Напоминание

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для учащихся 4 класса с нарушением слуха


Автор: Устинова Маргарита Валентиновна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 города Липецка
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для учащихся 4 класса с нарушением слуха
Раздел: начальное образование





Назад





Рабочая программа

по предмету «Физическая культура»,

для учащихся 4 класса с нарушением слуха,

как часть адаптированной образовательной про-

граммы для ребенка с ОВЗ


Оглавление
Введение.................................................................................................................... 3 Глава I. Теоретические основы инклюзивного обучения лиц..............................6 с нарушением слуха................................................................................................. 6 1.1 Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы...........6 1.2. Характеристика особых образовательных потребностей для ребенка с на- рушением слуха........................................................................................................ 8 Глава II. Опыт деятельности по разработке рабочей образовательной програм- мы по предмету Физическая культура для обучающегося с нарушением слуха .................................................................................................................................. 12 2.1.Педагогическая характеристика ученицы 4 класса с нарушением слуха...12 2.2. Рабочая программа по Физической культуре для ученицы 4 класса, с нару- шением слуха..........................................................................................................13 Заключение..............................................................................................................22 Литература:............................................................................................................. 25 2

Введение
Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и ин- валидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нор- мальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенно- стями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный под- ход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более пол- ное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устра- нение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными воз- можностями и их здоровых сверстников. Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находят- ся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые се- мьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социаль- но- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, пода- рить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование. По словам специалистов «В нашей стране, как и во всём мире, отмечает- ся рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании ин- новационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать и факт увеличения количества детей с нарушением слуха. Это особенно важно в условиях, происходящих в нашей стране серьёзных социально-экономических изменений. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализи- рованных школах с пятидневным пребыванием детей, т.е. в учреждениях закры- того типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих дошкольников и школьников с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсут- 3
ствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху». В следствии вышесказанного, можно сделать вывод, что составление ча- сти адаптированной программы по курсу Физическая культура (далее ФК) для детей слабослышащих, т. е. с нарушением слуха, является актуальным на сего- дняшний день. Так как, детям легче «включиться» в социум, работая наравне со своими здоровыми сверстниками и тем самым избежать воздействия на разные стороны психического и личностного развития. Цель данной работы заключается в выборе оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями, по- средством разработки части адаптированной образовательной программы по предмету Физическая культура для обучения учащихся с проблемами слуха на примере изучения материала 4 класса. Задачи: 1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по проблеме пре- подавания детям с нарушением слуха; 2. Описать условия, которые способствуют коррекции нарушения разви- тия обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических подходов; 3. Подобрать формы, методы и средства обучения Физической культуры учащейся с нарушением слуха с использованием специальных адаптивных ме- тодик преподавания, в рамках данного предмета. Методы, используемые при написании работы: теоретический метод (обоснованный на анализе, научном осмысление сущности, содержания и осо- бенностей детей с нарушением слуха, при составление адаптированной про- граммы), анализ документов (научной литературы, результатов социологиче- ских исследований, нормативно-правовой базы, статистических сборников) и эмпирический метод (основанный на наблюдении, описании, измерении - офи- 4
циальные статистические данные, аналитические материалы, результаты иссле- дований в области работы с детьми слабослышащими). Практическая значимость заключается в том, что полученные в результа- те исследования теоретические и практические выводы могут быть использова- ны при работе с детьми слабослышащими, а также разработку мер, направлен- ных на повышение уровня и качества образования по предмету ФК данных групп детей с ОВЗ. Данные исследования могут быть полезны при совершен- ствовании педагогической деятельности. 5

