Напоминание

Дружба


Автор: Ананко Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 пгт. Кировский"
Населённый пункт: пгт. Кировский Кировский район Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Дружба
Раздел: начальное образование





Назад





Классный час во 2 классе «Дружба».

Цель классного часа:
способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.
Задачи:
 сформулировать понятие "дружба";  определить, какими качествами должен обладать настоящий друг;  выработать правила дружбы;  практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;  развивать навыки работы в сотрудничестве. В результате занятия участники
смогут:
- сформулировать понятие “дружба”, - практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, - приобретут навыки работы в сотрудничестве, - поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Вид занятия:
комбинированное занятие
Тип занятия:
интегрированное с использованием ИКТ.
Форма проведения
: внеклассное мероприятие.
Приемы, методы, технологии обучения:
проблемный, информационный, частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
 Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.  Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.  Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.
 Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.
Оборудование:
Компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, компьютер, экран, клип на песню « Дружба крепкая”, на столах у детей листочки, ручки для индивидуальной работы, ромашки.
Ход классного часа

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

1. Организационный момент

2.Мотивация к совместной деятельности.

(
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность.) - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку. Слайды Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать… - Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни Смотрят слайд, слушают.
еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку. -
Почему Любовь выбрала Дружбу?
Слайд - Так о чём мы с вами будем говорить на этом классном часе? - Итак, тема нашего классного часа “Дружба” Слайд
3. Сообщение темы и целей классного часа.
Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы. Слайд - О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Высказывают мнения Называют тему.
4.Этап осмысления. Фронтальная работа
- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее? - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда. Слайд Как вы, ребята, понимаете,
что такое “ДРУЖБА”, зачем она нужна

людям?
Слайды В словаре В.Даля Дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”. В Толковом словаре приводится такое определение дружбы: Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Сейчас нам ребята прочитают стихи о том, что такое дружба. Отвечают. Высказывают мнения Читают стихи о
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова “Монолог о дружбе”. Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба – это если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год… Если друг твой что-то, к сожаленью, Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, обидится он вдруг, Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не продаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на Земле объединяет Всех детей – и белых, и цветных. Дружба - это теплый ветер, Дружба - это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души веселый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой жизнь весной полна. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба - это ценный дар.
Учитель:
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими дружбе.
личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. Слайд
- А что значит – настоящий друг?
Какими качествами должен обладать? - Предлагаю посмотреть на экран. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг. Слайд  На слайде записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, внимательность, верность, жадность, щедрость, готовность прийти на помощь в любую минуту. -Какие качества вы выбрали? Почему? - Почему не назвали слова «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Учитель:
Настоящий друг, как солнышко, согревает, дарит радость и счастье. Его лучиками являются прекрасные качества души. Давайте откроем эти качества и зажжём это прекрасное солнышко. Слайды -
У кого есть настоящий друг?

Индивидуальная работа «Мой друг»
Многие ребята нашего класса написали сочинение о своем друге. Давайте их послушаем. (несколько ребят читают сочинения) Слайды с фотографиями. Учитель: А разве друга надо звать, Когда темно в пути, Когда дороги не узнать И нету сил идти? Когда беда со всех сторон, Высказывают мнения Выбирают Обосновывают свой выбор. Читают сочинения.
Когда при солнце – ночь, Да разве не увидит он, Не ринется помочь? Ведь он не сможет, есть и спать, Когда такое вдруг! Но… Если друга надо звать - То вряд ли это друг.. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь. - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Слайд «
Договори пословицу
»  Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.  Не имей 100 рублей, …а имей 100 друзей.  Человек без друзей, …что дерево без корней.  Один за всех … и все за одного. Слово дружба встречается не только в пословицах, но и в песнях. Поиграем в игру «Угадай мелодию». Слайд «
Угадай мелодию
» Очень много о дружбе рассказывается в фильмах и книгах. Слайд
Викторина «Кто с кем дружит?»
1 . Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка) 2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина) 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) 3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок) 4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон) 5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл). 6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов). 7. Весельчак мангуст Тимон и … (Пумба). 8. Дружелюбная Русалочка и …(Флаундер). 9.Бурундуки Чип и …(Дейл) Договаривают Поют песни о дружбе.
10. Золушка и …(Принц) Выставка книг «О дружбе». Дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать ему о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что “дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь”. Слайд «Дружба – это сила» - Предлагаю вам принять участие в обсуждении рассказа.
Обсуждение рассказа «Одинаковые».
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки. - Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно: - Да, ты стала хуже… - Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я! - Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
 За что мама осудила Соню?  Что бы вы сказали Соне?  Как ей надо было поступить? -А друзья ссорятся?
Сценка
Учитель: Кто кого обидел первым? Слушают
Обсуждение и

