Автор: Лебедева Алевтина Васильевна Должность: преподаватель изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДШИ" Лукояновского района Нижегородской области Населённый пункт: г. Лукоянов Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Орнамент" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Лукояновского района Нижегородской области
Методическая разработка
Тема: «Орнамент»
Составила: Лебедева А.В.
преподаватель изобразительного искусства
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие орнамента
2. Виды орнамента по содержанию
3. Типы орнамента по композиции
4. Симметрия в орнаменте
5. Стилизация
1. Понятие орнамента
Орнамент
является
важнейшей
частью
народного
и
декоративно-
прикладного искусства.
Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели,
инструментов), оружия и широко применяется в книжной и прикладной графике,
плакате и т.п.
Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками,
вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и
др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка,
воротник,
скатерть)
или
выковать
из
металла
(светильник,
поставец,
ограда,
ворота и др.).
Орнамент
может
быть
полицветным
(полихромным)
и
одноцветным
(монохромным),
выполнен
на
поверхности
предмета
выпукло,
рельефно,
или
наоборот, углублен.
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются
особенностями
и
традициями
изобразительной
культуры
каждого
народа,
обладают
определенной
устойчивостью
на
протяжении
длительного
исторического
периода
и
имеют
ярко
выраженный
национальный
характер.
Поэтому,
можно
сказать,
что
орнамент
является
стилем
эпохи,
надежным
признаком
принадлежности
произведения
к
определенному
времени
и
к
определенной стране (готика, барокко, модерн и др.).
Долгие
века
люди
верили
в
охранную
силу
орнамента,
считали,
что
он
оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега
была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет
более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.
Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и материала
той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пластические и
конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение, лучше
выявить
природную
красоту
материала.
Все
это
возможно
при
условии
гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.
Искусство
орнамента
–
сложное,
многозначное
явление,
которое
требует
глубокого
изучения,
теоретического
осмысления
и
практического
освоения.
Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и
композиционных схем построения орнаментов.
Орнамент
– это
узор,
построенный
на
ритмическом
чередовании
и
организованном расположении элементов.
Термин
«орнамент»
связан
со
словом
«украшение».
В
зависимости
от
характера
мотивов
различают
следующие
виды
орнаментов: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.
2. Виды орнамента по содержанию
Геометрический орнамент (см. рис. 1) может состоять из точек, линий
(прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов,
многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр,
встречающиеся
в
искусстве
Древней
Греции,
тоже
можно
отнести
к
геометрическому орнаменту.
Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью
первобытный человек выражал свое представление о мире. Вначале это были
простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая
горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду.
Их
ритмическое
расположение
на
предмете,
возможность
составления
более
сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства и его
мышление.
Постепенно
люди
стали
обогащать
орнамент
реальными
наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое
начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость.
Растительный
орнамент
(см.
рис.
2)
составляется
из
стилизованных
листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов
мотив
«древо
жизни»
-
это
растительный
орнамент.
Его
изображают
и
как
цветущий куст, и более декоративно обобщенно. В древнегреческих растительных
орнаментах часто использовали изображения аканта, лотоса, папируса, пальмы и
др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент
«ислими»
-
спирально
извивающийся
вьюнок.
Композиции
такого
орнамента
весьма разнообразны.
Зооморфный (см. рис. 3) орнамент изображает стилизованные фигуры или
части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент
называют
звериным
стилем.
Декоративные
изображения
птиц
и
рыб
также
относятся к этому виду орнамента.
Антропоморфный орнамент (см. рис. 4) в качестве мотивов использует
мужские и женские стилизованные фигуры. Сюда же можно отнести различные
фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.
Нередко
в
узорах
встречаются
сочетания
самых
разных
мотивов:
геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент
можно назвать комбинированным (см. рис. 5).
Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий
плоскость,
таковым
не
является.
Для
орнамента
важен
определенный
ритм
повторяющихся элементов.
3. Типы орнамента по композиции
По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента :
(см. рис. 6)
ленточный
(фриз,
бордюр,
кайма),
имеющий
семь
разных
видов
симметрии,
сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток
с элементами орнамента),
замкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.).
