Автор: Курочкина Эльвира Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского" Населённый пункт: ЯНАО Шурышкарский район с. Мужи Наименование материала: рабочая программа Тема: Русский язык 2 класс Гармония ФГОС Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», учебным планом для 2-ых классов в МБОУ
«Мужевской СОШ им. Н.В. Архангельского», с учетом требований Государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования и основана на авторской
программе по русскому языку автора М.С. Соловейчик.
Данная программа
предназначена для работы по учебнику Соловейчик М.С.,
Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса.
Курс рассчитан на 170 часов в год (по 5 часа в неделю), 34 учебных недели.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое
обеспечение:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для
2 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2015г
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего
языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2015г
3. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2 класса. В 2 частях.
Смоленск «Ассоциация XXI век», 2015
4. Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. Смоленск
«Ассоциация XXI век», 2015
Курс
русского
языка
в
начальных
классах
–
это
составная
часть
общего
лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в
том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у
них
универсальных
учебных
действий
в
объёме,
необходимом
для
дальнейшего
образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления
у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к
своей речи;
–
заложить основы лингвистических знаний
как
элемент представления о научной
картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в
процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное
использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
–
средствами
предмета
«Русский
язык»
влиять
на
формирование
психологических
новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие,
на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в
устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая
организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация
деятельностного
подхода
к
процессу
лингвистического
образования
младших
школьников.
Система оценки планируемых результатов
В основе системы оценивания
образовательной программы «Гармония»» лежат
принципы:
-ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального
образования (личностных, метапредметных и предметных);
-взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
-участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у
них
навыков
рефлексии,
самоанализа,
самоконтроля,
само-
и
взаимооценки
и
предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной
деятельностью,
а
также
способствует
развитию
самосознания,
готовности
открыто
выражать
и
отстаивать
свою
позицию,
развитию
готовности
к
самостоятельным
поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Во 2 классе используется три вида оценивания: текущее , тематическое и итоговое
оценивание.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ: диктантов,
грамматических
заданий,
контрольных
списываний,
изложений,
сочинений,
тестов,
самостоятельных, проверочных работ в конце логически законченных блоков учебного
материала.
Оценивание
ответов
и
работ
обучающихся
проводится
на
основании
Положения школы о системе оценивания по пятибалльной системе.
Показателем уровня успешности учащихся является портфолио.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Предлагаемый
курс
имеет
практическую
направленность.
Он
ориентирован
на
слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный
процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических
знаний
осознанных,
а
потому
контролируемых
языковых
и
речевых
умений;
под
развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности
осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых- совершенствование
чувства слова, языковой интуиции детей.
Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ
учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной
книгой
как
источником
информации,
различными
словарями
как
средством
решения
возникающих языковых вопросов.
Воспитание связывается прежде всего с привитием
внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с
формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей
речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических
понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно,
коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в
письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является
е го коммуникативная направленность , которая предполагает планомерное обучение
школьников
осуществлению
всех
видов
речевой
деятельности:
говорения,
слушания,
письма,
чтения. Вторую
принципиальную
особенность
курса
составляет
внесение
существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии :
совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного
мотива,
а
также
включение
системного
формирования
орфографической
зоркости
и
орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана
с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую
интуицию детей, реализуется деятельностный
подход к изучению языка и дальнейшему
практическому овладению им. В связи с этим, в программе делается попытка представить
не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и
речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Курс
русского
языка
в
данной
программе
представлен
следующими
содержательными линиями:
–
формирование
речевых,
коммуникативных
умений,
совершенствование
всех
видов
речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики,
грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе
знаний по орфографии и пунктуации.
В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование
каллиграфических
умений
учащихся,
но
при
этом
центральной
задачей,
наряду
с
корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического
самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а
также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при
освоении всех разделов курса.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.
1. Орфографические темы сгруппированы
в два блока, которые разведены во
времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» – изучается
сразу
после
повторения
в
1-й
четверти,
а
второй
–
«Учимся
решать
главные
орфографические задачи в корне слова» – охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их
различий отражена в названии разделов.
2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием
«орфограмма» и
уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (последние термины не вводятся).
Для лучшего осмысления сущности понятия («орфограмма» есть там, где есть выбор
написания
при
одном
и
том
же
произношении)
широко
используется
приём
моделирования.
Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-
звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых
позиций,
используется
выражение
«главные
опасности
письма».
«Главными»
они
признаются в силу их частотности, в чём учащиеся могут убедиться, проведя подсчеты
всех известных орфограмм в двух-трёх текстах.
3. На том же этапе вводится особый вид письма – с «окошками», при котором,
чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают.
Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом
переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.
Использование
этого
приёма
направляется
социальным
мотивом:
«На
родном
языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».
