Автор: Ахмедиева Елена Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "ЦРТДиЮ" г. Новошахтинска Населённый пункт: Г.Новошахтинск, Ростовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Основы музыкальной грамоты. Раздел: дополнительное образование
Мажор и минор.
Рассмотрите
солнечную
картину
И.
И.
Левитана
«Золотая
осень»
и
полюбуйтесь ее красочностью, живописностью!
Научите
детей
различать
краски
в
связи
с
оттенками
настроения.
Выслушайте ответы и объясните, что в музыке такое настроение называется
мажорным.
Послушайте
вальсы
И.
Штрауса.
Обсудите
с
детьми
настроение
прослушанной музыки и обобщите мнение о характере, темпе музыкального
произведения.
Прочитайте фрагменты из стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина.
Спросите детей, какое настроение выражают слова: «вьюга злилась», «мгла
носилась»,
«луна,
как
бледное
пятно»,
«печальная».
Подходит
ли
это
стихотворение
по
настроению
к
картине
«Золотая
осень»
или
к
музыке
вальсов?
Объясните, что в музыке такое настроение называется минорным.
Упражнение «Нарисуй мажорное настроение!».
Предложите детям дома нарисовать красками мажорную картину на
свободную тему (возможно в виде домашнего задания).
Упражнение «Сочини мажорную музыку».
Устройте
концерт
импровизаций
на
лучшую
мажорную
мелодию
(вокальную
или
инструментальную).
Помогите
детям
поэтическими
эпиграфами или живописными полотнами. Например:
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето
На все лето к нам пришло.
Упражнение «Минорный концерт».
Устройте
концерт
и
попросите
детей
очень
выразительно
прочитать
минорные
стихи
или
спеть
минорную
песенку.
Учите
детей
красиво держаться на воображаемой сцене.
Ритмическая сказка
Расскажите детям эту сказку очень выразительно с целью закрепить в
слуховом
сознании
пройденные
ритмоформулы
и
активизировать
воображение, творческое мышление. Начните так: «Сегодня я вам расскажу
быль-небылицу о том, как мальчик Алеша приручил лесного дятла. Что-то в
моем рассказе – быль (то, что было на самом деле), а что-то – выдумка. Итак,
слушайте».
Однажды, когда Алеша жил на даче, рано утром кто-то тихо постучал в
его окошко: тук-тук-тук
, затем громче: тук, ту-ки, тук
. Попросите
ребенка показать на деревянных ложках, какой именно стук услышал Алеша.
При
неправильном
воспроизведении
повторите
слова
«тук,
ту-ки,
тук»
и
предложите
воспроизвести
ритм
слов
другому
ребенку.
Добившись
правильного
воспроизведения
ритмоформулы,
продолжайте
сказку.
Алеша вначале подумал, что это ветер пошевелил веткой дерева. Но
стук повторился громче и настойчивее: ту-ки, ту-ки, тук, тук
Обратитесь к ребенку: «Анечка, покажи, какой стук услышал Алеша».
Добивайтесь громкого, четкого, настойчивого звучания деревянных ложек и
лишь затем продолжайте рассказ.
«Алеша испугался, но любопытство заставило его встать и выглянуть в
окно. И что же он увидел? В окошко стучал дятел, которого он часто видел в
лесу и каждый раз кричал ему: «Привет!» Алеша очень обрадовался гостю и
стал ему в ответ постукивать по стеклу, причем старался повторить тот ритм,
который выстукивал дятел.
Попросите детей прохлопать в ладоши этот ритм и воспроизведите
знакомые детям ритмы в разных комбинациях
Завершите
рассказ
словами:
«Дятлу,
видимо,
понравилось
такое
общение с Алешей и он стал прилетать каждое утро. А Алеша, мальчик очень
умный, каждый раз пытался догадаться, что хотел сказать ему дятел, и для
этого стал переводить его стук в слова. Что получилось у Алеши – об этом в
следующий раз!»
Упражнение «Сочини ритм».
Прививайте
детям
навыки
ритмической
импровизации
на
каждом
занятии.
Предложите
каждому
ребенку
выбрать
инструмент
и
попробовать
импровизировать любой ритм: маршевый или танцевальный, грозный или
веселый.
Каждую
импровизацию
дети
обсуждают,
для
этого
педагог
задает
наводящие вопросы: «Какой ритм – веселый или грозный, танцевальный или
протяжный?»
Упражнение «Повтори ритм».
Развивайте ритмическую память детей: воспроизводите на ударном
инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.
Упражнение «Поем шутки-прибаутки».
Спойте
с
детьми
на
одном
звуке
в
сопровождении
детских
музыкальных инструментов скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п.
Но прежде выразительно произнесите текст и прохлопайте ритм. Например:
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша!
И для нас на ней растут
Пироги да каша!
* * *
Шепчет солнышко листочку:
– Не робей, голубчик!
И берет его из почки
За зеленый чубчик.
Упражнение «Досочини песенку».
Напойте
детям
песенку
с
ритмическим
сопровождением,
но
не
до
конца, и попросите каждого досочинить ее конец.
Слова могут быть такими (поет педагог на однотонной мелодии):
Кап-кап, кап-кап,
Мокрые дорожки.
