Автор: Яковлева Елена Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Бродовская СОШ Населённый пункт: Воронежская область, Аннинский район, село Бродовое. Наименование материала: Программа ДО для начальных классов Тема: Юный конструктор Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бродовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к Утверждена «Утверждено»
утверждению на заседании
методического объединения педагогическим советом Директор школы
учителей дополнительного _____________
образования А.А. Косинков
Протокол № 1 Протокол № 2 Приказ № 84
от «28» августа 2014 г. от «30» августа 2014 г. от «03» сентября 2014 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный конструктор»
Возраст детей: 6, 6- 10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы: Яковлева Елена Петровна
учитель начальных классов
село Бродовое
2015 год
Пояснительная записка.
1
Направленность дополнительной образовательной программы - художественно-
эстетическая
Программа “Юный конструктор” разработана и реализуется в системе дополнительного
образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя
волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь
свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных
форм, величин. Программа поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для
динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во
всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность геометрических и арифметических
представлений способствует более легкому усвоению материала в школе, формированию
уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность данной программы дополнительного образования детей определяется тем, что в
последние годы у младших школьников при формировании базовых геометрических и
арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают
психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В возрасте младших школьников
эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное
восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.
Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно
ориентироваться в любой работе, т. е. учебная и практическая деятельность рассматривается как
средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по
программе “Конструирование из бумаги” открывают большие возможности для развития
инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Система
работы с бросовым материалом построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи
легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы:
более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно
предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью,
приобщить к творчеству.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: воспитание творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к
художественному и техническому творчеству и желание трудиться.
Задачи программы :
Обучающие:
формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и
экологической культуры;
синхронизация программ образовательного и дополнительного обучения.
Развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как
созданию красоты и пользы;
2
развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также
моторику рук, последовательность в выполнении действий;
стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-
познавательной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
прививать навыки работы в группе, в парах;
нравственное воспитание.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих.
Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у обучающихся тактильные
ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную
ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение,
воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских
геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования
своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий,
способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления. Данная программа дополняет и
углубляет знания и умения детей, приобретенные на школьных уроках. Программные материалы
подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – 6,6
–10лет
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы – Данная программа
рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе равна 36
учебным часам.
Формы и режим занятий:
Занятия в группе проходят 1 раз в неделю по 45 минут
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа,
практическая работа, игра, экскурсии, выставки и др.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного
материала и подкрепляется практическим освоением темы.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.
Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе детей и
т.д.).
Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
Коллективная (используется на общих занятиях).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Предполагается, что у ребенка, обучающегося по настоящей программе, будут сформированы:
3
Личностные УУД
— широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
— устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;
Регулятивные УУД
— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения
поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
Познавательные УУД
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и
представления их результатов;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
4
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
— устанавливать аналогии;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и
выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном
процессе и повседневной жизни.
Предполагается, что будет сформирован достаточный для успешного усвоения учебных программ
уровень развития таких познавательных процессов, как: восприятие, память, внимание,
воображение, мышление, речь.
Занятия в объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать
работу и доводить до конца начатое дело.
Формы подведения итогов реализации программы.
Подведение итогов осуществляется в виде выставок готовых работ, фотовыставки, проектов,
участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях, федеральном
уровнях
Учебно-тематический план.
5
№ п\п
Тема занятий.
Количество часов.
Теория
Практика
1.
Формирование группы, техника
безопасности, диагностика
1
2.
Знакомство с базовой формой
техники «Конструирование»
1
3.
Конструирование из коробков.
23
4.
Работа с рулончиками от
полотенец.
2
5
Работа с большими коробками.
Коллективная работа
4
6.
Проект
1
7.
Оформление выставочных работ
1
1
8
Подведение итогов.
1
Итого
4
32
Содержание программы:
Формирование группы, техника безопасности, диагностика. Знакомство с детьми,
Беседа о правилах поведения на занятиях, о наличии необходимых принадлежностях, о
режиме занятий.
6
Знакомство с базовой формой техники «Конструирование». Знакомство с видами
конструирования, основными элементами, условными знаками. Изучение способов
оклеивания коробков бумагой.
Конструирование из коробков. Беседа «Вторая жизнь коробок». Поделки из маленьких
коробков (спичечных).
Работа с рулончиками от полотенец. Изготовление поделок «Бабочка», «Подставка для
ручек». Оклеивание рулончиков бумагой, оформление, украшение готового изделия.
Работа с большими коробками. Коллективная работа. Изготовление изделия «Замок
для Золушки». Конструирование и склеивание замка, украшение , придание эстетического
вида готовой работе.