Применение приёма
одновременно
обеспечивает:
становление
у
младших
школьников,
во-первых,
орфографической
зоркости,
во-вторых,
рефлексии,
самоконтроля
как
личностного
качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в-третьих,
постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству
своей речи;
в-четвёртых,
психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха
перед
ошибкой,
так
как
буква
может
быть
вписана
в
«окошко»
после
спокойного
обдумывания
поставленной
задачи
и
её
решения
на
этапе
проверки;
в-пятых,
формирование
у
школьника
способности
регулировать
свои
действия,
выполняя
на
разных этапах различные умственные операции.
4. Этап изучения правил и обучения решению главных
орфографических задач
сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками»,
на
становление
орфографической
зоркости
учащихся
и
формирование
основ
орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила,
чтобы освоить «взрослое» письмо.
5.
Изучение
основных
орфографических
правил
написания
корней
отличается
двумя особенностями.
1)
Правила
правописания
безударных
гласных
корня
и
парных
по
глухости-
звонкости согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе
лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место»
делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических задач
пока
в
корне,
а
позднее
–
и
в
других
частях
слова.
Реализуемый
подход
помогает
становлению у учащихся различных познавательных УУД.
2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: к а к искать проверочные
слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов
различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один:
объяснение
значения
слова
( сИлач – это тот, кто сИльный
и т.п.). Пристальное
внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично
соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и
другой и в целом способствует повышению осознанности письма. Освоение различных
способов подбора проверочных слов
происходит на основе их модельной фиксации,
наблюдения, сравнения, обобщения. При построении рассуждений, связанных с выбором
буквы, учащиеся осваивают способы
формулирования причинно-следственных связей,
умозаключений,
выводов.
Накопление
опыта
подбора
проверочных
слов
разными
способами,
в
том
числе
путём
различных
изменений
слов,
обеспечивает
детям
как
предметную предварительную подготовку к изучению морфологии, так и развитие их
лингвистического мышления.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на
понятия:
«корень
слова»,
«однокоренные
(родственные)
слова»,
«изменения
слов»,
«окончание». Для их ведения второму из орфографических разделов предпосылается тема
«Размышляем
о
словах».
Другие
понятия
морфемики
(«приставка»
и
«суффикс»)
вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После
знакомства с приставками
завершается
работа над темой «Разделительные ь
и ъ ».
Учащиеся
оказываются
в
состоянии
объяснить,
почему
в
начале
года
они
не
могли
вывести
соответствующее
правило,
каких
знаний
им
недоставало
–
так
происходит
становление способности к рефлексии.
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются
разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем,
что
русский
язык
является
государственным
языком
Российской
Федерации,
родным
языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка
способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве
человеческого
общения,
явлении
национальной
культуры
и
основе
национального
самосознания.
В
процессе
изучения
русского
языка
у
учащихся
начальной
школы
формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь
является показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики
получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой
всего процесса обучения, средством
развития
их
мышления,
воображения,
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение курса «Русский язык» во 2 классе начальной школы отводится 5 ч в
неделю. Программа рассчитана на 170 ч (34 учебных недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Русский язык»
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-
символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и
познавательных УУД, формируются предусмотренные программой личностные качества.
Личностные
результаты:
Метапредметные результаты
Регулятивные
УУД:
Познавательные
УУД:
Коммуникативные
УУД:
Положительное
отношение к
учению (к урокам
русского языка);
появление
элементов
коммуникативного и
социального
мотивов изучения
русского языка,
элементов контроля
за отдельными
сторонами своей
речи (в частности, за
правописанием).
– понимать и
принимать учебную
задачу, сохранять её
(с помощью
учителя);
– планировать (в
сотрудничестве с
учителем) свои
действия для
решения конкретных
языковых и речевых
задач;
– действовать по
намеченному плану, а
также по
инструкциям,
содержащимся в
источниках
информации: речь
учителя, учебник и
т.д.
– выполнять учебные
действия в
материализованной,
речевой форме;
- выполнять действия
самоконтроля при
письме (по ходу и
после завершения).
– находить в тексте
необходимые
сведения, факты и
другую
информацию,
представленную в
явном виде;
– самостоятельно
находить нужную
информацию в
материалах
учебника, в
обязательной
учебной
литературе,
использовать её
для решения
учебно-
познавательных
задач;
– понимать
информацию,
представленную в
изобразительной,
схематичной
форме;
использовать её
для решения
практических
задач;
- понимать общий
способ решения
ряда языковых
задач,
ориентироваться на
– участвовать в
диалоге, в общей
беседе, выполняя
принятые правила
речевого поведения
(не перебивать,
выслушивать
собеседника,
стремиться понять
его точку зрения и
т.д.);
- высказывать своё
мнение по
обсуждаемым
вопросам, пытаться
объяснять его;
слушать и стараться
понимать
выступления других;
- строить небольшие
монологические
высказывания с
ориентацией на
партнёра, с учётом
конкретных речевых
задач;
- создавать
небольшие
письменные тексты
освоенных жанров,
ориентируясь на
ситуацию и задачи
общения.
