Напоминание

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Автор: Гребнева Светлана Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТ "Вектор"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ декабрь 2015г. педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТ "Вектор" Гребнева С.С.

ПЛАНИРОВАНИЕ

воспитательной работы.
Вопрос: Зачем нужен план? Планирование позволяет педагогу: -четко осознать цели, стратегические и тактические задачи воспитания; -предварительно изучить коллектив учащихся, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в объединении, окружающие условия; -целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы; -проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося; -и что не мало важно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования, общечеловеческого и педагогического.
Наиболее распространенные ошибки при планировании:
-отсутствие четкого определенной цели, определенных стратегических задач воспитания; -традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок "мероприятий" свыше и как следствие - безынициативных; -примитивизм планирования (план - отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); -не умение (а порой - не видение необходимости) привлечения детей к планированию; -не конкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к не заинтересованности, как детей, так и педагога (типа: "провести диспут", "работать над нравственным воспитанием детей", "устроить "Огонек", или "поход по местам боевой Славы" и т.п.).
Что предшествует планированию воспитательной работы?
1. Определение цели и задач на основе возраста детей, уровня развития коллектива, условий воспитания (возможностей района, специфики МБУ ДО ЦДО "Вектор", возможности педагогического коллектива МБУ ДО ЦДО "Вектор" и близлежащих учебно-воспитательных учреждений), от личностного потенциала самого педагога дополнительного образования;
2. На основании цели - определенная группа стратегических задач и тактических задач (план воспитательной работы); 3. Планированию воспитательной работы предшествует: -изучение детей и коллектива объединения (их понятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей отношений и т.д.); -привлечение детей к планированию; -изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года (выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат); -выявление необходимых мероприятий для углубленного изучения избранного вида деятельности. Из всего этого и составляется перечень основных дел на год. Они - то и будут положены в основу перспективного плана. В практике известны два основных плана: 1. Перспективный; 2. Календарный.
Как составить перспективный план на год?
1. Краткая характеристика группы, отдельных учащихся; 2. Цели и задачи воспитательной работы; 3. Перечень основных дел по направлениям воспитания: -организационная работа; -учебно-воспитательная; -оздоровительная; -спортивно-массовая; -работа со школой; -работа с родителями; -трудовое воспитание; -методическая работа. (указаны сроки, ответственные участники дел).

Как составить календарный план сетку?
В тетради педагога дополнительного образования отвести специальный раздел "Планирование воспитательной работы", в котором есть специальные странички:  цели воспитательной работы с объединением на год, стратегические и тактические задачи;  результаты изучения коллектива воспитанников и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация детей в пределах объединения и дома творчества, интересы и склонности, занятия вне МБУ ДО ЦДО "Вектор", предложение по плану работы и т.д.);  главный раздел - это сам ПЛАН, который имеет такой вид: Содержание Календарные сроки планирования проведения дел Сентябрь 1 недел я 2 недел я 3 неделя 4 неде ля 1 2 3 4 5 6 1. Организационная работа 1.Воспитательно- организационные задачи 2. Содержание "пятнадцати минуток" в начале недели. 2. Организация коллективной деятельности учащихся (содержания воспитания) 1. Оздоровительная; 2. Спортивно-массовая; 3. Работа со школой; 4. Работа с родителями; 5. Трудовое воспитание; 6. Общественно-полезная; 7. Деятельность свободного общения; 8. Деятельность по профилю обучения. 3. Методическая работа. 1. изучение учащихся, коллектива, хода учебно- воспитательного процесса; 2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; 3.Работа с родителями; 4. Взаимодействия с педагогическим коллективом.

Методические основы работы с конспективно-календарным планом.
-На план отводится 10 страниц - по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз). - Все дела, запланированные педагогом дополнительного образования вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные во времени дела можно записывать карандашом (возможность перенесения, или не проведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видна деятельность детей и методическая работа учителя. -В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, не выполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ. Таким образом, достоинство перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план потребность, а не план - "отписка" , наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени педагога дополнительного образования... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым. ЛИТЕРАТУРА: Л.И. Маленкова "Воспитание в современной школе", Москва 1999 год.


В раздел образования