Напоминание

А О П по предмету ручной труд


Автор: Кубанцева Татьяна Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки №101", г. Кемерово
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А О П по предмету ручной труд
Раздел: начальное образование





Назад





«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей ______ Протокол № __ от «____» __________ 201_ года Руководитель методического объединения: ____________
«Согласовано»
: Заместитель директора по УВР___ от «__» ___________ 201_ года
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № __ ________________________ от «__» _________ 201_ года
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету

ручной труд

1-4 класс для детей

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)



Срок реализации программы:
4 года (1-4 класс)
Разработчик программы:
Куб анцева Татьяна Алексеевна учитель начальных классов 2016 г.

РУЧНОЙ ТРУД

Пояснительная записка

Труд - это основа любых культурных достижений, один из главных

видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка,

так как в нем заложены неиссякаемы резервы развития его личности,

благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель

изучения

данного

предмета

заключается

во

всестороннем

развитии

личности

учащегося

младшего

возраста

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе

формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему

профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует

развитию

созидательных

возможностей

личности,

творческих

способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе

предметно - преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

формирование

представлений

о

материальной

культуре

как

продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

формирование

представлений

о

гармоничном

единстве

природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

расширение

культурного

кругозора,

обогащение

знаний

о

культурноисторических традициях в мире вещей.

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях

использования.

формирование практических умений и навыков использования

различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

формирование интереса к разнообразным видам труда.

развитие познавательных психических процессов (восприятия,

памяти, воображения, мышления, речи).

развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,

классификация, обобщение).

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений.

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей

целеполагание,

планирование,

контроль

и

оценку

действий

и

результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

формирование информационной грамотности, умения работать

с различными источниками информации.

формирование

коммуникативной

культуры,

развитие


активности,

целенаправленности,

инициативности;

духовно-

нравственное

воспитание

и

развитие

социально

ценных

качеств

личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом

их возрастных особенностей, которая предусматривает:

коррекцию

познавательной

деятельности

учащихся

путем

с и с т е м а т и ч е с к о г о

и

ц е л е н а п р а в л е н н о г о

в о с п и т а н и я

и

совершенствования у них правильного восприятия формы, строения,

величины,

цвета

предметов,

их

положения

в

пространстве,

умения

находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать

сходство и различие между предметами;

развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности

сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в

задании,

планировании

работы,

последовательном

изготовлении

изделия;

коррекцию

ручной

моторики;

улучшение

зрительно-

двигательной

координации

путем

использования

вариативных

и

многократно повторяющихся действий с применением разнообразного

трудового материала.

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов,

цвет, форма). Глина — строительный материал. Применение глины для

изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин —

материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении

лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты

для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными

способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы

работы:

«разминание»,

«отщипывание

кусочков

пластилина»,

«размазывание

по

картону »

(аппликация

из

п л а с т и л и н а ) ,

«раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание

шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного

конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание»

(объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,

цилиндр,

конус,

шар).

Лепка

из

пластилина,

изделий

имеющих

прямоугольную,

цилиндрическую,

конусообразную

и

шарообразную

форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют,

гд е

н а хо д я т,

в и д ы

п р и р о д н ы х

м а т е р и а л о в ) .

И с т о р и к о -


культурологические

сведения



какие

игрушки

из

природных

материалов играли дети в старину).

Заготовка

природных

материалов.

Инструменты,

используемые

с

природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.

Организация

рабочего

места

работе

с

природными

материалами.

Способы

соединения

деталей

(пластилин,

острые

палочки).

Работа

с

засушенными

листьями

(аппликация,

объемные

изделия).

Работа

с

еловыми

шишками.

Работа

с

тростниковой

травой.

Изготовление

игрушек

из

желудей.

Изготовление

игрушек

из

скорлупы

ореха

(аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и

виды

бумаги

(бумага

для

письма,

бумага

для

печати,

рисовальная,

впитывающая/гигиеническая,

крашеная).

Цвет,

форма

бумаги

(треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для

работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с

бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
-
разметка

с

помощью

шаблоном.

Понятие

«шаблон».

Правила

работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.

Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
-
разметка

с

помощью

чертежных

инструментов

(по

линейке,

угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их

применение и устройство;
-
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа.

Чтение чертежа.

Вырезание

ножницами

из

бумаги.

Инструменты

для

резания

бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.

Удержание

ножниц.

Приемы

вырезания

ножницами:

«разрез

по

короткой

прямой

линии»;

«разрез

по

короткой

наклонной

линии»;

«надрез

по

короткой

прямой

линии»;

«разрез

по

длинной

линии»;

«разрез

по

незначительно

изогнутой

линии»;

«округление

углов

прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие

округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».

Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной

пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько

раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание

мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по


контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами).

Приемы

сгибания

бумаги:

«сгибание

треугольника

пополам»,

«сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы

пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и

середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть

наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и

скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на

основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы

с

клеем

и

кистью.

Приемы

клеевого

соединения:

«точечное»,

«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта

картона.

Свойства

картона.

Картонажные

изделия.

Инструменты

и

приспособления.

Изделия

в

переплете.

