думаете, что мы сможем сегодня узнать о воде?
Дети: Для чего нужна вода. Какая бывает вода. Слайд 4
Учитель: Сегодня
у
нас
не
простой
урок,
а
урок
–
исследование,
как
настоящие ученные будем проводить опыты, чтобы найти ответы на наши
вопросы.
2.Мобилизация знаний:
Учитель: Что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода?
Дети : Где нет воды, там и нет жизни.
Учитель: Правильно, трава, деревья, животные не могут жить без воды. И
человек без воды тоже погибнет.
-А как вы думаете, вода относится к живой или неживой природе, объясните
почему?
Дети высказывают разные мнения . (В обсуждении приходим к выводу, что вода
относится к неживой природе, так как объекты живой природы должны уметь
дышать, питаться, расти, размножаться и погибать. Вода этого не может.
Учитель: Только что мы с вами выяснили, что вода относится к неживой
природе. А что еще вы можете сказать о воде?
(Высказывание детей)
-Давайте откроем учебник на стр.60 и посмотрим, где мы сталкиваемся с водой
каждый день, где человек использует воду?
Работа с учебником.
Дети: ( Вода есть в дожде, в снеге, в ручьях, человек готовит пищу, пьет воду,
моется и т. д.) Слайд 5
Учитель: Так как вы думаете? Смог бы человек жить без воды?
Дети: Нет
Учитель: Правильно, более того: человек сам более чем на половину состоит
из воды.
Учитель : Продолжим работу. Вода очень интересный объект. Вот небольшая
подборка
интересных
фактов
о
воде.:
(Заранее
подготовленный
ученик)
презентация.
Без воды человек сможет прожить только 3 дня, в то время как без пищи
30-50 дней.
Воду, которую можно пить, называют пресной. Пресной воды очень мало!
Если мы представим, что всего воды на Земле 100 бочек, то из них 94 бочки
будут с Морской водой, и всего 6 – с пресной.
114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа.
На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды - 91 литр.
Человек ежедневно использует 230 л воды.
При
неисправности
крана
с
самой
тоненькой
струйкой
воды
за
сутки
может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.
Для выращивания 1кг картофеля требуется 100 литров воды
Один подсолнух выпивает за лето 200-250 литров воды
Корни деревьев в поисках воды уходят вглубь земли до 10-12 метров.
Загрязненные
подземные
воды
очищаются
в
течении
нескольких
тысячелетий.
Учитель : Вот видите, какой важный факт. Вода в природе очищается очень
медленно от загрязнений, а тратим мы воду и загрязняем гораздо быстрее, чем
она восстанавливается. Давайте сделаем вывод.
Дети: Воду надо беречь! Слайд 9
Физминутка Слайд 10
Звук - в раковине капает вода.
Учитель: Ребята, прислушайтесь, может вы услышите, кто у нас в гостях?
Дети: Капелька
Учитель : Правильно. Много интересного мы сегодня узнаем о воде. А теперь
давайте будем изучать свойства воды, как настоящие ученные.
Для того чтобы нам было удобнее исследовать воду мы разделились на группы.
Проведем опыт №1
Учитель: -Я решила поиграть и в морозильник
поместила воду. Вот что
произошло. (раздаю лед, дети рассматривают)
Учитель: -Где же моя вода? (замерзла)
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода может находится в твердом виде.
Учитель: Когда вода превращается в лед?
Дети: Вода превращается в лед при низкой температуре.
Учитель: -Положим лед на блюдце. Что произойдет?
Дети: -Лед превращаются в воду.
Учитель: - В тепле вода находится в каком состоянии?
Дети : В жидком.
Учитель: -Если дома закипит чайник, что мы наблюдаем?
Дети: Пар.
Учитель: Откуда берется пар?
Дети: В пар превращается вода.
Учитель: Пар — это жидкость, превратившаяся в воздушное вещество.
Учитель: Сделаем вывод. Какой бывает вода?
Дети: Вывод: вода бывает твердой, жидкой, газообразной. Слайд 11
Опыт №2
Учитель: - Посмотрите на стакан с водой. -Что в стакане
Дети: Только вода
Учитель: Какого цвета вода?
Дети: Бесцветная.
Учитель отворачивается и незаметно кладет предмет.
- Что вы видите в стакане? -Почему?
Учитель: какой можно сделать вывод?
Дети: Вывод: вода прозрачная Слайд 12
Опыт №3
Учитель: У вас на столах стоят 2 стакана с водой. Попробуйте воду и скажите,
какая она на вкус? Какой она имеет запах?
Дети: Без вкуса. Без запаха.
Учитель:
-Насыпаем
в
один
стакан
соли,
а
в
другой
сахарного
песка.
Размешиваем.
-Что произошло? Куда они подевались?
Дети: растворились.
Учитель: Вывод: значит вода растворяет вещества. Слайд 13
- Можем ли мы сказать, что соль и сахар исчезли совсем? Докажите.
Дети: Нет. Вода стала сладкой и соленой.
Учитель: в стакане получился раствор.
Физкультминутка. Слайд 14
-Продолжаем изучать воду.
Опыт №4
-На палочке у меня краска. Я опустила палочку в воду.
-Что произошло с палочкой?
-Она стала чистой.
-Что стало с водой?
-Поменяла цвет.
Вывод : Вода окрашивается. Слайд 15
III. Работа в тетради по окружающему миру (с.5)
Нарисуй свойство воды, которое ты запомнил.
IV.Заключительная часть.
Наша капелька помогла лучше узнать воду.
-Какие свойства воды вы узнали на уроке? Слайд 16
-бесцветная
-прозрачная
-не имеет запаха
-не имеет вкуса
-может растворять некоторые вещества.
-Почему необходимо бережно относиться к воде?
V.Рефлексия .
Учитель:
Какие вопросы мы ставили в начале урока? (Узнать свойства воды).
- Дополните предложения:
я узнаю…
я понял…
я запомнил
Слайд 17 Спасибо за урок!