Напоминание

"Проекты в начальной школе"


Автор: Антонова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 518
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Проекты в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад





Родительское собрание «Проекты в начальной школе»

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 518

Санкт-Петербурга

Антонова И.А.
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам.
Метод проектов
подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.
Основная идея проектного метода:
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”. Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же применить на практике. Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.
Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта; - позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного; - развить у каждого позитивный образ себя и других; - развить у учащихся умение истинно оценивать себя; - развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать; - обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы; - развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление. Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами: 1. помогает ученикам определить цель деятельности; 2. рекомендует источники получения информации; 3. раскрывает возможные формы деятельности; 4. содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта; 5. создаёт условия для активности школьника; 6. является партнёром; 7. помогает ученику оценить полученный результат и т. д. 1
Действия ученика можно охарактеризовать так: 1. определяет цель своей деятельности; 2. открывает новые знания; 3. экспериментирует; 4. выбирает пути решения возникающих проблем; 5. несёт ответственность за свою деятельность и т. д. Поэтому в работе над проектом у учеников должен быть определённый набор качеств и умений: качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность; умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные. Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс. Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка; благоприятная среда; грамотный доброжелательный преподаватель – консультант. Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной. Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а
семейная деятельность
, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь 2
оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. “Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?” Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку! Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы: Что такое метод проектов? (очень немного теории) Каковы этапы выполнения проекта? Возможная роль родителей на каждом этапе проекта? Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы проекта; выдвижение первоначальных идей; выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; оценка и самооценка проекта. презентация проекта. Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта? На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей: помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор. Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы. Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор. З ат е м и д ё т формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта. При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей 3
личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы. На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей). На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей. Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта; участвуют в подготовке презентации; обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. 4
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, ч т о с о в м е с т н а я р а б о т а п е д а г о г а , д е т е й и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом? Поверьте, будет интересно! 5


В раздел образования