Напоминание

Душа слова


Автор: Матюнина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 17
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Конспект
Тема: Душа слова
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: "Душа слова"
(с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Цели:

1) Образовательная:
создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;
2) Развивающая:
содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;
3) Воспитательная:
способствовать воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.
Виды контроля:
индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля:
самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы:
частично-поисковые
Приёмы обучения:
создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы:
фронтальные, индивидуальные.
Оборудование:

Для учителя
: компьютер для учителя с программой PowerPoint, презентация, песня «Дорогою добра» Минкова, карточки разделов науки.
Для

учащихся
: пословицы, копии страниц этимологического словаря Трубачева О.Н., доклад биографии Трубачева О.Н. .
Ход урока:
1.
Организационный момент (1 мин).

Психологический настрой учащихся к деятельности.

Учитель:
- Дорогие ребята! Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем необычном уроке русского языка. - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. - Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным. 2.
Постановка темы и целей урока
-В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание "В добрый час!" употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих "сбережения" от злых сил и духов? Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем. -Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься? (Читать, грамотно писать) -Все правильно. Но послушайте, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: "Земля согревается солнышком, а душа – добротой". (Пословица написана на доске.) - Что же такое душа? (Душа - внутренний мир человека) -Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание) Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу. Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, рассорить и примерить. Какие же бывают слова расскажет нам Тарасова Юля:. Слова бывают разные, Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твердые и мягкие, Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые, Но непременно дело Стоит за каждым словом. - Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его внутренний мир) Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. - Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями? (Да). (Слайд 1) Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть позже. - Запишите в тетради сегодняшнее число 3.
Актуализация знаний. Введение
Давайте на минутке чистописания напишем буквы, которые написаны на доске. Все они разные, но они нам помогут выполнить следующее задание. На доске:
Д
ум
об
л
р
к
о
с
та
Из курса изо мы с вами знаем, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны теплыми цветами, и составьте из них слово. Кто составил, поднимайте руку. - Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы. –Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке. - Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! 3.
«Открытие» нового знания
- Так, что же такое доброта? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.) Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич. Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева. Мы уже приняли участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово», конкурсе-викторине «Грамотеи», конкурсе детских рисунков «Из радуги красок рождённое слово». И конечно наш урок мы тоже посвятим именно этому легендарному человеку, о котором нам расскажет Шентов Саша. (Слайд 2)
Трубачев Олег Николаевич
родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет. Он рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии. Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет! За фундаментальный труд "Этимологический словарь славянских языков.» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).
Итак, у вас на партах лежат копии страничек из этого словаря, книгу мудрости я бы назвала. Вы посмотрите сколько толкований дается этому слову, переводя его с разных языков. Это исконно старославянское слово, которое люди используют с незапамятных времен. А теперь мы обратимся к такой науке, как лексика
Лексика
У. Что изучает лексика? (Лексика – это раздел науки, который изучает словарный состав языка.) Слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый? - Но как же узнать, правы вы или нет? - Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?(Ответы детей). - Правильно, в толковом словаре. (Одни из крупнейших словарей русского языка -Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович) - Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да). - Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько). - Значит, каким оно будет? (Многозначным). - А теперь попробуйте, составить словосочетания с нашим исследуемым словом в разных значениях. По карточкам. Добрый (душа, глаза, вести, друг, конь, молодец, день). - А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы? - Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению). - Запишем слова синонимы: Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, ласка, душевность, нежность, забота. - Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу). - Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба) - Запишите антоним: Доброта – злоба. - Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу.  Доброе слово и кошке приятно.  Не одежда красит человека, а его добрые дела.  Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.  Доброе слово лечит, а злое калечит.  В ком добра нет, в том и правды мало.  Не ищи красоты, ищи доброты.
Физминутка
(Слайд ) - Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.
Под музыку саксофона звучит расслабляющая

музыка [5]
- Возьмите друг друга за руки.
Закройте глаза.
Почувствуйте тепло рук. Представьте себе энергию, которая течет сквозь ваши руки к рукам вашего соседа по парте. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно.Вы передайте друг другу теплоту и доброту руками. А сейчас музыка затихает и вы открываете глазки. И можете сказать что-нибудь хорошее и приятное друг другу. - ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!
5. Первичное закрепление

Фонетика

– Отправимся дальше в такой раздел о языке, как фонетика. Что он изучает? (Фонетика – это раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.) - Вслушайтесь внимательно на слово доброта и скажите, сколько звуков [о] вы здесь слышите? – У вас получились разные ответы. Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова и выясним: кто из вас прав? Один ученик работает у доски. Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных. Д – [д] – согласный звонкий, твердый. О – [а] – гласный, безударный. Б – [б] – согласный звонкий, твердый. Р – [р] – согласный сонорный, твердый. О – [а] – гласный ударный. Т – [т] – согласный глухой, твердый. А – [а] – гласный ударный. ______________________ 7 букв, 7 звуков -Сколько же звуков [о] в слове? (Ни одного звука [о] в слове нет.) -Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове? (Они безударные, в слабой позиции). Что надо делать в таких случаях? (Надо проверить безударные гласные) -Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово? (Орфография.) На доску прикрепляется карточка:
Орфография
-Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке? (Орфография изучает правила написания слов.) -Верно. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? -( Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.) - “
Доброта”
- ударение падает на III слог; - Безударные гласные в I и II слогах; - Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”; - Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”. На доску прикрепляется карточка:
Словообразование
-Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, – это
словообразование.
Что такое словообразование? (Словообразование – это раздел науки, который изучает процесс образования новых слов.) -Напомните мне, из чего могут состоять слова? (Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки.) - Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово “ДОБРОТА”? Разберём слово «ДОБРОТА» по составу. (У доски один ученик).
(
Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк; общая часть ДОБР будет корнем слова.Часть слова после корня - ОТ, будет суффиксом. Приставки нет.) - Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).
– Какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.) - Давайте проведем соревнование, чья пара больше придумает родственных слов к данному слову. Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову "доброта". -добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро, добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный. На доску прикрепляется карточка:
Синтаксис
– Что рассматривает синтаксис? (Синтаксис – это наука, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.) Предложение рассыпалось, помогите его собрать. (Слайд ) добро, побеждает, В, всегда, сказках, зло. Один ученик работает у доски. - Чему мы сегодня учились? - Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали? (Этимология, лексика, фонетика, орфография словообразование, синтаксис) - С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал? А можно еще сказать, что "Мы учились доброте"? Стихотворение о доброте прочитает нам Таня и Женя. Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть, И в беде друг друга не забыть, И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит Радуются взрослые и дети. Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
6.Закрепление изученного материала.
- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс! - Это произошло благодаря ВАМ! -У каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. - Ведь любовь и помощь согревают как солнце. - Повесьте это солнышко на ту часть доски, которая как вам кажется наиболее подходит на вопрос «Каким вам запомнился наш урок?» (познавательным, интересным, необычным, скучным) - Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке. Звучит песня о доброте: «Дорогою добра» Минков


В раздел образования