Глава I. Теоретические основы инклюзивного обучения лиц

с нарушением слуха

1.1 Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жиз- ни причинами различного характера. Это связано с переосмыслением обще- ством и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование. Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образова- тельной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная си- стема при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится отдельная образовательная про- грамма, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может хо- дить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкульту- ру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адап- тивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образова- тельной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способ- 6
ностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклю- зивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидно- сти отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями под- держивают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворе- ния его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, ис- ходя из убеждения, что разница между людьми - это нормальное явление, и про- цесс обучения должен быть, приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок дол- жен подстраиваться под окружающие условия. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудно- стями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтаж- ного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том чис- ле, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. мо- дель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образова- тельных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архан- гельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новго- родской, Самарской, Томской и других областях. За последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния: • общий рост количества детей с отклонениями в развитии; • увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с огра- ниченными возможностями здоровья; • сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) об- разовательных учреждениях; 7
• незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме; • увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умствен- ного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регу- лируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», феде- ральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав чело- века и основных свобод. В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможно- стями здоровья могут получать образование в общих классах и группах систе- мы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толе- рантными и научиться уважать другие личности.
1.2. Характеристика особых образовательных потребностей для ребенка с

нарушением слуха
Понятие «нарушение слуховой функции человека» подразумевает, в первую очередь, снижение его способности обнаруживать и понимать звуки, а также трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Нарушение слуха у детей оказывает значительное влияние на все процессы психического и речевого развития, в результате чего возникают выраженные в разной степени специфические особенности в познавательной деятельности и личностной сфере. 8
Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха - глухие и слабослышащие. Глухие дети не воспринимают речь разговорной громкости и без специального обучения, устная речь у них не развивается. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарногоимпланта является обязательным условием их развития. Однако, даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарныхимплантов, они испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Слабослышащие дети могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Глухие и слабослышащие дети, в зависимости от своих возможностей, воспринимают речь окружающих тремя способами: на слух, зрительно, слуха- зрительно. Основным способом восприятия устной речи для детей с нарушенным слухом является слухо-зрительное, когда ребенок видит лицо, щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых аппаратов (кохлеарныхимплантов). Но даже при слухо-зрительное восприятии глухие (слабослышащие) не всегда успешно воспринимают и понимают речь собеседника по следующим причинам: 1. Внешние – особенности анатомического строения органов артикуляции говорящего (узкие или малоподвижные при говорении губы, особенности прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.), специфика продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.), расположения говорящего по отношению к глухому (слабослышащему) ребенку, количество включенных в беседу людей; акустическая обстановка и др.; 2. Внутренние – наличие незнакомых слов в высказываниях собеседника, «слуховые возможности» ребенка (неисправность слухового аппарата, неполное «слушании», большие помещения (слабое отражение звуков от стен), временная 9
невнимательность (небольшое отвлечение, усталость) и ограниченность житейского и социального опыта ребенка с нарушенным слухом (недостаточная осведомленность по общей теме разговора и влияние этого на понимание сообщения) и др. Глухие (слабослышащие) ученики могут иметь следующие основные особенности речевого развития: - на уровне продуцирования - нарушения произношения; (недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов). - на лексическом уровне – ограниченный словарный запас; (неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением). - на грамматическом уровне – недостатки грамматического строя речи; (особенности в усвоении и воспроизведении речевых (грамматических) конструкций). - на синтаксическом уровне – трудности восприятия предложений с нетрадиционным порядком слов и ограниченном понимании читаемого текста. Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в познавательном и личностном развитии такого ребенка. Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей выделяют следующие: - сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в его распределении; - преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над осмысленным; - превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи обучающегося; - непонимание и трудности дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, обыденность эмоциональных проявлений; 10
- наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная или заниженная самооценка, агрессия; - приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками; При поступлении в общеобразовательную организацию дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Нарушение слуха приводит к недоразвитию речи и своеобразному психическому развитию в целом. В связи с этим особые образовательные потребности глухих и слабослышащих в первую очередь связаны с трудностями восприятия, понимания речи и использования вербальной информации, что способствует возникновению особенностей взаимодействия с окружающими и формированию специфики личностной сферы. К основным специальным образовательным потребностям ребенка с нарушением слуха относятся:  потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных виды коммуникации;  потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;  потребность в развитии всех сторон всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);  потребность формирования социальной компетенции. 11

