Программа внеурочной деятельности "В гармонии с природой"
Автор: Яковлева Надежда Петровна Должность: учитель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №101", г. Кемерово Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа внеурочной деятельности "В гармонии с природой" Раздел: начальное образование
1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ
(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 101, VIII ВИДА»
МБС(К)ОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 101, VIII ВИДА»
Рассмотрена:
Утверждаю:
на заседании МС
Директор МБС(К)ОУ
МБС(К)ОУ «Школа – интернат № 101,VIII вида»
«Школа-интернат № 101, VIII вида»
Протокол № ___
_________________ С.В. Криковцов
«___»__________________20 ____ г.
«_____»________________20
____
г
.
Программа внеурочной деятельности
«В гармонии с природой»
(экологическое воспитание учащихся младших классов
специальных (коррекционных) школ VIII вида)
Срок реализации: 4 года
Составители:
Яковлева Надежда Петровна,
воспитатель высшей категории.
КЕМЕРОВО 2016
2
Содержание
1.
Пояснительная записка…………………………………………………...
3
2.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности………...4
3.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма,
режим и место проведения занятий, виды деятельности……………… 8
4.
Учебный и учебно-тематические планы……………………………… .8
5.
Содержание программы внеурочной деятельности…………………..22
6.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
программы
внеурочной
деятельности………………………………………………...26
7.
Приложение………………………………………………………………..29
8.
Список
литературы………………………………………………………..32
3
1.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания
младших
школьников
является
-
воспитание
ценностного
отношения
к
природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Слово «Экология» дословно переводится, как «наука о доме», то есть
о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира
помогает
ребенку
по
–
новому
взглянуть
на
природу.
Ребенок
душой
чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с
любовью.
Непосредственно
в
соприкосновении
с
природой
у
ребенка
развиваются все познавательные процессы: мышление, внимание, память,
воображение,
развивается
наблюдательность
и
любознательность,
формируется
эстетическое
восприятие
окружающего
мира.
Это
помогает
умственному развитию, нравственно – эстетическому воспитанию младших
школьников.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство
интеллектуального
и
эмоционального
восприятия
природной
среды
в
сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо,
чтобы эта работа носила непрерывный характер.
Актуальность программы «В гармонии с природой» продиктована
отсутствием
в
теории
и
практике
экологического
образования
единой,
рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, образовательной
программы
с
экологической
направленностью
для
учащихся
с
интеллектуальными
нарушениями специальных коррекционных школ VIII
вида.
Дети с интеллектуальными
нарушениями часто не знают о тех
растениях,
грибах,
рыбах,
птицах,
зверях,
которые
их
окружают.
Предлагаемый материал о природе отличается новизной, он предполагает не
только
расширение
краеведческого
кругозора,
но
и
развитие
творческих
способностей учащихся.
Цель
программы:
формирование
эмоционально
–
положительного,
доброжелательного и бережного отношения к природе у детей младшего
школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Задачи программы:
1.
Формировать,
систематизировать
и
расширять
представления
о
разнообразии, красоте и хрупкости природы родного края.
2.Развивать познавательный интерес в получении знании о природе.
3.Воспитывать бережное отношение к природе России и Кузбасса.
Поставленные
задачи
способствуют
систематизации
знаний,
активизации умственной деятельности и познавательной сферы, помогают
решать
вопросы
нравственно
–
этического
плана,
формировать
трудовые
навыки
и
активную
жизненную
позицию.
Концентрическое
построение
программы
даёт
возможность
соблюдать
принцип
повторяемости
при
ознакомлений с явлениями окружающего мира с последующим углублением
знаний. Основанием реализации программы является ведущий вид детской
4
деятельности – игра, а также наблюдение, экскурсии, практические работы.
Разнообразный
материал
поможет
воспитателю
более
полно
и
глубоко
осуществить экологическое образование младших школьников
2.Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Содержание
программы
внеурочной
деятельности
связано
с
такими
учебными предметами, как:
1.Чтение и развитие речи
2.Развитие
устной
речи
на
основе
изучения
предметов
и
явлений
окружающей действительности
3.Изобразительное искусство
4.Основы безопасности жизнедеятельности
5. Трудовое обучение
Предмет
Содержание
учебной дисциплины
Содержание
программы
«В гармонии с природой»
1 класс
Чтение и
развитие речи
Экскурсия:
«Сезонные
измен е н и я
в
природе» Наше питание. Фрукты. Овощи.
Охрана
здоровья.
Экскурсия в магазин:
«Овощи – фрукты».
Сбор семян для подкормки птиц.
Беседа:
«Перелетные
птицы»,
Операция
«Кормушка».
Домашние животные кошка , собака.
Беседа:
«Животные наши друзья».
Экскурсия:
«Сезонные
измен е н и я
в
природе»,
«Птица
голубь
и
д р у г и е
местные птицы. Внешний вид, где живет,
чем питается. Какую пользу приносит
человеку».
Экскурсия:
«Наблюдение за птицами».
Комнатные
растения.
Узнавание, называние. Уход (полив).
Беседа:
« К а к
п р е к р а с е н
м и р
растений».
Экскурсия по школе:
«Цветы – это радость».
Сезонные изменения в природе
экскурсия.
Экскурсия:
«В
гости
к
одуванчику».
Экскурсия в парк:
«Изменения в природе»..
Чем и как можно отравиться в лесу.
Познавательно
- игровая
программа:
«На лесной полянке».
5
Меры пожарной безопасности в лесу.
Познавательно
-
игровая
программа:
«Мы друзья природы».