вывод
: умей сопереживать другу, поддерживать его.
1-й мальчик: Он меня! 2-й мальчик: Нет, он меня! Учитель: Кто кого ударил первым? 1-й мальчик: Он меня! 2-й мальчик: Нет, он меня! Учитель: Вы же раньше так дружили! 1-й мальчик: Я дружил. 2-й мальчик: И я дружил. Учитель: Что же вы не поделили? 1-й мальчик: Я забыл. 2-й мальчик: И я забыл. -А что надо сделать, чтобы друзья не ссорились? -Как вы думаете, может ли быть дружба между мальчиками и девочками? Слайд Индивидуальное задание: записать, какими качествами должны обладать девочки, какими – мальчики? Или работа в группах: девочки – мальчики.
Мальчики

Девочки
Пишут о лучших чертах характера у девочек Пишут о лучших чертах характера у мальчиков - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе. И девочки и мальчики могут найти общий язык. Высказывают мнения. Показывают Высказывают мнения. Обсуждение Записывают, обсуждают, делают выводы.
5.Постановка проблемы.

Проблема:
как быть человеку, если у него нет друга? С чего начинается дружба? Как сберечь её? Сейчас я вам предлагаю карточки. Прочитайте их внимательно, выберите правила дружбы и постарайтесь всегда придерживаться этих правил.
Правила Друзей.
(работа в группах) – выбрать правила дружбы на полосках и сложить в виде дома дружбы. 1. Не ссорься с друзьями, умей помириться. 2. Помогай другу в беде. 3. Не обманывай и не предавай друга. Высказывают мнения, приводят примеры, дискутируют, вырабатывают свой взгляд на проблему, поиск решения. Работают в группах.
4. Не смейся над неудачами друга. 5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят. 6. Останови друга, если он делает что – то плохое. 7. Если у друга неприятности, посмейся над ним. 8. Выдай все секреты своего друга другим людям. 9. Не уступай другу ни в чём. 10. Если друга бьют, то постой в сторонке. 11. Наябедничай на друга, если он что – то сделал. 12. Если друг получил хорошую оценку, позавидуй ему. Есть мультфильм, в котором один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей. Вспомнили? - Кто этот герой? - Но ведь у героев этого мультфильма была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме? (строим дом на магнитах) Слайд Строят Дом Дружбы
Практикум.
Применение детьми новых знаний. - Давайте потренируемся в применении этих правил на практике. Как вы поступите в ситуации?  -если мой друг добился в чём-то успеха, то я ..  -если я обидел своего друга, то я ..  -если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я  -если мой друг предлагает мне похулиганить, то я ..  -если у меня есть конфета, то я ..  -если мой друг не умеет играть в игру, то я  - если моего друга ругают за меня, то я.. Находят выход из проблемных ситуаций.
 - если моего друга не справедливо ругают, то я…  - если я вижу, что моему другу не нравится, как я с ним поступаю, то я..  - если у меня есть интересный фильм, то я…  - если мой друг не может сделать домашнее задание, то я…
Учитель:
Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.
6. Рефлексия.
Слайд. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?  нарисовать ротик у ромашки: если тема классного часа была важна для вас и интересна вам, то нарисуйте у ромашки улыбку; если тема классного часа была не важна, то покажите, что ромашка грустит; Переосмыслива ют полученную в ходе классного часа информацию, оценивают её значимость.
7. В заключении:
Песня “Дружба” (клип) Поют


В раздел образования