Очень
важен
в
орнаменте ритм.
Он
может
быть
возрастающим
и
убывающим. Ритм в орнаменте – это чередование элементов узора в определенной
последовательности.
Раппортом называются повторяющиеся элементы орнамента (см. рис. 7).
Раппортной называют композицию, в которой орнаментальный мотив ритмически
повторяется
через
одинаковые
интервалы.
Существуют
различные
типы
раппортных композиций. Обычно мотив на длинных полотнищах располагают по
принципам построения сетчатых орнаментов.
4. Симметрия в орнаменте
Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения
предметов или частей художественного целого.
Наиболее
простым
ее
видом
является
зеркальная
симметрия.
Если
узор
можно разделить прямой линией на две равные части, каждая из которых как бы
повторяет отражение другой в зеркале, то этот узор имеет зеркальную симметрию
(см. рис. 8).
Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты.
Осью
симметрии
называется
линия,
при
полном
обороте
вокруг
которой
происходит
неоднократное
совмещение
орнамента.
Ось
симметрии
проходит
через центр композиции узора перпендикулярно к его плоскости.
Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами,
называется розеттой, или розеткой (см. рис. 9). Розетка, построенная на основе
зеркальной
симметрии,
создает
впечатление
неподвижности.
Те
розетки,
у
которых
отсутствует
симметрия,
вызывают
ощущение
движения.
Симметрия
помогает создать определенный ритм в орнаменте.
Не только симметричные, но и асимметричные орнаментальные композиции
весьма разнообразны (см. рис. 10).
Одни и те же сюжеты, мотивы и темы можно увидеть в орнаментах разных
народов. Темы народного искусства общие для всех, и образный язык орнаментов
родственен
всем
народам.
Это
характеризует
народное
искусство
как
общечеловеческое,
«планетарное».
Однако
при
этом
сохраняется
его
ярко
выраженный национальный характер.
Орнамент одного народа может отличаться от орнамента другого не просто
мотивами, цветом, но и самим строем. Основу орнаментальных мотивов, как
правило, составляют образы окружающей природы. Например, основа многих
орнаментов Греции – декоративно переработанные морские волны, пальмовые
ветви и лотосы, а у северных народов – оленьи рога, горы. Если присмотреться к
греческим орнаментам, то здесь можно найти черты, близкие творчеству других
народов.
«Во все времена в орнаменте проходила тема космоса. Символы отражают
взаимосвязь человека и природы.
В орнаментах предстает поэтический образ животворящего мира, что очень
характерно
для
искусства
народов
Севера
и
Дальнего
Востока,
свойственно
русскому
народному
творчеству.
И
это
не
только
мотивы
солярных
повторяющихся знаков, неба, дождя, облаков в ткачестве, вышивке, керамике и
росписи по дереву, варьируемых из века в век, это живое чувство природы.
Главная сила народного искусства состоит в том, что оно понимается всеми. У
разных народов есть одинаковые символы узоров».
Народные
орнаменты
создаются,
как
правило,
на
основе стилизации
природных форм. На примере орнамента хорошо видно, как формы растений
животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы.
5. Стилизация
Стилизация
–
это
декоративное
выделение
и
обобщение
характерных
особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или
усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.
Однако упростить форму не значит обеднить ее, упростить – значит подчеркнуть
выразительные стороны, опустив малозначащие детали.
Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет
ритмическому
строю
орнамента.
В
основе
творчества
народного
мастера
эмоционально-ассоциативное
восприятие,
его
образное
решение
может
значительно отличаться от натуры (см. рис. 11).
Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или
сохранить природные плавные очертания. Исходя из реальных образов, художник
на основе творческого воображения создает новое.
В декоративном искусстве в процессе обобщения формы художник, сохраняя
ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от
второстепенных
деталей.
Все
наблюдаемые
в
реальной
форме
оттенки,
как
правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального
цвета. Поиски цвета подсказывают то или иное решение.
Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиции
основаны на творческом переосмыслении натуры.