Автор: Антонова Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 518 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Родительское собрание Тема: "Проекты в начальной школе" Раздел: начальное образование
Антонова И.А.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то,
что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную
включенность
ребенка
в
процесс
получения
знаний,
использование
имеющихся
знаний,
умений
и
навыков,
а
также
освоения
новых,
необходимых для решения конкретной проблемы.
Основная идея проектного метода:
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить”.
Он позволяет не только получить теоретические знания, но и сразу же
применить на практике. Метод проектов может сделать успешным, значимым
любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой
сфере.
Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проекта;
- позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного;
- развить у каждого позитивный образ себя и других;
- развить у учащихся умение истинно оценивать себя;
- развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на
развитие коммуникабельности и умение сотрудничать;
- обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение
искать путь решения проблемы;
- развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор
информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать
аналитическое мышление.
Действия
учителя
при
реализации
проектного
метода
можно
характеризовать такими словами:
1.
помогает ученикам определить цель деятельности;
2.
рекомендует источники получения информации;
3.
раскрывает возможные формы деятельности;
4.
содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
5.
создаёт условия для активности школьника;
6.
является партнёром;
7.
помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
1
Действия ученика можно охарактеризовать так:
1.
определяет цель своей деятельности;
2.
открывает новые знания;
3.
экспериментирует;
4.
выбирает пути решения возникающих проблем;
5.
несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Поэтому
в
работе
над
проектом
у
учеников
должен
быть
определённый набор качеств и умений:
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные,
рефлексивные.
Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой
деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения?
Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться
в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая
достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо
деятельности,
тем
самым
развивает
необходимые
для
выполнения
этой
деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка
не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.
Для
успешных
занятий
проектной
деятельностью
необходимо
наличие
обязательных условий:
желание самого ребёнка;
благоприятная среда;
грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и
неплодотворной.
Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а
семейная деятельность , так как малыши сильно ограничены в средствах и
инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно,
работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей.
Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это
формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке
данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не
должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится
сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление
заинтересованности
со
стороны
родителей-
важный
фактор
поддержания
мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении
ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда
дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной
свои
"помогающие
ручки",
включаем
силу
воли
и
играем
только
помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в
библиотеку,
поискать
в
Интернете,
помочь
отобрать
главное,
помочь
2
оформить
аккуратно
результаты
поиска.
Главное
слово
для
родителей
"ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для
родителя.
Проект
подразумевает
самостоятельную
деятельность
ученика,
однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов,
требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к
содействию
своему
ребёнку,
если
он
обратится
к
вам
за
помощью.
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими –
такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная
памятка
разработана
специально
в
помощь
родителям,
чьи
дети
включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на
следующие вопросы:
Что такое метод проектов? (очень немного теории)
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы проекта;
выдвижение первоначальных идей;
выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности;
оценка и самооценка проекта.
презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На
этапе
выдвижения первоначальных
идей
и
выбора
лучшей
из
них
возможные действия родителей:
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком
записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей,
тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать
выбор.
З ат е м
и д ё т формулировка
задачи
проекта. Возможные
действия
родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи
проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия
родителей
проявляются
в
том, что
они
помогают
спланировать
работу
с
учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана
проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей
3
личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует
определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по
теме
проекта
в
соответствии
с
конкретными
частными
задачами.
Здесь
возможные
действия
родителей
таковы: прикинуть
с
детьми
возможные
выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и
определить срок выполнения каждой.
Затем
исполнители
проекта
составляют
программу
и
календарный
план
выполнения
работ.
Здесь
родители могут
помочь
скорректировать
план
с
учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения
этого плана.
Очень
важна
помощь
родителей
на
следующем этапе
работы-
изучение
необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной
литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то
источники,
которые
не
совсем
подходят
к
выбранной
теме.
Взрослые
посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок,
помогут
сориентироваться
в
книжных
магазинах,
поиске
источников
дополнительной
информации
по
теме
проекта.
Источником
информации
могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же
книги, периодические издания, Интернет.
При
распределении
конкретных
заданий
и
заданий
между
участниками
проектной
группы
тоже
может
понадобиться
вмешательство
взрослых
(ситуация
несправедливого
распределения
обязанностей,
объяснение
обязанностей).
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям
может
потребоваться
помощь
в
редакционной
правке,
грамматическом
и
стилистическом контроле.
По
результатам
выполнения проекта
готовится
отчёт
и
публичная
презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю
проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение
детей перед выступлением.
И,
наконец, работа
по
проекту заканчивается
оценкой
его
результатов
и
самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать
деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже
можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким
образом,
в
ходе
работы
над
проектом родители
могут
выступать
одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
4
Нельзя
не
остановиться
ещё
на
одном
очень
важном,
на
мой
взгляд,
положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало
очевидным, ч т о
с о в м е с т н а я
р а б о т а
п е д а г о г а ,
д е т е й
и
родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для
каждого
ученика
свой
воспитательный
маршрут,
подобрать
оптимальный
вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно
обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с
детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих
детей.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового
друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у
них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе
над каким-нибудь проектом?
Поверьте, будет интересно!
5