Напоминание

Логопедическое сопровождение в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС НОО с детьми задержкой психического развития.


Автор: Слюсарь Лилия Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКОУ Доволенская СОШ №1
Населённый пункт: с.Довольное
Наименование материала: статья
Тема: Логопедическое сопровождение в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС НОО с детьми задержкой психического развития.
Раздел: начальное образование





Назад





Слюсарь Лилия Васильевна,

учитель-логопед МКОУ ДСОШ №1

Логопедическое

сопровождение

в

общеобразовательном

учреждении в рамках ФГОС

НОО с детьми задержкой психического

развития.
Аннотация Цель статьи: показать актуальность проблемы логопедического сопровождения в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС НОО детей с задержкой психического развития. Ключевые слова: логопедическое сопровождение, стандарт. Инклюзивная школа уже сейчас открыта для совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями. Количество учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ, растет. В массовую школу все чаще поступают дети с ЗПР и умственной отсталостью. Наша школа не стала исключением, и мы работаем с детьми, которые имеют статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, а также реализуем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с детьми с задержкой психического развития. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.Особенностью содержания образования по новым стандартам является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ребенка.
Существенной особенностью ФГОС является направленность на овладение младшими школьниками приемов сравнения, классификации, обобщения, т.е. на формирование универсальных учебных умений (УУД) как основы умения учиться. При планировании коррекционной работы я, как учитель-логопед учитываю программные требования по русскому языку, последовательность и время изучения отдельных тем. Следовательно, особенностью коррекционно - логопедической работы является то, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо и чтение). Тем самым своевременная и действенная логопедическая помощь предупреждает и минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирования коммуникативных и познавательных УУД). Развитие речи обучающихся – важная составляющая по ФГОСам. Одной из основных задач обучения младших школьников становится качество знаний, повышение мотивации обучения. Решение данных задач мы видим в использовании метапредметных связей в процессе обучения развитию речи. Для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникация. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОСов является не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребенка и происходящие в ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОСов обеспечивается реализацией следующих принципов:  единство диагностики и коррекции;  деятельностный принцип коррекции;  учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;  комплексность методов психологического воздействия. Одним из важнейших условий организации эффективной коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом.
Комплексный подход предполагает взаимодействие разных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов. Координация деятельности всех специалистов системы психолого- педагогического сопровождения по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка является первостепенной задачей. Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, передо мной, как учителем-логопедом, наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. При введении ФГОС большое внимание обращается на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе. Система работы логопедического пункта строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребёнка, а коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии. Логопедическая работа условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочно-контрольный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.После проведения входной диагностики составляется план коррекционной работы, где обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время изучения тех или иных тем. Для каждой группы обучающихся на учебный год составляютсяперспективные планы коррекционной работы. Затем на основании этих планов разрабатываются поурочные рабочие планы как на групповые и подгрупповые, так и на индивидуальные занятия.
Самое важное условие для эффективной работы логопедического пункта - это тесная связь учителя-логопеда с учителем начальных классов. Мы вместе стремимся к общей цели – дать качественное образование младшим школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Моя задача,как учителя – логопеда,– устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Учителя периодически информирую о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на логопедические занятия, и одновременно я получаю информацию об их успеваемости в течение учебного года. На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Учитель с моей помощью осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Я, как учитель-логопед, и учитель начальных классов предъявляем единые требования к обучающемуся с речевыми отклонениями. На логопедических занятиях специфично оценивается работа обучающегося. Оценка ставится, прежде всего, по психолого – педагогическим параметрам работы обучающегося, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок.Поэтому обучающийся, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки.
Результатом содружества учителя начальных классов и учителя-логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. Проявление живого интереса к занятиям, концентрация внимания, заинтересованность в результате коррекционно-развивающих занятий, достигаются мною, используя яркую наглядность, современные логопедические и педагогические технологии. Список литературы: 1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами». 2. О.В. Мукашева., Л.Л. Тычинина. Примерная рабочая программа коррекционно-логопедической работы (в соответствии с ФГОС НОО). НИПК и ПРО, 2013 3. Ю. В. Науменко «Содержание коррекционной деятельности массовой образовательной школы». Журнал «Коррекционно – развивающее обучение» № 4, 2012


В раздел образования