Автор: Матюнина Татьяна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СШ № 17 Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: Конспект Тема: Душа слова Раздел: начальное образование
Тема: "Душа слова" (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Цели:
1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое
«доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии,
синтаксисе;
2) Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки;
совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия
к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела,
помогать и сочувствовать людям.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы: частично-поисковые
Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Оборудование:
Для учителя : компьютер для учителя с программой PowerPoint, презентация, песня «Дорогою добра»
Минкова, карточки разделов науки.
Для
Учитель:
- Дорогие ребята! Я рада видеть вас здоровыми и радостными на нашем необычном уроке русского
языка. - Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
- Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение
на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
2.
Постановка темы и целей урока
-В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание "В добрый час!" употреблялось не
только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих
"сбережения" от злых сил и духов? Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не
бояться и говорить все, что думаем.
-Как вы думаете чем мы с вами будем заниматься? (Читать, грамотно писать)
-Все
правильно.
Но
послушайте,
что
говорит
об
этом
великий
русский
педагог
Константин
Дмитриевич Ушинский. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру.
Недаром говорят: "Земля согревается солнышком, а душа – добротой". (Пословица написана на доске.)
- Что же такое душа? (Душа - внутренний мир человека)
-Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание)
Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу.
Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить
их, рассорить и примерить. Какие же бывают слова расскажет нам Тарасова Юля:.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его
внутренний мир)
Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование.
- Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями? (Да).
(Слайд 1)
Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть
позже.
- Запишите в тетради сегодняшнее число
3.
Актуализация знаний. Введение
Давайте на минутке чистописания напишем буквы, которые написаны на доске. Все они разные, но
они нам помогут выполнить следующее задание.
На доске:
Д ум об л р к о с та
Из курса изо мы с вами знаем, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите
только те буквы, которые написаны теплыми цветами, и составьте из них слово. Кто составил,
поднимайте руку.
- Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.
–Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке.
- Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и
знать русский язык!
3.
«Открытие» нового знания
-
Так,
что
же
такое
доброта?
Чтобы
узнать
всю
правду
о
слове,
то
нельзя
обойти
вопрос
о
происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто
знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.)
Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим
Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич.
Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко
дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева.
Мы уже приняли участие в конкурсе чтецов «Живое русское слово», конкурсе-викторине «Грамотеи»,
конкурсе детских рисунков «Из радуги красок рождённое слово». И конечно наш урок мы тоже
посвятим именно этому легендарному человеку, о котором нам расскажет Шентов Саша. (Слайд 2)
Трубачев Олег Николаевич родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет
проявилась
у
него
неодолимая
тяга
к
языкам,
к
чтению:
он
самостоятельно
выучил
немецкий,
польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось
пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья
поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет. Он рано
обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к
славянской этимологии.
Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в
области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева —
фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним
продолжалась более 40 лет!
За
фундаментальный
труд
"Этимологический
словарь
славянских
языков.»
О.
Н.
Трубачев
был
удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).
Итак, у вас на партах лежат копии страничек из этого словаря, книгу мудрости я бы назвала.
Вы
посмотрите сколько толкований дается этому слову, переводя его с разных языков. Это исконно
старославянское слово, которое люди используют с незапамятных времен.
А теперь мы обратимся к такой науке, как лексика
Лексика
У. Что изучает лексика? (Лексика – это раздел науки, который изучает словарный состав языка.)
Слово
должно
иметь
внутреннее
содержание.
Внутренним
содержанием
слова
является
его
лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?
- Но как же узнать, правы вы или нет?
- Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?(Ответы
детей).
- Правильно, в толковом словаре. (Одни из крупнейших словарей русского языка -Даль Владимир
Иванович, Ожегов Сергей Иванович)
- Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “Доброта” и
понять его? (Да).
- Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).
- Значит, каким оно будет? (Многозначным).
- А теперь попробуйте, составить словосочетания с нашим исследуемым словом в разных значениях.
По карточкам.
Добрый (душа, глаза, вести, друг, конь, молодец, день).
- А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?
- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по
значению).
- Запишем слова синонимы:
Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, ласка, душевность, нежность, забота.
- Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
- Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)
- Запишите антоним: Доброта – злоба.
