Музыкальный диктант на уроках сольфеджио - важная форма развития музыкального слуха.
Автор: Егорова Татьяна Вениаминовна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств №69" Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: статья Тема: Музыкальный диктант на уроках сольфеджио - важная форма развития музыкального слуха. Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств №69»
Музыкальный диктант
на уроках сольфеджио - важная форма
развития музыкального слуха
.
статья
Преподаватель теоретических дисциплин
Егорова Татьяна Вениаминовна
Кемерово 2016
Современная
музыкальная
педагогика
активно
ищет
п у т и
совершенствования системы слухового воспитания музыканта, развития его
мышления
на
базе
широкого
диапазона
музыкально-теоретических
и
исторических знаний, обеспечивающих осознанность процесса восприятия. В
поле
зрения
оказываются
вопросы
регуляции
учебно-слуховой
работы
учащихся, формирования у них способности к целенаправленному слушанию, а
также
к
умению
использовать
свои
слуховые
представления
в
конкретной
музыкально-исполнительской деятельности. Такие педагогические устремления
находятся
в
русле
требований
современной
теории
проблемного
обучения.
Предметом
данной
статьи
является
одноголосный
музыкальный
диктант
в
условиях стилистического слышания.
Освоения
различных
творческих
школ
в
условиях
обновления
музыкального языка в XXI веке требует развитого, гибкого и острого слуха.
Такой
слух
формируется
у
музыканта
комплексом
исполнительских,
музыкально-теоретических и исторических дисциплин. Сольфеджио же решает
эту
задачу
своими
специфическими
средствами,
а
именно,
планомерно-
регулирующим, целенаправленным воздействием на слух учащегося системой
особых форм знаний и упражнений. Конечной целью сольфеджио является
воспитание
высокоорганизованного
слуха
как
обученного
восприятия.
В
решении этой задачи важное место принадлежит музыкальному диктанту как
средству регуляции слушательского процесса.
Идея стилистического метода обучения была выдвинута А.Л. Островским
еще в 1946 году в его диссертации «Восприятие музыки и задачи воспитания
слуха»
(Ленинградская
консерватория).
В
кристаллизации
основ
советской
системы воспитания слуха значительная роль принадлежит Б.В. Асафьеву. Его
исследования
мелоса
и
процессов
музыкального
формировании,
а
также
фундаментальный
труд
«Музыкальная
форма
как
процесс»,
послужили
теоретической базой для прогрессивной педагогики, стремившейся внести в
преподавание
сольфеджио
фактор
осмысленного
восприятия
слухом
исторических явлений музыкального искусства. Б.В. Асафьев неоднократно
подчеркивает,
что
слуховой
опыт
совершенствуется
в
условиях
сложного
диалектического
процесса
постоянного
обновления
музыкального
языка
и
перестройки слухового сознания.
Представляется
принципиально
важным
использование
способности
нашего
слуха
регулировать
восприятие
сообразно
стилю
музыки.
Художественный стиль, будучи явлением общим по отношению к отдельному
произведению,
становится
единичным
на
фоне
общих
закономерностей
искусства. В философском аспекте стиль можно рассматривать как категорию
особенного,
представляющего
собой
свойство,
качество
присущее
группе
объектов и дающее основание для объединения их по какому-либо признаку.
Особенное есть определенный уровень общности, оно является конкретным
выражением
общего
через
единичное.
Именно
в
условиях
стиля
можно
говорить о сущности как о совокупности необходимых сторон и связей и о
художественной
логике
как
логике
исторического
развития
музыкального
мышления.
При
восприятии
же
стилистически
выраженного
материала
слуховое
сознание и память получают огромную поддержку в таком мощном факторе,
как художественная эмоция, которой отводится главная роль в формировании
музыкальных представлений, являющихся результатом воздействия целостной
системы средств языка, к постижению которой слух должен быть подготовлен.
В
понятии
стиля
исследования
выделяют:
исторический
стиль,
национальный
и
индивидуальный
стиль
отдельного
автора. Исторические
стили
образуют
вехи
развития
музыки,
основанные
на
принципе
преемственности.
Слуховое
освоение
этих
стилей
на
уроках
сольфеджио
предпочтительно в порядке постепенного усложнения средств музыкальной
организации.
