Автор: Гребнева Светлана Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор" Населённый пункт: г. Новокузнецк Наименование материала: Методическая разработка Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
декабрь 2015г.
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДТ "Вектор"
Гребнева С.С.
ПЛАНИРОВАНИЕ
воспитательной работы.
Вопрос: Зачем нужен план?
Планирование позволяет педагогу:
-четко осознать цели, стратегические и тактические задачи воспитания;
-предварительно изучить коллектив учащихся, отдельных учащихся, состояние
учебно-воспитательного процесса в объединении, окружающие условия;
-целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы
воспитательной работы;
-проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя
поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
-и что не мало важно, видеть перспективы своего собственного
самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.
Наиболее распространенные ошибки при планировании:
-отсутствие четкого определенной цели, определенных стратегических задач
воспитания;
-традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных
разработок "мероприятий" свыше и как следствие - безынициативных;
-примитивизм планирования (план - отписка, содержащий какой-то, часто
случайный, перечень дел);
-не умение (а порой - не видение необходимости) привлечения детей к
планированию;
-не конкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к
не заинтересованности, как детей, так и педагога (типа: "провести диспут", "работать
над нравственным воспитанием детей", "устроить "Огонек", или "поход по местам
боевой Славы" и т.п.).
Что предшествует планированию воспитательной работы?
1. Определение цели и задач на основе возраста детей, уровня развития
коллектива, условий воспитания (возможностей района, специфики МБУ ДО ЦДО
"Вектор", возможности педагогического коллектива МБУ ДО ЦДО "Вектор" и
близлежащих учебно-воспитательных учреждений), от личностного потенциала самого
педагога дополнительного образования;
2. На основании цели - определенная группа стратегических задач и тактических
задач (план воспитательной работы);
3. Планированию воспитательной работы предшествует:
-изучение детей и коллектива объединения (их понятий и представлений,
интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей отношений
и т.д.);
-привлечение детей к планированию;
-изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года
(выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат);
-выявление необходимых мероприятий для углубленного изучения
избранного вида деятельности.
Из всего этого и составляется перечень основных дел на год. Они - то и будут
положены в основу перспективного плана. В практике известны два основных плана:
1. Перспективный;
2. Календарный.
Как составить перспективный план на год?
1. Краткая характеристика группы, отдельных учащихся;
2. Цели и задачи воспитательной работы;
3. Перечень основных дел по направлениям воспитания:
-организационная работа;
-учебно-воспитательная;
-оздоровительная;
-спортивно-массовая;
-работа со школой;
-работа с родителями;
-трудовое воспитание;
-методическая работа.
(указаны сроки, ответственные участники дел).
Как составить календарный план сетку?
В тетради педагога дополнительного образования отвести специальный раздел
"Планирование воспитательной работы", в котором есть специальные странички:
цели воспитательной работы с объединением на год, стратегические и
тактические задачи;
результаты изучения коллектива воспитанников и отдельных учащихся
(обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация
детей в пределах объединения и дома творчества, интересы и склонности,
занятия вне МБУ ДО ЦДО "Вектор", предложение по плану работы и т.д.);
главный раздел - это сам ПЛАН, который имеет такой вид:
Содержание Календарные сроки
планирования проведения дел
Сентябрь
1
недел
я
2
недел
я
3
неделя
4
неде
ля
1
2
3
4
5
6
1. Организационная
работа
1.Воспитательно-
организационные задачи
2. Содержание "пятнадцати
минуток" в начале недели.
2. Организация
коллективной
деятельности
учащихся
(содержания
воспитания)
1. Оздоровительная;
2. Спортивно-массовая;
3. Работа со школой;
4. Работа с родителями;
5. Трудовое воспитание;
6. Общественно-полезная;
7. Деятельность свободного
общения;
8. Деятельность по профилю
обучения.
3. Методическая
работа.
1. изучение учащихся,
коллектива, хода учебно-
воспитательного процесса;
2. Дифференцированный и
индивидуальный подход к
учащимся;
3.Работа с родителями;
4. Взаимодействия с
педагогическим коллективом.
Методические основы работы с конспективно-календарным планом.
-На план отводится 10 страниц - по количеству месяцев учебного года
(подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).
- Все дела, запланированные педагогом дополнительного образования
вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные во времени дела
можно записывать карандашом (возможность перенесения, или не проведения).
Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким
образом видна деятельность детей и методическая работа учителя.
-В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания
отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается
выполнение дел, не выполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если
их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится
педагогический анализ.
Таким образом, достоинство перспективно-календарного планирования можно
выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного
плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план
потребность, а не план - "отписка" , наглядность хода учебно-воспитательного
процесса, значительная экономия времени педагога дополнительного образования...
Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым.
ЛИТЕРАТУРА: Л.И. Маленкова "Воспитание в современной школе", Москва 1999 год.