Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для учащихся 4 класса с нарушением слуха
Автор: Устинова Маргарита Валентиновна Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 города Липецка Населённый пункт: город Липецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для учащихся 4 класса с нарушением слуха Раздел: начальное образование
Оглавление
Введение.................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы инклюзивного обучения лиц..............................6
с нарушением слуха................................................................................................. 6
1.1 Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы...........6
1.2. Характеристика особых образовательных потребностей для ребенка с на-
рушением слуха........................................................................................................ 8
Глава II. Опыт деятельности по разработке рабочей образовательной програм-
мы по предмету Физическая культура для обучающегося с нарушением слуха
.................................................................................................................................. 12
2.1.Педагогическая характеристика ученицы 4 класса с нарушением слуха...12
2.2. Рабочая программа по Физической культуре для ученицы 4 класса, с нару-
шением слуха..........................................................................................................13
Заключение..............................................................................................................22
Литература:............................................................................................................. 25
2
Введение
Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и ин-
валидов, которые практически не имели возможности получить образование и
реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нор-
мальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенно-
стями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и
возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им
оптимальные условия обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный под-
ход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и
предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более пол-
ное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устра-
нение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под
собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными воз-
можностями и их здоровых сверстников.
Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находят-
ся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире.
Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые се-
мьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став
взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социаль-
но- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, пода-
рить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование.
По словам специалистов «В нашей стране, как и во всём мире, отмечает-
ся рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании ин-
новационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать
и факт увеличения количества детей с нарушением слуха. Это особенно важно в
условиях, происходящих в нашей стране серьёзных социально-экономических
изменений. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализи-
рованных школах с пятидневным пребыванием детей, т.е. в учреждениях закры-
того типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих дошкольников и
школьников с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсут-
3
ствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического
и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья по
слуху».
В следствии вышесказанного, можно сделать вывод, что составление ча-
сти адаптированной программы по курсу Физическая культура (далее ФК) для
детей слабослышащих, т. е. с нарушением слуха, является актуальным на сего-
дняшний день. Так как, детям легче «включиться» в социум, работая наравне со
своими здоровыми сверстниками и тем самым избежать воздействия на разные
стороны психического и личностного развития.
Цель данной работы заключается в выборе оптимальных для развития
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями, по-
средством разработки части адаптированной образовательной программы по
предмету Физическая культура для обучения учащихся с проблемами слуха на
примере изучения материала 4 класса.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по проблеме пре-
подавания детям с нарушением слуха;
2. Описать условия, которые способствуют коррекции нарушения разви-
тия обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических
подходов;
3. Подобрать формы, методы и средства обучения Физической культуры
учащейся с нарушением слуха с использованием специальных адаптивных ме-
тодик преподавания, в рамках данного предмета.
Методы,
используемые
при
написании
работы: теоретический
метод
(обоснованный на анализе, научном осмысление сущности, содержания и осо-
бенностей детей с нарушением слуха, при составление адаптированной про-
граммы), анализ документов (научной литературы, результатов социологиче-
ских исследований, нормативно-правовой базы, статистических сборников) и
эмпирический метод (основанный на наблюдении, описании, измерении - офи-
4
циальные статистические данные, аналитические материалы, результаты иссле-
дований в области работы с детьми слабослышащими).
Практическая значимость заключается в том, что полученные в результа-
те исследования теоретические и практические выводы могут быть использова-
ны при работе с детьми слабослышащими, а также разработку мер, направлен-
ных на повышение уровня и качества образования по предмету ФК данных
групп детей с ОВЗ. Данные исследования могут быть полезны при совершен-
ствовании педагогической деятельности.
5
Глава I. Теоретические основы инклюзивного обучения лиц
с нарушением слуха
1.1 Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения —
это закономерный этап развития системы специального образования в любой
стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том
числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жиз-
ни причинами различного характера. Это связано с переосмыслением обще-
ством и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только
равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить
таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни,
включая образование.
Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных
школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образова-
тельной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При
интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные
нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная си-
стема при этом не меняется.
Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети
разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при
этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для
обучения любого ребёнка: кому-то понадобится отдельная образовательная про-
грамма, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может хо-
дить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкульту-
ру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адап-
тивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью,
допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образова-
тельной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способ-
6
ностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и
поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклю-
зивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это
дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидно-
сти отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями под-
держивают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворе-
ния его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, ис-
ходя из убеждения, что разница между людьми - это нормальное явление, и про-
цесс обучения должен быть, приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок дол-
жен подстраиваться под окружающие условия.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудно-
стями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтаж-
ного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования
мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства,
заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том чис-
ле, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять
рассматриваемую форму образования.
По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. мо-
дель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образова-
тельных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архан-
гельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новго-
родской, Самарской, Томской и других областях.
За последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными
возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с
внешними, так и с внутренними факторами влияния:
• общий рост количества детей с отклонениями в развитии;
• увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с огра-
ниченными возможностями здоровья;
• сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) об-
разовательных учреждениях;
7
• незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;
• увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах
общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умствен-
ного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регу-
лируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», феде-
ральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией
о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав чело-
века и основных свобод.
В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможно-
стями здоровья могут получать образование в общих классах и группах систе-
мы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях. В 2008 году Россия подписала
Конвенцию ООН «О правах инвалидов».
Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение
(«включенное»,
или
«инклюзивное»
образование)
способствует
социальной
адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное
— изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним
как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толе-
рантными и научиться уважать другие личности.
1.2. Характеристика особых образовательных потребностей для ребенка с
нарушением слуха
Понятие
«нарушение
слуховой
функции
человека»
подразумевает,
в
первую очередь, снижение его способности обнаруживать и понимать звуки, а
также трудности в восприятии и понимании речи окружающих.
Нарушение
слуха
у
детей
оказывает
значительное
влияние
на
все
процессы
психического
и
речевого
развития,
в
результате
чего
возникают
выраженные в разной степени специфические особенности в познавательной
деятельности и личностной сфере.
8
Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями
слуха - глухие и слабослышащие.
Глухие
дети
не
воспринимают
речь
разговорной
громкости
и
без
специального обучения, устная речь у них не развивается. Для глухих детей
использование
слухового
аппарата
или
кохлеарногоимпланта
является
обязательным
условием
их
развития.
Однако,
даже
при
использовании
слуховых аппаратов или кохлеарныхимплантов, они испытывают трудности в
восприятии и понимании речи окружающих.
Слабослышащие
дети
имеют
разные
степени
нарушения
слуха
-
от
незначительных
трудностей
в
восприятии
шепотной
речи
до
резкого
ограничения
возможности
воспринимать
речь
разговорной
громкости.
Слабослышащие дети могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени,
накапливать словарный запас и овладевать устной речью.
Глухие и слабослышащие дети, в зависимости от своих возможностей,
воспринимают речь окружающих тремя способами: на слух, зрительно, слуха-
зрительно.
Основным
способом
восприятия
устной
речи
для
детей
с
нарушенным слухом является слухо-зрительное, когда ребенок видит лицо,
щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых
аппаратов (кохлеарныхимплантов). Но даже при слухо-зрительное восприятии
глухие (слабослышащие) не всегда успешно воспринимают и понимают речь
собеседника по следующим причинам:
1.
Внешние – особенности анатомического строения органов артикуляции
говорящего
(узкие
или
малоподвижные
при
говорении
губы,
особенности
прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.), специфика
продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.), расположения говорящего
по отношению к глухому (слабослышащему) ребенку, количество включенных в
беседу людей; акустическая обстановка и др.;
2.
Внутренние – наличие незнакомых слов в высказываниях собеседника,
«слуховые возможности» ребенка (неисправность слухового аппарата, неполное
«слушании», большие помещения (слабое отражение звуков от стен), временная
9
невнимательность
(небольшое
отвлечение,
усталость)
и
ограниченность
житейского и социального опыта ребенка с нарушенным слухом (недостаточная
осведомленность
по
общей
теме
разговора
и
влияние
этого
на
понимание
сообщения) и др.