Различные национальные стили сосуществуют параллельно. Их
восприятие обусловлено более узким опытом знакомства с интонационными
особенностями
той
или
иной
национальной
культуры
и
носит
более
избирательный
характер. Индивидуальный
стиль
композитора
находится
в
русле
своей
эпохи
и
национальной
культуры,
представляя
собой
сложный
конгломерат
выразительных
средств
музыкального
языка.
Его
изучение
не
может происходить вне учета общих тенденций развития музыкального языка
эпохи
и
национальности.
Специально
проведенные
эксперименты
по
восприятию
стиля
показали,
что
чувство
авторского
стиля
является
самой
высокой
ступенью
в
восприятии
музыкального
стиля.
Умение
гибко
ориентироваться
в
музыкальном
«пространстве»
–
важное
и
необходимое
условие деятельности музыканта.
Таким
образом,
процесс
формирования
стилистического
слышания
состоит
с
одной
стороны,
в
обогащении
памяти
учащегося
запасом
художественных образов музыки, с другой же, и это является специальной
задачей
сольфеджио,
–
в
формировании
определенного
способа
слушания,
гибко перестраивающегося в соответствии с организующими принципами того
или иного стиля.
Музыкальный
диктант
предполагает
наличие
у
учащегося
не
только
комплекса слуховых навыков, знаний и умений, но и ряда психологических
условий,
необходимых
для
его
выполнения.
Музыкально-слуховые
предпосылки к диктанту составляют:
1)
Оснащенность
навыками
различения
элементов
музыки
(определенная степень остроты слуховой реакции),
2)
Внутреннее слуховое представление,
3)
Интонационный запас,
4)
Способность к восприятию логики развертывающегося во времени
музыкального процесса.
Психологические условия включают:
1)
Память,
2)
Внимание,
3)
Способность к целенаправленному слушанию,
4)
Активность.
Главной задачей музыкального диктанта является управление процессом
запоминания. Важную роль в решении этой задачи играет материал, служащий
объектом слушания. В работах посвященных психологии обучения, специально
формируются требования к структуре и содержанию объекта восприятия (Н.А.
Леонтьев,
П.Я.
Гальперин,
Н.Ф.
Талызина,
В.В.
Репкин
и
др.).
Материал
становится
одним
из
средств
регуляции
учебной
деятельности,
если
он
заключает в себе проблемную ситуацию, которая в стилистическом диктанте
направлена на выявление в музыкальной структуре существенных признаков
стиля. Проблемная ситуация вызывает поисковую реакцию слухового сознания,
резко поднимает значение мотивации в слушательском процессе, что не только
дает продуктивное запоминание, но способствует развитию у учащихся таких
ценных качеств, как внимание, сосредоточенность, активность.
В
связи
с
этим,
в
центре
методологии
стилистического
диктанта
становится
формирование
психологической
установки
на
стиль
и
использование ее в диктанте для оптимизации запоминания и записи мелодии.
Психологическая
установка
мобилизует
процессы
ассоциативной
памяти,
а
одним из важнейших ценных качеств хорошего слуха является способность
предслышания, ожидания в развитии интонационной структуры. Источником
этих ожиданий является интонационный слушательский опыт, оказывающий
влияние на результат восприятия.
В
связи
с
тем,
что
перед
учащимися
постоянно
ставится
задача
соотнесения
слышимого
в
данный
момент
с
имеющимся
в
его
опыте
представлением
о
системе
средств
данного
класса
явлений,
написанию
диктанта
предшествует
установочный
этап
ознакомления
с
общими
характерными
признаками
данного
стиля,
которые
уясняются
в
процессе
предварительного
интонирования
и
слухового
анализа
мелодий
на
уроках
сольфеджио.
В мелодиях венского классицизма с позиции выделения в них значимых
признаков являются: ярко выраженная функционально-гармоническая основа
мелодии, ее орнаментальный характер и ритмическое насыщение мелкими
длительностями. Внимание направляется на вычленение в мелодии опорных
тонов, образующих мелодический остов, который запоминается по ощущению
скрытой в ней гармонической функциональности. Запоминание мелодического
рисунка осуществляется на основе знания типичных интонационный оборотов,
порожденных, с одной стороны, мелизматическими фигурами музыки XVIII
века, которые вошли в «плоть» мелодии, с другой, ритмико-интонационными
формулами, характерными для музыки композиторов венской школы, как-то:
движение по аккордовым тонам, обилие вспомогательных, проходящих нот и
задержаний на сильном времени, секвенционное движение, хроматизированные
кадансы и т.д.