него при решении
конкретных задач
(П-1);
- выполнять
действия анализа,
сравнения,
группировки,
конструирования
по указанным
основаниям;
- подводить факты
языка под понятия
по выявленным
существенным
признакам (в
освоенном объёме)
(П-2).
Содержание тем учебного предмета «Русский язык»
№п/п
Тема раздела
Кол-
во
часов
Оценка планируемых
результатов
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч.)
1
Повторение изученного и расширение
сведений
8
2
Правописание ь между двумя согласными
5
Тестовая работа
3
Способы обозначения звука [й
,
].
Разделительные знаки ь и ъ
5
4
Подведём первые итоги
2
Контрольный диктант
Орфография
«Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» (24 ч.)
5
Орфограммы безударных гласных и
парных по глухости-звонкости согласных.
Обучение письму с «окошками».
24
Словарный диктант,
проверочная работа
контрольный диктант
Синтаксис: предложение (11 ч.)
6
Предложение («Выражаем мысли и
чувства»)
11
Диктант. Проверочная
работа
Текст (13ч.)
7
Текст («Хочу сказать больше»)
13
Контрольный диктант,
обуч. изложение,
тестовая работа
Состав слова (12ч.)
8
Корень и окончание как части слов
(«Размышляем о словах»)
6
9
Строение и изменение слов. «Продолжаем
размышлять о словах»
6
Проверочная работа
Орфография
«Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» (51 ч.)
10
Обучение подбору проверочных слов
24
Мини-диктант,
обучающее изложение,
тестовые работы
11
Буквы на месте непроизносимых
согласных звуков («Буква на месте звука,
которого нет»)
5
Диктант
12
Работа над непроверяемыми написаниями
5
Тестовая работа
13
Повторение и обобщение изученного по
орфографии. Проверочные работы
(«Подведём итоги»)
7
Словарный диктант,
15
Состав слова («Как устроены слова?»)
34
Проверочная работа,
контрольный диктант,
тестовая работа
Обобщение в конце года (5 ч.)
16
Перелистаем учебник
5
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое
обеспечение:
УЧЕБНИКИ:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К т
айнам нашего языка» для
2
клас
са
. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Рабочие тетради к учебнику «К тайнам нашего
языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
2. Корешкова Т.В. Тесто
вые задания по русскому языку. 2
класс
В 2 частях.
Смоленск
«Ассоциация XXI век», 2013
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского
языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 и
посл.
2.Программы общеобразовательных учреждений:
Русский язык. 1-4 класс. Поурочно-тематическое планирование.1-2 классы.- Смоленск
«Ассоциация XXI век», 2013
Материально-техническое обеспечение
Оснащение
учебного
процесса
имеет
свои
особенности,
определяемые
как
спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой
курса «Русский язык» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной
школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с
моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные
пособия :
1) натуральные
пособия (реальные
объекты
живой
и
неживой
природы,
объекты-
заместители);
2) изобразительные
наглядные
пособия
(рисунки,
схематические
рисунки,
схемы,
таблицы);
3) интерактивная доска;
4) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому
языку
Характеристика
цифровой
оценки
(отметки)
«5» («отлично») - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему
учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») - наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу;
не
более
2
ошибок
или
4
недочетов
по
пройденному
материалу;
незначительные
нарушения логики изложения материала;
«3» («удовлетворительно») - наличие 4-6 ошибок иди 10 недочетов по текущему
материалу; не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 10 недочетов по пройденному материалу", нарушение логики,
неполнота,
нераскрытость
обсуждаемого
вопроса;
отсутствие
аргументации
либо
ошибочность ее основных положений.
Однако,
в
связи
со
спецификой
каждой
образовательной
области,
некоторые
положения
характеристики
цифровой
оценки
(отметки)
требуют
уточнения
(см.
по
образовательным областям).
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме
письменных
работ:
диктантов,
грамматических
заданий,
контрольных
списываний,
изложений, тестовых заданий.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
№
п/п
Тема
УУД
Деятельность учащихся
Дата
план
Дата
факт
Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение (20 часов)
1.
Повторение «Опасные
места при письме».
Л. Познавательный интерес к учебному
предмету.
Р . Планировать
свои
высказывания;
оценивать
правильность
выполнения
заданий,
адекватно
воспринимать
оценку учителя.
П
. П он и мат ь
и н ф о р м а ц и ю ,
п р е д с т а в л е н н у ю
в
м о д е л ь н о й ,
словесной
и
изобразительной
форме,
переводить
информацию
из
одной
формы в другую. Осуществлять анализ,
сравнение, группировку материала по
заданным критериям.
К. Участвовать в диалоге, в общей
беседе, выполняя принятые правила
речевого поведения (не перебивать,
выслушивать собеседника), вступать в
общение дома на темы, поднятые на
уроке.
Пред. Повторяют изученное о слове,
его роли в речи, вспоминают изученные
правила письма. Вспомнить названия и
назначения 3х групп слов, писать
собственные имена с заглавной буквы,
различать одуш.- неодуш. слова, уметь
находить звук [й] в словах и определять
какая буква пишется на его месте.
