Формирование у младших школьников умения решать уравнения на основе развития регулятивных универсальных учебных действий
Автор: Дроздова Екатерина Алексеевна Должность: воспитатель гпд Учебное заведение: МБОУ "Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова" Населённый пункт: Архангельская область, село Емецк Наименование материала: Статья Тема: Формирование у младших школьников умения решать уравнения на основе развития регулятивных универсальных учебных действий Раздел: начальное образование
Формирование у младших школьников умения решать уравнения на основе
развития регулятивных универсальных учебных действий
Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию их
развития. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков или как
формирование компетентностей, то сегодня в рамках стандартов второго поколения целью
школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать
свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Данный
аспект
обозначен
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), который выдвигает основные
требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных
учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Так,
в начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего
возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть
коммуникативными
и
информационными
умениями,
быть
готовым
к
продолжению
образования.
Эти задачи реализуются в начальной школе в процессе обучения всем предметам, в
том числе и учебном курсе «Математика».
В школьном курсе математики особое место отводится изучению алгебраического
материала, так как именно в начальной школе закладывается фундамент алгебраических
знаний. Среди алгебраического материала важное место отводится теме «Уравнения». Это
объясняется
тем,
что
уравнения
используются
в
различных
разделах
математики,
в
решении важных прикладных задач.
Проблема
формирования
у
младших
школьников
умения
решать
уравнения
достаточно
актуальна
на
современном
этапе
начального
образования.
Изучением
различных аспектов данной проблемы занимаются многие ученые-методисты.
Так, по мнению М.А. Бантовой, начальный курс математики, изучаемый в 1-4
классах школы, является органической частью школьного курса математики. То есть курс
математики для 5-11 классов – продолжение начального курса, а начальный курс – его
исходная база.
Как считает А.А. Столяр, включение в содержание обучения элементов алгебры,
особенно упражнений с функциональным содержанием, позволяет увидеть динамичность
явлений реального мира, взаимную обусловленность и связь величин, а это оказывает
большое влияние на формирование мировоззрения учащихся. При решении уравнений
младшие
школьники
овладевают
умением
выделять
необходимую
информацию,
приобретают опыт анализа объектов с целью выбора наиболее эффективных способов
нахождения
корня
уравнения,
устанавливают
причинно-следственные
связи
и
самостоятельно
создают
алгоритм
деятельности,
то
есть
это
способствует
развитию
регулятивных универсальных учебных действий [3].
Понятие
уравнения
занимает
особое
место
в
ряду
алгебраических
понятий,
изучаемых в начальных классах. Оно тесно связано с понятием выражения, переменной,
равенства. Так, в курсе математики начальных классов уравнение рассматривается как
истинное
равенство,
содержащее
неизвестное
число,
и
решается
на
основе
правил
взаимосвязи
между
компонентами
и
результатами
действий.
Термин
«решение»
употребляется
в
двух
смыслах:
он
обозначает
как
число
(корень),
при
подстановке
которого уравнение обращается в верное числовое равенство, так и сам процесс отыскания
такого числа, т.е. способ решения уравнения [2].
На сегодняшний день наблюдается две кардинально противоположные тенденции в
определении
объема
содержания
алгебраического
материала
в
курсе
математики
начальной школы. Одна тенденция связана с ранней алгебраизацией курса математики
начальных классов, с насыщением его алгебраическим материалом уже с первого класса и
в
процессе
их
решения
важно
осуществлять
работу
по
усвоению
детьми
правил
о
взаимосвязи компонентов и результатов действий. Другая тенденция связана с введением
алгебраического материала в курс математики для начальной школы на его завершающем
этапе, в конце 4 класса. Сторонники данного подхода предлагают приступать к решению
уравнений после того, как учащиеся усвоят необходимую терминологию и те правила,
которыми они будут пользоваться для решения уравнений [1].
Чтобы убедиться в этом, мы проанализировали конкретные авторские программы
по математике.
Так, на основе анализа программы по математике, автором которой является И.И.
Аргинская, можно сказать, что тема «Уравнения» начинает изучаться с первого класса. В
содержании данной программы дается понятие об уравнении как особом виде равенств,
первое представление о решении уравнений, корне уравнения. Нахождение неизвестных
компонентов действия осуществляется различными способами (подбором, с помощью
таблиц сложения и вычитания, движением по натуральному ряду, на основе связи между
действиями). Учащиеся знакомятся с обобщенной буквенной записью изученных свойств
действий a+b=b+a. Во втором классе изучаются уравнения вида a · x = b, a : x = b, x : b = a.
А в третьем и четвертом классах происходит знакомство с более сложными уравнениями,
решение
которых
основывается
на
свойствах
сложения
и
вычитания,
умножения
и
деления,
а
также
взаимосвязи
между
результатом
и
компонентами
арифметических
действий.
