Напоминание

Обобщающий урок по теме имя прилагательное


Автор: Владыко Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 пгт. Кировский"
Населённый пункт: пгт. Кировский Кировский район Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: Обобщающий урок по теме имя прилагательное
Раздел: начальное образование





Назад





Универсальная технологическая карта урока

Предмет
Русский язык
Класс
3 б
Тема урока
Имя прилагательное. Обобщение.
Цель урока
Образовательная: создание условий для вовлечения учащихся в активную деятельность по выявлению теоретических основ построения содержательно – методических линий в предметной области «Русский язык» по теме:Имя прилагательное» Деятельностная: способствовать формированию у учащихся способности к повторению знаний о прилагательном.
Задачи урока
Образовательные:  организовать действия учащихся, направленные на умения распознавать имена прилагательные среди других частей речи;  повторить правила написания окончаний у имён прилагательных  повторить правила определения рода и числа у прилагательных  Развивающие:  способствовать развитию логического мышления при написании словосочетаний.  содействовать развитию внимания через создание проблемных ситуаций Воспитательные:  содействовать воспитанию правдивости и честности через использование разных видов контроля.  содействовать воспитанию товарищества, взаимовыручки, дисциплинированности, ответственности через вовлечение детей в парную работу
Тип урока
Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые предметные результаты освоения материала
«Ученик научится»: находить имена прилагательные в текстах определять род, число. «Ученик получит возможность научиться»: применять полученные знания об имени прилагательном.
Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.
Познавательные :
- ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные :
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога. взаимоподдержка, доброжелательность, умение работать в парах, самостоятельность.
№п/

п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
1.
Этап мотивации

(самоопределения)

к учебной

деятельности.
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности (1 минута) Сегодня на уроке у нас гости.
Слайд2
Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Проверяют готовность к уроку 2.
Актуализация

знаний
Цель: повторить знания о частях речи (5 минут) У вас на столах лежат оценочные листы и всё, что вы будете сегодня делать на уроке вы будете свою оценку вносить в них. Давайте вспомним известные нам части речи? Вспомните, что вы знаете об имени существительном, прилагательном, глаголе Приводя примеры.
Слайд 3
Называют части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, предлоги. (рассказывают о каждой части речи) Существительное – ч. Р. Которая отвечает на вопрос что? или кто? и обозначает предмет. (девочка) Прилагательное – ч. Р. Которая отвечает на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета.( розовый)
Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие по станциям и первая наша станция «Поиграй-ка»
Слайд 4
Я называю слова,а вы определяете части речи. За каждое правильное определённую часть речи вы будете ставить «+», если определили часть речи не верно будете ставить « - «. Проснулся, бурый, медведь, расцвёл, подснежник, желтенький, прилетели, перелётные, птицы, грач, поселился, чёрный. Подводят итог: если все 12 «+» ставят за это задание «+» , если 1-2 ошибки половину плюса, если больше ошибок ставят минус. Закройте глаза и вспомните слова которые я вам называла. Какая картина встала перед вами ?
слайд 5
Назовите признаки весны. А какой сегодня по счёту идёт день весны? Открываем тетради и записываем число. 18 марта. Классная работа. Глагол – ч. Р. Которая отвечает на вопрос что делает? Что сделает? Что будет делать? И обозначает действие предмета.(читает) Определяют части речи с помощью обратной связи. Оценивают Выводят общую оценку за это задание. Представляют, что услышали. Наступила весна. Называют признаки весны. Записывают число. 3.
Создание

проблемной

ситуации.
Цель: по признакам прилагательного узнать тему урока (1 минута)
Слайд 6.
Весна прислала вам задание. Эта часть речи обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам, падежам, в предложении является определением . О какой части речи будет идти речь?(имя прилагательное). Сформулируйте тему урока.
Слайд 7
Называют имя прилагательное.формулирую т тему урока. Проговаривают цель 4.
Выход из проблемы
Цель: составляют(алгори тм работы изученный ранее)(1
Слайд 8
• Что называется именем прилагательным? Каким членом предложения является имя прилагательное? Выстраивают алгоритм работы
минута) • Какую роль и г р а ют прилагательные в нашей речи? • Как изменяется имя прилагательное? • Как определить род, число у прилагательного? 5.
Этап закрепления

алгоритма
Цель: повторить изученные орфограммы, найти имена прилагательные. (10минут)
Слайд 9
Станция «Списывай -ка» Чтение стих. Учителем. Снег на п..лях растаял Тёплые ветры шумят, Птиц беспокойных стаи Солнцу навстречу л..тят. Рек полноводных кипенье, Тонких б..рёз б..лизна. Это в..сны день рождения – В гости пришла к нам в..сна! Какая части речи нам помогают ярко и образно представить весну – красавицу? Спишите предложения вставляя пропущенные буквы подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Вывод: каким членом предложения являются прилагательные и как подчёркиваются второстепенный член и называется? Если 6 безударных вставлены верно и подчёркнуты 4 прилагательных ставите «+» если 1-2 ошибки ставите половину плюса, если больше двух ошибок ставите минус на оценочном листе. Списывают , вставляя пропущенные буквы, находят прилагательные и их подчёркивают.доказывают Сверяют с эталоном. Оценивают свою работу .
6.
Физминутка:
Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки Тихо засыпают Головой качают. Делают зарядку 7
Этап

