Напоминание

"В мире музыки"


Автор: Тюленева Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО
Населённый пункт: с.Куйбышево
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "В мире музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей первой категории Согласовано: на заседании Методического Совета с правами экспертного Протокол № _____________ от «____»_____________2015г. Утверждаю: Директор ЦДО Михайленко Е.П. от «_____»_____________ 2015 г.
«В МИРЕ МУЗЫКИ»
Образовательная программа дополнительного образования детей Возраст обучающихся 6-9 лет Срок реализации программы 2 года Педагог дополнительного образования Тюленева Елена Николаевна с. Куйбышево 2015 г.

Пояснительная записка

Направленность программы
Предлагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального музицирования у детей младшего школьного возраста с использованием ударных инструментов оркестра. Коллективное инструментальное музицирование для детей младшего школьного возраста - это одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке - залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что способствует формированию их музыкального кругозора.
Цели и задачи -
- развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к музицированию; - развитие музыкальных способностей: чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти, формирование навыка ансамблевой игры; - развитие творческого мышления, приобретение навыков импровизации. Ученики овладевают основными приемами игры на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с различными шумовыми ударными инструментами (барабаны, треугольник, бубен, колокольчики, кастаньеты и т.д.).
Сроки реализации
Предусматривается двухгодичный курс для детей, принятых в 1-3 класс (6-9лет). Учебно-тематический план шумового оркестра рассчитан на 4 часа в неделю (144ч. в год) для группы 1-го года обучения и 6 часов в неделю (216ч. в год для группы 2-го года обучения).

Ожидаемые результаты
К моменту окончания курса дети должны овладеть основными навыками игры на ксилофоне и металлофоне, знать диапазон и регистр звучания каждого инструмента, уметь играть в ансамбле заранее выученную партию, аккомпанировать на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул. Ученики должны понимать характер музыки.
Формы подведения итогов
Открытые уроки для родителей и преподавателей в течение учебного года, выступление на новогоднем празднике, итоговый контрольный урок в конце учебного года (обычно в форме концерта, совместно с показом предмета ритмики).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

I-го года обучения
№ п/п Название темы Количество часов Всего Теория Практика 1 2 3 4 5 6 7 Вводное занятие Мир звуков. Ритмическая зарядка. Интонационно- ритмические упражнения. Оркестр народный и симфонический. Инструменты шумового оркестра. Ритмическое остинато в размере 2/4. Ритмы , . Шумовые ударные инструменты (ложки, треугольник, бубен), основные приемы игры на них. Работа по профилю объединения. 2 14 16 32 32 16 32 2 2 4 12 10 2 4 - 12 12 20 22 14 28 ИТОГО : 144 36 108

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 года обучения
Минимальный уровень 1. Знать основные приемы игры на шумовых инструментах 2. Уметь исполнять простейшую ритмическую фигурацию на инструменте. Максимальный уровень 1. Знать основные приемы звукоизвлечения, состав шумового оркестра. 2. Уметь: - исполнять 1 простейшее произведение на инструменте.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН

II-го года обучения
№ п/п Название темы Количество часов Всего Теория Практика 1 2 3 4 5 Вводное занятие Ритмическое «эхо» Ритмическое остинато в размере 3/ 4. Шумовые ударные инструменты (марокасы, барабан, трещетка), основные приемы игры на них Импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне. 2 22 48 24 48 2 8 6 4 6 - 14 42 20 42
6 7 Шумовые ударные инструменты (ложки, треугольник, бубен), приемы игры на них. Разучивание пьес (одноголосие, ритмический аккомпанемент) 48 24 6 4 42 20 ИТОГО: 216 36 180
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 года обучения
Минимальный уровень 1. Знать музыкальные размеры. 2. Уметь исполнить 1 простейшее произведение с применением знакомых ритмоформул. Максимальный уровень 1. Знать музыкальные размеры, длительности нот. 2. Уметь: - читать отличать на слух знакомые ритмоформулы и сильные доли такта; - исполнить 1 простейшее произведение с применением знакомых ритмоформул.