Способы

окантовки

картона:

«окантовка

картона

полосками

бумаги»,

«окантовка

картона

листом

бумаги».

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о

нитках

(откуда

берутся

нитки).

Применение

ниток.

Свойства

ниток.

Цвет

ниток.

Как

работать

с

нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла

вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка

«прямой

строчкой»,

вышивка

прямой

строчкой

«в

два

приема»,

«вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой

косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани

в

жизни

человека.

Из

чего

делают

ткань,

Свойства

ткани

(мнется,

утюжится;

лицевая

и

изнаночная

сторона

ткани;

шероховатые,

шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,

прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет

ткани.

Сорта

ткани

и

их

назначение

(шерстяные

ткани,

хлопковые

ткани).

Кто

шьет

из

ткани.

Инструменты

и

приспособления,


используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы

с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,

плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность

раскроя деталей из ткани.

Шитье.

Завязывание

узелка

на

нитке.

Соединение

деталей,

выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и

строчкой

петлеобразного

стежка

(закладки,

кухонные

предметы,

игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие,

плотные

переплетения).

Процесс

ткачества

(основа,

уток,

челнок,

полотняное переплетение).

Скручивание

ткани.

Историко-культурологические

сведения

(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка

изделий

из

ткани.

Аппликация

на

ткани.

Работа

с

тесьмой.

Применение

тесьмы.

Виды

тесьмы

(простая,

кружевная,

с

орнаментом).

Ремонт

одежды.

Виды

ремонта

одежды

(пришивание

пуговиц,

вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя

сквозными

отверстиями,

с

ушком).

Отделка

изделий

пуговицами.

Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные

сведения

о

древесине.

Изделия

из

древесины.

Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка

древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр).

Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки

древесины ручными инструментами и

приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление,

заточка точилкой).

Аппликация

из

древесных

материалов

(опилок,

карандашной

стружки,

древесных

заготовок

для

спичек).

Клеевое

соединение

древесных материалов.

Работа металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды

металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства

металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.

Инструменты для работы по металлу.

Работа

с

алюминиевой

фольгой.

Приемы

обработки

фольги:


«сминание»,

«сгибание»,

«сжимание»,

«скручивание»,

«скатывание»,

«разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой.

Элементарные

сведения

о

проволоке

(медная,

алюминиевая,

стальная).

Применение

проволоки

в

изделиях.

Свойства

проволоки

(толстая,

тонкая,

гнется).

Инструменты

(плоскогубцы,

круглогубцы,

кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в

кольцо»,

«сгибание

в

спираль»,

«сгибание

вдвое,

втрое,

вчетверо»,

«намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных

фигурок птиц, зверей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные

сведения

о

металлоконструкторе.

Изделия

из

металлоконструктора.

Набор

деталей

металлоконструктора

(планки,

пластины,

косынки,

углы,

скобы

планшайбы,

гайки,

винты).

Инструменты

для

работы

с

металлоконструктором

(гаечный

ключ,

отвертка).

Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами.

Виды работ по комбинированию разных материалов:

пластилин,

природные

материалы;

бумага,

пластилин;

бумага,

нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы;

проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.

Результаты изучения курса
В результате изучения предмета технологии в 4 классе начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У учеников будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Школьник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Школьники научатся: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач. Ученик получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и к лассификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая е го аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Школьник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и

способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по
самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической

грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. В ы б о р
и

замена
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж,
эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Календарно-тематическое планирование

1 класс ( 68 ч )