Проект. Создание проекта «Вторая жизнь коробков. Распределение обязанностей, сбор
информации, оформление проекта, защита.
Оформление выставочных работ. Оформление работ учащихся, выставки, проекта.
Подведение итогов. Подведение итогов проделанной работы за год. Чему научились, что
умеем.
Календарно- тематическое планирование.
№п/п
Тема
Кол-во часов
7
Дата по
плану
Дата по
факту
1
Вводное занятие. Техника
безопасности на занятиях.
1
2.09.
2.
Основные правила работы. Условные
знаки в «конструирование».
1
9.09.
3
Конструирование из коробков.
Изделие «Корова», «Лягушка»,
«Заяц». Оклеивание коробки
бумагой, изготовление деталей.
1
16.09
4
Конструирование из коробков.
Изделие «Корова», «Лягушка»,
«Заяц».
1
23.09
5
Конструирование из коробков.
Изделие «Корова», «Лягушка»,
«Заяц»
1
30.09.
6
Конструирование из спичечных
коробков. Изделие «Пожарная
машина»
1
7.10
7
Конструирование из спичечных
коробков. Изделие «Пожарная
машина»
1
14.10
8
Конструирование из спичечных
коробков. Изделие «Пожарная
машина».
1
21. 10
9
Конструирование из коробок от
молока. Изделие «Кораблик с
мышатами»
1
28.10
10
Конструирование из коробок от
молока. Изделие «Кораблик с
мышатами»
1
11.11
11
Конструирование из коробок от
молока. Изделие «Кораблик с
мышатами»
1
18.11
12
Конструируем мебель. Изделие
«Стол», «Комод», «Кровать»
1
25.11
13
Конструируем мебель. Изделие
«Стол», «Комод», «Кровать»
1
2.12
14
Конструируем мебель. Изделие
«Стол», «Комод», «Кровать»
1
9.12
15
В городе. Учимся строить дома.
Изделие «Дом».
1
16.12
8
16
В городе. Учимся строить дома.
Изделие «Дом».
1
23. 12
17
В городе. Учимся строить дома.
Изделие «Дом».
1
13.01
18
В городе. Учимся строить дома.
Изделие «Дом».
1
20.01
19
Конструирование из рулонов от
бумажных полотенец. Изделие
«Бабочка»
1
27.01
20
Конструирование из коробок от
сока. Изделие «Грузовик»
1
3.02
21
Конструирование из коробок от
сока. Изделие «Грузовик»
1
10.02
22
Конструирование из коробок от
сока. Изделие «Грузовик»
1
17.02
23
Конструирование из больших
коробков. Изделие «Парковка для
машин»
1
24.02
24
Конструирование из больших
коробков. Изделие «Парковка для
машин»
1
3.03
25
Делаем подарок. Изделие
«Коробочка для подарков»
1
10.03
26
Делаем подарок. Изделие
«Коробочка для подарков»
1
17.03
27-
Конструирование из коробков.
Изделие «Органайзер», «Коробочка
для мелочей».
1
24.03
28
Конструирование из коробков.
Изделие «Органайзер», «Коробочка
для мелочей».
1
31.03
29
Конструирование из коробков.
Изделие «Замок»
1
7.04
30
Конструирование из коробков.
Изделие «Замок»
1
14.04
31
Конструирование из коробков.
Изделие «Замок»
1
21.04
32
Конструирование из коробков.
Изделие «Замок»
1
28.04
33
Проект «Вторая жизнь коробок».
1
5.05
9
34
Проект «Вторая жизнь коробок»
1
12.05
35
Оформление выставки.
1
19.05
36
Подводим итоги. Чему мы
научились. Что умеем.
1
Методическое обеспечение программы.
Инструменты и материалы:
– простой карандаш ТМ, М, 2М
– измерительная линейка
– циркуль – 5 шт.
– ножницы канцелярские с закругленными концами
– бумага рисовальная или чертежная
– бумага цветная, бархатная
– клей ПВА
– кисти для клея
– коробки разных размеров и форм
10
Список использованной литературы.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада,
2007.– 240 с.
2. Волкова С.И. Математика и конструирование: Учебное пособие для учащихся начальной
школы.– М.: Просвещение,2004. – 95 с.
3 .Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
4. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.– СПб.: Паритет,
2007. – 127 с.
5. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.– М.: Арт – Родник,
2007. – 30 с.
6. Кулакова Л.Ю.Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.– М.: АСТ – пресс
книга, 2008. – 144 с.
7. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного
конструирования.– Ярославль: Академия развития, 2001.– 142 с.
8. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
9. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.– М.: Изд. Скрипторий, 2008. –
48с.
10 .Щеблыкин И. К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для
учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
11