Глава II. Опыт деятельности по разработке рабочей образовательной про-

граммы по предмету Физическая культура для обучающегося с нарушени-

ем слуха

2.1.Педагогическая характеристика ученицы 4 класса с нарушением слуха
Петрова Ангелина (данные изменены) обучается в МБОУ СОШ № 5 г. Липецка с первого класса. На протяжении всего периода обучения Ангелина, посредством анализа проведенных тестирований и сдачи нормативов, испытывает частичные труд- ности в усвоении учебного материала. У нее наблюдается устойчивое внима- ние, хорошее запоминание материала и нет сложностей в восприятии перспек- тивных изображений. Но наряду с этим ребенок затрудняется в овладении сло- весной речью. В следствии этого речевое развитие ребёнка ниже возрастной нормы и имеются трудности в произношении звуков. У Ангелины в связи с нарушением слуха не наблюдается низкой самоо- ценки, импульсивности, внушаемости, тревоги и ухода в себя. У нее взаимо- действие со сверстниками и учителем хорошее, так как понимание эмоций дру- гих людей, их оттенков, социальных чувств, формирование морально-этических представлений и понятий для нее несложны. Василиса очень активная, весёлая, жизнерадостная девочка. Охотно играет со сверстниками. В детском коллективе не является изгоем, но и не лидер. Одноклассники относятся к ней доброжела- тельно. Творческие способности В. проявляются в том, что она любит вообра- жать и придумывает различные подвижные игры. У ученицы 4 класса, не выявлено никаких физических нарушений: уве- ренность в движениях, нет трудностей при сохранении равновесия, средний уровень развития ориентировки в пространстве. Посещаемость занятий у ребенка хорошее, пропускает только по болез- ни. 12

