Напоминание

Из опыта работы с юными журналистами


Автор: Крылова Людмила Леонидовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ДТДиМ ГБОУ СОШ № 14 "Центр образования"
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы с юными журналистами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Опыт работы с юными журналистами Юнкоры… Они – детище своего времени. Дети ищут свое «Я», свое место в многоголосом хоре времени, свой угол видения. И этот голос поразительно чистый, искренний и принципиальный. Они стремятся быть причастными ко всему, волнуются за судьбу своей земли, за судьбу своего поколения, хотят рассказать о своих делах, проблемах. Но не всегда это у них получается грамотно, вот для этого и создаются юнкоровские объединения – методические центры для юных журналистов. Обучать воспитанников умению писать в газеты и журналы – совершенно необходимо, этого требует жизнь. Казалось бы, любой человек и даже школьник может написать статью в периодическую печать, но чтобы его материал достиг цели, надо многое знать и уметь, необходимо ясно излагать свои мысли, правильно пользоваться словом, очень хорошо разбираться в видах газетных жанров. Занятия в творческом объединении я начинаю с того, что знакомлю воспитанников с программой объединения, рассказываю о нелегкой, но увлекательной работе журналиста, стараюсь увлечь ребят перспективой овладеть полезным и весьма нужным в жизни мастерством журналистики. С другой стороны, в ходе нашего разговора, ребята должны ясно представить себе, что на пути к этой цели немало трудностей, от которых не стоит падать духом. Научиться излагать жизненный материал ярко, свежо, интересно не так просто. Продолжением лекции становится экскурсия в редакцию газеты, где ребята знакомятся со структурой редакции, ее сотрудниками, которые делятся секретами своей работы, пробуют набрать шрифт, наблюдают за работой типографии. Детей, как правило, такая экскурсия восхищает. Дальнейшем, эта знакомство продолжается и укрепляется. На следующих занятиях мы учимся говорить, работаем над развитием речи, техникой общения, учимся слушать, писать, читать знаки, знакомимся с приемами правки работы. Большое значение в работе журналиста играет речевой этикет. Журналист, как и любой человек, прежде всего, должен быть вежливым, внимательным, располагающим к себе. Пусть грубость исчезнет, Исчезнет навеки. Пускай по рецептам врачей, Появятся в каждой аптеке Лекарства для грубых людей. Этими словами я открываю серию занятий по темам «Общение» и «Речевой этикет». На занятиях мы учимся правильно строить диалоги, интервью,
говорить комплименты, поздравлять с праздником, поднимать настроение. Далее, я пытаюсь формировать навыки деловой речи (справки, отчеты, записки, объявления, автобиография, объяснительная записка…), навыки грамотного письма (повторение правил орфографии и пунктуации, составление алгоритмов, работа со словарями), учимся подбирать и составлять эпиграфы к теме, к разделу, к целой газетной странице, к статье, подбираем интересные заголовки. Составление плана - половина дела, он логически дисциплинирует мысль и облегчает подготовку к любой работе (беседы, докладу, статье, репортажу). План – это основные вопросы, раскрывающие тему, каркас работы. Мы уделяем плану 9 часов, из них 6 – практические занятия, где воспитанники составляют планы к статьям, интервью, репортажу, отзыву, даже сказкам. Уже в первый год обучения воспитанники знакомятся с видами газетных жанров (информационные и неинформационные). Занятия по программе проводятся с помощью лекций, бесед, дискуссий, встреч с интересными людьми, так и необходимы экскурсии в редакции газет, журналов. Я очень часто использую сюжетно-ролевые игры («Редакция», «Газета», «Журнал»), где дети выполняют роли работников редакционных отделов, выпускают собственные газеты, журналы. Второй и третий год обучения – это углубленное изучение видов газетных жанров, особенности газетного планирования и очень много практической работы над газетой «Собеседник» и юнкоровскими страницами любых печатных изданий, интернета. Здесь воспитанники уже смелее берут интервью, пишут самостоятельные статьи, заметки, много работают над репортажами с места событий, посещая различные мероприятия и праздники, встречаются с интересными людьми, со сверстниками. По окончании всего курса проводится зачетное занятие – тестирование и при его положительном результате дети получают удостоверения и характеристики. И пусть не все станут в будущем журналистами, главное – они учатся общаться с людьми, правильно оценивать события, излагать свои мысли, иметь личное мнение, т.е. приобретают те навыки, которые пригодятся в любом виде деятельности, которую они изберут в жизни.


В раздел образования