п/п

Тема урока

Содержание урока

Дата

I четверть ( 18 ч )
1 Вводное занятие «Человек и труд». Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями уроков труда. Сообщение техники безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. 2
Работа с глиной и пластилином.
« Что надо знать о глине и пластилине. Как работать с пластилином» «Аппликация из пластилина» Аппликация «Яблоко». Формирование представлений о материалах: глина, пластилин. Умение узнавать и называть предметы. Знакомство с физическими свойствами. Изучение правил работы материалами и инструментами. Знакомство со словом «Аппликация». Обучение приемам разминания и размазывания. 3 Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки. Изготовление поделок из пластилина шаровидной формы по образцу (с помощью учителя) Скатывать из пластилина предметы шаровидной
формы. 4 Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблоко, помидора, апельсина; составление композиции (помидоры в корзине…) Ознакомление с лепкой объемных фигур, правилами составления композиций. Закрепление понятий «шар» Выделять предметы шаровидной формы. Называть овощи и фрукты по картинкам. Составлять композиции из овощей и фруктов. 5
Работа с природным материалом.
Экскурсия
в
природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, сучков, крылаток.) «Коллекция из листьев». Формирование знаний о природных материалах. Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой и маленький). 6 Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков и листьев аппликация: «Бабочка», «Птичка.» Закрепление способов наклеивания природных материалов. Правильно располагать материалы и инструменты с природным материалом. Комбинировать материалы на рабочем месте. Соблюдать аккуратность при работе. 7 Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев «Букет» , «Отлет птиц». Закрепление способов наклеивания природных мате- риалов. Правильно располагать материалы и инструменты с природным материалом. Комбинировать материалы на рабочем месте. Соблюдать аккуратность при работе. 8
Работа с бумагой.
Беседа «Что надо знать о бумаге». Коллекция образцов бумаги. Сминание бумаги. Ознакомление с видами бумаги, ее свойствами . Сгибать бумагу в различных направлениях, разрывать. Аппликация из кусочков бумаги «Яблоко» (и др.фрукты). 9 Беседа «Что надо знать о треугольнике» .Складывание из бумаги. «Елочка» Работать по шаблону или трафарету. Ровно сгибать бумагу. Резать бумагу ножницами по линии сгиба.Резать полосы бумаги на квадраты способом резания ножницами по линии сгиба. 10 Беседа «Что надо знать о квадрате» . Складывание из бумаги. Изготовление по образцу стаканчика для пуговиц или семян. Закрепление умения работать с бумагой в технике сгибания по образцу ( с помощью учителя) Изготавление поделки в виде стаканчика. Рассказывать, для чего нужны семена. 11 Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами Закрепление техники сгибания бумаги. Рассказывать о свойствах бумаги. Сгибать полоски бумаги пополам. 12
Работа с глиной и пластилином.
Лепка по образцу. Приемы работы с Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах. Приемы раскатки пластилина
пластилином. «Домик» , «Елочка». столбиками, палочками, формирование представление о длине, толщине. 13 Лепка по образцу предметов шаровидной и овальной формы. «Помидор», «Огурец». Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах. Приемы раскатки пластилина формирование представлений о группе предметов «Овощи». 14 Лепка по образцу. Приемы работы с пластилином. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах. Закрепление знаний о геометрическом материале. 15
Работа с бумагой.
Скругление углов прямоугольников и квадратов «на глаз» (изготовление дидактического материала по математике). Геометрический материал. Обучение правилам работы с ножницами. Имитирующие движения работы с ножницами без бумаги. Ознакомление со способом резания ножницами –скругление углов . 16 Геометрический материал . Составление узора из треугольников, квадратов, кругов. Аппликация. Закрепление знаний о геометрическом материале. Обучение правилам работы с ножницами. 17 Правила работы с ножницами. Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. «Парусник из треугольников», «Орнамент из треугольников». Закрепление знаний о геометрическом материале. Обучение правилам работы с ножницами. 18 Изготовление по образцу животных из фигуры треугольник. Обучение правилам работы с бумагой. Складывание по линиям квадрата в треугольник.
II четверть ( 14 ч )
19
Работа с глиной и пластилином.
Лепка по образцу. Приемы работы с пластилином. Вытягивание одного конца: «Морковь», «Перец», «Груша». Ознакомление с фигурой конус. Прием работы вытягивание одного конца пластилина. 20 Лепка по образцу. Приемы работы с пластилином. Вытягивание одного конца: «Свекла», «Редька» Ознакомление с фигурой конус. Прием работы вытягивание одного конца пластилина. 21 Прием лепки сплющивание шара. Лепка по образцу игрушек: пирамидка, рыбка. Обучение конструктивному способу лепки многодетальных предметов. 22 Лепка по образцу грибов. Обучение лепке грибов из двух частей: ножка и шляпка. Различать грибы по величине, цвету, форме.
Лепить детали гриба и соединять их в соответствии с образцом. 23 Как работать с пластилином. Приемы работы с пластилином. «Цыпленок». Формирование представлений о группе «Домашние птицы». Развивать умение анализировать объемный, многодетальный образец по плану. 24 Беседа «Что надо знать о работе с природными материалами» Приемы работы с шишками. Ежик. Формирование практических умений работать с различными поделочными материалами. 25
Работа с бумагой.
Аппликация из обрывных листочков бумаги. «Осеннее дерево». Формирование представлений о физических свойствах бумаги. 26 Аппликация из бумаги. «Открытка со складным цветком» (кошечкой) Обучение приему «Совмещение сторон по опорным точкам». Ознакомление с понятиями: сверху, снизу. 27 Изготовление по образцу фонарика из цветной бумаги. Беседа «Как работать с ножницами». Обучение приему «Надрез по короткой вертикальной линии». Повторение признаков фигуры «Прямоугольник». 28 «Декоративная веточка». Беседа «Как работать с ножницами». Обучение приему «Надрез по коротким вертикальным линиям». Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. 29 «Бумажный цветок». Обучение рисованию по опорным точкам. Разметка по шаблону. Обучение сборки конструкции по плану. 30 Изготовление деталей аппликаций на флажки. «Флажки». Закрепление понятий о геометрических фигурах. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. 31 Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. Беседа «Как работать с ножницами». Упражнения в резании по размеченным линиям. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. 32 Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги («цепочка», «гармошка») Ознакомление со способами соединения деталей путем накладывания, наклеивания. Закрепление навыка сгибания бумаги, вырезания ножницами. Вырезать полоски цветной бумаги, соединять их разными способами. Изготовливать елочные гирлянды

III четверть ( 18ч )
33
Работа с глиной и пластилином.