Продолжает
пение
ребенок
в
свободной
форме
интонирования
с
четким ритмическим сопровождением слов с хлопками в ладоши:
Все равно пойдем гулять,
Надевай галошки!
Упражнение «Ритмизация слов».
Педагог
спрашивает
(прохлопывает),
каждый
ребенок
отдельно
отвечает (выстукивает).
Вокальная импровизация.
Работа
по
вокальной
импровизации
осуществляется
в
следующем
порядке:
– педагог исполняет песню, дети поют по-своему сначала последнее
слово, затем два последних слова в каждой фразе;
– сначала поется песня – образец и ее вариант (исполняет педагог).
Затем
дети
сочиняют
свои
варианты
(например,
прибаутка
«Гори,
гори
ясно»);
–
по
заданному
образцу
педагог
или
воспитанник
поет
«вопрос».
«Ответ» дети исполняют по своему усмотрению;
– импровизация в форме музыкального диалога (педагог спрашивает,
ученик отвечает);
– дети сочиняют свои собственные песенки на заданные тексты:
У кота-воркота
Колыбелька хороша.
Тик-так-так!
Кто в часах стучится так?
Так-тик-так!
Так-тик-так!
Кто в часах стучится так?
* * *
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Сочинение песни по кругу.
Первый
по
цепочке
ребенок
поет
фразу,
второй
придумывает
продолжение и т. д. так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.
Проигрывание известных музыкальных сказок.
Педагог предлагает сюжет какой-либо известной сказки, выделяя в ней
конкретный эпизод; дети импровизируют его в своей музыкальной сценке.
Зеркальная
импровизация
детьми
предложенных
педагогом
несложных движений с музыкальным сопровождением.
При изменении темпа и характера исполнения той же мелодии, жанра
дети должны перестроиться на новое пластическое воплощение.
Детям можно предложить:
Задание
1.
Сочинение
мелодии
и
аккомпанемента
к
любимому
стихотворению.
Эти
задания
развивают
ассоциативность
мышления,
навыки
художественного
обобщения,
учат
многогранному
видению
реальности,
формируют способности творческого познания мира.
Задание 2. Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения
к предлагаемому рассказу, живописному полотну.
Установка
ориентирована
на
выявление
взаимосвязи
между
конкретным художественным образом и средствами его воплощения.
З а д а н и е 3.
Музыкальное
рисование,
суть
которого
состоит
в
формировании
умения
охарактеризовать
с
помощью
музыкальной
интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.
Этот вид работы подразумевает выбор детьми коротких музыкальных
произведений,
сходных
с
предлагаемыми
произведениями
искусства
по
эстетическому впечатлению.
В
заданиях
на
музыкальное
рисование
можно
также
прибегнуть
к
нескольким вариантам:
–
изобразить
с
помощью
доступных
музыкальных
инструментов
(фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные, блок-флейта,
триола) движение поезда (начало движения, ускорение, замедление), топот
коня, падение тяжелого предмета (взрыв, катастрофа), полет и жужжание
пчелы, чириканье птиц, падающие капли дождя;
– мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;
–
придумать
соответствующую
интонацию,
музыкальную
фразу,
которые
могут
послужить
своеобразным
эпиграфам
к
литературному
произведению;
– подобрать звуки, пропущенные в мелодии;
– сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-
поэтическим строем (торжественным, печальным, героическим и т. д.).
Задание 4. Импровизация на музыкальное домысливание увиденного
(например, музыкальная импровизация к произведениям изобразительного
искусства).
Задание 5. Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик
на картине?», «Какая у девочки из песни любимая игрушка?» и т. п. Свои
ответы
обучающиеся
должны
аргументировать.
Результатом
подобных
импровизаций
является
осознание
детьми
глубины,
многомерности
художественного образа, логики его развития.
Задание
6.
Импровизация
на
передачу
в
музыкальных
интонациях
разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования).
Задание 7. Спеть мелодию (попевку) в обратной последовательности.
З а д а н и е
8.
И м п р о в и з а ц и я
н а
р а з в и т и е
с п о с о б н о с те й
к
перевоплощению: рассказать музыкальную сказку от имени медведя, лисы,
зайца и т. д.; придумать песенки (попевки) героев; воссоздать их внешний
вид, интонацию.
Задача педагога – не сковывая ребенка определенными рамками, дать
ему возможность пофантазировать, испытать радость творчества.
Упражнение «Дирижеры».
Дети любят ролевые игры. Попросите их отобразить в дирижерском
жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламируйте
вместе с ними стихи: на ударном слоге опускайте руки вниз, а на безударном
– поднимайте вверх. Затем пойте песни с дирижированием.
Упражнение «Дирижируй под музыку».
Отрабатывайте
в
дирижерском
жесте
ощущение
сильной
и
слабой
долей в музыке двухдольного размера.
Упражнение «Дирижер и хор».
Совершенствуйте
дирижерские
жесты
в
двухдольном
размере
на
репертуаре детских песен.
Разыграйте ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними –
ребенок-дирижер с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует,
дети поют в соответствии с дирижерским жестом.