В
русской
протяжной
песне
открываются
большие
возможности
для
п р о с л е ж и в а н и я
с л у хо м
п р о ц е с с а мелодического
формирования.
Господствующие в ней вариантный принцип развития и приемы мелодического
развертывания, непривычные для слуха, воспитанного на профессиональной
классической музыке, образуют главную установку на этот стиль. В качестве
типичных интонационных оборотов отмечаются трихордовые попевки в кварте
и квинте, квартовые и квинтовые ходы, опевание и секундовое поступенное
движение, как стилистически значимая интонационная сфера. Особое внимание
привлекается к средствам мелодической композиции напева. Интегрирующую
функцию, выполняемую в классическом стиле гармонией, в русской протяжной
песне
несет интервал, очерчивающий звуковысотные контуры каждой фазы
напева и образующий стержень, который служит ориентиром для слухового
охвата
мелодических
блоков,
собирающихся
вокруг
опорных
точек.
Слух
учащихся ориентируется на композицию напева, в которой прослушивается
начальная,
серединная
и
заключительная
фазы
с
присущими
им
–
в
соответствии с их функцией в форме – особенностями ладовой и мелодической
организации.
Установка на слушание современной музыки касается, в первую очередь,
сферы лада. Важность акцентирования проблемы лада обусловлена тем, что он
является
основой
музыкальной
логики,
и
освоение
его
в
музыке XXI века
требует существенно новой оснащенности слуха. Важно, чтобы особенности
ладовых
систем
современной
музыки
предстали
слуху
учащегося
как
закономерное развитие ладового мышления предшествующих эпох. Поэтому
первый этап в их освоении должен проходить на музыке, сохраняющей крепкую
мажорно-минорную основу, и в этом плане богатый материал в произведениях
классиков
ХХ
века
–
С.
Прокофьева
и
Д.
Шостаковича.
Их
творчество
демонстрирует
наглядный
пример
вызревания
новых
выразительных
возможностей в недрах традиционного и вместе в тем отражает многие важные
особенности ладотонального мышления ХХ века.
Установка
на
слушание
современной
мелодии
настраивает
слуховую
активность и на восприятие интервала как такового, поскольку в условиях
свободного поведения двенадцати звуков лада и частых модуляций в далекие
строи опоры слуха на функциональное чувство оказывается недостаточной.
Психологическая установка на слушание современной мелодии в аспекте
ладотональной организации базируется на:
1)
свободном употреблении двенадцати звуков лада;
2)
многообразии и подвижности средств ладовой организации;
3)
усилении ладово-конструктивной роли интервала как такового.
Итак, суммируя выше сказанное, следует подчеркнуть, что методология
стилистического диктанта предполагает:
1.
Организацию процесса слушания с использованием установки на
стиль,
2.
Опору на художественно-образное восприятие,
3.
Построение
методики,
исходящей
из
типологических
черт
конкретных художественных стилей,
4.
Формирование у учащихся способности к выработке механизма
слухового
восприятия
для
овладения
любым
(в
том
числе
незнакомым) стилем.
Стилистический
диктант
дает
возможность
раскрытия
вс ех
профессиональных ресурсов учащегося, музыкальные представления которого
становятся результатом сознательной деятельности по освоению характерных
признаков разных стилей, ориентация в которых важнейшая и необходимая
способность музыканта.
Список литературы
1.
Ананьев, Б. Г. Теория ощущения / Б. Г. Ананьев. – Л.:, 1961. – 456 с.
2.
Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. – Л.:, 1974. –
187с.
3.
Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке / О. Берак, М.
Карасева. – М.: Классика XXI век, 2009. – 224 с.
4.
Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.:, 1986. – 573 с.
5.
Давыдова, Е.В. Методика преподавания сольфеджио / Е.В. Давыдова. – М.:
Музыка, 1986. – 159 с.
6.
Шатковский, Г. Развитие музыкального слуха / Г. Шатковский. – М.: Амрита,
2010. – 108 с.