Глухие (слабослышащие) ученики могут иметь следующие основные
особенности речевого развития:
-
на
уровне
продуцирования
-
нарушения
произношения;
(недостаточное
усвоение
звукового
состава
слова,
которое
проявляется
в
ошибках
при
произнесении и написании слов).
-
на лексическом уровне – ограниченный словарный запас; (неточное
понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным
овладением контекстным значением).
-
на грамматическом уровне – недостатки грамматического строя речи;
(особенности
в
усвоении
и
воспроизведении
речевых
(грамматических)
конструкций).
-
на синтаксическом уровне – трудности восприятия предложений с
нетрадиционным порядком слов и ограниченном понимании читаемого текста.
Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого
недоразвитие
речи
создают
своеобразие
в
познавательном
и
личностном
развитии такого ребенка. Среди наиболее значимых для организации учебного
процесса особенностей выделяют следующие:
-
сниженный
объем
внимания,
низкий
темп
переключения,
меньшая
устойчивость, затруднения в его распределении;
- преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического
запоминания над осмысленным;
- превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость
развития
словесно-логического
мышления
от
степени
развития
речи
обучающегося;
-
непонимание
и
трудности
дифференциации
эмоциональных
проявлений
окружающих, обыденность эмоциональных проявлений;
10
-
наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх,
гипертрофированная
зависимость
от
близкого
взрослого,
завышенная
или
заниженная самооценка, агрессия;
-
приоритетное
общение
с
учителем
и
ограничение
взаимодействия
с
одноклассниками;
При
поступлении
в
общеобразовательную
организацию
дети
с
нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития,
который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения,
адекватности
медицинской
коррекции
слуха,
наличия
своевременной,
квалифицированной
и
систематической
психолого-педагогической
помощи,
особенностей ребенка и его воспитания в семье. Нарушение слуха приводит к
недоразвитию речи и своеобразному психическому развитию в целом. В связи с
этим особые образовательные потребности глухих и слабослышащих в первую
очередь связаны с трудностями восприятия, понимания речи и использования
вербальной
информации,
что
способствует
возникновению
особенностей
взаимодействия
с
окружающими
и
формированию
специфики
личностной
сферы.
К
основным
специальным
образовательным
потребностям
ребенка
с
нарушением слуха относятся:
потребность
в
обучении
слухо-зрительному
восприятию
речи,
в
использовании различных виды коммуникации;
потребность
в
развитии
и
использовании
слухового
восприятия
в
различных коммуникативных ситуациях;
потребность в развитии всех сторон всех сторон и видов словесной речи
(устная, письменная);
потребность формирования социальной компетенции.
11
Глава II. Опыт деятельности по разработке рабочей образовательной про-
граммы по предмету Физическая культура для обучающегося с нарушени-
ем слуха
2.1.Педагогическая характеристика ученицы 4 класса с нарушением слуха
Петрова Ангелина (данные изменены) обучается в МБОУ СОШ № 5 г.
Липецка с первого класса.
На протяжении всего периода обучения Ангелина, посредством анализа
проведенных тестирований и сдачи нормативов, испытывает частичные труд-
ности в усвоении учебного материала. У нее наблюдается устойчивое внима-
ние, хорошее запоминание материала и нет сложностей в восприятии перспек-
тивных изображений. Но наряду с этим ребенок затрудняется в овладении сло-
весной речью. В следствии этого речевое развитие ребёнка ниже возрастной
нормы и имеются трудности в произношении звуков.
У Ангелины в связи с нарушением слуха не наблюдается низкой самоо-
ценки, импульсивности, внушаемости, тревоги и ухода в себя. У нее взаимо-
действие со сверстниками и учителем хорошее, так как понимание эмоций дру-
гих людей, их оттенков, социальных чувств, формирование морально-этических
представлений и понятий для нее несложны. Василиса очень активная, весёлая,
жизнерадостная девочка. Охотно играет со сверстниками. В детском коллективе
не является изгоем, но и не лидер. Одноклассники относятся к ней доброжела-
тельно. Творческие способности В. проявляются в том, что она любит вообра-
жать и придумывает различные подвижные игры.