«
Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные» (Котик)

Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя ; умения соединять отдельные детали с помощью пластилина; скатывать заготовки овальной формы. 34
Работа с бумагой.
Аппликация «Ветка рябины» (сминание и скатывание бумаги) Расширение знаний о бумаге. Обучение приему «Сминание и скатывание бумаги». 35 Аппликация «Цветы в корзине» Закреплять знания о линиях. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 36
Работа с нитками.
Беседа
«
Что надо знать о нитках», «Наматывание ниток». Ознакомление с применением, свойствами и особенностями ниток. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Разрывать и резать нитки разной длины, связывать, наматывать на картонку. 37 Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. «Бабочка» Закрепление навыков: разрывание, резание, связывание, наматывание ниток. Изготовление бабочки, Частично с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты. 38 Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. «Кисточка». Закрепление навыков: разрывание, резание, связывание, наматывание ниток. кисточки из цветных ниток к шапочке. Изготавливать кисточки из цветных ниток к шапочке. 39
Работа с бумагой.
Вырезание предметов округлой формы. Аппликация «Фрукты в тарелке». Формирование представлений о предметах природного мира группы «Овощи». Анализировать образец. 40 «Вырезание из бумаги круга». Аппликация «Снеговик». Ознакомление представления о фигуре «круг», с правилами составления композиции. Размещать на листе бумаги элементы аппликации. Развитие умения резать по кругу. 41 «Вырезание из бумаги круга». Аппликация «Гусеница». Ознакомление представления о фигуре «круг», с правилами составления композиции. Размещать на листе бумаги элементы аппликации. Развитие
умения резать по кругу. 42 «Вырезание из бумаги овала». Аппликация «Цыпленок в скорлупе». Ознакомление представления о фигуре «овал», с правилами составления композиции. Сравнивать фигуры «круг» и «овал». Размещать на листе бумаги элементы аппликации. Развитие умения резать по. 43 Складывание фигурок из бумаги «Пароход». Расширение представлений о предметах рукотворного мира группы «Транспорт». Закрепление знаний о фигурах «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». 44 Складывание фигурок из бумаги «Стрела». Расширение представлений о предметах рукотворного мира группы «Транспорт». Закрепление знаний о фигурах «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». 45 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Плетеный коврик сложенный пополам». Закреплять знания о симметрии. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 46 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. «Птичка». Закреплять знания о линиях. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 47 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом». Закреплять знания о линиях. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 48- 52 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. Аппликация «Самолет». Расширение представлений о предметах рукотворного мира группы «Транспорт». Закреплять знания о линиях. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 49 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. Аппликация»бабочка» Расширение представлений о предметах рукотворного мира. Закреплять знания о линиях. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 50 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. Аппликация. Расширение представлений о предметах рукотворного мира. Закреплять знания о линиях. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 51 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. Аппликация. Расширение представлений о предметах рукотворного мира. Закреплять знания о линиях.
Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 52 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. Аппликация. Расширение представлений о предметах рукотворного мира. Закреплять знания о линиях. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям.
VI четверть ( 16 ч )
53 Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок: «Репка», «Колобок», «Снегурочка». Закрепление умения работать по образцу. Формирование умений работать по представлению, располагать предметы в определенной последова -тельности. 54
Работа с природным материалом.
Что надо знать о природных материалах. «Ежик». Закрепление знаний о природных материалах. Правильно располагать материалы и инструменты с природным материалом. Комбинировать материалы на рабочем месте. Соблюдать аккуратность при работе. 55 Симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. «Букет цветов». Закреплять знания о симметрии. Формировать умение рисовать по точкам, обводить по шаблону, вырезать по линиям. 56 Складывание и вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. « Декоративная птица со складными крыльями». Закреплять знания о симметрии. Формировать умение обводить по шаблону, вырезать по линиям, складывать гармошкой. 57- 62
Работа с нитками.
Как работать с нитками. Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг) Шитье по проколам: линии, геометрические фигуры. Обучение способам хранения ниток и иголок, способам работы с иглой. Повторение техники безопасности. Вышивание по готовым проколам контуров геометрического материала, овощей и фруктов с последующим раскрашиванием. 63- 66 Как работать с нитками. Вышивание по проколам. Обучение способам работы с иглой. Повторение техники безопасности. Закрепление правил работы с иглой. Обучение вышиванию в два приема. Выполнять самостоятельно проколы на одинаковом расстоянии, вышивать в два приема.

Календарно-тематическое планирование

2 класс ( 34часа)



Тема

Содержание урока

Дата

I четверть ( 9 ч )
1
Работа с глиной и

пластилином.
Лепка столярных инструментов Уметь выполнять обработку материала с применением резака, стекой. Уметь соединять детали способом промазывания; определять на глаз и с помощью линейки высоту, длину и ширину Назначение инструментов: киянка, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки. Знакомство с приемами работы. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. 2 Лепка с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму 3
Работа с природным

материалом.
Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия) Экскурсия «Лес. Природный материал» Экскурсия в природу с целью сбора материала. Уметь находить природный материал. Знать о свойствах материала, используемый при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Знать и уметь использовать инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Знать материал, который используется для скрепления деталей: клей, пластилин, палочки, про- волока, нитки и т. д. Уметь соединять детали с помощью клея, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции. 4 Изготовление птички, рыбки, черепахи. Изготовление по образцу птички из шишки, палочек, крылаток ясеня и проволоки (изготовление по образцу рыбки, черепахи) и др
.
5
Работа с бумагой и

картоном
Изготовление пакета из бумаги. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Изготовление пакета для счетного материала.
6 Изготовление счетного материала (квадраты, треугольники, круги) Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. 7
Работа с текстильными

