Напоминание

Формы и методы воспитательной работы с учащимися


Автор: Сазонова Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 52"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы воспитательной работы с учащимися
Раздел: начальное образование





Назад





ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Задача классного руководителя -

увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность,

найти особый подход к каждому обучающемуся.
Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Для совершенствования воспитательного процесса необходимо использовать активные формы воспитательной работы. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект, неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся. С другой стороны они приближают воспитательную среду к жизни, проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов, методов и средств, которые выбирает учитель. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы: – традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная; – дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн; – национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы; – телевизионные: “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “КВН”; – коллективно творческие дела: эстафета, кольцовка; – нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический марафон; – импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспромт”.
Профессионализм учителя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе учителя, классного руководителя. Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой , в школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителя. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят. Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками: – словесно – логические – образно – художественные – трудовые – игровые – психологические Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Образно- художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Мудро поступают классные руководители, когда организуя деятельность школьников, предусматривают моменты молчания, приемы наблюдения и любования. Например, в походе, во время привала, ученики отдыхают, глядя в небо и слушая все вместе и одновременно каждый в одиночестве классическую музыку природы, наблюдают красоту заката и восхода, любуются жемчужной ниточкой паутинки. Это и есть момент обогащающего молчания. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник. Трудовые формы внеурочной работы. Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними. Это также разная помощь нуждающимся. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.
Игровые формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений учителя, а также помощи психолога. Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны. В школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, спортивные соревнования , дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, на дороге; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов и др. Особо следует остановиться на классном часе, поставленном в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг. Собрание учеников класса необходимо для обсуждения классных дел. Здесь нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Воспитание – процесс многогранный, поэтому для осуществления воспитания в школе необходимо решение таких задач, как: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.
«Дети — это цветы жизни.

Нельзя … требовать, чтобы

все цветы одинаково пахли.»

В. М. Дорошевич



В раздел образования