Содержание и методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы 1-го года обучения
№ п.п . Название темы Содержание темы Цель занятий Методы преподавания Методы учения Форма занятия Оснащени е занятий Методы диагности ки Дата прове - дения 1 2 3 4 Вводное занятие - 2 ч. Мир звуков. -14ч. Ритмческая зарядка. Интонационно- ритмические упражнения . Оркестр народный и симфонический. Инструменты шумового оркестра. -32 ч. Особенности работы в объединении, правила безопасного обращения с музыкальными инструментами. -2ч Звуки вокруг нас. - 2ч. Шумовые звуки - 4ч. Музыкальные звуки. - 4ч. Музыкальная речь - 4ч. Ритм в нашей жизни. -8ч. Интонация и ритм. -8ч. Что такое оркестр. -8ч. Музыкальные инструменты оркестра -8ч. Приемы коллективного исполнительства. -8ч. Дирижерские жесты. -8ч 1. Ознакомить детей с работой на занятиях кружка. Дать знания по ТБ 1 Научить отличать шумовые звуки от музыкальных. 2 Развивать навыки игры на шумовых .инструментах, чувство ритма 3 Воспитывать эстети ческие чувсва обуча ющихся 1 Научить исполнять простейшие ритмо-фор мулы, различать интона цию в музыке. 2 Развивать исполнитель ские навыки. 3 Воспитывать увлечен- ность музыкальным ис кусством 1 Научить отличать дирижерские жесты, инструменты оркестра симфоничского и шумо вого. Информационно- сообщающий Побуждающий, объяснительный алгоритмический Побуждающий, стимулирующий, объяснительный Исполнитель - ский Практически й, репродуктив- ный, исполни- тельский Практичес кий,частично -поисковый, репродуктив ный Беседа Комбин и рованн ая Шумовые инструмен - ты Доска с дву мя нотонос- цами, нот- ные тетра- ди, баян Наблюде ние
5 6 7 Ритмическое остинато в размере 2/4. Ритмы , . -32ч. Шумовые ударные инструменты (ложки, треугольник, бубен), основные приемы игры на них. -16ч. Работа по профилю объединения. -32ч. Размер в музыке -16ч Ритм , -16ч Ложки. Треугольник -8ч Бубен.Колотушки. Приемы игры-8ч Разучивание пьес: народные попевки (интонация и ритм в народных попевках). -16ч. Открытые уроки, выступление . - 16ч . 2 Развивать навыки иг ры в ансамбле 3 Воспитывать увлечен- ность муз. искусством. 1 Научить исоплнять простейшие ритмичес кие фигурации в попев ках 2 Развивать навыки иг ры ритмических рисун ков на основе ритмических интонаций 3 Воспитывать интерес к музыке. 1 Научить приемам игра на шумовых инструмен тах. 2 Развивать навыки и технику игры .3 Воспитывать интерес к музыке, усидчивость. 1 Научить читать в нот ном тексте штрихи, выу чить названия белых кла виш на прав. клавиатуре. 2 Развивать навыки иг ры разными штрихами на правой и левой кла виатурах.Развивать на выки извлечения основ Объяснительный, побуждающий, алгоритмический , стимулирующий. Повторитель но- обобщающий Репродуктив- ный, исполни- тельский, прак- тический, час- тично- поиско- вый. Комбин и- рованн ая Контроль ное зада ние
ных звуков на правой клавиатуре. 3Воспитывать любовь и увлеченность к музыке.
Содержание и методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы 2-го года обучения
№ п.п . Название темы Содержание темы Цель занятий Методы преподавания Методы учения Форма занятия Оснащени е занятий Методы диагностик и Дата прове - дения 1 2 3 Вводное занятие - 2 ч. Ритмическое «эхо» -22ч. Ритмическое остинато в размере 3/ 4. -48ч. Особенности работы в объединении правила безопасности работы – 2 ч. Повторение изученного --10ч. Игровой прием «эхо» Повтори как я -6ч Угадай, кто поет Повтори мой ритм. Ритмическое «эхо» -6ч. Размер 3/4. в музыке-1ч Ритм - 12ч. Ритм - 12ч. Ритм - 12ч. Придумай ритм -12ч . 