материалами
Изготовление стилизованных ягод из ниток. Плетение косички из веревочек Уметь организовать рабочее место; соблюдать санитарно- гигиенические требования. Знать правила безопасной работы. Уметь выполнять намотку ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка; завязывать узелок на конце нити; пришивать пуговицы с подкладыванием палочки. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются. Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата,тонкой веревки, сутажа. Плетение косички из веревочек 8 Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков нитей, тесьмы, шпагата Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучковнитей, шпагата, тесьмы. 9 Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Завязывание узелка Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани. Завязывание узелка. Виды пуго- виц. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторе- ние приемов шитья (игла вверх, вниз).
II четверть ( 7 ч )
10 Экскурсия в швейную мастерскую Экскурсия в швейную мастерскую. Ознакомление с условиями работы в швейной мастерской. 11
Работа с глиной и

пластилином.
Работа с глиной и пластилином Лепка с натуры кружки, ста- кана цветочного горшка. Лепка предметов цилиндрической и конусной формы: кружки, стаканы для карандашей, цветочного горшка. Нанесение узора на изделие. 12
Работа с природным

материалом.
(аппликационные работы и Изготовление по образцу композиции из засушенных растений.
панно) Составление композиции из засушенных растений. 13 Изготовление ежика из сухих листьев Уметь изготовлять аппликацию ежика из сухих листьев по образцу 14
Работа с глиной и

пластилином.
Лепка по образцу цыпленка ( утенка). Лепка стилизованных фигур животных: кошки (белки). Соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся. Для слабых учащихся лепка по образцу. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных изображениях. Соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания. Лепка по образцу стилизованных фигур. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных изображениях. 15
Работа с бумагой и

картоном.
Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд. Изготовление плоских елочных игрушек и гирлянд из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. 16 Изготовление маски. Уметь выполнять разметку бумаги и картона по линейке; оклеивать картон бумагой с двух сторон. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Изготовление плоских елочных игрушек и гирлянд из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке,резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами.
III четверть ( 10 ч )
17
Работа с бумагой и

картоном
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок» Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета. Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. 18
Работа с природными

материалами
Изготовление персонажей к сказке Изготовление персонажей к сказке «Теремок». Уметь организовать рабочее место.
«Теремок». Уметь закреплять отдельные детали и фигуры на подставке; рационально применять материалоотходы; соблюдать пропорции в изделии и между деталями макета. Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Проведение игры по сказке. Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета. 19 Изготовление закладки из тонкого картона. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составлен- ной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов зак- ладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки 20 Изготовление аппликации «Грузовик». Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. 21 Изготовление поздравительных открыток. Изготовление открытки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке,резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. 22 Работа с текстильными материалами Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Уметь делать разметку бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Уметь оформлять концы закладки кисточками из нитей. 23 Составление коллекции тканей Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Уметь выполнять раскрой ткани по готовой выкройке; составлять коллекцию ткани. Знать свойства и особенности тканей. 24 Вышивание закладки. Уметь соблюдать организацию рабочего места, соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с текстильными материалами. Знать виды ручных стежков Назначение ручных стежков, их виды. 25 Изготовление игольницы. Уметь выполнять ручной стежок Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги
в клетку 26 Работа с глиной и пластилином Лепка по представлению свободных композиций («Колобок и лиса», «Маша и медведь»). Знать пространственное положение деталей на макете; приемы работы Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь»,«Лиса и журавль».
VI четверть ( 8 ч )
27 Работа с бумагой и картоном Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек Уметь выполнить чертеж и самостоятельно сшить игольницуИзготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки 28 Изготовление трехсекционного светофора, Изготовление указателя «переход» Изготовление трехсекционного светофора, изготовление указателя «переход». Слабые учащиеся выполняют простые детали. Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы». 29 Изготовление подушечки для иголок из картона. Уметь применять различные материалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Знать Организацию рабочего места; правила безопасной работы. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону 30 Работа с текстильными материалами Выполнение стежка «шнурок». Уметь применять различные материалы (ткань, вата) и предметы (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Знать Организацию рабочего места; правила безопасной работы. Уметь выполнять разметку деталей по линейке и шаблону; 31 Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Знать виды стежков. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Инструменты, применяемые при работе с тканями. 32 Оформление концов закладки кисточками. Уметь выполнять стежки Знать виды стежков. Уметь выполнять стежки. Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани. 33 Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и
и «шнурок». «шнурок». Организация рабочего места 34 Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок» (продолжение). Знать виды стежков. Уметь выполнять стежки. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок
3 класс (34 часа)

I четверть (9 часов)



п/п

Тема

Содержание учебной деятельности.