Вспоминают буквы, которые придают
мягкость соседнему согласному звуку.
01.09.1
5
2.
Основные требования к
устной речи. Правила
списывания.
02.09.1
5
3.
Слово. Группы слов.
Вопросы, на которые
они отвечают.
03.09.1
5
4.
Слова-названия, слова-
указатели, слова-
помощники;
04.09.1
5
5.
Звуки. Буквы.
07.09.1
5
6.
Звуко-буквенный
анализ.
08.09.1
5
7.
Систематизация знаний
о способах обозначения
твёрдости-мягкости
согласных.
09.09.1
5
8.
Буква ь для обозначения
мягкости в середине
слова (перед твёрдыми и
мягкими согласными).
10.09.1
5
9.
Случаи, когда ь не
пишется (чн, чк и др.
сочетания)
11.09.15
10.
Случаи, когда ь не
пишется (чн, чк и др.
сочетания)
14.09.1
5
11.
Всегда ли нужно
обозначать мягкость
согласного звука перед
согласным.
15.09.1
5
12.
Всегда ли нужно
обозначать мягкость
согласного звука перед
согласным.
16.09.1
5
13.
За какими буквами
прячется звук [й]?
17.09.1
5
14.
За какими буквами
прячется звук [й]?
18.09.1
5
15.
Умение находить буквы
ь и ъ как
разделительные при
обозначении звука [й].
21.09.1
5
16.
Умение находить буквы
ь и ъ как
22.09.1
5
разделительные при
обозначении звука [й].
17.
Использование букв ь и
ъ как разделительных
при обозначении звука
[й].
23.09.1
5
18.
Упражнения в
закреплении обозначать
мягкость на письме.
24.09.1
5
19.
Контрольная работа по
теме: «Повторение»
25.09.1
5
20.
Работа над ошибками
28.09.1
5
Орфография (24 часа)
21.
Наиболее частые
орфограммы как
«главные опасности
письма»
Новое научное слово
Л. Учебно-познавательный интерес (к
и з у ч е н и ю
р у с с к о г о
я з ы к а ,
к
наблюдению
за
его
устройством),
желание
изучать
предмет
«Русский
язык»,
положительное
отношение
к
учению.
Р.
Принимать
и
сохранять
учебную
задачу, выполнять последовательность
действий
для
её
решения;
выполнять
действия
в
м ат е р и а л и з о в а н н о й
громкоречевой
форме.
Осуществлять
контроль за выполнением действий и
и х
р е з у л ь т а т о м ;
о ц е н и в а т ь
правильность
выполнения
различных
учебных действий.
П
. Н а ход и т ь
н е о бход и м у ю
информацию в учебнике и практически
использовать
её,
применять
разные
способы
фиксации
информации;
п о н и м а т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
представленную
в
модельном
виде,
работать
с
ней,
вносить
коррективы.
А н а л и з и р о в ат ь ,
м о д е л и р о в а т ь ,
сопоставлять, группировать, обобщать.
К. Отвечать на вопросы, задавать их;
понимать затруднения другого,
правильно реагировать на них; строить
сообщения, понятные для партнёра;
распределять роли в ситуации игры и
совместных учебных действий;
контролировать действия партнёра;
соблюдать правила общения.
Пред. Анализировать речевые
ситуации, сравнивать средства языка,
выбирать их. Оценивать речь как
понятную и непонятную, выявлять
средства оформления предложений в
письменной речи, соотносить их со
29.09.1
5
22.
Орфограммы
безударных и ударных
гласных
30.09.1
5
23.
Орфограммы по
глухости-звонкости
согласных
01.10.1
5
24.
Упражнения в умении
различать орфограмму.
Когда согласным можно
доверять?
02.10.1
5
25.
Упражнения в умении
различать орфограмму.
Когда согласным можно
доверять?
05.10.1
5
26.
Запись с пропуском
орфограмм («с
окошками») как способ
письма без ошибок.
Учимся записывать
орфографические задачи
06.10.1
5
27.
Орфографический
словарь, его назначение
и порядок поиска слов.
Обращаемся в
орфографическое
справочное бюро
07.10.1
5
28.
Учимся писать без
ошибок
08.10.1
5
29.
Запись с пропуском
орфограмм («с
окошками») как способ
письма без ошибок.
09.10.1
5
30.
Орфографические
12.10.1
задачи, которые легко
решать.
способами оформления в устной речи.
Сравнивать способы обозначения
мягкости согласных звуков.
Пред. Понимать информацию,
представленную в моделях, схемах,
таблицах, с помощью учителя словесно
формулировать её. Обнаруживать в
записи орфограммы. Создавать речевые
произведения определенных жанров.
5
31.
Выбор буквы на конце
слов, называющих
предметы, действия.
13.10.1
5
32.
Знаю или не знаю?
Пишу или…?
14.10.1
5
33.
Упражнения в
распознавании
орфографической
задачи.
