Автор: Батухтина Светлана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ ООШ№4 Населённый пункт: г. Советск Кировская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Я, ты, он, она - вместе дружная семья Раздел: начальное образование
Образовательная: конкретизировать с учащимися понятия семья, раскрыть
значение семьи в жизни людей, подвести детей к выводу, что семейные
ценности важны на примере жизни Петра и Февронии Муромских
показать, что важнейшими ценностями семьи являются: любовь, забота,
согласие, доброе имя семьи и др.;
Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным
ценностям, воспитывать через примеры заботливое отношения ко всем
членам семьи, развитие способности дарить им любовь;
Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать, анализировать
текст, выделять существенное, обобщать; осознанно и произвольно строить
речевые высказывания, способствовать развитию коммуникативных качеств,
умению работать в группе.
Формы и виды:
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Беседа,
самостоятельная
работа в группах с источниками информации, чтение обсуждение притчи;
устные рассказы обучающихся, упражнение «ассоциация».
Основные термины и понятия:
Семья. Семейные ценности, любовь, понимание.
О б о р у д о в а н и е :
Технические средства обучения;. Фотографии семей разных религиозных
культур,
тексты
притч
и
стихотворения,
отрывки
из
источников
разных
религиозных культур, цветные карандаши, рабочие листы
Планируемые результаты изучения материала:
Знание,
понимание
и
принятие
личностью
ценностей:
Отечество,
семья,
религия
-
как
основы
религиозно-культурной
традиции
многонационального народа России.
Формирование представлений о том, как в традиционных религиях
России относятся к семье.
Воспитание милосердия, чувства заботы о близких, уважения, внимания к
членам семьи.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя. Орг. момент
Добрый день!
(СЛАЙД 1)
Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как
удивительно ласково и нежно улыбается вам это лучистое солнышко!
2. Подготовительный этап.
(СЛАЙД 2)
Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу и нашим
гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам! Ведь дружба
начинается с улыбки…а значит, наше занятие сегодня пройдёт очень дружно,
весело и с добром.
3. Определение темы урока.
У: - Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о самом родном, светлом…
(СЛАЙД 3 )
Разгадывают ребус 7Я (семья)
- Правильно. Мы поговорим о семье.
Тема занятия « Я, ты, он, она - вместе дружная семья».
(СЛАЙД 4)
У
каждого
человека
есть
свой
дом.
Слова
«Семья»
входят
в
наше
подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.
(СЛАЙД5 )
4. Работа в паре.
У: - Само слово семья – загадка. Поможете её разгадать? У каждого на парте
на листе слово « семья».
Посоветуйтесь в паре и решите, как нужно
разрезать это слово, чтобы правильно его истолковать.
- Что получилось? («Семь» и « я»)
(СЛАЙД 6)
- Как это объяснить?( Семья – это семеро таких же, как я)
- И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом,
взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые
занятия.
- А почему « Семь Я»? Ведь не в каждой семье семеро. Хотите узнать?
Число семь издавна считалось особенным. Оно неделимо и напоминает о
том, что и семья едина и неделима.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли
мы задумываемся о том, откуда оно пришло и что оно обозначает?
В слове семья много поучительных загадок и открытий.
Слово «с
Слово «семья»
происходит от слова «семь».
(СЛАЙД 7)
7 в Священной истории символ полноты . 7 дней творения, недели. 7-
свечник на престоле. 7 Ангелов Апокалипсиса.
(СЛАЙД 8)
И слова «Я», т.е. семеро таких же, как я. А кто это?
- это мама, папа, бабушка, дедушка, трое детей. И, действительно, в семье
все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само
по себе особенное - оно простое, не делится ни на 2, ни на 3. Потому оно
говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен
действовать принцип – все за одного и один за всех.
Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как
вы думаете почему?
- От какого слова происходит слово « Семья»?
- Это слово – семя. Вы мне поможете разобраться, почему?
5. Работа в парах
- Выберите, на ваш взгляд верные утверждения. ( Заранее подготовленные
варианты ответов).
Групповая работа.