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Правила
безопасного
поведен и я
с
домашними и уличными животными.
Беседа:
«Животные
наши
друзья».
З а оч н а я
э кс ку р с и я
н а
ферму.
Игровая
программа:
«Мой
ласковый
и
нежный
зверь».
Трудовое
обучение
Экскурсия
с
целью
сбора
природного
материала.
Аппликация:
«Дары осени».
Лепка по образцу моркови, перца, грибов.
Лепка: «Хитрая лиса».
А п п л и к а ц и я
«
Д а р ы
осени».
2 класс
Развитие
устной
р еч и
н а
о с н о в е
и з у ч е н и я
п р е д-
метов
и
явлений
окружающей
действительности
Экскурсия:
«Сезонные
изменения в природе».
Беседа:
«Осенние
измен е н и я
в
природе».
Деревья береза и тополь, сравнение.
Экскурсия в парк:
«Осенние
изменения
в
природе».
Дикие животные - заяц.
Б е с е д а
« Т и п и ч н ы е
представители
животного
мира Кузбасса».
Комнатные
растения
(Узнавание, называние, уход).
Размножение
комнатных
растений.
Трудовой десант:
«С цветами мы растем».
Домашние животные – кролик.
Беседа:
«Кто живет рядом с нами».
Насекомые, жук и бабочка.
Экскурсия:
«Весеннее
пробуждение
природы» .
Чтение
и
развитие
речи
Г. Скребицкий «Художник Осень»,
М. Ивенин «Падают, падают листья»,
В. Викторов « Здравствуй осень».
Народные
приметы.
Экскурсия в парк:
«Осеннее
изменение
в
природе».
Е. Благинина «Белкина кладовка»,
Н. Сладков «Зимний запас».
Экскурсия:
«Как животные готовятся к
зиме».
Загадки о животных.
С. Иванов: «Животные».
Познавательно
–
игровая
программа:
«Путешествие
по
родному
краю».
6
Изобразительное
искусство
Рисование на тему: « Деревья осенью».
Рисование
«Листопад».
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Экскурсия по городу.
Беседа:
«Город,
в
котором
мы
живем».
Мы и животные.
Беседа:
«Кто
живет
рядом
с нами».
Заочное путешествие в лес в
зимний период.
Как
животные
готовятся
к
зиме.
Трудовое
обучение
Лепка по образцу фигур
животных – белка.
Лепка «Зоопарк».
Лепка по образцу фигур
животных – кошка.
Лоскутная
мозаика
«Бабочки».
3 класс
Чтение и
развитие речи
Е. Пермяк «Смородинка».
Экскурсия в аптеку:
«Мир
лекарственных
растений».
Вот пришли морозы и зима настала.
Конкурс
рисунков
«Зимний лес».
Развитие
у стно й
р еч и
н а
о с н о в е
и з у ч е н и я
п р е д-
метов
и
явлений
окружающей
действительности
Дикие животные (Ёж и медведь).
Ягода рябина, калина.
Ж и в о т н ы й
м и р
К е м е-
ровской
области.
«Кто живет в лесу?»
Беседа:«Лекарственные
растения».
Изобразительное
искусство
Рисование с натуры осенних листьев.
Рисование на тему: «Парк осенью».
Рисование:
«Любимый город».
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Экскурсия растения на клумбах.
Ответственное и бережное отношение
к
природе. Отдых на природе.
Правила поведения в природе.
Познавательно
–
игровая
программа:
«Защитники
природы».
Комнатные растения традисканция и
герань. Уход за комнатными
растениями.
Экскурсия:
«Мир комнатных
растений».
7
Трудовое
обучение
И з г о т о в л е н и е
и з
п р о в о л о к и
с т и-
лизованных фигур рыб, птиц и животных.
Лепка
«Тот,
кто
не
спит
зимой».
4 класс
Чтение и
развитие речи
А.К.Толстой «Осень обсыпается»,
А. Твардовский «Лес осенью»,
Песков «Осенний лес»,
В.Орлов «Лесной цветок».
Беседа:
«Круговорот
веществ
в
природе».
Экскурсия на набережную:
«Река Искитимка».
Беседа:
« Р е д к и е
и
и с ч езающие
растения».
Л.Толстой
«Весна»,
Ф.Тютчев «Весенние воды».
Беседа:
«Путь воды в наш дом».
В Тарасов «Четвероногий друг».
Познавательно
–
игровая
программа:
«Мы
в
ответе
за
все
на
планете».
Развитие
у стно й
р еч и
н а
о с н о в е
и з у ч е н и я
п р е д-
метов
и
явлений
окружающей
действительности
Экскурсия сезонные изменения
в природе.
Беседа:
«Круговорот
веществ
в природе».
Птицы перелетные и зимующие.
Беседа
«Экологические
проблемы
нашего города».
Экскурсия сезонные изменения
в природе.
Экскурсия:
«Куда улетают птицы».
Семена
цветковых
растений
сбор
и
хранение.
Практиче ская
работа
п о
выращиванию
цветковых
растений
из
семян.
Посев
семян
цветочно-
декоративных
культур.
Экскурсия сезонные изменения
в природе.
Беседа:
«Круговорот веществ в
природе».
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Лекарственные
растения
Кемеровской
области. Правила поведения в природе.
Мы и животные.
Беседа:
« Р е д к и е
и
о храняемые
растения
Кузбасса».
Беседа:
«Мероприятия
по
охране редких животных».
Опасности, связанные с животными.
Меры безопасности.