15.10.1
5
34.
Упражнения в
распознавании
орфографической задачи
16.10.1
5
35.
Наличие двух
орфограмм в безударных
слогах жи-ши.
Бывает ли буква одна, а
орфограмм две?
19.10.1
5
36.
Контрольная работа
«Орфографические
задачи, которые легко
решать».
20.10.1
5
37.
Работа над ошибками
21.10.1
5
38.
Упражнения в решении
орфографических задач.
22.10.1
5
39.
Упражнения в решении
орфографических задач.
23.10.1
5
40.
Упражнения в решении
орфографических задач.
02.11.15
41.
Создание речевого
произведения
(кулинарный рецепт)
Научим друг друга
03.11.15
42.
Создание речевого
произведения
(сочинение загадок)
Пробуем сочинять
загадки
05.11.15
43.
Создание речевого
произведения
(сочинение загадок)
Пробуем сочинять
загадки
06.11.15
44.
Создание речевого
произведения
(сочинение загадок)
Пробуем сочинять
загадки
09.11.15
Предложение (11 часов)
45.
Предложение: его
Л.
Осознание
себя
носителем
языка;
10.11.15
назначение и признаки.
Как мы строим
предложения?
желание умело пользоваться устной и
письменной формами речи.
Р.
Осознавать
учебную
з а д ач у,
п р и н и м а т ь
е ё ,
п л а н и р о в а т ь
и
выполнять необходимые действия для
её
решения,
учитывать
при
этом
выделенные
учителем
ориентиры.
Оценивать
правильность
выполнения
у ч е б н ы х
д е й с т в и й ,
а д е к в а т н о
воспринимать оценку учителя.
П
. П он и мат ь
и н ф о р м а ц и ю ,
представленную
в
различной
форме,
соотносить её, выражать в письменной
ф о р м е .
О с о з н а в а т ь
у ч е б н ы е
затруднения,
стараться
преодолевать
их.
К. Рассказывать и слушать
собеседника, участвовать в диалоге;
распределять роли и выполнять
совместную деятельность; проявлять
доброжелательное отношение к
одноклассникам.
П р е
д
. О п р е д е л я т ь
г р а н и ц ы
п р е д л о ж е н и й
п р и
з р и т е л ь н о м
восприятии
текста,
передавать
их
с
помощью языковых средств в устной
речи и при письме. Соотносить текст и
его
модельную
запись,
записывать
текст,
воспринимаемый
на
слух..
Списывать
и
писать
под
диктовку,
выполняя
необходимый
алгоритм
действия.
46.
Предложение: его
назначение и признаки.
Как мы строим
предложения?
11.11.15
47.
Обучение построению
предложения.
12.11.15
48.
Оформление границ
предложений в устной и
письменной речи.
13.11.15
49.
Составление и
оформление
предложений.
16.11.15
50.
Возможность запятых и
других знаков внутри
предложения; запятые
при перечислении, перед
словами-помощниками
а, но.
17.11.15
51.
Возможность запятых и
других знаков внутри
предложения; запятые
при перечислении, перед
словами-помощниками
а, но.
18.11.15
52.
Виды предложений по
цели высказывания..
Виды предложений по
интонации, их
оформление при письме.
19.11.15
53.
Виды предложений по
цели высказывания..
Виды предложений по
интонации, их
оформление при письме.
20.11.15
54.
Разговор двух людей.
Способы построения
предложений при ответе
на вопрос «Почему?»;
грамотная их запись
23.11.15
55.
Побудительные
предложения с
выражением совета,
просьбы, пожелания,
требования;
особенности их
произнесения;
оформление
предложений со словом
пожалуйста в
24.11.15
письменной речи.
Текст (13 часов)
56.
Отличие текста от
предложения: развитие
мысли и по этой
причине наличие
нескольких
предложений.
П
. Принимать
инф о рмацию ,
полученную на слух или при чтении
учебника, осмысливать её и применять
для решения практических задач.
К. Строить монологические
высказывания определённых жанров,
учитывая специфику как жанра, так и
адресата (партнёра); использовать
языковые средства с учётом
коммуникативных задач и условий
общения, в том числе особенностей
адресата
П р ед .
А н а л и з и ру ют
з а п и с и ,
определяют
ц е л ь
и х
с о з д а н и я .
Соотносят средства языка (слова) со
структурными
частями:
обращением,
приветствием, прощанием. Определяют
о с н о в н у ю
м ы с л ь
т е к с т а .
Конструируют
текст,
отражая
его
основную
мысль. Используют умение
пересказывать
текс
для
написания
изложения.
Обсуждают правила письменного
общения, способы проявления
вежливости.
25.11.15
57.
Тема и основная мысль
как стержень текста.
26.11.15
58.
Тема и основная мысль
как стержень текста.
27.11.15
59.
Тема и основная мысль
как стержень текста.
30.11.15
60.
Требования к хорошему
тексту, приёмы его
обдумывания и
улучшения после
записи.
01.12.1
5
61.