2.2. Рабочая образовательная программа по Физической культуре для уче-

ницы 4 класса, с нарушением слуха
Цельюадаптированной образовательной программы является со- здание условий для формирования у учащейся с проблемами слуха навыков самоорганизации, самовоспитание обеспечивающих готовность к освоению со- держания предмета физическая культура, раскрытия творческих возможностей личности. Программа ориентирует на последовательное решение основных задач физического воспитания: - укрепление здоровья, физического развития и повышение работо- способности учащихся; -развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; - приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре; - развитие чувства темпа и ритма, координации движений; - формирование навыков правильной осанки в статических положени- ях и в движении; Содержание программы позволяет успешно достичь следующие ре- зультаты: 1. Преодолевать нарушения физического развития и моторики, про- странственной организации движений. 2. Укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную систе- мы, опорно-двигательный аппарата. 3. Содействовать формированию у учащихся правильной осанки 4. Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастиче- ских упражнений, ходьбе на лыжах и играм. 5. Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двига- тельные качества. 13
6. Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность. Реализация этих результат осуществляется на основе оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока. Учащаяся, с нарушением слуха, от общих занятий не освобождается, а занимается на уроке со всеми. К ней применяется индивидуальный подход при объяснении задач урока. Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на све- жем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований. По мере прохождения учебного материала проводится проверочная (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м., прыжки в длину и высоту, метание м/м на дальность и т.д. Тесты проводятся 2 раза в год (Сентябрь - Май). Оценка успеваемости по физической культуре у Василисы производит- ся на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные по- казатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологи- ческую особенность подростка, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащеюся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные ре- зультаты. При оценке успеваемости мы ориентируемся на темпы продвиже- ния ученицы в развитии ее двигательных способностей, поощрять ее стремле- ние к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни. В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, раз- вития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый. 14
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащейся и сформированности каче- ственных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систе- матичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений ученицы в большей мере следует ори- ентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии ее двигатель- ных способностей. Так же на занятиях по физической культуре следует учиты- вать интересы и склонности ребенка. Содержание образовательной программы по предмету Физическая культура для учащейся 4 класса, Петровой А., рассчитанной на 102 часа в год (3 ч. в неделю) № п/ п Вид программного материала Количество ча- сов (уроков) Четверть 1 2 3 4 1 Основы знаний о физи- ческой культуре в процессе урока 2 Спортивная игра волей- бол 6 10 3 Гимнастика с элемента- ми акробатики 14 14 4Легкая атлетика 18 11 14 5Лыжная подготовка 15 21 6 Спортивная игра бас- кетбол 10 16 15
7Спортивная игра футбол 5 9 Итого 102 27 21 30 24 Метапредметными и межпредметными результатами обучения Физиче- ской культуры являются: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, орга- низовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — излагать факты истории развития физической культуры, характеризо- вать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и воен - ной деятельностью; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоро- вья, физического развития и физической подготовки человека; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку В. при выпол- нении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и эле- менты соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать тре- бования техники безопасности к местам проведения; — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выпол- нять их с заданной дозировкой нагрузки; — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; 16
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различ- ными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места за- нятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного тру- да, находить возможности и способы их улучшения; Методические рекомендации. Самой приемлемой формой занятий фи- зическими упражнениями с ученицей с нарушением слуха, являются игры (подвижные и малоподвижные). Ребенок, включаясь в сюжет игры, стано- вится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит по- движная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции. Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод, даю- щий возможность воздействовать на Василису при его непосредственной активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Важнейший результат игры - радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому подвижные игры, особенно с эле- ментами соревнования, более чем другие формы физической культуры со- ответствуют потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию ре- бенка, воспитанию у нее волевых качеств и прикладных навыков, коорди- нации движений, ловкости, меткости и других важных умений. Игра восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели. Стремясь к достиже- нию поставленной цели, Василиса старается быть внимательной, проявляет 17
смекалку, инициативу и волю. Так как каждая игра проводится по прави- лам, нарушать которые нельзя, это дисциплинирует, воспитывает честность, требовательность к себе, выдержку. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие в борьбе за победу обстоятельства часто требуют от учащейся верных решений и действий. В игровой деятельности Васили- са объективно сочетает два важных фактора - с одной стороны, включается в двигательную деятельность, развивается физически, с другой -получает моральное, эмоциональное и эстетическое удовлетворение от этой деятель- ности. Организации пространства в инклюзивном образовательном процессе следует уделить особое внимание. Среда спортивного помещения должна быть доступна для всех детей так, чтобы каждый ребёнок имел возможность участвовать в учебном процессе и взаимодействовать при этом со всем классом. Доступность помещения – это важнейшее предварительное усло- вие обучения в инклюзивной образовательной среде. Обеспечение такого доступа для всех детей является обязанностью образовательного учрежде- ния. Очень важны вопросы освещённости и обзора в классной комнате. И хотя у каждого такого ребёнка могут быть специфические требования, общим будет являться то, что эти дети должны находиться в самой свет- лой части помещения, и в которой они лучше всего могут видеть нагляд- ные пособия и учебные материалы. Дети с нарушениями слуха должны нахо- диться там, где им лучше всего слышно, и где они могут лучшим образом чи- тать с губ учителя и видеть его. В ходе выполнения работы были получены следующие результаты: 1. Рассмотрена психолого-педагогическая литература по проблеме пре- подавания детям с нарушением слуха; 2. Описаны условия, которые способствуют коррекции нарушения разви- тия обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических подходов; 18