1. Подготовка детей к работе на занятиях кружка. Дать знания по ТБ 1 Научить слушать и слышать повторя ющиеся ритмофор мулы. 2 Развивать ритмический и муз. слух. навыки исполнения на инструментах. 3 Воспитывать лю- бовь к музыке. 1 Научить играть на инструментах ритмическое остинато в размере 3/ 4. 2 Развивать муз.слух и навыки исполне ния на инструменте. 3 Воспитывать увле- ченность занятиями музыкой. Информационно- сообщающий Объяснительный, побуждающий, алгоритмический, стимулирующий Побуждающий, объ яснительный, сти- мулирующий Исполнительский Репродуктивный, исполнительский, практический, час- тично-поисковый. Практический, репродуктив- ный, частично- поисковый Беседа Комбин и- рованн ая Повтор и- тельно- обобща - ющая Доска с но- тоносцами нотные тет- ради, баян Наблюде ние Контроль ное зада
4 5 6 Шумовые ударные инструменты (марокасы, барабан, трещетка), основные приемы игры на них -24ч. Импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне. -48 ч. Шумовые ударные инструменты (ложки, треугольник, бубен), приемы игры на них. -48ч. Разучивание пьес Марокасы Барабан -12ч Трещетка Приемы игры-12ч Придумай свои слова. -12ч. Придумай свой ритм-12ч Придумай свой танец -12ч.. Придумай свой оркестр-12ч Ложки-ложкари. -12ч. Треугольник и волшебная музыка -12ч Бубен и танец. Приемы игры -24ч Детские попевки. Интонационно-ритмическое 1 Научить основным приемам игры на марокассах, барабане,трещетке 2 Развивать навыки игры в ансамбле, развитие технических навы ков и муз. слуха. 3 Воспитывать устой чивый интерес к муз. занятиям. 1 Научить самостоя- тельно распределять знакомые ритмоформулы в муз. произведениях. 2 Развивать навыки исполнения на всех инструментах шумового оркестра 3 Воспитывать эсте тические чувства обучающихся. 1 Научить основным приемам игры на ложках,треугольнике , бубене 2 Развивать навыки игры инструментах и муз. слух обучающихся. 3 Воспитание усид чивости на муз. заня тиях. 1 Научить опреде лять в нотном тексте Побуждающий, стимулирующий, объяснительный Алгоритмический , стимулирующий объяснительный Практический, частично-поиско- вый, репродуктив ный Исполнительский , частично-поиско вый репродуктив ный, Комбин и- рованн ая Повтор и- тельно- обобща - ющая Комбин и- рованн ая 2 баяна доска с шумовые инструмен ты . ние Контроль ное зада ние
(одноголосие, ритмический аккомпанемент) -24ч. содержание пьесы. -6ч. Ритмический аккомпа-нимент пьесы -6ч Народные попевки. Интонационно- ритмическое содержание пьесы. - -6ч.ч. Ритмический аккомпа-нимент пьесы - -6ч.ч увеличенные дли тельности,знать их счет. 2 Развивать навыки игры увеличенных длительностей, коор- динации движений рук и пальцев. 3 Воспитывать увле ченность муз. занятиями. Объяснительный, побуждающий, алгоритмический, стимулирующий Репродуктивный, практический, исполнительский, частично-поиско вый Повтор и- тельно- обобща - ющая Комбин и- рованн ая Повтор и- тельно- обобща - ющая 2 баяна Шумовые инструмен ты Контроль ное зада ние
Список литературы

Дидактический материал Методические пособия, сборники
1. «Английские песни-игры». М., «Музыка», 1992 2. «Колокольчики». Пьесы для детских музыкальных инструментов и фортепиано. Сост. и автор переложений Л. М. Архипова. СПб, «Композитор», 1999 3. «Оркестр в классе» Песни и пьесы в переложении для оркестра детских музыкальных инструментов. Вып. 3. Сост. и автор переложений И. Г. Лаптев. М., «Музыка», 1994 4. Портнов Г. А. «Ухти-Тухти». Маленькая пьеса для маленьких артистов. СПб, «Композитор», 1996 5. «Потешки и забавы для малышей», вып.1. М., «Советский композитор», 1992
6. «Французские песни-игры». М., «Музыка», 1991


В раздел образования