Требования к хорошему
тексту, приёмы его
обдумывания и
улучшения после
записи.
02.12.1
5
62.
Пересказ как способ
передачи мыслей автора,
изложение как
письменный пересказ.
03.12.1
5
63.
Пересказ как способ
передачи мыслей автора,
изложение как
письменный пересказ.
04.12.1
5
64.
Пересказ как способ
передачи мыслей автора,
изложение как
письменный пересказ.
07.12.1
5
65.
Контрольная работа по
теме «Текст».
08.12.1
5
66.
Изложение как
письменный пересказ
09.12.1
5
67.
Изложение как
письменный пересказ
10.12.1
5
68.
Словесная зарисовка как
разновидность текстов,
особенности их
построения.
11.12.15
Слово. Состав слова (12 часов)
69.
Слова и их значения
Л.
Учебно-познавательный
интерес,
желание
решить
учебную
задачу
и
готовность
выполнять
для
этого
определённые действия.
Р. Участвовать в постановке учебной
14.12.1
5
70.
Семьи слов,
родственные слова,
корень слова, понятие
15.12.1
5
«однокоренные слова»
задачи,
осознавать
и
принимать
её.
Последовательно
выполнять
задания
учителя, точно следовать инструкции,
фиксировать результаты; участвовать в
оценке
правильности
выполнения.
Планировать определённые действия, в
т. ч. умственные, осуществлять взаимо-
и самоконтроль.
П.
С
п ом о щ ь ю
п р и о б р е т ё н н о й
информации
проверять
и
оценивать
свои
предположения,
д е й с т в и я .
П е р е в о д и т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
п р е д с т а в л е н н у ю
в
т а б л и ч н о й ,
модельной форме в словесную.
К . Участвовать в коллективной беседе,
отвечать
на
задаваемые
вопросы,
строить
понятные
для
партнёра
высказывания,
выражать
свою
точку
зрения, аргументировать её, соблюдать
правила общения.
Пред. Различать родственные и
однокоренные слова, синонимы и
антонимы, изменять слова по числам.
71.
Семьи слов,
родственные слова,
корень слова, понятие
«однокоренные слова»
16.12.1
5
72.
Семьи слов,
родственные слова,
корень слова, понятие
«однокоренные слова»
17.12.1
5
73.
Понятие об окончании, в
том числе нулевом (об
«окончании
18.12.1
5
74.
Понятие об окончании, в
том числе нулевом (об
«окончании
21.12.1
5
75.
Слова, близкие и
противоположные по
значению (синонимы и
антонимы)
22.12.1
5
76.
Слова, близкие и
противоположные по
значению (синонимы и
антонимы)
23.12.1
5
77.
Изменение слов по
числам и «по команде
вопросов»
24.12.1
5
78.
Изменение слов по
числам и «по команде
вопросов»
25.12.1
5
79.
Контрольная работа по
теме «Слово. Состав
слова»
11.01.16
80.
Работа над ошибками
12.01.1
6
Орфография (47 часов)
81.
Решение
орфографических задач
в корнях слов.
Л. Учебно-познавательный интерес (к
и з у ч е н и ю
р у с с к о г о
я з ы к а ,
к
наблюдению
за
его
устройством),
желание
изучать
предмет
«Русский
язык»,
положительное
отношение
к
учению.
Р.
Принимать
и
сохранять
учебную
задачу, выполнять последовательность
д е й с т в и й
д л я
е ё
р е ш е н и я .
О с у щ е с т в л я т ь
к о н т р о л ь
з а
в ы п о л н е н и е м
д е й с т в и й
и
и х
результатом;
оценивать
правильность
выполнения
различных
учебных
действий.
П
. Н а ход и т ь
н е о бход и м у ю
информацию в учебнике и практически
использовать
её,
применять
разные
13.01.1
6
82.
Проверочные слова как
помощники при выборе
правильной буквы.
14.01.1
6
83.
Слова-подсказки
15.01.1
6
84.
Общее правило и
способы подбора
проверочных слов для
корневых орфограмм
безударных гласных и
парных по глухости-
звонкости согласных.
18.01.1
6
85.
Общее правило и
способы подбора
19.01.1
6
проверочных слов для
корневых орфограмм
безударных гласных и
парных по глухости-
звонкости согласных.
способы
фиксации
информации;
п о н и м а т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
представленную
в
модельном
виде,
работать с ней, вносить коррективы.
К. Отвечать на вопросы, задавать их;
понимать затруднения другого,
правильно реагировать на них; строить
сообщения, понятные для партнёра;
распределять роли в ситуации игры и
совместных учебных действий;
контролировать действия партнёра;
соблюдать правила общения.
Выделяют корень слова, подбирают
проверочное . Выявляют значение
слов, группируют слова с учётом их
значений. С оставляют звуковые схемы
слов, сравнивают их. Осознают
противоречие: звуковые схемы
одинаковые, а слова и звуки в них
разные. Слушают ( читают )
информацию для поиска способа
разрешения противоречия; осознают
приобретённую информацию как
способ решения задачи. Применяют
полученные знания, выявляют их
возможную недостаточность,
запрашивают и используют
дополнительную информацию.