У ученицы 4 класса, не выявлено никаких физических нарушений: уве-
ренность в движениях, нет трудностей при сохранении равновесия, средний
уровень развития ориентировки в пространстве.
Посещаемость занятий у ребенка хорошее, пропускает только по болез-
ни.
12
2.2. Рабочая образовательная программа по Физической культуре для уче-
ницы 4 класса, с нарушением слуха
Цельюадаптированной образовательной программы является со-
здание условий для формирования у учащейся с проблемами слуха навыков
самоорганизации, самовоспитание обеспечивающих готовность к освоению со-
держания предмета физическая культура, раскрытия творческих возможностей
личности.
Программа ориентирует на последовательное решение основных задач
физического воспитания:
- укрепление здоровья, физического развития и повышение работо-
способности учащихся;
-развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по
физкультуре;
- развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
- формирование навыков правильной осанки в статических положени-
ях и в движении;
Содержание программы позволяет успешно достичь следующие ре-
зультаты:
1.
Преодолевать нарушения физического развития и моторики, про-
странственной организации движений.
2.
Укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную систе-
мы, опорно-двигательный аппарата.
3.
Содействовать формированию у учащихся правильной осанки
4.
Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастиче-
ских упражнений, ходьбе на лыжах и играм.
5.
Научить основным видам двигательных действий и выполнению их
в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двига-
тельные качества.
13
6.
Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность,
организованность и самостоятельность.
Реализация этих результат осуществляется на основе оздоровительной
и воспитательной направленности каждого урока.
Учащаяся, с нарушением слуха, от общих занятий не освобождается, а
занимается на уроке со всеми. К ней применяется индивидуальный подход при
объяснении задач урока.
Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на све-
жем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
По мере прохождения учебного материала проводится проверочная
(контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м., прыжки в длину
и высоту, метание м/м на дальность и т.д.
Тесты проводятся 2 раза в год (Сентябрь - Май).
Оценка успеваемости по физической культуре у Василисы производит-
ся на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные по-
казатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными
умениями и навыками, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологи-
ческую особенность подростка, следует глубже аргументировать выставление
той или иной оценки, шире привлекать учащеюся к оценке своих достижений и
достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка,
интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные ре-
зультаты.
При оценке успеваемости мы ориентируемся на темпы продвиже-
ния ученицы в развитии ее двигательных способностей, поощрять ее стремле-
ние к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической
культуры и ведению здорового образа жизни.
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, раз-
вития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды
учета: предварительный, текущий и итоговый.
14
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных
критериев оценки уровня достижений учащейся и сформированности каче-
ственных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систе-
матичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес,
проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями. При оценке достижений ученицы в большей мере следует ори-
ентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии ее двигатель-
ных способностей. Так же на занятиях по физической культуре следует учиты-
вать интересы и склонности ребенка.
Содержание образовательной программы по предмету Физическая
культура для учащейся 4 класса, Петровой А., рассчитанной на 102 часа в год (3
ч. в неделю)
№
п/
п
Вид программного
материала
Количество ча-
сов
(уроков)
Четверть
1
2
3
4
1
Основы знаний о физи-
ческой культуре
в процессе урока
2
Спортивная игра волей-
бол
6
10
3
Гимнастика с элемента-
ми акробатики
14
14
4Легкая атлетика
18
11
14
5Лыжная подготовка
15
21
6
Спортивная игра бас-
кетбол
10
16
15
7Спортивная игра футбол
5
9
Итого
102
27
21
30
24
Метапредметными и межпредметными результатами обучения Физиче-
ской культуры являются:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, орга-
низовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризо-
вать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и воен -
ной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоро-
вья, физического развития и физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку В. при выпол-
нении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и
способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и эле-
менты соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать тре-
бования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной
целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выпол-
нять их с заданной дозировкой нагрузки;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять
их в игровой и соревновательной деятельности;
16
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различ-
ными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований
ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места за-
нятий;
—
планировать
собственную
деятельность,
распределять
нагрузку
и
отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного тру-
да, находить возможности и способы их улучшения;
Методические рекомендации. Самой приемлемой формой занятий фи-
зическими упражнениями с ученицей с нарушением слуха, являются игры
(подвижные и малоподвижные). Ребенок, включаясь в сюжет игры, стано-
вится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о
своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит по-
движная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и
эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки
для коррекции.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод, даю-
щий возможность воздействовать на Василису при его непосредственной
активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а
потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры - радость и
эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с эле-
ментами соревнования, более чем другие формы физической культуры со-
ответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют
всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию ре-
бенка, воспитанию у нее волевых качеств и прикладных навыков, коорди-
нации движений, ловкости, меткости и других важных умений.
Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка
от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достиже-
нию поставленной цели, Василиса старается быть внимательной, проявляет
17
смекалку, инициативу и волю. Так как каждая игра проводится по прави-
лам, нарушать которые нельзя, это дисциплинирует, воспитывает честность,
требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и
внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют
от учащейся верных решений и действий. В игровой деятельности Васили-
са объективно сочетает два важных фактора - с одной стороны, включается
в двигательную деятельность, развивается физически, с другой -получает
моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятель-
ности.
Организации пространства в инклюзивном образовательном процессе
следует уделить особое внимание. Среда спортивного помещения должна быть
доступна для всех детей так, чтобы каждый ребёнок имел возможность
участвовать в учебном процессе и взаимодействовать при этом со всем
классом. Доступность помещения – это важнейшее предварительное усло-
вие обучения в инклюзивной образовательной среде. Обеспечение такого
доступа для всех детей является обязанностью образовательного учрежде-
ния.
Очень важны вопросы освещённости и обзора в классной комнате.
И хотя у каждого такого ребёнка могут быть специфические требования,
общим будет являться то, что эти дети должны находиться в самой свет-
лой части помещения, и в которой они лучше всего могут видеть нагляд-
ные пособия и учебные материалы. Дети с нарушениями слуха должны нахо-
диться там, где им лучше всего слышно, и где они могут лучшим образом чи-
тать с губ учителя и видеть его.
В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Рассмотрена психолого-педагогическая литература по проблеме пре-
подавания детям с нарушением слуха;
2. Описаны условия, которые способствуют коррекции нарушения разви-
тия обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических
подходов;
18
3. Подобраны формы, методы и средства обучения Физической культуры
учащихся с нарушением слуха с использованием специальных адаптивных ме-
тодик преподавания.
Выбраны оптимальные для развития ребёнка с ограниченными воз-
можностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с
его особыми образовательными потребностями, по средствам разработки части
адаптированной образовательной программы по предмету Физическая культура
для обучения учащихся с проблемами слуха на примере изучения материала 5
класса.
Заключение
Данная работа была посвящена адаптации учащегося по курсу физиче-
ской культуры, которая позволяет сделать следующие выводы.
Как показывает анализ литературы слабослышащие дети – это одна из
групп детей, имеющих нарушения слуха. Слабослышащие дети разделяются
19
также на основании порога восприятия шепотной речи (легкая, умеренная, зна-
чительная степень тугоухости).
Причинами возникновения нарушений слуха являются: инфекционные
заболевания, длительное воздействие звуковых раздражителей, неблагоприят-
ное протекание беременности, наследственные факторы.
У слабослышащих детей имеются как физические нарушения (наруше-
ния двигательной сферы: неуверенность в движениях, трудности при сохране-
нии равновесия, низкий уровень развития ориентировки в пространстве и т.д.),
так и отклонения в познавательной и личностной сферах.
Слабослышащие дети отличаются неустойчивостью внимания, отстава-
нием в развитии процессов опосредованного запоминания, сложностями в вос-
приятии перспективных изображений, отставание в развитии сложных видов
осязания; трудности в овладении словесной речью, неравномерным развитием
наглядного и словесно-логического мышления.
Личность слабослышащих детей характеризуется трудностями понима-
ния эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, сложностя-
ми формирования морально-этических представлений и понятий, низкой самоо-
ценкой, проявляемой в ригидности, импульсивности, внушаемости.