При общении и уходе за домашними
животными в городе.
Беседа:
«Экологические
проблемы
нашего города».
Изобразительная
деятельность
Рисование
с
натуры
листа
дерева,
ветки
рябины. Рисование первоцветов.
Рисование на тему
« У ж
н е б о
о с е н ь ю
дышало».
8
3.Особенности
реализации
программы: форма, режим
и
место
проведения занятий, виды деятельности
Программа
по
экологическому
воспитанию
предназначена
для
обучающихся 1-4 классов
специальных коррекционных
школ VIII вида.
Именно
принадлежность
к
внеурочной
деятельности
определяет
режим
проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся
после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует
рекомендациям СанПиН, т.е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закреплённом за классом, в актовом
зале, на прогулках, в окружающем социуме. Организация
воспитательно-
образовательного процесса
предполагает использование форм и методов
обучения,
адекватных
возрастным
и
психофизическим
возможностям
младших школьников с нарушениями интеллекта
4. Учебный и учебно-тематические планы
Учебный план
1класс «Мир удивительных открытий»
Цель: Ознакомление
с
разнообразием
растительного
и
животного
мира.
Формирование
понимания
зависимости
между
внешним
строением
растений и животных и условиями их существования.
Категория
слушателей: воспитанники 1 класса
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год.
п/п
№
п/п
Наименование
разделов
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
Беседы
Практич.
занятия
1.
Введение.
С е зо н н ы е
изменения в природе.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа.
2.
Мир вокруг нас.
4
1
3
Выставка работ.
Викторина.
3.
Р а с т и т е л ь н ы й
м и р
Кемеровской области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа.
4.
Ж и в о т н ы й
м и р
Кемеровской
области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа
5.
Экология родного края.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа
6.
Почва.
4
1
3
Познавательная
программа.Конкурс
рисунков
7.
Вода-источник
жизни.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа
8.
Я – часть природы.
5
2
3
Тестирование.
Фоторепортаж.
Выставка работ.
Итого
33
9
24
9
2класс «Азбука экологии»
Цель: формирование
экологических
знаний
о
целостности
мира
природы, ознакомление с животным миром Кузбасса.
Категория
слушателей: воспитанники 2 класса
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.
п/п
№
п/п
Наименование
разделов
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
Беседы
Практич.
занятия
1.
Введение.
С е зо н н ы е
изменения в природе.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа.
2.
Мир вокруг нас.
4
1
3
Выставка работ.
Викторина.
3.
Р а с т и т е л ь н ы й
м и р
Кемеровской области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа.
4.
Ж и в о т н ы й
м и р
Кемеровской
области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа
5.
Экология родного края.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа
6.
Почва.
4
1
3
Познавательная
программа.
Конкурс
рисунков
7.
Вода-источник
жизни.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа
8.
Я – часть природы.
6
2
4
Тестирование.
Фоторепортаж.
Выставка работ.
Итого
34
9
25
3 класс «Земля наш общий дом»
Ц е л ь : ознакомление
с
природоохранными
мероприятиями,
формирование коммуникативных навыков
Категория
слушателей: воспитанники 3 класса
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.
п/п
№
п/п
Наименование
разделов
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
Беседы
Практич.
занятия
1.
Введение.
С е зо н н ы е
изменения в природе.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа.
2.
Мир вокруг нас.
4
1
3
Выставка работ.
Викторина.
3.
Р а с т и т е л ь н ы й
м и р
Кемеровской области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа.
10
4.
Ж и в о т н ы й
м и р
Кемеровской
области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа.
5.
Экология родного края.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа.
6.
Почва.
4
1
3
Познавательная
программа.
Конкурс
рисунков.
7.
Вода-источник
жизни.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа.
8.
Я – часть природы.
4
1
3
Тестирование.
Фоторепортаж.
Выставка работ.
Итого
34
9
25
4класс «Природа и человек»
Цель: воспитание ответственного поведения в природе
Категория
слушателей: воспитанники 4 класса
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.
п/п
№
п/п
Наименование
разделов
Всего
часов
В том числе
Форма контроля
Беседы
Практич.
занятия
1.
Введение.
С е зо н н ы е
изменения в природе.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа.
2.
Мир вокруг нас.
4
1
3
Выставка работ.
Викторина.
3.
Р а с т и т е л ь н ы й
м и р
Кемеровской области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа.
4.
Ж и в о т н ы й
м и р
Кемеровской
области.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа
5.
Экология родного края.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая
программа
6.
Почва.
4
1
3
Познавательная
программа.
Конкурс
рисунков.
7.
Вода-источник
жизни.
4
1
3
Выставка работ.
Игровая программа.
8.
Я – часть природы.
6
2
4
Тестирование.
Фоторепортаж.
Выставка работ.
Итого
34
9
25
11
Учебно - тематический план
1класс «Мир удивительных открытий»
№
п/п
Тема
занятия
Всего
часов
В том числе
Беседа
Практически
е
занятия
Экскурсии
Форма
контроля
1.1. Сезонные изменения в природе
1.1.1.
Беседа:
«Что нам осень
подарила»
1ч
1ч
1.1.2.
Экскурсия в магазин:
«Фрукты – овощи»
1ч
1ч
1.1.3.
Аппликация:
«Дары осени»
1ч
1ч
Выставка
работ
1.1.4.
Игровая программа:
«Осень, осень в
гости просим»
1ч
1ч
Игровая
программа
1.2. Мир вокруг нас
1.2.1.
Беседа: « Как зимой
помочь птицам»
1ч
1ч
1.2.2.