Учатся писать без ошибок.
Пред . Обнаруживать орфограммы по
изученным опознавательным при-
знакам, выделять те, способы решения
которых известны. Пользоваться орфо-
графическим словарем учебника.
Применять полученные знания,
выявлять их возможную
недостаточность, запрашивать и
использовать дополнительную
информацию.
К. строить небольшие монологические
высказывания (в том числе учебно-
делового характера) с ориентацией на
партнёра, с учётом конкретных речевых
задач;
создавать небольшие письменные
тексты освоенных жанров,
ориентируясь на ситуацию и задачи
общения.
Р. выполнять учебные действия
вматериализованной, речевой форме;
выполнять действия самоконтроля при
86.
Подбираем проверочные
слова для названий
предметов
20.01.1
6
87.
От значения слова – к
правильной букве.
21.01.1
6
88.
От значения слова – к
правильной букве.
22.01.1
6
89.
Как узнать буквы корня
в названиях действий?
25.01.1
6
90.
Как узнать буквы корня
в названиях действий?
26.01.1
6
91.
Правило и способы
подбора проверочных
слов для корневых
орфограмм безударных
гласных и парных по
глухости
27.01.1
6
92.
Правило и способы
подбора проверочных
слов для корневых
орфограмм безударных
гласных и парных по
глухости
28.01.1
6
93.
Правило и способы
подбора проверочных
слов для корневых
орфограмм безударных
гласных и парных по
глухости
29.01.1
6
94.
Узнаём буквы корня в
названиях признаков
предметов
01.02.1
6
95.
Узнаём буквы корня в
названиях признаков
предметов
02.02.1
6
96.
Правило и способы
подбора проверочных
слов для корневых
орфограмм безударных
гласных и парных по
глухости
03.02.1
6
97.
Правило и способы
подбора проверочных
слов для корневых
орфограмм безударных
гласных и парных по
глухости
04.02.1
6
письме (по ходу и после завершения).
П. понимать общий способ решения
ряда языковых и речевых задач,
ориентироваться на него при решении
конкретных задач ;
выполнять действия анализа,
сравнения, группировки,
конструирования по указанным
основаниям;
98.
Снова о значении слова.
05.02.1
6
99.
Значение слова и его
написание
08.02.1
6
100.
Уточняем, как решать
орфографические задачи
в корне слова.
09.02.1
6
101.
Уточняем, как решать
орфографические задачи
в корне слова.
10.02.1
6
102.
Решение
орфографических задач
в корнях слов.
11.02.16
103.
Решение
орфографических задач
в корнях слов.
12.02.1
6
104.
Решение
орфографических задач
в корнях слов.
15.02.1
6
105.
Закрепление освоенных
способов действия.
16.02.1
6
106.
Закрепление освоенных
способов действия.
17.02.1
6
107.
Обобщаем и стараемся
писать без ошибок
18.02.1
6
108.
Обобщаем и стараемся
писать без ошибок
19.02.1
6
109.
Изложение с
продолжением Е.
Чарушин «Волчишко»
22.02.1
6
110.
Буква на месте звука,
которого нет.
23.02.1
6
111.
Буква на месте звука,
которого нет.
24.02.1
6
112.
Непроизносимые
согласные звуки (чаще в
корнях слов) и способы
решения
орфографической
задачи.
25.02.1
6
113.
Непроизносимые
согласные звуки (чаще в
корнях слов) и способы
решения
орфографической
задачи.
26.02.1
6
114.
Непроизносимые
согласные звуки (чаще в
корнях слов) и способы
решения
орфографической
задачи.
29.02.1
6
115.
Пользование
орфографическим
словарём как способ
выяснения
непроверяемых
написаний
01.03.1
6
116.
Пользование
орфографическим
словарём как способ
выяснения
непроверяемых
написаний
02.03.1
6
117.
Звук один, а буквы две.
03.03.1
6
118.
Звук один, а буквы две.
04.03.1
6
119.
Удвоенные согласные в
корне слова и на границе
частей слов.
07.03.1
6
120.
Удвоенные согласные в
корне слова и на границе
частей слов.
09.03.1
6
121.
Слова с удвоенными
согласными и их
перенос.
10.03.1
6
122.
Слова с удвоенными
согласными и их
перенос.
11.03.16
123.
Упражнения в
орфографической
зоркости и решении
задач разными
способами.
14.03.1
6
124.
Упражнения в
орфографической
зоркости и решении
задач разными
способами.
15.03.1
6
125.
Упражнения в
орфографической
зоркости и решении
задач разными
способами.
16.03.1
6
126.
Контрольная работа по
теме: «Корень слова»
17.03.1
6
127.
Анализ контрольной
работы.
Работа над ошибками
18.03.1
6
Слово. Состав слова (34 часа)
128.
Повторение изученного
о строении слов.
Л. положительное отношение к учению
(к урокам русского языка); появление
21.03.1
6
129.