самостоятельной

работы
Цель: поставить прилагательное в том роде, что и существительное ( 3 минуты)
Слайд 10
Станция «Изменяйка-ка» Работа в паре: (даны заготовки) Измените окончания имён прилагательных и распределите прилагательные по родам. С какой частью речи всегда связано прилагательное? (солнечный) погода, растение (зелёный), (весенная ) день, (голубая), небо, (первый)травка, сок (берёзовая)
Слайд 11
Вывод: что вы делали, чтобы записать окончания у прилагательных. Задаём вопрос от существительного к прилагательному, какое окончание в вопросе такое и у прилагательного. ж. р. М.р. С.р. Оценка если все 6 слов правильно записали окончания и распределили по родам ставите «+» ,если 1-2 ошибки ставите половину плюса, если больше ошибок ставите минус. Раздать листочки с заданием на которых записано стихотворение, выписывают и определяют род, основываясь на знание алгоритма Оценивают 8
Закрепления

алгоритма

Слайд 12
Станция «Выписывай-ка» 1 ученица работает за доской приготовить заднюю часть
Цель: повторить определение рода у прилагательных. (5 минут) (самостоятельная работа) Выпишите имена прилагательные вместе с именами существительными и определите род. В каком числе изменяются прилагательные по родам? Голубое небо, речка голубая, Голубой дымок на берегу. Белые кувшинки, белых чаек стаи, Белые берёзки на лугу. (И. Беляков) Обменялись тетрадями и проверили своему соседу. Вывод: почему вы не определили род в словах белые,голубые. Оценка если выписали все 6 словосочетаний и правильно определили число и род, ставите «+», если 1-2 ошибки ставите половину плюса, если больше ошибок ставите на оценочном листе «-«. доски. 9.
Этап рефлексии

учебной

деятельности на

уроке
Цель: оценивание результатов собственной деятельности (10 минут) Станция «Угадай-ка»
Слайд

13,14,15
. Вы будете отвечать на вопросы теста и записывать букву ответа. 1)На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают признаки предметов? к) Кто? что? н) что делает?
п)Какой?какая?какое?какие?
2)Как называются слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое?какие? И) Имена существительные
о) Имена прилагательные
у) Имена глаголы 3)Какое из слов имя прилагательное? В)высота Г) повысить
Д) высокие
Тест выполняют в тетради записывают номер задания и букву которая соответствует вашему ответу
4) Определите в словосочетании число и род: молоденькие березки.
А) мн.ч. (род не определяется)
Б) ед.ч. ж.р. В) мн. ч. ж.р. 5) Прочитайте загадку. Определите сколько прилагательных в загадке. Кто бежит по горным склонам, Тараторя сам с собой, И в густой траве зелёной Прячет хвостик голубой? К) 2
Р) 4
М) 5 6) На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов? У) какой? Ю) какая? Ы) какое?
О ) какие?
7) Какое слово противоположно по смыслу слову добрый? Т) злость З) злой
К) вредный
Поверяют и оценивают, если все 7 букв правильно ставите»+», если 1-2 ошибки половину плюса, если больше ставите «-« Какое слово получилось? Назовите значение этого слова? Где его можно найти? Если останется время определите какой частью речи является слово подарок. Придумайте к нему прилагательные. (красивый, новый, интересный, разноцветный, прекрасный, превосходный, красочный, детский, взрослый,мешной.) Весна для вас приготовила подарок. А какой вы узнаете отгадав загадку. Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. (подснежник) Показать картинки подснежника. Подснежников разновидностей несколько. У нас на Дальнем его называют адонис. Подснежники В интернете? В словаре. Ищут объясняют.
занесены в Красную книгу. Что вы должны помнить когда будете в весеннем лесу. Стихотворение: Сквозь оттаявший валежник Пробивается подснежник Самый чистый, самый нежный Весны первенец прелестный. Оценивание всего урока. Если все Станции 5-4 «+» , то вы рисуете букетик из поснежников. А сколько в букете может быть цветочков 3,5,7. Если меньше нарисуйте 1 цветочек поснежник. Стихотворение: Сквозь оттаявший валежник Пробивается подснежник Самый чистый, самый нежный Весны первенец прелестный. 10 Домашнее задание Продолжите предложение: 1. Я сегодня на уроке повторил…… 2. Я доволен своей работой, потому что ……… До стр учить словарь


В раздел образования