Дата
1.
Работа с природным

материалом.
Экскурсия в природу. Наблюдение изменений в природе с приходом осени. Сбор образцов природных материалов. 2. Изготовление аппликации из природных материалов. «Птица», «Букет», «Птицы на ветках». Образцы материалов и инструментов. Изготовление аппликации. 3. Изготовление (по рисунку) паука из природного материала, проволоки, пластилина. Формирование умения работать с природным материалом по рисунку и с проволокой. 4. Изготовление аппликации «Рыбки» из природных материалов. Формирование умения работать с природным материалом по описанию. 5.
Работа с бумагой и картоном.
Окантовка картона полосками бумаги и листом. Виды бумаги. Формирование умения работать с картоном, бумагой и клеем. Овладение приемами работы с бума-гой. 6.
Работа с проволокой.
Знакомство с видами проволоки и ее применением в процессе экскурсии в мастерскую. Ознакомление с видами проволоки и ее применением. 7. Изготовление из проволоки стилизованных фигурок рыб, птиц, животных (по образцу и рисунку). Формирование умения изготавливать изделия из проволоки. 8.
Работа с древесиной.
Знакомство со свойствами древесины во время экскурсии в столярную мастерскую. Ознакомление со свойствами древесины Виды древесины. 9. Изготовление подставок прямоугольной формы из природного материала. Формирование умения изготавливать подставки прямоугольной формы.
II четверть (7 часов)



п/п

Тема

Содержание учебной деятельности.

Дата
1.
Работа с природным материалом.
Формирование умения работать с
Изготовление объемных изделий из сучьев, коры и др. материалов (по замыслу). природным материалом по замыслу 2.
Работа с металлоконструктором.
Сборка (по образцу) треугольника из трех планок, квадратов и прямо -угольников. Введение представлений о деталях металлоконструктора. Формирование умения работать с гайкой и ключом и отверткой. 3. Конструирование (по образцу) изделий из планок и скоб (лопатка, грабли, лесенка). Формирование умения работать с гайкой и ключом, скобами, планками и отверткой. Употребление в речи технической терминологии. 4. Сборка объемных изделий (стол, стул, скамейка по образцу и рисунку). Формирование умения работать с гайкой и ключом, скобами, планками и отверткой. Употребление в речи технической терминологии. 5.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление гирлянды. Формирование умения работать с бумагой, клеем, ножницами. Овладение способами разметки на бумаге. 6. Изготовление новогодней маски. Формирование умения работать с бумагой, клеем, ножницами. Овладение способами разметки на бумаге. 7. Отделка изделий аппликативными украшениями. Формирование умения работать с бумагой, клеем, ножницами. Овладение способами разметки на бумаге.
III четверть (10 часов)



п/п

Тема

Содержание учебной деятельности.

Дата
1.
Работа с текстильным материалом.
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Ознакомление с косым обметочным стежком. Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка) 2. Изготовление закладки из фотопленки (открытки). Оформление концов закладки кисточками. Формирование умения готовить закладку из фотопленки (открыток) с цветным вкладышем и оформлять закладку. 3. Работа косым стежком (вешалка из тесьмы к полотенцу или др.) Формирование умения шить косым стежком. Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани 4. Изготовление кармашка из ткани (клеенки или бархатной бумаги) для счетных палочек, ножниц. Формирование умения шить косым стежком. Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани 5. Изготовление по образцу подушечки- прихватки (по самостоятельно составленной выкройке из несколько сложенных вместе кусочков разноцветной ткани). Формирование умения пришивать косым стежком. Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани
6.
Работа с древесиной.
Экскурсия в столярную мастерскую. Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину, извлечь гвоздь, ввернуть шуруп. Повторение свойств древесины. Формирование умения подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей, вбивать гвоздь в древесину, извлекать гвоздь, ввернуть шуруп. 7. Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов несложных игрушек, кукольной мебели (стол, стул, кровать). Формирование умения соединять детали на гвоздях и шурупах. 8.
Работа с бумагой.
Сувенир. ( Открытка для мамы, пасхальный кролик, корзинка с цветами…) Формирование умения работать с бумагой, клеем, ножницами. Овладение способами разметки на бумаге. 9. Изготовление обложки для проездного билета. Формирование умения размечать бумагу и картон по линейке. 10. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Формирование умения размечать бумагу и картон по линейке
IV четверть (8 часов)



п/п

Тема

Содержание учебнойдеятельности.

Дата
1.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление открытой коробки с клапанами. Развитие знаний о назначении картона. Формирование умения осуществлять развертку коробки по шаблону и по линейке, склеивать коробки с помощью клапанов. 2.
Работа с древесиной.
Изготовление из полуфабрикатов вагончика, тележки, автомобиля (по образцу). Формирование умения соединять детали на гвоздях и шурупах. 3.
Работа с текстильным материалом
. Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги. Формирование умения составлять по образцам простейший рисунок на листе бумаги. 4. Вышивание салфетки ручными стежками. Формирование умения вышивать салфетку ручными стежками. 5. Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, полотенца. Формирование умения оформлять кусок ткани в виде салфетки, коврика, полотенца 6.
Работа с металлоконструктором.
Сборка дорожного знака по техническому рисунку. Формирование умения работать с деталями металлоконструктора по рисунку.Употребление в речи технической терминологии. 7. Сборка стола или стула по образцу и техническому рисунку. Формирование умения работать с деталями металлоконструктора по рисунку.Употребление в речи технической терминологии. 8. Сборка тележки с подвижной (неподвижной) колесной парой. Формирование умения работать с деталями металлоконструктора по рисунку. Употребление в речи технической терминологии.