Экскурсия в парк:
«Птичья столовая»
1ч
1ч
1.2.3.
Рисунки на тему:
«Синички полезные
птички»
1ч
1ч
Выставка
работ
1.2.4.
Викторина:
«Птицы»
1ч
1ч
Викторина
1.3. Растительный мир Кемеровской области
1.3.1.
Беседа:
«Как прекрасен мир
растений»
1ч
1ч
1.3.2.
Экскурсия по
школе:
«Цветы – это
радость»
1ч
1ч
1.3.3.
Аппликация:
«Сказочный цветок»
1ч
1ч
Выставка
работ
1.3.4.
Игровая программа:
«Они тоже живые»
1ч
1ч
1.4. Животный мир Кемеровской области
1.4.1.
Беседа:
«Животные наши
друзья»
1ч
1ч
12
1.4.2.
Заочная экскурсия на
ферму
1ч
1ч
1.4.3.
Лепка: « Ежик»
1ч
1ч
Выставка
работ
1.4.4.
Познавательно –
игровая программа:
«Ребятам о зверятах»
1ч
1ч
1.5. Экология родного края
1.5.1.
Беседа:
«Экология устами
младенца»
1ч
1ч
1.5.2.
Экскурсия:
«Птицы нашего
города»
1ч
1ч
1.5.3.
Наблюдение
за птицами,
подкормка
1ч
1ч
1.5.4.
Познавательно –
игровая программа:
«Зима в лесу»
1ч
1ч
1.6. Почва
1.6.1.
Беседа:
«Как появилась
почва»
1ч
1ч
1.6.2.
Экскурсия в парк:
«Изменения в
природе»
1ч
1ч
1.6.3.
Рисование:
«Тает снежок – ожил
лужок»
1ч
1ч
Выставка
работ
1.6.4.
Познавательно –
игровая программа
«Мы друзья
природы»
1ч
1ч
Познав. –
игровая
программа
1.7. Вода – источник жизни
1.7.1.
Беседа:
«Роль воды в нашей
жизни»
1ч
1ч
1.7.2.
Экскурсия в
магазин: «Питьевая
вода»
1ч
1ч
13
1.7.3.
Рисуем на тему:
«Дождик песенку
поёт»
1ч
1ч
Выставка
работ
1.7.4.
Загадки природы»
Игровая программа
1ч
1ч
Игровая
программа
1.8. Я – часть природы
1.8.1.
Беседа:
«Весна –
пробуждение
природы»
1ч
1ч
1.8.2.
Экскурсия в гости к
одуванчику
1ч
1ч
1.8.3.
Аппликация:
«Носит одуванчик
новый сарафанчик»
1ч
1ч
Выставка
работ
1.8.4.
Игровая программа:
«Лес и мы»
1ч
1ч
Игровая
программа
1.8.5.
Итоговое занятие:
«В гармонии
с природой»
1ч
1ч
Игровая
программа.
Тест.
Итого:
33
8
17
8
2класс «Азбука экологии»
14
№
п/п
Тема
занятия
Всего
часов
В том числе
Беседа
Практическ
ие
занятия
Экскурсии
Форма
контроля
2.1. Сезонные изменения в природе
2
.1.1.
Беседа:
« «Щедра природа
на выдумки»
1ч
1ч
2
.1.2.
Экскурсия в парк
«Осенние
изменения
в природе»
1ч
1ч
2.1.3.
Рисование
«Листопад»
1ч
1ч
Выста
вка
работ
2.1.4.
Игровая
программа:
«Тайны природы»
1ч
1ч
Игрова
я
программа
2 .2. Мир вокруг нас
2
.2.1.
Беседа:
«Кто живет
рядом с
нами»
1ч.
1ч
2.2.2.
Экскурсия:
«Знакомство с
обитателями
аквариума»
1ч.
1ч
2.2.3.
Конкурс
рисунков
на тему:
«За стеклом
аквариума»
1ч.
1ч.
1ч
Выста
вка
работ
2.2.4.
Викторина:
«Мир вокруг
нас»
1ч.
1ч
Виктор
ина
2.3. Растительный мир Кемеровской области
2.3.1.
Беседа:
«Растения,
занесенные в
Красную
книгу»
1ч
1ч
2.3.2.
Экскурсия
«Редкие и
исчезающие
растения края»
1ч
1ч
2.3.3.
Конкурс
рисунков:
«Их надо
беречь»
1ч
1ч
Выста
вка
работ
2.3.4.
Игровая
программа:
«Праздник
леса»
1ч
1ч
Игровая
программа
15
3класс «Земля наш общий дом»
16
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Беседы
Практические
занятия
Экскурсии
Форма
контроля
1 . Сезонные изменения в природе
3.1.1
Беседа:
«Круговорот
веществ в
природе»
1ч
1ч
3.1.2.
Экскурсия:
«В музей Томская
писсаница»
1ч
1ч
3.1.3
Аппликация:
«Золотая осень»
1ч
.
1ч
Выставка
работ
3.1.4.
Игровая
программа:
«В гости к осени»
1ч
1ч
Игровая
программа
2. Мир вокруг нас
3.2.1.
Беcеда:
«Звезды,
луна,солнце -
ист
очники света»
1ч
1ч
3.2.2.
Экскурсия
«Мир
комнатных
растений»
1ч
1ч
3.2.3
Аппликация
«Ночное небо»
1ч
1ч
Выставка
работ
3.2.4.
Игровая
программа
«На что похоже
солнышко»
1ч
1ч
Игровая
программа
3. Растительный мир Кемеровскойобласти
3.3.1.