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах,
которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из
слов собрать пословицу.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Физминутка (Слайд )
- Ребята, встаньте парами лицом друг к другу. Под музыку саксофона звучит расслабляющая
музыка [5]
- Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло рук. Представьте себе энергию,
которая течет сквозь ваши руки к рукам вашего соседа по парте. Обратите внимание на то, как вы сами
при этом наполняетесь жизненной силой. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и
свободно.Вы передайте друг другу теплоту и доброту руками. А сейчас музыка затихает и вы
открываете глазки. И можете сказать что-нибудь хорошее и приятное друг другу.
- ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!
5. Первичное закрепление
Фонетика
– Отправимся дальше в такой раздел о языке, как фонетика. Что он изучает? (Фонетика – это раздел
науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.)
- Вслушайтесь внимательно на слово доброта и скажите, сколько звуков [о] вы здесь слышите?
– У вас получились разные ответы. Давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова и выясним: кто из
вас прав?
Один ученик работает у доски.
Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.
Д – [д] – согласный звонкий, твердый.
О – [а] – гласный, безударный.
Б – [б] – согласный звонкий, твердый.
Р – [р] – согласный сонорный, твердый.
О – [а] – гласный ударный.
Т – [т] – согласный глухой, твердый.
А – [а] – гласный ударный.
______________________
7 букв, 7 звуков
-Сколько же звуков [о] в слове? (Ни одного звука [о] в слове нет.)
-Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове? (Они безударные, в слабой позиции).
Что надо делать в таких случаях? (Надо проверить безударные гласные)
-Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово? (Орфография.)
На доску прикрепляется карточка:
Орфография
-Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о
языке? (Орфография изучает правила написания слов.)
-Верно. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове?
-( Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или
изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением.)
- “ Доброта” - ударение падает на III слог;
- Безударные гласные в I и II слогах;
- Первую безударную гласную букву О в корне проверяю словом “добрый”;
- Вторую безударную О в суффиксе проверяю словом “добро”.
На доску прикрепляется карточка:
Словообразование
-Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, –
это словообразование. Что такое словообразование?
(Словообразование – это раздел науки, который изучает процесс образования новых слов.)
-Напомните
мне,
из
чего
могут
состоять
слова? (Слова
могут
состоять
из
корня,
суффикса,
окончания, приставки.)
-
Ну
что
ж,
а
сейчас
давайте
выясним,
из
каких
же
частей
состоит
наше
исследуемое
слово
“ДОБРОТА”? Разберём слово «ДОБРОТА» по составу. (У доски один ученик).
( Чтобы найти корень, подбираю к слову однокоренные родственные слова: добро, добрый, добряк;
общая часть ДОБР будет корнем слова.Часть слова после корня - ОТ, будет суффиксом. Приставки
нет.)
- Ребята, значит, при помощи чего образовано наше слово ДОБРОТА? (Суффикса - ОТ).
– Какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу,
называются однокоренными.)
- Давайте проведем соревнование, чья пара больше придумает родственных слов к данному слову.
Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову
"доброта".
-добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро, добродушный,
доброкачественный,
добропорядочный,
добросердечный,
добросовестный,
добрососедский,
доброжелательный.
На доску прикрепляется карточка:
Синтаксис
– Что
рассматривает
синтаксис? (Синтаксис
–
это
наука,
которая
рассматривает,
как
слово
взаимодействует с другими словами в предложении.)
Предложение рассыпалось, помогите его собрать. (Слайд )
добро, побеждает, В, всегда, сказках, зло. Один ученик работает у доски.
- Чему мы сегодня учились?
- Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы
науки
о
языке
мы
сегодня
вспоминали? (Этимология,
лексика,
фонетика,
орфография
словообразование, синтаксис)
- С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал?
А можно еще сказать, что "Мы учились доброте"? Стихотворение о доброте прочитает нам Таня и
Женя.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
6.Закрепление изученного материала.
- Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!
- Это произошло благодаря ВАМ!
-У каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта.
- Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
- Повесьте это солнышко на ту часть доски, которая как вам кажется наиболее подходит на вопрос
«Каким вам запомнился наш урок?»
(познавательным, интересным, необычным, скучным)
- Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд. Мне было очень приятно сотрудничать с
вами на уроке.
Звучит песня о доброте: «Дорогою добра» Минков