Календарно-тематическое планирование

4 класс (34 ч)
№ п/п
Тема урока

Содержание урока

Дата

I четверть ( 9 ч )
1
Работа с бумагой и картоном
Вводное занятие « Что ты знаешь о бумаге». Правила работы. Тренировочные упражнения. Аппликация. Проверка знаний о бумаге. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Организация рабочего места. Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. 2 Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка». Приемыи способы работы сбумагой. Складывание бумаги. Правила безопасной работы с ножницами.
Исследовать, наблюдать, сравнивать
свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. 3 Раскрой коллекции из бумаги по шаблону. Компоновка и разметка коллекции. «Силуэт самолета» и др. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Понятия: «шаблон», «правила безопасности»
Компоновать, размечать
заготовку на глаз и по шаблону. 4
Работа с тканью.
Беседа «Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного переплетения нитей. Проверка знаний о ткани. Изготовление деталей на всю поверхность. Правила безопасной работы с ножницами.
Размещать
образцы в определенном порядке. 5 Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Игрушка «Кукла –скрутка». Проверка знаний о видах работы с тканью.. Изготовление деталей куклы-скрутки. Правила безопасной работы с ножницами.
Размещать
образцы в определенном порядке. 6 Отделка изделий из ткани. Салфетка с аппликацией. Формирование представлений о способах отделки изделий из ткани. Закрепление знаний о видах ткани. 7
Работа с бумагой и картоном.
Формирование умения анализировать объект. Расширение представления о функциональном назначении бумаги.
Игрушка с подвижным соединением деталей. «Цыпленок», «Мишка» и др. Правила безопасной работы с ножницами. 8 Раскрой конверта по шаблону. Соединение деталей конверта. Украшение конверта аппликацией. Обучение изготовление изделия на основе развертки. Обучение технологии разметки мест прокола.
Развивать
умения анализировать конструкцию изделия.
Резать
ножницами «надрез», «разрез по прямой длинной линии».
Делать
разметку по линейке через определенное количество миллиметров. Виды аппликации. Подбор рисунка для аппликации. 9 Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». Формирование навыков работы с помощью угольника. Формирование приемов разметки деталей по угольнику и по шаблону.
Уметь
правильно провести сборку изделия для наклеивания.
Произносить
правильно слова:
аппликация, композиция, шаблон.

II четверть ( 7 ч )
10
Работа с тканью
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка- прихватка», Рукавица- прихватка». Формирование навыков самостоятельной работы при изготовлении изделий по готовому крою, сгибание бумаги по заданным условным линиям.
Составлять
план изготовления пакета для семян,
уметь
сгибать бумагу по условным линиям. 11
Работа с бумагой и картоном.
Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг. Обучение умению размечать прямоугольник с помощью чертёжных инструментов (угольника). Закрепление умения размечать детали изделия под прямым углом. Совершенствовать умение резать по коротким линиям и использовать соответствующий приём вырезания ножницами из бумаги. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. 12
Работа с металлом.
«Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручиванте фольги. «Дерево», «Паук» . Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развитие умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приёмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий алюминиевой фольги.
13
Работа с бумагой и картоном.
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объёмное ёлочное украшение. Ёлочная игрушка «Солнышко». Проверка знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивания окружности с применением циркуля или по шаблону. Совершенствование умения резать по короткой прямой и по кругу. Обучение делению круга на равные части с помощью угольника и линейки. Использование данного приёма при разметке деталей изделия. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. 14 Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрёшка». «Цыплёнок» Обучение определению особенностей конструкции изделия (растягивающееся туловище матрёшки). Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Закрепление умения размечать заготовки с помощью линейки. Совершенствование умения вырезать по кругу. Закрепление умения делить круг на равные части с помощью угольника. Обучение склеиванию деталей изделия с использованием приёма «точечного склеивания». 15 Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица». Ёлочки из картона и кружев Обучение умению определять особенности конструкции изделия. Совершенствование приёмов разметки деталей изделия по шаблону. Отработка приёма «надрез по короткой линии». Развитие умения вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам. Развитие аккуратности при выполнении действий. 16 Складывание из бумаги. «Снежинка», «Звезда». Формирование умения определять геометрическую форму изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Совершенствование знаний о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны, углы).
III четверть ( 10 ч )
17
Работа с бумагой и картоном.
Выполнение разметки с опорой на чертёж Летающая модель «Планёр», «Самолет». Формирование представлений о чертеже. Обучение чтению чертежа и технического рисунка по чертёжным линиям. Закрепление название чертёжных линий (тонкая сплошная линия – вспомогательная; толстая сплошная линия – контур; тонкая сплошная линия со стрелочками – размерная, габаритная). Формирование способности находить общие детали в чертеже и на объёмном рисунке объекта. Развитие умения выполнять разметку изделия с опорой на чертёж.
18
Работа с нитками.
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток». Расширение представлений об изделиях декоративно- прикладного искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка знаний об аппликации. Закрепление и расширение знаний о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьё, вышивание, вязание). Совершенствование умения анализировать аппликацию, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. 19 Сматывание ниток в пучок. «Помпон из ниток» Проверка знаний о приёме работы с нитками. Обучение обматыванию нитками картонных колец с применением иглы с широким ушком. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук и дифференциации движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу в виде кольца. 20
Работа с проволокой.
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей и человечков. Закрепление и расширение знаний о видах проволоки (медная, алюминиевая. Стальная). Её свойства (гнётся, режется кусачками, сматывается), приёмов её сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом). Совершенствование умений анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия. 21- 22
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. «Открытая коробочка» «Коробочка» Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.). Закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки (1). Обучение складыванию базовой формы «блин» и складыванию на её основе коробочки (2). 23
Работа с древесиной.
«Что ты знаешь о древесине?». Образцы и изображения инструментов, материалов, приспособлений. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах, инструментах и приспособлениях и умений объединять их в соответствующие группы (заполнение таблицы в рабочей