Беседа:
«Лекарственные
растения
Кузбасса
1ч
1ч
3.3.2.
экскурсия
в аптеку «Мир
лекарственных
растений»
1ч
1ч
3.3.3.
Рисование
на тему
«Мой друг
подорожник»
1ч
1ч
Выставка
работ
3.3.4.
Игровая
программа
«В гости к
доктору
Айболиту»
1ч
1ч
Игровая
программа
4. Животный мир Кемеровской области
3.4.1.
Беседа:
«Охраняемые
редкие животные»
1ч
1ч
3.4.2.
Заочная
экскурсия
«Зимний лес»
1ч
1ч
17
4класс «Природа и человек»
18
№
п/п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Беседы
Практические
занятия
Экскурсии
Форма
контроля
1. Сезонные изменения в природе
4.1.1.
Беседа:
«Кемеровская
область на карте
России»
1ч
1ч
4.1.2.
Экскурсия
«Цветы –
это радость»
1ч
1ч
4.1.3.
Конкурс
«Мы из цветов
составляем
букеты»
1ч
1ч
Выставка
работ
4.1.4.
Игровая
программа:
«Наш край»
1ч
1ч
Игровая
программа
2. Мир вокруг нас
4.2.1.
Беcеда:
«Вот и осень
наступила»
1ч
1ч
4.2.2.
Экскурсия: «Куда
улетают птицы»
1ч
1ч
4.2.3.
Изготовление
кормушки
1ч
1ч
Выставка
работ
4.2.4.
Познавательно-
игровая
программа:
«Почему
животные
называются
дикими»
1ч
1ч
Познавательн
о
- игровая
программа
3. Растительный мир Кемеровской области
4.3.1.
Беседа: «Редкие
растения
Кузбасса»
1ч
1ч
4.3.2.
Экскурсия
« Краеведческий
музей»
1ч
1ч
4.3.3.
Лепка
«Самая вкусная
ягода»
1ч
1ч
Выставка
работ
4.3.4.
Игровая
программа:
«Путешествие по
родному краю»
1ч
1ч
Игровая
программа
4. Животный мир Кемеровской области
4.4.1.
Беседа:
«Охрана редких
животных»
1ч
1ч
4.4.2.
Заочная
экскурсия:
«Животные,
занесенные
в Красную книгу»
1ч
1ч
4.4.3.
Изготовление
игры:
«Зоологическое
1ч
1ч
19
5.Содержание программы внеурочной деятельности
Программа «В гармонии с природой», реализуется через беседы, экскурсии,
практические
занятия
и
общественно
полезную
деятельность
по
оздоровлению окружающей среды и
предполагает
следующие виды
деятельности:
познавательная,
игровая,
трудовая,
художественная,
краеведческая, экологические игры, природоохранные акции, тематические
линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа « В гармонии с природой»
рассчитана на 4 года обучения,
объемом в 135 часов, 1час в неделю.
1 класс
«Мир удивительных открытий»
1. Сезонные изменения в природе.
Знакомить
с
понятиями
живое
и
неживое
в
природе.
Знакомство
с
растительным миром: цветы, деревья, кустарники, травы. Лес – кладовая
природы
родного
края.
Знакомство
с
правилами
поведения
в
природе.
Дидактическая игра к названому дереву беги Дидактическая игра магазин
овощи фрукты кроссворд овощи.
2. Мир вокруг нас.
Смена времен года их характеристика. Подготовка животных и растений к
смене
времен
года
(спячка,
линька,
отлет
птиц,
листопад
снегопад).
Дидактическая игра, Что за птица.
3.Растительный мир Кемеровсой области.
Разнообразие
растений.
Что
у
растения
есть:
Строение
растений.
Разнообразие. Роль растений в жизни животных и человека. Формировать
понятие
дерево
–
дом
для
лесных
жителей.
Тест
интервью
мысленное
путешествие в лес
4. Животный мир Кемеровской области.
Разнообразие животных. Связь со средой обитания. Приспособленность и
адаптация к смене времен года. Роль животных в жизни человека. Игра
загадки
кроссворд
домашние
животные
дидактическая
игра
угадай
животное.
5. Экология родного края.
20
Познакомить с зимующими птицами. Их роль в природе и жизни человека.
Внешний вид, образ жизни, чем питаются, какую пользу приносят птицы.
Как
помочь
птицам
зимой.
Операция
«
Кормушка».
Игра
найди
спрятавшихся зверей и птиц Дидактическая игра, Что за птица?
6. Почва.
Формировать
понятие:
почва
–
плодородный
верхний
слой
земли,
где
связаны
между
собой
горные
породы,
мертвые
остатки
растений
и
обитатели почвы (насекомые, дождевые черви). Образуется почва очень
медленно,
поэтому
её
нужно
беречь
ее
от
разрушения.
Роль
почвы
в
жизни
человека,
Роль
деревьев
в
сохранении
почвы.
Воспитывать
бережное
отношение
к
почве
и
ее
обитателям
как
мы
можем
защитить
землю не сжигать траву не перекапывать глубоко
7. Вода – источник жизни.
Уточнить, дополнить и обобщить представления детей о роли воды, о её
состояниях,
круговороте
воды
в
природе,
Кому
и
как
помогает
вода?
Почему
нужно
заботиться
о
чистоте
воды?
Игра
загадки
кроссворд
Круговорот воды
8. Я – часть природы.
Дополнить и обобщить представления детей о питаний и жизненном цикле
цветковых растений (семечко – проросток- листочки – цветок – семена.