3. Подобраны формы, методы и средства обучения Физической культуры учащихся с нарушением слуха с использованием специальных адаптивных ме- тодик преподавания. Выбраны оптимальные для развития ребёнка с ограниченными воз- можностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями, по средствам разработки части адаптированной образовательной программы по предмету Физическая культура для обучения учащихся с проблемами слуха на примере изучения материала 5 класса.
Заключение
Данная работа была посвящена адаптации учащегося по курсу физиче- ской культуры, которая позволяет сделать следующие выводы. Как показывает анализ литературы слабослышащие дети – это одна из групп детей, имеющих нарушения слуха. Слабослышащие дети разделяются 19
также на основании порога восприятия шепотной речи (легкая, умеренная, зна- чительная степень тугоухости). Причинами возникновения нарушений слуха являются: инфекционные заболевания, длительное воздействие звуковых раздражителей, неблагоприят- ное протекание беременности, наследственные факторы. У слабослышащих детей имеются как физические нарушения (наруше- ния двигательной сферы: неуверенность в движениях, трудности при сохране- нии равновесия, низкий уровень развития ориентировки в пространстве и т.д.), так и отклонения в познавательной и личностной сферах. Слабослышащие дети отличаются неустойчивостью внимания, отстава- нием в развитии процессов опосредованного запоминания, сложностями в вос- приятии перспективных изображений, отставание в развитии сложных видов осязания; трудности в овладении словесной речью, неравномерным развитием наглядного и словесно-логического мышления. Личность слабослышащих детей характеризуется трудностями понима- ния эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, сложностя- ми формирования морально-этических представлений и понятий, низкой самоо- ценкой, проявляемой в ригидности, импульсивности, внушаемости. Основными целями и задачи обучения и воспитания детей с нарушением слуха являются обеспечение социального, физического, познавательного, рече- вого, эстетического, нравственного развития детей, подготовка ребенка к само- стоятельной жизни в обществе. Основными методами обучения являются: наглядные; практические (предметная и продуктивная деятельность, игры, элементарные опыты, модели- рование); словесные (словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение, рассказывание, объяснение педагога); методы воздействия на детей (методы прямого и опосредованного воздействия, методы проблемного воспитания и обучения). Важно в течение всего периода обучения отслеживать процессы разви- тия детей (слуха, двигательной, познавательной, эмоционально-волевой сферы, 20
личностных качеств) с нарушением слуха, чему способствует использование как основных (наблюдение, психологический эксперимент), так и вспомогатель- ных (анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование) методов диагностики. Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме развития детей с нарушениями слуха. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во многих других аспектах. Становление и формирование психологических и личностных особенно- стей детей с нарушениями слуха – сложный и длительный процесс, обусловлен- ной спецификой нарушения физического развития. Он протекает под непосред- ственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей психолого-педагогического развития детей с нарушениями слуха, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руко- водить воспитанием. Следует также отметить, что многие родители, стараются оставить слабо- слышащего ребенка дома, считая, что для него это будет менее травмирующей средой воспитания и обучения. Однако не всегда развитие такого ребенка про- ходит в домашней среде более успешно, более того, эта среда часто оказывается для него еще более опасной в плане развития (в том числе и познавательной сферы). Все это определяет социальную значимость изучения данной работы. В отечественной психологии и педагогике детям с диагнозом «наруше- ние слуха» отводится особое место. Проблему классификации детей с нарушениями слуха раскрыли в своих работах Р.М. Боскис и Л. В. Неймана. Проблема диагностики детей с нарушениями слуха в трудах А.А. Венге- ра, Г.Л.Выгодской, Т.В. Розановой. 21
Таким образом, за длительный период времени накопился значительный опыт диагностики, коррекции и обучения детей с нарушениями слуха. Многие из исследований этих и других авторов проводились еще в прошлом веке. В свя- зи с этим, изучение психолого-педагогических характеристик слабослышащих детей имеет в настоящее время большое научное значение. Созданная программа разработана и направлена на обучение ученицы 4 класса с нарушением слуха, для коррекции развития ребенка средствами об- разования, а так же социально-педагогической реабилитацией для последую- щей интеграции в общество, воспитание свободного творчески мыслящего об- разованного человека открытого людям и умеющего быть успешного деятель- ности. Работа имеет практическую направленность и соответствует психофизи- ческим возможностям учащихся.
Литература

:
1. ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоро- вья (специальном образовании) принятый Государственной Думой 2 июня 1999 года 2. Алехина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учре- 22
ждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: МГППУ, 2012.- 456с. 3. Алехина С.В. Создание специальных условий для детей с нарушения- ми слуха в общеобразовательном учреждении: Методический сборник / отв. ред. Алехина С.В.– М.: МГППУ, 2012.- 344с. 4. Боскис Р.М. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование./ Боксис Р.М. - М., 2011.- 120с. 5. Боскис Р.М. Советский спорт: глухие и слабослышащие дети: учебное пособие/ Боскис Р.М. – М.: Инфа М, 2004. – 68с. 6. Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образова- ния: методическое пособие/ отв. ред. Войтас С.А.- М.: МГППУ, 2011.- 430с. 7. Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении, М., 2007. 8. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. М., 1991. 9. Кулакова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нару- шениями слуха в общеобразовательной школе./ Кулакова Е.В. - М., 2010. – 132с. 10. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педа- гога, работающего с детьми с ОВЗ./ Староверова М.С - М.:Владос.,2011.- 320с. 23


В раздел образования