Основными целями и задачи обучения и воспитания детей с нарушением
слуха являются обеспечение социального, физического, познавательного, рече-
вого, эстетического, нравственного развития детей, подготовка ребенка к само-
стоятельной жизни в обществе.
Основными методами обучения являются: наглядные; практические
(предметная и продуктивная деятельность, игры, элементарные опыты, модели-
рование); словесные (словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение,
рассказывание, объяснение педагога); методы воздействия на детей (методы
прямого и опосредованного воздействия, методы проблемного воспитания и
обучения).
Важно в течение всего периода обучения отслеживать процессы разви-
тия детей (слуха, двигательной, познавательной, эмоционально-волевой сферы,
20
личностных качеств) с нарушением слуха, чему способствует использование
как основных (наблюдение, психологический эксперимент), так и вспомогатель-
ных (анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование) методов
диагностики.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к
проблеме развития детей с нарушениями слуха. Этот интерес отражается в
научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение
и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во
многих других аспектах.
Становление и формирование психологических и личностных особенно-
стей детей с нарушениями слуха – сложный и длительный процесс, обусловлен-
ной спецификой нарушения физического развития. Он протекает под непосред-
ственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых,
воспитывающих ребенка. Без знания особенностей психолого-педагогического
развития детей с нарушениями слуха, трудно верно реагировать на их поступки,
выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руко-
водить воспитанием.
Следует также отметить, что многие родители, стараются оставить слабо-
слышащего ребенка дома, считая, что для него это будет менее травмирующей
средой воспитания и обучения. Однако не всегда развитие такого ребенка про-
ходит в домашней среде более успешно, более того, эта среда часто оказывается
для него еще более опасной в плане развития (в том числе и познавательной
сферы). Все это определяет социальную значимость изучения данной работы.
В отечественной психологии и педагогике детям с диагнозом «наруше-
ние слуха» отводится особое место.
Проблему классификации детей с нарушениями слуха раскрыли в своих
работах Р.М. Боскис и Л. В. Неймана.
Проблема диагностики детей с нарушениями слуха в трудах А.А. Венге-
ра, Г.Л.Выгодской, Т.В. Розановой.
21
Таким образом, за длительный период времени накопился значительный
опыт диагностики, коррекции и обучения детей с нарушениями слуха. Многие
из исследований этих и других авторов проводились еще в прошлом веке. В свя-
зи с этим, изучение психолого-педагогических характеристик слабослышащих
детей имеет в настоящее время большое научное значение.
Созданная программа разработана и направлена на обучение ученицы 4
класса с нарушением слуха, для коррекции развития ребенка средствами об-
разования, а так же социально-педагогической реабилитацией для последую-
щей интеграции в общество, воспитание свободного творчески мыслящего об-
разованного человека открытого людям и умеющего быть успешного деятель-
ности. Работа имеет практическую направленность и соответствует психофизи-
ческим возможностям учащихся.
Литература
:
1. ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоро-
вья (специальном образовании) принятый Государственной Думой 2 июня 1999
года
2. Алехина С.В. Организация специальных образовательных условий для
детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учре-
22
ждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ,
2012.- 456с.
3. Алехина С.В. Создание специальных условий для детей с нарушения-
ми слуха в общеобразовательном учреждении: Методический сборник / отв.
ред. Алехина С.В.– М.: МГППУ, 2012.- 344с.
4. Боскис Р.М. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
Инклюзивное образование./ Боксис Р.М. - М., 2011.- 120с.
5. Боскис Р.М. Советский спорт: глухие и слабослышащие дети: учебное
пособие/ Боскис Р.М. – М.: Инфа М, 2004. – 68с.
6. Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образова-
ния: методическое пособие/ отв. ред. Войтас С.А.- М.: МГППУ, 2011.- 430с.
7. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном
управлении, М., 2007.
8. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. М., 1991.
9. Кулакова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нару-
шениями слуха в общеобразовательной школе./ Кулакова Е.В. - М., 2010. – 132с.
10. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педа-
гога, работающего с детьми с ОВЗ./ Староверова М.С - М.:Владос.,2011.- 320с.
23