Что нужно растению для жизни (воздух, вода, почва, солнце).Насекомые
опыляют
цветы.
Роль
растений
в
жизни
человека.
Ра з в и ват ь
познавательный интерес к роли человека в природе
2 класс
« Азбука экологии»
1.Сезонные изменения в природе.
Смена
времен
года.
Взаимосвязь
времени
года
и
поведения
диких
животных.
Наблюдение
за
состоянием
погоды.
Ведение
календаря
природы. Игра загадки лесовичков
2.Мир вокруг нас.
Домашние
животные.
Их
разнообразие
связь
живых
существ
со
средой
обитания.
Уход
за
животными.
Соблюдение
требования
гигиены
и
санитарий
и
правил
безопасности
при
их
содержании.
Кроссворд
домашнее животное Дидактическая игра угадай животное
3. Растительный мир Кемеровской области.
Формировать понятие « лес – дом для животных и растений». Этажи леса.
Пищевые отношения в лесу. Редкие и исчезающие растения края.
4.Животный мир Кемеровской области.
Животный мир ( общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей
области.
Роль
животных
в
жизничеловека.
Охрана
животных
Красная
книга области. Игра четвертый лишний Кто в лесу живет что в лесу растет
Игра у родника Догадайся чьи следы
5.Экология родного края.
21
Что
такое
экология?
Окружающая
среда
и
здоровье
человека.
Виды
отдыха, места отдыха в городе. Красота и чистота города зависят от человека
6.Почва.
Почва
сложный
мир
со
своими
обитателями.
Роль
почвы
в
жизни
растений, животных и человека. Защита почвы от разрушений.
7.Вода – источник жизни.
Круговорот воды в природе. Вода – дом для речных обитателей. Значение
реки
Томь
для
жизни
людей
и
речных
обитателей.
Воспитыва
экологически грамотное отношение человека к воде. Игра дом для речных
обитателей
8.Я –часть природы.
Формировать
представление
животные,
растения,
человек
–
соседи
по
п л а н е т е .
Р а з в и в ат ь
п о з н а в ат е л ь н ы й
и н т е р е с ,
в о с п и т ы в а т ь
доброжелательное
отношение
к
природе.
Правила
поведения
в
природе.
Формирование личностного отношения к природе.
3 класс
«Земля наш общий дом»
1. Сезонные изменения в природе.
Смена времен года . Подготовка живых организмов к смене времен года.
Положение
Кемеровской
областина
карте
России.
Правила
поведенияв
природе. Экскурсия в музей заповедник Томская писаница. Формировать
представление
о
исчезающих
видов
растений
и
животных
на
примере
Кузбасса
Причина
их
исчезновения
деятельность
человека
по
охране
природы
2. Мир вокруг нас.
Влияние тепла исвета на растения. Влияние ТЭЦ и АЭС на экологическое
состояние окружающей среды. Экономия тепла и света.
3. Растительный мир Кемеровской области.
Растительный
мир
(
деревья,кустарники,
травы).
Характерные
признаки
растений.
Лекарственные
растения
края.
Аптека
–
магазин
лекарств.
Рецепты на лекарства. Растения на страже здоровья.
4. Животный мир Кемеровской области.
Особо
охраняемые
природные
территории.
Типичные
представители
животного
мира
Кузбасса.
Роль
животныхв
жизни
человека.
Охрана
редких животных. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Игра загадки
«Дикие
животные»,
кроссворд
«Догадайся,
чьи
следы»
Тест
«Жизнь
в
лесу».
5. Экология края .
Свойство
воздуха.
Зачем
нужен
воздух?
Воздух
города
и
жилища.
Вред
табачного дыма. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Влияние
окружающей среды на здоровье.
6. Почва.
22
Что
такое
плодородие
почвы.
От
чего
оно
зависит?
Роль
насекомых
и
дождевых червей в образовании почвы.Что растение берет из почвы?
7. Вода – источник жизни.
Вода, которую мы пьём. Откуда поступает вода в дом. Как расходуется?
Куда
удаляется?
Игра-загадки
«Экологический
калейдоскоп»,
«Источники
загрязнения воды».
8. Я – часть природы.
Круговорот
веществ
в
природе
образует
равновесие.
Деятельность
человека нарушает равновесие, чтоведет к сокращению численности видов
растений и животных. Закрепить знания правил поведения в природе.
4класс
«Природа и человек»
1.Сезонные изменения в природе.
Связь животных и растений со средой обитания между неживой (почва) и
живой
природой.
Круговорот
веществ
в
природе.
Разнообразие
и
приспособления
растений
и
животных
к
городской
среде.
Воспитывать
эмоционально
положительное
и
бережное
отношение
к
растениям
и
животным в городе
2. Мир вокруг нас.
Сезонные
изменения
в
природе
и
поведение
животных.
Основные
приметы
осени.
Куда
улетают
птицы?
Причина
отлета.
Как
мы
можем
помочь птицам? Операция: « Кормушка»
3. Растительный мир Кемеровской области .
Редкие
и
охраняемые
растения
Кузбасса.
Охраняемые
природные
территории Кузбасса. Человек и его влияние на природу. (осушение болот,
вырубка
леса,
городские
свалки,
выпас
скота)ведут
к
вымиранию
и
уменьшению численности видов растений.
4. Животный мир Кемеровской области.
Знакомство с редкими животными. Рисуем на тему: « Их надо беречь»
-
редкие
животные
края.
Мероприятия
по
охране
редких
животных.