Повторение изученного
22.03.1
о строении слов.
элементов коммуникативного и
социального мотивов изучения
русского языка, элементов контроля за
отдельными сторонами своей речи(в
частности, за правописанием).
П. понимать общий способ решения
ряда языковых и речевых задач,
ориентироваться на него при решении
конкретных задач ;
выполнять действия анализа,
сравнения, группировки,
конструирования по указанным
основаниям;
К. участвовать в общей беседе,
стараясь соблюдать правила общения;
высказывать своё мнение по
обсуждаемым вопросам, пытаться
объяснять его; слушать и стараться
понимать выступления других;
Р. действовать по намеченному плану,
по инструкции,представленной в
словесной или схематичной форме (под
контролем учителя);
выполнять учебные действия в
материализованной, речевой форме;
выполнять действия самоконтроля при
письме (по ходу
Пред. Делать вывод о наличии в языке
групп
слов,
обобщать
сведения.
П о д б и р а т ь
р о д с т в е нные
(однокоренные) слова, отличать их от
синонимов.
Правильно образовывать
слова с задан-
ными
морфемами,
выбирать
их
в
соответствии
с
указанным
значением
или с учетом
ко н т е кс т а . С р а в н и в ат ь с л о в а
с
одинаково
звучащими
приставками
и
предлогами,
по
опорн о й
с х е м е
формулировать способ их раз-
6
130.
Что я знаю о словах?
23.03.1
6
131.
Что я знаю о словах?
24.03.1
6
132.
Знакомство с понятиями
«приставка» и
«суффикс».
25.03.1
6
133.
Приставки и суффиксы:
их назначение, место в
словах.
01.04.1
6
134.
Анализ состава слова.
04.04.1
6
135.
Основные действия при
проведении анализа
состава слова.
05.04.1
6
136.
Основные действия при
проведении анализа
состава слова.
06.04.1
6
137.
Разграничение
приставок и предлогов.
07.04.1
6
138.
Разграничение
приставок и предлогов.
08.04.1
6
139.
Значение, употребление
и написание приставок
11.04.16
140.
Значение, употребление
и написание приставок
12.04.1
6
141.
Наиболее
распространённые
значения приставок и
суффиксов
13.04.1
6
142.
Наиболее
распространённые
значения приставок и
суффиксов
14.04.1
6
143.
Значение, употребление
суффиксов.
15.04.1
6
144.
Значение, употребление
суффиксов.
18.04.1
6
145.
Упражнение в
использовании и
правильном написании
различных частей слова.
19.04.1
6
146.
Упражнение в
использовании и
правильном написании
различных частей слова.
20.04.1
6
147.
Знакомство со
способами действий при
анализе состава слова
21.04.1
6
148.
Знакомство со
способами действий при
22.04.1
6
анализе состава слова
149.
Упражнение в разборе
слов по составу.
25.04.1
6
150.
Расширение знаний о
написании удвоенных
согласных: двойные
согласные на границе
частей слов
26.04.1
6
151.
Расширение знаний о
написании удвоенных
согласных: двойные
согласные на границе
частей слов
27.04.1
6
152.
Создание словесной
картинки «Вот и весна!»
28.04.1
6
153.
Анализ сочинений
29.04.1
6
154.
Повторение изученного
о правописании корней.
02.05.1
6
155.
Повторение изученного
о правописании корней.
03.05.1
6
156.
Повторение изученного
о правописании
приставок.
04.05.1
6
157.
Повторение изученного
о правописании
суффиксов.
05.05.1
6
158.
Контрольная работа по
теме: «Состав слова»
06.05.1
6
159.
Анализ контрольной
работы
09.05.1
6
160.
Текст-описание
10.05.1
6
161.
Анализ сочинения
11.05.16
Орфография (4 часа)
162.
Правило выбора
разделительного знака: ь
или ъ.
Пред. Понимать информацию,
представленную в моделях, схемах,
таблицах, с помощью учителя словесно
формулировать её. Обнаруживать в
записи орфограммы. Создавать речевые
произведения определенных жанров.
12.05.1
6
163.
Правило выбора
разделительного знака: ь
или ъ.
13.05.1
6
164.
Написание наиболее
распространённых
приставок и суффиксов
16.05.1
6
165.
Буквы в окончаниях
слов при их изменении
как ещё не решаемые
орфографические
задачи.
17.05.1
6
Обобщение в конце года (5 часов)
166.
Безударная гласная и
Пред. Выявлять слова, значения
18.05.1
парная согласная в корне
слова.
которых требуют уточнения; обращать-
ся к словарю, находить в нём нужное
слово. Сравнивать записи, различать
правильные и неправильные, груп-
пировать их, аргументировать решение.
6
167.
Безударная гласная и
парная согласная в корне
слова.
19.05.1
6
168.
Контрольная работа по
итогам года
20.05.1
6
169.
Закрепление введённых
понятий: наблюдение за
единым написанием
корней в родственных
корнях
170.
Викторина, игры в слова
и со словами.