1 группа
Её нужно с любовью взращивать, чтобы жить в согласии и заботе друг
о друге;
Нужно взращивать с любовью, чтобы любоваться;
2 группа
Не взойдёт без помощи Природы;
Не взойдёт без помощи старших и без воли Божией. Так учили предки.
3 группа
Крепнет росток: зацветают первые цветочки – розы, колокольчики,
ромашки;
Крепнет росток: зацветают первые цветочки – сыночки и дочки;
4 группа
Главная забота – чтобы цветок не завял, вовремя полить;
Главная забота – чтобы дети выросли хорошими людьми, чтобы не
«засохла» у них душа;
(СЛАЙД 9)
У: - Совершенно верно – семья, как и семя, крепнет и набирает силу тогда,
когда все вместе заботятся о ней.
Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые
представители человечества, как из зерна колосья. Слово «семья» понятно
всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни
рядом с каждым из нас.
(СЛАЙД10)
Семья – это дом, это папа (отец) – глава семьи и мама – душа семьи,
бабушка и дедушка, это сестры, братья… семья – это самое дорогое в жизни
каждого…
- А кто берёт на себя, на свои плечи решение самых важных и трудных
вопросов? (родители)
6. Присоединение к теме .
У: - Семьи на Руси были традиционно большие, следовательно, жили они
по
законам
мира,
дружелюбия
и
согласия;
дети
воспитывались
в
послушании родителям; молодое поколение в почтении к старшим. С
веками
вырабатывались
особые
принципы
семейного
мира
и
благополучия, которые сохранились до нашего времени и дошли до нас в
пословицах
7.Работа с пословицей в группах с пословицей
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
(На столе лежат конверты № 2 откройте и соберите пословицу как будите
готовы беритесь за руки)
(СЛАЙД 11)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
8.Физкультминутка (включение песни)
9.Работа над рассказом.
Мы работали над пословицей и в ней говорилось, что нужно почитать
старших, а сейчас я вас познакомлю с рассказом К.Д. Ушинского «Дедушка»
(СлайД 12)
Рассказ К.Д. Ушинского «Дедушка»
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги
у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол
сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали
руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и
невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и
складывает что-то из щепочек.
-Что ты делаешь, дитятко? -спросила у него мать.
-Коробочку, -отвечает дитя.- Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас
из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь
прятать, из деревянной чашки кормить.
___
Вопрос :- Чему учит притча?
10. Вы все живете в семьях и по разному проявляете заботу друг о друге
- Как вы заботитесь о родных?
- Как вы это делаете, мы сейчас выясним
- посмотрите, у нас выросло дерево под названием семья
- оно вам нравится? Может ли счастливая семья так выглядеть?
- давайте исправим ситуацию
У вас на партах листья и цветы. Напишите на них, как вы заботитесь о членах
своей семьи и прикрепите их к дереву.
- благодаря чему у нас расцвело такое красивое дерево?
- какое самое важное слово заставляет родных заботиться друг о друге,
уступать, прощать?
Любовь для семьи, что солнце и влага для дерева
Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если
не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи.
- Прекрасным примером любви и верности в семье является
история о Петре и Февронии ( СЛАЙД 13 )
Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него
младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил
змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот
заболевает.
И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли
молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от
тяжелой болезни.
Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и
стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли
смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии
взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не
хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно
отказался от власти и отправился с ней в изгнание.
Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И
попросили послы вернуться Петра и Февронию.
Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в
разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным
образом их тела оказались в одном гробу. Дважды пытались их разложить по
разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.
День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года.
(СЛАЙД14)
А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и
верности.
11. Итог урока
У: - Чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной?
родители;
дети;
бабушки и дедушки;
ничья;
общая забота детей и родителей, бабушек и дедушек друг о друге.
Вывод: заботиться чтобы семья была крепкой, дружной должны все члены
семьи, от мала до велика.
У: -Важный ли мы вели разговор?
- Что вы чувствуете сейчас?
- С кем захотели поделиться?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
И наше занятие я хочу завершить стихотворением
(СЛАЙД15)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному
невозможно.