(создание
заказников
заповедников,
питомников.)
дидактическая
игра
«Угадай
животное»,
«Найди
спрятавшихся
зверей
и
птиц».
Кроссворд
«Дикие животные». Дидактическая игра «Что за птица?».
5. Экология края.
Разнообразие
и
приспособленность
животных
и
растений
к
городской
среде. Транспорт и загрязнения окружающей среды.
Воспитывать любовь
к родному городу и желание соблюдать чистоту. «Загадки лесовичков».
6. Почва.
Что такое почва? Как она образуется. От чего зависит плодородие почвы?
Как защитить почвуот разрушений.
7. Вода – источник жизни.
23
Роль воды в нашей жизни. Вода, которую мыы пьём? Сколько стоит вода?
Почему её надо экономить?
8. Я – часть природы.
Водоочистные
сооружения.
Кроссворд
Круговорот
воды
Круговорот
веществ
в
природе
образует
равновесие.
Роль
человека
в
природе
его
влияние
на
природу.
Виды
человеческой
деятельности
направленные
на
исправление
экологических
ошибок.
«Экологический
калейдоскоп»,
игра
«У
родника».
Экологическая
игра
«В
согласии
с
природой»,
игра
«Спланируй город».
6.
Планируемые
результаты
освоения
программы
«
В
гармонии
с
природой»
Содержание программы внеурочной деятельности «В гармонии с природой»,
формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
самостоятельность
и
личная
ответственность
за
свои
поступки,
установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природе готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок.
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
с т а в и т ь
в о п р о с ы ;
о б р а щ ат ь с я
з а
п о м о щ ь ю ;
формулировать свои затруднения;
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные универсальные учебные действия
узнавать,
называть
и
определять
объекты
и
явления
окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
24
В программе
« В гармонии с природой» определены
и жизненные
компетенции, которыми
должны
овладеть
обучающиеся
в
ходе
реализации программы.
Материал
программы
«В
гармонии
с
природой»
способствует
формированию следующих жизненных компетенций:
Обучающийся 1 класса:
-Имеет начальные представления о явлениях природы, суточных, сезонных и
пространственных изменениях в природе, с помощью словесных инструкций
педагога может показать их на иллюстрациях и называть.
-Имеет представления об овощах, фруктах, может показать и назвать их (с
помощью словесных инструкций педагога).
-Имеет представления об экологических, ценностных основах отношения к
окружающему миру.
-Знает
и
показывает,
с
помощью
словесных
инструкций,
некоторых
домашних и диких животных; совместно с взрослым кормит животных,
птиц, рыб и поливает растения; заботится о чистоте помещения и участка.
-Имеет
начальные
представления
о
цветах,
растущих
на
пришкольном
участке и в классе. Может указать на их характерные приметы.
-Имеет начальные представления о почве, об изменениях почвы по временам
года (тает снег, появляется трава и т.д.)
-Имеет начальные представления о воде, как об источнике питания человека,
растений, животных; как о природном явлении (дождь, снег и т.д.).
-Знает и показывает, по словесной инструкции педагога, деревья, кустарники,
травы. Может указать на их характерные особенности.
Обучающийся 2 класса:
- Имеет представления о многообразии природных явлений. Устанавливает
простейшие
связи
между
ними
(похолодало
—
исчезли
бабочки,
жуки),
представления о сезонных изменениях в природе.
-Может показать и назвать явления природы (листопад, дождь, снег, таяние
снега и т.д.), суточные, сезонные и пространственные изменения в природе, с
помощью словесных инструкций педагога.
-Может
показать
и
назвать
овощи,
фрукты,
различает
их
(с
помощью
словесных инструкций педагога).
25
-Знать некоторых домашних и диких животных родного края; отмечает их
характерные особенности; совместно с взрослым кормит животных, птиц,
рыб и поливает растения; заботится о чистоте помещения и участка.
-Знает
и
показывает,
по
словесной
инструкции,
растения
занесённые
в
красную книгу; знает, что без надобности нельзя срывать растения, ломать
ветки
деревьев
и
кустарников,
пугать
животных,
уничтожать гусениц,
червяков, бабочек, жуков.
-Имеет
представления
о
деревьях,
кустарниках,
цветах,
растущих
на
пришкольном участке и на улицах города. Может указать на их характерные
приметы.
-Имеет представления о почве, об изменениях в природе по временам года
(тает снег, появляется трава и т.д.), как помогает почва растениям развиваться
и расти.
-Имеет представления о воде, как об источнике питания человека, растений,
животных; как о природном явлении (дождь, снег, реки, родники и т.д.), среде
обитания рыб.
Обучающийся 3 класса:
- Имеет представления о смене времен года, знает их характерные приметы.
-Имеет начальные представления о солнце и о луне, как о источниках света и
тепла.
-Знает
основные
названия
лекарственных
растений,
показывает
их
по
инструкции, называет.
-Различает,
показывает
или
называет
животных,
дифференцирует
их
на
домашних и диких.
-Имеет начальные представления о влиянии окружающей среды на здоровье
человека.
-Имеет представления о роли почвы в жизни растений.
-Знает и соблюдает правила поведения в природе, на экскурсии.
-Умеет вести наблюдение за объектами живой и неживой природы, замечает
их особенности.
Обучающийся 4класса:
-Имеет начальные представления о родном крае. Знает название области,
города, главной реки Кузбасса; названия животных и птиц, обитающих на
территории Кемеровской области, растений.
-Имеет представления о сезонных изменениях в жизни животных и растений.