Н.Б. Истомина говорит, что для осознания взаимосвязи между компонентами и
результатами
арифметических
действий
необходимо
опираться
на
предметную
деятельность. Иначе при решении уравнений приходится идти через образец и большое
количество тренировочных однообразных упражнений. Это приводит к тому, что, решая
уравнения, учащиеся часто руководствуются не общим способом действия (правилом), а
внешними признаками. Более позднее знакомство с уравнениями (только в 4 классе)
обусловлено
нацеленностью
курса
на
развитие
мышления
младших
школьников
в
процессе
усвоения
программного
материала.
Н.Б.
Истомина
подчеркивает,
что
эффективность мышления, по мнению психологов, рассматривается как результат системы
знаний, когда разные сведения постоянно сопоставляются друг с другом в самых разных
отношениях
и
аспектах.
Поученные
детьми
знания
по-разному
обобщаются
и
дифференцируются, входят в разные цепочки причинно-следственных связей, в этой связи
необходимо, прежде всего, понимание школьником изучаемых вопросов и осознание
взаимосвязи и преемственности между ними [3].
Из проанализированных программ мы сделали вывод о том, что первый подход к
обучению решению уравнений реализуется в учебниках математики, авторами которых
являются И.И. Аргинская (Система Л.С. Занкова). Второй подход реализован в учебниках
Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»).
Таким образом, анализ рассмотренных программ с точки зрения особенностей
методики формирования у младших школьников умения решать уравнения дает основание
полагать, что в каждой программе ведется работа над решением уравнений. Однако, нет
единого мнения о том, когда, на каком этапе обучения целесообразно знакомить младших
школьников с уравнением.
Предметом
нашего
исследования
стало
формирование
у
младших
школьников
умения решать уравнения на основе развития регулятивных универсальных учебных
действий.
Мы
предположили,
что
формирование
у
младших
школьников
умения
решать
уравнения на основе развития регулятивных учебных действий будет успешным при
соблюдении следующих условий:
– использование заданий, направленных на постановку учебной задачи;
– включение различных видов уравнений, обеспечивающих развитие регулятивных
учебных действий (планирование, контроль, оценка).
В экспериментальном классе обучается 25 человек.
Результаты
исследования
показали,
что
у
учащихся
разная
степень
сформированности умения решать уравнения: 2 человека были отнесены к высокому
уровню, 5 человек – к среднему уровню и 18 человек показали низкий уровень.
В ходе преобразующего этапа мы стремились организовать учебную деятельность
учащихся, направленную на формирование следующих умений:
– находить общее свойство группы уравнений;
– сравнивать уравнения без вычисления их корня и осуществлять самоконтроль с
помощью вычислений;
– выявлять признаки разбиения уравнений на группы и объяснять способ действия.
В процессе формирования у учащихся экспериментального класса умения решать
уравнения
мы
большое
значение
придавали
овладению
обобщенными
видами
деятельности:
анализировать,
сравнивать,
классифицировать
математические
объекты
(алгебраические понятия), исследовать их структурный состав.
Таким образом, в ходе преобразующего этапа экспериментальной работы нами
предлагались задания, которые нацеливали учащихся на выполнение различных видов
деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной
целью, осуществлять план действий и самоконтроль своей деятельности.
Экспериментальная работа, проведенная нами, свидетельствует, что произошли
существенные изменения в овладении учащимися экспериментального класса умения
решать уравнения на основе регулятивных учебных действий. Показателем является то,
что
после
проведенного
формирующего
эксперимента
увеличилось
число
учащихся,
которых условно отнесли к высокому уровню (с 2 до 12 человек).
Это свидетельствует о
том, что учащиеся самостоятельно выполняют все задания, проявляют способность к
анализу математических объектов. Увеличилось число учащихся, отнесенных к среднему
уровню
(с 5 человек до 6 человек). Также значительно уменьшилось число детей,
отнесенных к низкому уровню (с 18 человек до 7 человек). То есть, можно сказать, что
дети
стали
в
большей
мере
анализировать
задания,
овладели
алгоритмом
решения
простых и сложных уравнений.
Таким образом, нами была отмечена положительная динамика в формировании
умения решать уравнения на основе развития регулятивных универсальных учебных
действий.
Проведенное
исследование
дает
нам
возможность
утверждать,
что
работа,
организованная на основе:
– использования заданий, направленных на постановку учебной задачи;
– включения различных видов уравнений, обеспечивающих развитие регулятивных
учебных действий (планирование, контроль, оценка)
способствует формированию у младших школьников умения решать уравнения на
основе регулятивных универсальных учебных действий.
Библиографический список
1 . Белошистая
А.В. Методика
обучения
математике
в
начальной
школе:
курс
лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика
начального образования» / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
– 455 с.
2 . Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах: Учеб.
пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия, 2002. – 288 с.
3 . Истомина
Н.Б.,
Редько
З.Б.
Организация
повторения
при
изучении
темы
«Уравнения» в IV классе // Начальная школа, 2005, №3. – С. 33-37.