Напоминание

Формирование духовно-нравственного ребёнка в рамках требований ФГОС второго поколения


Автор: Осипова Алёна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Большеаксинская средняя общеобразовательная школа" Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: село Большая Акса
Наименование материала: статья
Тема: Формирование духовно-нравственного ребёнка в рамках требований ФГОС второго поколения
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Большеаксинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ Выступление на тему:
«Формирование духовно-нравственного ребёнка

в рамках требований ФГОС второго поколения»
Работа учителя начальных классов
Осиповой А.П.
2016 год В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная, социальная и семейная культуры. В соответствии с требованиями ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального
общего образования. Её цель: Создать условия для развития и воспитания личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе. Народная мудрость гласит: « Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно. Если на 10 лет вперёд – сажай лес. Если же на 100 лет – воспитывай детей». В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные, патриотические и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремл е н и й и л и ч н о г о с ч а с т ь я . Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы нормальной гуманной жизни, следовательно, чрезвычайно важно проводить работу по нравственности.

Являясь классным руководителям 1 класса и имея возможность влиять на воспитание ребёнка, уделяем проблеме духовно-нравственному развитию важнейшую роль. В своей деятельности выделяем следующие направления: – здоровьесберегающее воспитание; – гражданско-патриотическое воспитание; – нравственное и духовное воспитание; – культуротворческое и эстетическое воспитание; – интеллектуальное воспитание; 1 - воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - социокультурное и медиакультурное воспитание; - правовое воспитание и культура безопасности; - воспитание коммуникативной культуры; - экологическое воспитание; – совместная работа родителей и детей. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Познавательное направление «Учиться хорошо, легко и весело»
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Вот уже несколько лет мы работаем по УМК «Планета знаний», в основе которой лежит технология деятельностного метода,
что полностью соответствует всем требованиям заложенного в ФГОС второго поколения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности. На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
Патриотическое направление «Люби и знай свое село»
Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: её отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды.
«Люби и знай свое село»
Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с 2 любви к родному краю, к родному селу, к родной улице. Учащиеся захотели больше узнать о своём селе, крае. С этой целью были проведены конкурсы рисунков «Моя улица», «Достопримечательности моего села».
Волшебная страна семьи
В 1 классе много мероприятий, непосредственными участниками которых являются родители: День Знаний, День Здоровья, «Мы школьниками стали», клуб выходного дня, «Прощание с Букварём» На уроке «Окружающий мир», изучая тему семьи, мы предложили детям составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью. Затем подключились родители и получилась проектная работа «Моя родословная». Ребята изучили историю семьи, тайну имён, фамилии, традиции семьи, профессию родителей, составили семейное древо. Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно.
Чтение – лучшее учение
Формирование духовности младших школьников также происходит через отношение к литературе, книгам, к чтению. В программных требованиях ФГОС к
уровню подготовки учащихся 1 классов выделены задачи нравственного характера: учащиеся должны соблюдать правила речевого общения в школе, классе, со взрослыми, детьми и уметь использовать их на практике. Чтение побуждает к нравственным поступкам
.
К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки, которых восхищают. Работая по Букварю, тексты которого учили добру, справедливости, честности, ребята решили сами сочинить поучительные сказки, рассказы. Идею ребят поддержали родители, и получился коллективный проект «Моя первая книга». Такая работа помогает ребятам стать более сердечными, воспитанными, добрыми.
Здоровьесберегающее направление
Работая в этом направлении, формируем знания о здоровом образе жизни, ответственном отношении к нему, проводим профилактику вредных привычек, 3 прививаем желание укреплять своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены. Такие мероприятия, как ежедневное выполнение зарядки перед первым уроком, физминутки, динамические паузы в течение урока, весёлые старты, дни Здоровья воспитывают в ребятах здоровый образ жизни. В этом нам помогают и родители. Совместная работа в данном направлении оказывает большое воспитательное значение для первоклассников.
Эстетическое направление «Красота спасёт мир»
Также приобщаем своих первоклассников к миру искусства, формируем эстетический вкус у учащихся, представление об эстетических идеалах и ценностях, культуру поведения. Ребята участвуют в конкурсе рисунков, стихов.
Детское общественное движение «Добрые дети»,

акции «Неделя добра»
На духовно-нравственное воспитание первоклассников влияет их участие в организации «Добрые дети»,целью которой является: воспитание личности, относящейся с доверием к окружающему миру, уверенной в себе, способной защитить собственные права и права окружающих, личности с чувством высокой ответст - венности. Проводим беседы, акции, игры на тему «Добро », «Где живёт добро?», «Что такое х о р о ш о и ч т о т а к о е п л о х о » . Создаём условия для формирования представлений о добре и доброжелательности.
Способствуем формированию умения анализировать нравственную сторону своих и чужих поступков. Воспитываем милосердие, сердечность, добропорядочность, умение делать нравственный выбор.
Экологическое направление «Живая планета»
Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи. С этой целью проводим экскурсии, экологически-развлекательное мероприятие «Праздник осени», КВН «В согласии с 4 природой», акцию «Помоги птицам». Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Таким образом, опираясь на концепцию духовно-нравственного развития, мы стремимся воспитывать нравственное самосознания учащихся, чувство патриотизма, ориентируем их на общечеловеческие ценности. Работая в данном направлении, мы считаем, что наши учащиеся будут соответствовать модели выпускника первого класса. Модель выпускника первого класса – любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; – любящий свой народ, свой край и свою Родину; – уважающий и принимающий ценности семьи и общества; – владеющий навыками и привычками нравственного поведения, реализуя их в практической деятельности; – выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; – несущий ответственность за свое здоровье; – знающий сущность морали, целесообразность моральных норм.
5


В раздел образования