Экскурсия в школьную

столярную мастерскую.
Образцы древесины. тетради «Что относится к материалам, инструментам и приспособлениям»). Сообщение сведений о заготовке древесины. 24 Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из карандашной стружки «Цветок», «Цыплёнок», «Букет» и др. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия. 25
Работа с древесиной.
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из древесных заготовок «Дом», «Ёжик в лесу», «Щенок» и др. Расширение представлений об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных заготовок в аппликации. Совершенствование умений анализировать аппликацию, определять её детали и их пространственное расположение в композиции. Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному плану. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений. 26
Ремонт одежды.
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями, с ушком. Пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями. Пуговицы с ушком. Закрепление знаний о пуговицах (с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Обучение технологии пришивания пуговиц с ушком. Повторение правил работы иглой. Закрепление умения отрезать нитку нужной длины(30см), завязывать узелок на конце нитки. Закрепление умения работать по намеченному плану. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук, ритмичности движений, зрительно- двигательной координации, пространственной ориентировки.
VI четверть ( 8 ч )

27
Ремонт одежды.
Пришивание пуговиц. Отделка изделий. Аппликация с использованием пуговиц «Медведь»,«Кот»,«Лягушка» «Собака». Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представлений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности совершаемых движений. 28
Картонажно-переплётные

работы.
Переплёт. Записная книжка-раскладушка с переплётной крышкой, «Блокнот». Расширение представлений о картонажно-переплётных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплёте). Развитие умения объединять в соответствующие группы измерительные, режущие, колющие и вспомогательные инструменты, используемые в картонажно-переплётных работах. Обучение изготовлению записной книжки с переплётной крышкой. 29
Ручные швейные работы.
Оборудование швейной мастерской.
Экскурсия в школьную

швейную мастерскую.
Ознакомление с условиями работы в швейной мастерской. Сообщение сведений о профессиях швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования, портного по ремонту одежды, утюжильщика и др. 30
Ручные швейные работы.
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл. Расширение представлений об изделиях из ткани (предметы быта). Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка). Совершенствование умений самостоятельно анализировать изделие и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого стежка. Обучение приёму соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. 31- 34
Ручные швейные работы.
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Закрепление умений соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка при пошиве игрушек – подушек. Закрепление всех технологических ручных операций, необходимых при пошиве изделий из ткани
Критерии нормы оценки знаний умений и навыков

1-ый вариант:

Из опыта работы позволяет сформулировать такие ориентировочные критерии оценок: балл «5» - выполняются все требования, причём точность размеров изделия колеблется в пределах 1/3 поля допуска; балл «4» - в ответах допускаются неточности которые самостоятельно исправляются обучающимися; точность размеров изделия колеблется в пределах1/5 доли поля допуска; норма времени превышает установленную на 10…15%; имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приёмов, нарушения правил безопасного труда и организации рабочего места, которые не повторяются после замечания учителя; балл «3»- в ответах допускаются неточности, которые исправляются с помощью учителя, точность размеров колеблется в пределах поля допуска; норма времени выше установленного на 20% и более; имеют случаи неправильного выполнения трудовых приёмов, правил безопасного труда, организации рабочего места, которые повторяются после замечания учителя, допустили брак, но который можно исправить. балл «2» - ответы свидетельствуют о незнании обучающимися основных положений учебного материала, точность размеров изделия выходит за пределы поля допуска, многократно нарушаются правила безопасного труда и организации рабочего места, трудовые приёмы выполняются неправильно. Допустил неисправимый брак. балл «1»- обучающийся не знает учебный материал, допустил неисправимый брак. Вполне понятно что не всегда все критерии оценок оказываются на уровне. Например: устный ответ обучающегося заслуживает «5» баллов, качество изделия – «4», а выполнение трудовых приёмов на «3» балла. В таком случае оценка выставляется как средний балл,
2 –ой вариант:
Оценка «5», если на «5» выполнена практическая работа, на «5» или «4» устный ответ; Оценка «4», если на «4» практическая работа, на «5» или «4» устный ответ; Оценка «4», если на «5» практическая работа, на «3» устный ответ; Оценка «3», если на «4» практическая работа, на «3» устный ответ.
Источники информации

1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» Москва «Просвещение» 2009 г. 2. Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. «Поурочные разработки по трудовому обучению» Москва Издательство «Экзамен» 2006 г 3.Павлова Н.Т. «Трудовое обучение учащихся 1-4 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2003 г. 4. Петрова В.Г. «Обучение учащихся в начальной школе» Москва «Просвещение» 2000 г
Средства обучения


1. Пластилин, стеки. 2. Муляжи овощей, фруктов. 3. Игрушки. 4. Цветная бумага 5. Картон. 6. Клей. 7. Ножницы. 8. Альбом. 9. Природный материал. 10. Ткань. 11. Нитки, 12. Игла. 13. Пуговицы. 14. Образцы швов. 15. Образцы ткани.


В раздел образования