-Имеет представления о редких растениях Кузбасса, называет или показывает
их на иллюстрации.
26
-Знает редких животных, может показать или назвать их.
-Имеет представления об охране окружающей среды.
-Имеет представления о том, как образуется почва и, как защитить ее от
разрушений.
-Имеет представление о роли воды в жизни человека, круговороте веществ в
природе.
-Умеет
наблюдать
за
объектами
живой
и
неживой
природы,
способен
рассказать об увиденном.
-Имеет представление об основных мероприятиях по охране природы.
Формы учёта знаний, умений
В
процессе
оценки
достижения
планируемых
результатов
будут
использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг
друга (тестовые материалы,
анализ
наблюдений за детьми (в беседах,
игровых
ситуациях,
во
время
совместной
деятельности
педагога
и
воспитанника, а также воспитанников друг с другом).
7.Приложение
Материалы
для
оценки
планируемых
результатов
освоения
программы
1 класс
1.Что такое природа?
А) Природа - это все, что есть в доме.
Б) Природа – это все, что окружает человека.
В) Природа – это все, что окружает человека и не сделано им.
2. Кто такие пернатые друзья?
А) Павлин.
Б) Куры, гуси, утки.
В) Птицы родного края.
Тест «Пернатые друзья»
Как
люди
должны
помогать
птицам
выжить
зимой?
Обведи
нужную
букву.
а) строить для них гнёзда;
б) помещать их в специальные жилища;
в) подкармливать их.
27
Тест-интервью «Мысленное путешествие в лес»
Тест
направлен
на
выявление
сформированных
представлений
о
видовом разнообразии животных и растений леса и отношении к ним
Ход тестирования
Бывал ли ты в лесу
Закрой глаза и представь, что ты находишься в
лесу кого бы ты хотел там встретить, чтобы росло рядом с тобой в
лесу.
Представь,
что
ты
увидел
самый
красивый
цветок,
чтобы
тебе
хотелосьс ним сделать вдруг на этот удивительный цветок прилетела, и
села
очень
красивая
и
хрупкая
бабочка
твое
первое
жилание
какпоступишь из травы выполз маленькии и очень симпотичныи ежик,
чтобы ты сделал.
2класс
Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»
1. Какой уход не требуется растениям?
не надо рыхлить почву
не надо поливать
не надо встряхивать
не надо протирать листья
2Почему растения нельзя поливать обильно?
оно будет очень быстро расти
оно не зацветет
корни будут гнить
листья завянут
3 класс
Тест «Весну встречаем»
1Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком
все буквы правильных ответов.
а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;
г) выводят птенцов.
2Какие изменения весной происходят в жизни зверей? Обведи кружком
все буквы правильных ответов.
а) линяют;
б) рождают детёнышей;
в) начинают петь;
г) продолжают спать.
3 класс
Тест «Воздух»
1.
По
каким
причинам
происходит
загрязнение
воздуха?
Обведи
кружком буквы правильных ответов.
28
а) пожары и горящие костры;
в) выхлопные газы машин;
г) чтение книг;
д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.
4класс
Тест «Охрана природы»
ФАМИЛИЯ,
ИМЯ
________________________________
1.
Из-за
чего
на
Земле
становится
меньше
лесов?
Обведи
нужную
букву.
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик.
4. Что люди делают
для спасения живой природы? Обведи нужную
букву.
а) создают заповедники и национальные парки;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
4 класс
Тест «Мой край»
ФАМИЛИЯ,
ИМЯ
________________________________
1.
Из-за
чего
исчезают
некоторые
виды
животных?
Обведи
нужную
букву.
а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;
б) из-за пожаров и стихийных бедствий;
в) из-за изменения климата на Земле.
4. Что люди делают
для спасения живой природы? Обведи нужную
букву.
а) создают бульвары и скверы;
б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;
в) создают заповедники и национальные парки.
29
Список литературы
1.Александрова, Ю. Н. Юный эколог
Текст
/Ю. Н. Александрова, Л. Д.
Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2.Бобкова,
Н.Н.
Окружающий
мир:
тематический
тестовый
контроль
в
начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
3.Григорьев,
Д.В.,
Степанов,
П.В.
Внеурочная
деятельность
школьников./
Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
4. Гаев, Л. Наши следы в природе
Текст
/Л. Гаев, В. Самарина. – М. :
Недра, 1991.
5.Елизарова,
Е.
М.
Знакомые
незнакомцы
Текст
/Е.
М.
Елизарова.
–
Волгоград: Учитель, 2007.
6.Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.
Текст
/ М. М.
Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
7.Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика -
Пресс, 1993.
30
8.Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989.
9.Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению
Текст
/
Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
9.Мытарев, А. А. Наш край родной
Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово,
1977.
10.Моисеев, В. Земля Кузнецкая Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986.
11.Моисеев, В. Наедине с природой
Текст
/В. Моисеев. – Чимкент. МП
«АУРИКА», 1993.
12.Новицкая,
М.
Ю.
Введение
в
народоведение.
Родная
земля:
1-2
кл.:
учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. – М.: Дрофа, 1997.
13.Моложавенко, В. С. Тайна красоты
Текст
/ В. С. Моложавенко. – М.,
1993.
14.Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
15.
Плешаков,
А.
А.
Экологические
проблемы
и
начальная
школа
Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
16. Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
17. Тест- рисунок «Моя картина леса»/ В. А. Ясвина
18. Тест - интервью «Мысленное путешествие в лес»/ М. Сигимова
19. Тест «Жизнь в лесу», Моисеев В.